Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FACTORS OF INEFFECTIVE DEVELOPMENT OF REGIONAL TOURISM INFRASTRUCTURE

Bogolyubova S.A. 1 Vasilikha D.F. 1
1 Saint Petersburg State University of Engineering and Economics (ENGECON), Saint Petersburg, Russia (191002, 27 Marata street, St.-Petersburg)
Factors of ineffective development of regional tourism infrastructure are identified in the article.The study, based on systemic analysis of trends and problems of regional development of tourism infrastructure has allowed to identify the main four factors that create problems: general economic, caused by industry-specific, socio-cultural and ecological. Structuring of the problems of development of regional tourism infrastructure, caused by these factors was held. Their character led to the conclusion of the close connections between the problems of regional tourism infrastructure and economic problems of the region. Their consideration and solution allows to manage the impact on the development of regional tourism infrastructure more effectively.
tourism infrastructure
problems
Развитие регионального туристского комплекса находится в пределах ограничений, создаваемых инфраструктурой, т.е. находится в тесной связи с инфраструктурным развитием региона, которое определяет либо положительную динамику развития отрасли туризма, либо является основным тормозом этого развития.

По оценкам специалистов Всемирной Туристской Организации[5], потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год (21, 3 млн. туристов Россия приняла в 2009 году).

Однако по всем показателям, связанным с развитием инфраструктуры, особенно транспортной и гостиничной, Россия заметно отстает от остальных участников туристского рынка. По данным исследования конкурентоспособности туристского сектора экономики, приведенного в отчете Всемирного экономического форума ЮНВТО[6], по качеству дорог Россия на 125 месте из 139, по уровню авиатранспорта - на 104, по числу мест в гостиницах - на 88, а по ценовой доступности размещения в них - на 105. Реальный спектр проблем инфраструктурного развития туристской отрасли в регионах РФ шире.

Для качественного и целенаправленного решения инфраструктурных проблем, сдерживающих развитие туристской отрасли и снижающих ее эффективность в регионах, необходимо определить факторы, обуславливающие их возникновение. На основе системного анализа отрасли туризма выявлены четыре основных фактора неэффективного развития региональной инфраструктуры туризма:

  • общеэкономический;
  • отраслевой;
  • социально-культурный;
  • экологический.

Таким образом, можно выделить четыре группы проблем развития региональной инфраструктуры туризма:

Группа А. Проблемы, обусловленные общеэкономическими факторами и носящие общесистемный характер (финансирование инфраструктуры туризма; проблема собственности; старение объектов инфраструктуры туризма - низкая скорость обновления; нехватка мощностей инфраструктуры туризма; диспропорции территориального развития и т.п).

В первую очередь, это проблемы: а) изношенности и старения существующей инфраструктуры; б) финансирования ее модернизации, либо создания новых объектов.

В настоящий момент по данным Росстата[1] степень износа ОФ составляет 46,3 % (данные 2007 г.). Но  в зависимости от отрасли от 50-70 % объектов инфраструктуры физически и морально устарели. Большинство элементов туристской инфраструктуры  эксплуатируется с превышением нормативного срока использования (в среднем 10-15 лет), причем в ряде случаев это превышение достигает трехкратного уровня.

Одной из причин этой проблемы является отсутствие механизма стратегического управления развитием инфраструктуры туризма в регионах.

Решение этой проблемы в регионах возможно путем создания новой инфраструктуры туризма и модернизации уже имеющейся. Однако следует четко понимать, что инфраструктура - это наиболее инертная, низкодоходная и капиталоемкая сфера, особо чувствительная к рискам. В этом свете перед регионами встает проблема привлечения инвестиций в сферу инфраструктуры туризма. Привлечение в нее частного капитала - сложная задача, требующая большого труда, и невыполнимая, если государство не сможет обеспечить благоприятный инвестиционный климат для реализации долгосрочных проектов. Последние реформы в инфраструктурных секторах российской экономики также призваны поступательно открыть российский рынок для большего объема отечественных и зарубежных частных инвестиций в инфраструктурную часть экономики туризма.

Анализ современной ситуации в туристской сфере РФ показал, что полное обеспечение и решение инфраструктурной проблемы отрасли туризма  невозможно только за счет частных инвестиций. Необходим системный, многоуровневый подход к решению этой задачи, который можно реализовать только при активном взаимодействии всех уровней государственной власти РФ и частного бизнеса.

Необходимость в инвестициях на развитие инфраструктуры туризма в регионах настолько велика, что финансирование инвестиционных проектов всецело за счет частных или государственных средств может оказаться несостоятельным.

Очевидно, что  масштабное инфраструктурное переустройство туристской отрасли может быть реализовано только на основе кооперации большого числа участников, что предполагает создание развитой системы долевого участия, объединяющей бюджетные и внебюджетные источники в единый фонд финансирования инфраструктуры.

В докладе Ростуризма [3] отмечается, что инвестиционная активность в туристской отрасли в кризисном 2009 году, вопреки ожиданиям, не уменьшилась. В 2007 г. объемы капиталовложений оценивались в размере 709,7 млрд руб., что на 18,5 % больше, чем в 2006 г. Эта цифра включает инвестиции во многие сопутствующие сферы, такие как дорожная, портовая инфраструктура, объекты сферы обслуживания. В среднесрочной перспективе прогнозируется ежегодный 8-9-процентный рост, однако он недостаточен для увеличения доли туризма в общем объеме инвестиций. В 2008 году доля инвестиций в основной капитал в туризме от общего объема инвестиций составила 12,1 %, годовой прирост инвестиций в основной капитал в туризме был 8,2 %.

Следствием нерешенности вышеуказанных проблем является нехватка инфраструктурных мощностей туризма в ряде регионов России. Анализ элементов туристской инфраструктуры показал, что наблюдается существенная нехватка мощностей в различных сегментах, обеспечивающих размещение, питание, оздоровление и досуг потребителей регионального туристского продукта. Одновременно существенное негативное влияние  на развитие туризма в ряде регионов оказывает неразвитость транспортной, энергетической и коммуникационной инфраструктуры. Следует отметить, что в настоящее время наблюдаются позитивные тенденции по некоторым элементам туристской инфраструктуры. Например, общее количество средств размещения выросло с 2007 по 2009 гг. на 12,5 %: с 10,4 до 11,7 тыс. единиц. При этом общий номерной фонд составил 599 тыс. единиц [3], а общее количество мест в средствах размещения - 1,25 млн. [2]. Однако дефицит мест размещения не был преодолен.

В то же время в регионах наблюдаются резкие диспропорции в территориальном развитии туристской инфраструктуры. Туристская инфраструктура сконцентрирована в нескольких экономических и культурно-исторических региональных центрах (Москва, Санкт-Петербург). Однако особенность размещения туристской инфраструктуры заключается в том, что её необходимость связана не с экономической развитостью региона, а с наличием в данном регионе уникальных туристских ресурсов, вокруг которых будет формироваться соответствующий туристский комплекс. Часто такие ресурсы находятся в труднодоступных, неосвоенных районах, природных заповедниках, исторических и культурных центрах с фактически отсутствующей инфраструктурой, или имеющих серьезные ограничения по возможности ее развития.

Группа Б. Проблемы, обусловленные отраслевой спецификой.

Большое значение имеют проблемы, обусловленные отраслевой спецификой туристской инфраструктуры.

  1. Сезонность использования объектов инфраструктуры. Сезонность некоторых видов туризма делает невозможным всесезонное использование  элементов специализированной инфраструктуры (горнолыжные трассы, пляжи и т.п.).
  2. Ориентация на определенный целевой сегмент. Реализуемый туристский продукт зачастую ориентирован на конкретного потребителя, предъявляющего специфические требования к элементам инфраструктуры, их составу и качеству.
  3. Повышенные требования технологической, экологической, личной безопасности.

Группа В. Проблемы, обусловленные социально-культурными факторами. Важными переменными, влияющими на привлекательность туристского направления для различных групп и категорий туристов, являются его культурные и социальные характеристики. Наибольший интерес у туристов вызывают такие элементы культуры народа, как искусство, наука, религия, история и др. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека. В стремлении разнообразить свой досуг, человек охватывает все новые культурные ресурсы. Туристический бизнес осваивает новые территории и новые культурные пространства.

1)  Нарушение исторического облика территории. Каждый вновь создаваемый туристский центр (объект) должен соответствовать национальным особенностям и традициям и одновременно иметь свой неповторимый облик. Формирование туристских дестинаций должно содействовать спасению ценнейших памятников культуры и истории как целостных архитектурно-ландшафтных и культурных комплексов. Однако данный принцип не всегда соблюдается: на месте историко-культурных объектов появляются их обезличенные копии; в традиционные исторические ансамбли и ландшафты встраиваются инородные элементы.

При планировании и развитии региональной инфраструктуры туризма необходимо осуществлять охрану и восстановление памятников культуры и истории рукотворного, природного и традиционного ландшафтов, которые также рассматриваются как непреходящие исторические ценности, национальное достояние.

2) Сохранение культуры и традиций. При организации региональной инфраструктуры туризма следует грамотно сочетать традиционные формы деятельности, исторически сформировавшие эти территории с инновационными видами. Причем новые виды деятельности должны дополнять, а не подавлять сложившиеся традиционные хозяйственные, социокультурные и природные процессы. Утрата культурных ценностей невосполнима и необратима. Любые потери культурного наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений.

3) Неприятие местного населения. В силу социальной напряженности и различия доходов населения в настоящее время имеет место неприятие местным населением туристов, желающих отдохнуть в определенной местности. Как правило, турист потребляет услуги повышенного качества, которые обеспечиваются повышенного уровня инфраструктурой. Иным раздражающим фактором может стать платность для местного населения объектов культурно-исторического и природного наследия, после соответствующего инфраструктурного оснащения. Проблема несоответствия уровня туристских объектов и окружающей социально-экономической среды порождает ксенофобию; появления комплекса «неполноценности» у местного населения в связи с невозможностью пользования рядом туристских объектов (например, ресторанов, спортивных комплексов); ухудшение криминогенной обстановки в регионе, межэтнические и межконфессиональные конфликты и т.д.

Группа Г. Проблемы, обусловленные экологическими факторами. Реализация инфраструктурных проектов в сфере туризма связана с вмешательством в природную среду территории и способна привести к нарушению экологического баланса, и даже к потере территорией туристской привлекательности. Это приводит к возникновению следующих проблем:

 1) Несоответствие региональной инфраструктуры туризма уровню пропускной способности территории, т.е. уровню посещаемости объекта или местности, превышение которого приводит к неприемлемым экологическим последствиям, либо в результате действий (или естественных процессов жизнедеятельности) самих туристов, либо вследствие функционирования обслуживающей туризм инфраструктуры.

 2) Следующей экологической проблемой, связанной с развитием региональной инфраструктуры туризма является частое превышение в туристских центрах уровня антропогенной нагрузки - т.е. внешнего воздействия на природный комплекс (статическое и динамическое, постоянное и временное), вызывающего деформацию и  изменения в его элементах. Например, на Телецком озере (Алтайский край) в 2008 г. отдохнуло около 60 тыс. человек, а за летне-осенний период - до 80 тыс. человек, Фактические нагрузки в сезоне 2008 года на участках рекреации в прибрежной зоне озера изменялись в пределах от 2 до 210 чел/га. Расчеты показывают, что эти нагрузки на 72 % участков на побережье озера превышали их допустимые значения в среднем в 3 раза, а максимально - в 12 раз. Как следствие в местах базирования основной части лодок и катеров на северном берегу озера содержится в 1,5-3 раза больше нефтепродуктов, чем в центральной и южной частях водоема. Кроме этого, в туристский сезон более чем в 10 раз по сравнению с фоновым режимом увеличивается содержание в воде взвешенных веществ [4].

3) Хрупкость природных экосистем. Использование в основном устаревших технологий при создании региональной инфраструктуры туризма выступает серьезным ограничением для развития туризма на многих потенциально привлекательных территориях. Причиной этого является высокая (иногда сверхвысокая) чувствительность многих экосистем России к антропогенным воздействиям - их хрупкость. В ряде случаев экосистемы территорий можно рассматривать как жизненный ресурс для местных общин, поэтому их охрана также связана и с охраной культуры (например, территории Крайнего Севера России).

Выявленные факторы являются базовыми и определяют характер развития туристской инфраструктуры в регионах, а перечень проблем по каждой группе может быть расширен. Характер факторов позволяет сделать вывод о связи проблем региональной инфраструктуры туризма с проблемами экономики региона в целом.  Это подчеркивает необходимость целостного взгляда на региональную инфраструктуру туризма и применение системного подхода к их решению.

Рецензенты:

  • Шарафанова Е.Е., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой управления предпринимательской деятельностью Санкт-Петербургского университета сервиса и экономики, г. Санкт-Петербург.
  • Горенбургов М.А., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой гостиничного и ресторанного бизнеса Балтийской  Академии Туризма и Предпринимательства, г. Санкт-Петербург.