Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ROLE OF BRYANSK RAIL-ROLLING PLANT CHARITABLE SOCIETY IN SOCIAL SUPPORT TO WORKING POPULATION AT THE TURN OF THE 20TH CENTURY

Fedkina N.G. 1
1 State Educational Institution of Higher Professional Education Bryansk State Technical University Bryansk, Russia
Activity of Bryansk Rail-Rolling Plant Charitable Society in the second half of the 19th Century – at the beginning of the 20th Century is studied. Social policy of the enterprise in rendering help to staff and workers and their families in case of various accidents is considered. When applying general scientific and historical approaches among which there’s systematic study of the problem, historical comparative analysis, problem chronological method, it has been revealed that studying regional charitable experience allows using its elements in organization of social safety net.
Bryansk Rail-Rolling Plant
Charitable Society
social assistance
working population
M.K. Tenisheva
Вторая половина XIX - начало ХХ вв. является важным периодом социальной практики в области благотворительной деятельности, где особое место занимали торгово-промышленная буржуазия, купечество и дворянство. Рост предпринимательства и накопление финансовых средств создавали основу для ускоренного развития благотворительности. Этому также способствовало и поощрительное законодательство, которое в значительной степени упрощало процедуру открытия различного рода благотворительных учреждений и предоставляло налоговые льготы для их попечителей и организаторов[1]. Именно в этот период в России сложилась система благотворительных обществ, которые существовали не только в столице, но и во многих губернских городах.

С 1891 по 1899 гг. было создано свыше половины (53%) данных организаций, возникших в стране с 40-х годов XIX в. К началу ХХ в. в Российской империи насчитывалось более 11 тысяч благотворительных учреждений (4762 благотворительных общества и 6278 благотворительных заведений) [1, с. 3]. На каждые 100 тыс. населения приходилось 6 благотворительных учреждений, основными направлениями деятельности которых являлись предоставление нуждающимся дешевого жилья, питания, выдача денежных пособий. Данный вид деятельности постепенно начал переходить в статус государственной политики, систему социальной защиты, затрагивающую различные сферы жизни.

Обращаясь к историческому опыту работы провинциальных благотворительных учреждений, особое внимание хотелось бы уделить деятельности Благотворительного Общества при Брянском рельсопрокатном заводе - ведущем промышленном предприятии России того времени.

Благотворительное Общество было учреждено в 1892 г. по инициативе супруги одного из владельцев предприятия знаменитой меценатки Марии Клавдиевны Тенишевой, внесшей большой вклад в развитие социальной сферы заводчан.

Общество оказывало помощь служащим и рабочим Брянского завода и их семействам при разного рода несчастных случаях:

а) выдавало пособия в случаях продолжительной и тяжелой болезни или смерти кормильца семьи;

б) оказывало помощь пострадавшим от пожара;

в) предоставляло возможность возвращаться на родину лицам, лишенным способности продолжать работать на заводе [4, л. 8].

Помощь эта оказывалась в разнообразных видах: выдаче ежемесячных и единовременных пособий, деятельности народной столовой, приюта для сирот и похоронной кассы. Средства Благотворительного Общества составлялись из членских взносов; пожертвований деньгами и предметами как от членов Общества, так и от посторонних лиц и учреждений; из процентов от капиталов Общества; из доходов от устраиваемых Обществом концертов, спектаклей, литературных чтений и прочих увеселений.

В состав Благотворительного Общества входили лица обоего пола, всех званий и состояний, за исключением несовершеннолетних учащихся учебных заведений и людей, находящихся на военной службе. Количество желающих входить в состав Благотворительного Общества не ограничивалось определенными рамками. Они были разделены на почетных членов, избранных на Общем Собрании Общества и вносящих ежегодно в кассу не менее 50 рублей; на действительных членов, вносящих ежегодно 5 рублей или единовременно 100 рублей (они зачислялись в пожизненные действительные члены), и членов благотворителей, вносящих ежегодно 2 рубля [4, л. 8]. Членские взносы в кассу Благотворительного Общества считались произведенными за текущий год, если они поступили до 1 января следующего года. Люди, не внесшие в течение года взноса, считались выбывшими из Общества с сохранением права вновь вступить на общих основаниях.

Управление делами возлагалось на Совет Общества и Общее Собрание. Совет состоял из председателя - инженера-механика Н.В. Ильина, десяти работников завода, состоявших в Обществе, казначея и секретаря, избираемых Общим Собранием закрытой баллотировкой из числа учредителей, почетных и действительных членов. Совет избирал из своей среды товарища председателя, который за отсутствием самого председателя пользовался всеми его правами. Дела в Совете разрешались в большинстве случаев голосованием. В его обязанности входило избрание председателя, распределение занятий между членами Совета по взаимному соглашению, собрание сведений о нуждающихся в помощи или покровительстве Общества, оказание соответствующей помощи в размере действительной надобности, составление отчетов о деятельности Общества, ведение списков членов Общества, разработка всех дел, вносимых в Общее Собрание.

Для записывания всех денежных и материальных поступлений велись особые, утвержденные Советом денежные и материальные книги. Следует отметить тот факт, что для сбора пожертвований Совет Благотворительного Общества под свою ответственность выдавал известным ему членам особые книжки, денежные сборы по которым не должны были носить публичного характера, подчеркивая тем самым добровольный характер своей деятельности. Все членские взносы и пожертвования сдавались в кассу конторы завода. Казначей имел право хранить в кассе не более 300 рублей [4, л. 9]. В свою очередь, свободные суммы Общества обращались на покупку государственных бумаг, которые могли быть использованы при покрытии дефицита бюджета или привлечены для осуществления крупных проектов на заводе. Таким образом, не только предприятие могло оказывать поддержку своим работникам, но и сами заводчане поддерживали деятельность предприятия на нужном уровне. Это еще раз подчеркивает своевременность и необходимость организации данного Общества.

Важным моментом существования благотворительных обществ в России того времени являлось то, что организационные основы их деятельности базировались на уставных документах, соответствие которым являлось одним из условий продолжения их работы. Устав Благотворительного Общества при Брянском заводе, регламентирующий его деятельность, был утвержден в 1894 году. 5 января 1894 года правлением завода было отправлено прошение министру внутренних дел об утверждении данного устава. Ходатайствуя за утверждение выше упомянутого документа, орловский губернатор отправил письмо в хозяйственный департамент министерства внутренних дел с просьбой: «Учреждение упомянутого Общества я со своей стороны находил бы вполне желательным и весьма полезным в видах поддержания служащих и рабочих Брянского завода, а равно и их семейств в разного рода несчастных случаях. Причем выработанный проект Устава сего Общества я признавал бы достаточно основательным» [4, л. 14].

Согласно протоколу Общего Собрания от 2 сентября 1894 года, на котором утверждался устав, председателем было внесено предложение «об избрании ввиду особых трудов при организации Благотворительного Общества ее сиятельство Марию Клавдиевну Тенишеву в почетные Председательницы Общества» [4, л. 18].

По ее инициативе в 1894 году при Благотворительном Обществе, была организована народная столовая, которая по характеру своей деятельности преследовала исключительно благотворительные цели: предоставлять за возможно дешевую плату или же совсем бесплатно пропитание бедному люду. В короткие сроки было выстроено специальное здание с кухней и подсобными помещениями. «В день открытия Мария Клавдиевна сама раздавала щи и кашу. Рабочие, первый раз войдя в зал, оторопели, видимо ли, чтобы жена хозяина завода выступала в роли полового» [2, с. 47]. Такая деятельность столовой оказалась особенно необходимой и полезной в 1907 и 1908 годах (годы безработицы на заводе и неурожая). В 1907 году было выдано из столовой 89 118 бесплатных обедов на сумму свыше 5000 рублей [3, с. 77]. В этот трудный период времени Благотворительное Общество получало поддержку от орловской общеземской организации и орловского губернатора.

Хотелось бы отметить, что особую роль в деятельности Благотворительного Общества занимала работа с сиротами, являясь важным фактором социальной помощи. Открытие приюта при Благотворительном Обществе состоялось в 1905 г. В него принимались сироты - дети бывших членов Благотворительного Общества. К 1910 году в приюте состояло 36 детей обоего пола в возрасте от 3 до 14 лет. Дети школьного возраста обучались грамоте специально приглашенной учительницей. Во внутренней жизни приюта и в распределении занятий между питомцами был установлен следующий порядок: все дети подразделялись на три группы сообразно их возрасту. Соответственно этому подразделению устанавливались различные занятия, имеющие целью подготовить детей к ведению домашнего хозяйства и какому-либо ремеслу. Дети занимались разного рода плетениями из соломы, приготовлением искусственных цветов, изготовлением бумажных пакетиков для местной аптеки и больницы, изготовлением обуви, вязанием на машинке и разного рода шитьем. В летнее время дети работали в саду и огороде. Содержание приюта обходилось Благотворительному Обществу около 200 рублей в месяц. Таким образом, наряду с решением важной социальной задачи данное учреждение осуществляло воспитание детей в контексте распространенных в то время взглядов на сиротство, с раннего детства приучая их к труду.

Кроме того, в том же 1905 году при Благотворительном Обществе была учреждена похоронная касса на основаниях, изложенных в особой инструкции, по которой за каждый смертный случай участники кассы вносили в пользу семьи умершего по 20 коп., и являлись взаимными страхователями друг друга на случай смерти.

Число смертных случаев и сумма выдаваемых премий указаны в табл. 1 [3, с. 80].

Таблица 1 - Количество смертных случаев и сумма выданных денежных пособий за 1906-1910 гг.

Год

Смертные случаи

Выданные премии

Получено с участия

1906

27

6699 р. 77 к.

6935 р. 27 к.

1907

25

6127 р. 12 к

7227 р. 98 к.

1908

29

6608 р. 67 к.

7639 р. 27 к.

1909

37

7153 р. 80 к.

8172 р. 27 к.

1910

27

5783 р. 37 к.

9108 р. 60 к.

Итого

145

32372 р.73 к.

39083 р.72 к.

Таким образом, деньги, выдаваемые семьям в случае смерти одного из ее членов, помогали как для организации похорон, так и были пригодны на необходимые нужды.

К 1910 году в составе Общества насчитывалось 1550 человек, которые подразделялись на действительных с 5-рублевым годовым членским взносом и благотворителей с 2-рублевым взносом. В этом же году Общество имело доход 29 525 рублей, из которых израсходовано на разные виды пособий 27 479 рублей.

Капитал Общества с остатками от предыдущих лет на 1 января 1911 года выразился в сумме 47 344 руб. 80 коп. Необходимо отметить, что пожертвования в качестве источника пополнения бюджета Общества занимали особое место, как наиболее полно выражавшие суть самого социального явления. Они могли быть адресными, рассчитанными на конкретных лиц призреваемых, или направлялись на общие нужды патронируемого учреждения.

За время своего существования Благотворительным Обществом при Брянском заводе было выдано количество пособий, размер которых виден из табл. 2 [3, с. 78].

Таблица 2 - Общая сумма денежных пособий за 1894-1910 гг.

Годы

1894

1895

1897

1900

1903

1906

1907

1908

1910

Единовремен-ные пособия

1491 р.

149 р.

 

2744 р.

1179 р. 35 к.

1479 р. 60 к.

1936 р.

4136 р. 54 к.

3606 р. 50к.

9786 р.

Ежемесячные

пособия

  -

4514 р.

10354 р.

11468 р.

4708 р.

5018 р.

5736 р.

5138 р.

17693 р.

Всего

1491 р.

6009 р.

13098 р.

12644 р. 35 к.

6187 р. 60 к.

6954 р.

9872 р. 54 к.

8764 р. 50 к.

10526 р.

Это говорит о степени интенсивности поступлений и объеме пожертвований, по которым можно судить о популярности и социальной необходимости данного Благотворительного Общества за семнадцатилетний период его существования.

В заключение хотелось бы отметить, что обращение к истории деятельности провинциальных благотворительных обществ даёт возможность извлечь опыт и понять механизм участия провинциального населения в социальной политике и самостоятельном решении своих проблем (по меньше мере, на местном уровне) и проблем тех категорий населения, помощь которым была необходима. Изучение регионального исторического опыта благотворительной деятельности позволяет при помощи различных форм и методов социальной поддержки, практиковавшихся в рассматриваемом регионе во второй половине XIX - начале ХХ вв., использовать элементы этого опыта при организации системы социальной защиты населения в процессе создания различных общественных благотворительных структур на современном этапе.

Рецензенты:

  • Блуменау С.Ф., д.и.н., профессор кафедры всеобщей истории Брянского государственного университета им. ак. И.Г. Петровского, г. Брянск.
  • Белов А.М., д.и.н., профессор, декан исторического факультета Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, г. Кострома.

Работа получена 11.11.2011


[1] Во второй половине XIX века законодательство в области благотворительности было суммировано в «Общем Уставе Императорских Российских университетов» (1863 год), законе «О некоторых мерах к развитию начального образования» (1864 год), в «Положении о городских училищах» (1872 год), «Положении о начальных народных училищах» (1874 год), «Правилах об учреждении в учебных заведениях именных стипендий» (1876 год).