Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CYCLICAL-WAVE APPROACH TO THE NATURE OF SOCIAL CHANGE

Struk E.N. 1
1 Irkutsk State University of Railway Transport
This article investigates the problems of vibrational and cyclically-wave-like development of society. The work aims to extend the philosophical basis of social and philosophical studies of social change. General characteristics of cyclic and wave approaches to the study of social development. Waviness described as a form of social evolution, the main factors waviness of social processes. The possibilities of using cyclical-wave approach to describe the changes in modern society. Based on the study of various socio-philosophical theories of the problem of non-linear, cyclical wave-nature of social processes that led to global changes. Described and analyzed rhythms of Social Development of Russia, the critical point in its social evolution, provide a deeper understanding of the causes of major social changes of modernity.
cycles
social cycles
waves
cyclical wave processes

Современное общество сталкивается с множеством серьезных проблем: от глобальных катаклизмов до человеческой бедности. Меняется облик планеты Земля, конфигурации государств, моральные ценности. Мы наблюдаем калейдоскоп событий, которые происходят быстро и одновременно. Человек не может проанализировать то множество фактов, процессов, событий, которые он наблюдает. В итоге мы предчувствуем будущее «лишь как некую абсолютную опасность. Ведь оно полностью порывает со сложившимися нормами, и потому оно может явить себя, показать себя лишь в чудовищном облике» [6; C. 118].

Общество является самоорганизующейся системой и ему свойственны волнообразные процессы, представляющие собой последовательное прохождение различных циклов. Цикл - это последовательный законченный процесс, элементы которого, подчиняясь внутренней закономерности, следуют, или чередуются в определенном порядке, в течение определенного промежутка времени. Категория цикл отражает переходно-преобразовательные процессы и сдвиги в крупных общественных системах, которые могут повторяться с определенным временным интервалом. Все циклические процессы, в том числе и социальные, имеют колебательную или волновую природу. Циклы и волны выражают две стороны единого циклично-волнового процесса. При этом циклы носят более строгий, регулярный характер и обусловлены, в основном, действием внутренних системных факторов. Волны же подвержены действию как системных, так и случайных факторов и, следовательно, могут во времени не повторяться. Волна определяет направленность социального развития. При этом волны в обществе характеризуются высокой степенью изменчивости и непредсказуемости. Они представляют непрерывное развитие, которое может включать в себя ряд циклов, представляющих отдельные этапы в развертывании волнового процесса. Циклические и волновые процессы выражают диалектическое единство повторяемости и необратимости общественных явлений. Цикл указывает на протекающий в определенном пространстве и в определенное время относительно завершенный процесс развития общественной системы, а волна отражает форму распространения возникающих в обществе явлений в виде колебательных движений. Особенностью циклично-волнового процесса является выход социума на качественно новый уровень функционирования, представляющий необходимое условие его самоорганизации. Волновые процессы в обществе связаны с изменением социальной среды во времени и пространстве. При этом энергия изменений порождает временной лаг (длительное или кратковременно состояние) социального предела. Волны имеют различную протяженность. Существуют волны глобального исторического развития протяженностью около 500 лет, волны более короткие - 100-50 лет, короткие - 10-12 лет, сверхкороткие - 3-5 лет.

Циклы так же различны по длительности и пространственному охвату: глобальные циклы эволюции земной цивилизации; циклы развития отдельных стран и регионов; циклы изменений институциональных структур в конкретных обществах, циклы организационных и групповых изменений и, наконец, циклы жизни отдельного человека. Состояния коренного изменения человеческого общества происходят при наложении глобальных (иногда к ним подключаются и природные циклы, влияние которых на человеческое общество убедительно доказано всей историей философии), региональных, институциональных и индивидуальных циклов.

В историческом процессе следует различать два пути, ведущие к порядку. Первый - это когда историческое пространство становится структурно более сложным и приобретает новое качество (путь развития). Второй - это упрощение структуры и утрата определенного качества (путь деградации) [1]. В первом случае переход из одного цикла в другой означает подъем на более высокую ступень развития путем приобретения нового качества. В процессе перехода происходит смена целей и программ развития. Переход есть всегда изменение, поэтому происходит смена векторов предела (понимаемого как порядок, так как он придает обществу как некой форме определенные очертания) и беспредельности (хаоса). Таким образом, изменению системы соответствует изменение самой ее сущности, и, следовательно, степень доминирования одного из ее начал (предела или беспредельности). П.А. Сорокин, исследуя проблему соотношения нового и традиционного (старого) в социокультурных процессах, отмечал, что «любой социокультурный процесс в каждый момент является новым и в то же самое время старым. Эти два противоположных утверждения - система является вечно новой и вечно старой, вечно изменяющейся и вечно той же самой - взаимно дополняют друг друга» [5; C. 846].

Н. Данилевский считал, что Европе свойственны столетние циклы. Начало каждого из них приходилось на середину века. Он подчеркивает, что ритмы различных цивилизаций разнообразны и часто не сходны между собой. На этом основании русский мыслитель пытается построить доказательство особого пути России. Данилевский говорил о рождении, расцвете, усталости и истощении энергии цивилизации и об ее упадке. Периоды жизни цивилизаций коротки и их неминуемо ждет финальный конец, который может быть в двух вариантах: «... они или успокаиваются на достигнутом ими, считая завет старины вечным идеалом для будущего, и дряхлеют в апатии самодовольства...,  или достигают до неразрешимых с их точки зрения антиномий, противоречий, доказывающих, что их идеал... был неполон, односторонен, ошибочен, или что неблагоприятные внешние обстоятельства отклонили его развитие от прямого пути, - в этом случае наступает разочарование, и народы впадают в апатию отчаяния» [2; C. 106]. Весомым вкладом в циклическую теорию была мысль Н. Данилевского, что расцвет культуры и творчества не совпадают с пиком расцвета цивилизации. Именно после прохождения наивысшей точки расцвета начинается взлет культуры. Россия моложе западной цивилизации и, следовательно, у нее еще есть будущее, согласно Данилевскому. Н. Гумилев считал, что в XIX веке Россия вступила в фазу надлома, а в конце XX в. - начале XXI в. и в инерционную фазу. Ситуация циклического запаздывания России в отношении Запада известна давно. Однако с начала XX века и особенно в XX веке мы уже скорее наблюдаем выравнивание социальных циклов. Такое положение связано с феноменом дециклирования, который лежит в основе модернистского и постмодернистского проектов.

В ходе каждого цикла происходит чередование волн дифференциации и волн интеграции, механизм, который кратко состоит в следующем. Доминирование глобальных процессов дифференциации способствует возникновению и первоначальному локальному развитию новых форм социальной жизни; однако по мере вызревания этих форм их развитие наталкивается на узкие локальные рамки и разрушает их. Происходит переход к доминированию процессов интеграции, благоприятствующих экспансии новых форм социальной жизни, их полному, исчерпывающему развитию в рамках возникающих мировых империй и наиболее широкому при данных условиях распространению. Вместе с тем это распространение рано или поздно наталкивается уже не на географические и межцивилизационные барьеры, а на исчерпание ресурсов и возможностей их дальнейшего развития. Возникает глубокий кризис, приводящий к крушению мировых империй и новой волне доминирования процессов дифференциации.

Совпадение критических точек разных циклов проявляется в виде особенно крупных, радикальных поворотов и сдвигов мирового развития. Одной из таких критических точек, разделяющих фазы различных по своей продолжительности и характеру циклов, скорее всего, является период середины XXI века (2040-е - 2050-е гг.) [3]. Таким образом, «чудовищный облик» будущего связан, не только с утратой привычной схемы развития, но и с совпадениями социальных (в том числе экономических) и природных циклов. В «Стокгольмском меморандуме», явившемся результатом ежегодной конференции лауреатов Нобелевской премии, проходившей 16-19 мая 2011 года в г. Стокгольме, было заявлено, что Земля вступила в новую геологическую эпоху - Антропоцен, в котором основную роль в процессах природных изменений играет человек. «Мы больше не можем исключить возможность того, что наши совместные действия вызовут переломные моменты, рискуя резкими и необратимыми последствиями для человечества и экосистем» [7; P. 3]. Такое положение лауреаты Нобелевской премии назвали Великой Трансформацией, которая требует изменения мышления людей. В меморандуме обозначены важнейшие приоритеты, для сохранения мирового сообщества, основанные на понимании, что:

  • необходимо немедленно начать принимать решения, которые позволят восстановить биосферу и снизить социальное неравенство в мире;
  • принимать долгосрочные решения, которые позволят изменить поведение людей, их ценности. А так же необходимо поддерживать способность людей к инновациям, адаптации и учебе.

Одним из важнейших советов, данных учеными человечеству, является совет о форсировании создания глобальных управленческих структур, для заботы о будущих поколениях. При этом наука  должна играть ведущую роль в процессе принятия решений. К. Майнцер предложил найти глобальные параметры порядка, чтобы реализовать глобальное управление. Только выделив глобальные тренды порядка сложной динамики развития общества, мы имеем шанс воплотить в жизнь благоприятные тенденции. «Кооперация в сложных системах способствует принятию решений и действий для обеспечения устойчивого будущего сложного мира» [4]

  Мы живем в мире так называемых самосбывающихся прогнозов. Этот механизм самонастраивания, самовнушения работает повсеместно. В эпоху широкой доступности информации, мы видим, что кризисы и катастрофы происходят постоянно, мир в нашем сознании стал уже не только сплетенным из различных рисков, но и апокалипсичным, близким к концу, катастрофичным. Ежедневно пребывая в информационном поле, где катаклизмы и катастрофы занимают первое место (первые новостные сообщения, центральные полосы газет и т.д.), мы задумывается о нашем будущем, и, следовательно, формируем его. «Надо жить здесь и сейчас», «после нас хоть потоп», «думай о сегодняшнем дне» и т.д. Все это порождает гедонистический и потребительский тип общества. Предела нельзя избежать, его нельзя перейти не став другим. Весь вопрос сегодняшнего дня, как нам перейти предел, и какими мы будем, после этого перехода? И в этой связи важен тот проект, который выберет общество.

Рецензенты:

Кащаев А.Е., д. филос. н., профессор кафедры философии и социальных наук ФГБОУ ВПО Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск.

Осипов В.Е., д. филос. н., профессор кафедры философии и социальных наук, ФГБОУ ВПО Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск.