Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CIVIL AND PATRIOTIC UPBRINGING IN PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Ermolaev D.E. 1
1 Cheboksary branch of the Russian Interior Ministry Academy of Nizhni Novgorod, Cheboksary, Russia
Patriotism in Russia is represented that link which can pull upwards all chain of revival of spirituality, morals, social activity of rising generation. The government program «Patriotic education of citizens of the Russian Federation» means process of work with pupils, i.e. basically pupils of comprehensive schools with 1st on 11−й a class. It is known that the pedagogical science recommends to begin training and education of the child (the future citizen and the patriot) with the birth. In communication, with what in the Russian Federation it is possible to organize patriotic education of children of advanced ages (5-6 years) in municipal preschool centers and therefore special preparation of teachers capable квалифицированно to participate in the given process is required and the given assumption will allow to solve successfully a problem of patriotic education on the basis of a uniform state policy.
patriotism
citizenship
educational work
the native land
formation
skills
and knowledge
Патриотизм в России представляется тем звеном, которое может потянуть вверх всю цепь возрождения духовности, нравственности, социальной активности подрастающего поколения. 12 октября 2010 года  постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 принята  очередная государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» [1]. Государство признало недостаточный уровень патриотизма и гражданственности населения. Термин «население» включает в себя все слои общества, всех возрастов, сюда включена та часть населения, которая завершила обучение в образовательных учреждениях, а также социальные группы, которые занимаются профессиональной подготовкой весь период трудовой деятельности (военнослужащие, полицейские, сотрудники МЧС, УФСИН и т.д.).  Патриотизм обладает огромным социально-культурным потенциалом особенно в социализации детей и молодёжи. Уважение к прошлому страны, родного края, своей семьи - основа воспитания патриотизма. Патриотизм (от греч. patriotes-соотечественник; patris-отечество) - любовь к Родине; идеология, декларирующая поддержку родной стране и деятельность на благо отечества в представлении индивида, нравственный, основополагающий принцип. 

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» подразумевает процесс работы с учащимися, т.е. в основном учениками общеобразовательных школ с 1-го по 11-й класс, а также учащимися средне-специальных учебных заведений и студентов высших учебных заведений. Известно, что педагогическая наука рекомендует начинать обучение и воспитание ребенка (будущего гражданина и патриота) с самого рождения. Первые навыки и умения социального общения ребенок, как правило, получает в дошкольных учреждениях,  которые на данный момент ориентированы на подготовку детей к обучению в начальной школе. На сегодняшний день все выпускники детского сада умеют читать, считать и писать, не зависимо от того, что в первом классе общеобразовательной школы учебная программа первого класса начальной школы рассчитана именно на это. Практически происходит процесс закрепления знаний и умений, полученных первоклассником в подготовительной группе детского сада.

Вопрос патриотического воспитания, наряду с чтением и письмом в детском саду, может заключаться во введении элементарных знаний государственной символики, географии родного края и страны, подвигов героев войн. Особенно это становится актуальным при опоре на педагогическое положение о том, что личность формируется в первые пять-шесть лет жизни человека. Для того чтобы утверждать о необходимости начала патриотического воспитания еще в детском саду, следует обосновать понятие «патриотическое воспитание».

Итак, патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, соответствующих социальных и государственных институтов (прежде всего семьи и образовательной сферы), общественных организаций и объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. А также, это сложная система социально-педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать ее интересы, сохранять и преумножать лучшие традиции своего народа, его культурные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства [2].

Патриотическое воспитание представляет собой сложную управляемую систему, включающую многообразие взаимосвязанных между собой элементов, внутренних устойчивых связей и отношений объективного и субъективного  характеров,  а  также  подсистемы  содержательного, организационного и методического плана. Внутри системы патриотического воспитания проявляются и функционируют закономерности различного уровня и порядка, учет которых позволяет эффективно и качественно управлять данной системой [3, 7].

Главная цель патриотического воспитания - возрождение в российском обществе гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего важнейшими активными социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах нашего общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его стабильности и безопасности [3].

Анализ федеральных нормативных документов, определяющих содержание государственных компонентов результативности общего образования в РФ в аспекте их воспитательной значимости позволяет сделать вывод о том, современная государственная система оценки и контроля результатов общего образования устанавливает в качестве обязательных требования в виде компонентов госстандартов и в виде показателей и критериев аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений различных типов и видов [4]. Исключение составляют лишь общие показатели и методические подходы к госконтролю за воспитательной деятельностью, рекомендованные Минобразованием России [4], содержание аттестации и государственной аккредитации нескольких десятков учреждений федерального подчинения, реализующих общеобразовательные программы, содержание аттестации и государственной аккредитации учреждений общего образования, реализуемое в нескольких субъектах РФ на основе их инициативы (Владимирская, Калужская, Пензенская, Астраханская области, Республика Калмыкия, Ханты-Мансийский автономный округ и др.) с помощью технологии «КАС ДОУ - Аттестация (Новая Версия)», признанной соответствующей федеральным требованиям [5]. 

Таким образом, учитывая анализ документов по патриотическому воспитанию, несмотря на возможность и необходимость организации воспитания будущих патриотов на первом этапе обучения и социальной адаптации юных граждан в дошкольных учреждениях, данная возможность не используется в полном объеме.

Опыт проведения конкретных исследований работы по патриотическому воспитанию показывает, что основное содержание и последовательность этой методики не требует больших временных и финансовых затрат и включает в себя составление краткого плана патриотического воспитания и его результатов, разработку методических материалов и документов для его проведения. Здесь определяются: цель и задачи анализа, перечень важнейших направлений деятельности наиболее значительных мероприятий и проблем, которые необходимо исследовать особенно тщательно, методы анализа и инструментарий его осуществления, рабочие гипотезы и ожидаемые результаты; порядок проведения анализа и представления его итогов и т.д.

Следующей задачей может стать сбор данных (информации) о состоянии патриотического воспитания и его результатах, об эффективности проводимых мероприятий, об участии в них как организаторов, так и различных категорий граждан и т.д. Источниками данных могут быть личные наблюдения, результаты бесед, опросов, анкетирования, результаты и выводы по результатам различных проверок, итоговых мероприятий, отчеты муниципальных органов.

В подведении итогов данного процесса будут проанализированы  результаты деятельности с выделением признаков положительного и отрицательного характера, анализ проделанной текущей работы или значительных мероприятий, требующих длительной подготовки, анализ эффективности работы непосредственных организаторов патриотического воспитания, выполнения ими отдельных задач, конкретных функциональных обязанностей, а также анализ и оценка действенности воспитательной работы с различными возрастными группами детей. Количественные (число мероприятий, степень охвата обучаемых, классификация мероприятий по видам) и качественные показатели (эффективность мероприятий, изменение ситуации после их проведения, мероприятия, оказывающие наибольшее формирующее, информационное и другое воздействие) и определение выводов станут основанием для обоснования действий по становлению  патриотического воспитания, формирования конкретных задач и мер по их дальнейшему улучшению.

Процесс формирования базы по патриотическому воспитанию на современном этапе развития общества будет базироваться на оценке состояния патриотического воспитания и достигнутых результатов, их сравнение с предыдущим периодом, степени  соответствия  проводимой работы предъявляемым требованиям, решаемым задачам, имеющимся возможностям, неиспользованные возможности, средства, упущения, недостатки, на которых необходимо сосредоточить основные усилия.

Информация о ходе исследования и его результатах должна стать публичным достоянием, опубликованным на разных этапах процесса его развития, должна быть доступной к обсуждению всем социальным, научным, гражданским организациям, непосредственным участникам процесса  патриотического  воспитания.  

Что же касается непосредственно детей младшего возраста, то информация и методика организации работы  по формированию патриотизма должна быть адаптирована соответственно их возрастным и умственным способностям. Для этого бесспорно требуются специалисты педагоги-психологи в полной мере и квалифицировано владеющие педагогическим мастерством, и имеющие специальную подготовку.

При организации данной работы необходимо учитывать то, что, в отличие от западноевропейских моноэтнических государств, Россия является исконно мультикультурным и соответственно многонациональным государством. В соответствии с этим система образования в национальных субъектах Российской Федерации должна быть направлена на разработку собственной программы патриотического воспитания детей, посещающих дошкольные учреждения, основываясь на фундаменте многовековой истории мирного сосуществования разных этносов и конфессий на одной административной территории.

Таким образом, предложенные мероприятия по совершенствованию патриотического воспитания детей в дошкольных учреждениях положительно скажутся на общем уровне патриотизма граждан и будут одной из базисных составляющих всего учебно-воспитательного процесса патриотической работы с молодежью. В связи с чем в Российской Федерации можно организовать патриотическое воспитание детей старших возрастов (5-6 лет) в муниципальных дошкольных учреждениях и, следовательно, требуется специальная подготовка педагогов, способных квалифицированно участвовать в данном процессе, и  данное предположение позволит успешно решать проблему патриотического воспитания на основе единой государственной политики.

Рецензенты:

  • Лавина Т.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой информационных технологий, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.
  • Мазкова И.Г., д.п.н., профессор кафедры английского языка, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.

Работа получена 01.11.2011.