Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

HEALTH STATUS OF A SPECIAL BRANCH’ STUDENTS OF THE NORTHERN OB

Galay O.I. 1 Sannikova N.I. 1 Eremeev S.I. 1
1 YugraStateUniversity, Khanty-Mansiysk, Russia
The paper deals with some issues of physicaleducation of a special branch students livinginthe area of the NorthernOb.Some life quality indicators related to healthof higher educational establishment students in the 1st -3rd years are given according to thesurveywith thehelp ofthe Russian version ofSF-36v.2
life quality
health
physical education
survey
specialbranch students
Проблеме здоровья населения со стороны государства уделяется особое внимание. В Концепции Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» отмечено, что создание базы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует обеспечению долгосрочной социальной стабильности [4].

Существенным фактором социальной стабильности общества принято рассматривать качество жизни (КЖ) населения. Исследование КЖ, связанное со здоровьем, является новой современной методологией здоровьесбережения, позволяющей оценить результаты формирования качества жизни человека в социальной среде, в том числе в образовательной деятельности [5, 10].

Как отмечает А.А.Новик в соавт. (2007), исследовать качество жизни, связанное со здоровьем, можно с помощью разнообразных и надежных инструментов оценки, прошедших полный цикл культурной адаптации. Наиболее популярный среди них является опросник SF-36. Метод обладает высокой чувствительностью. Опросник является довольно кратким, что делает его весьма удобным.

Согласно результатам научных исследований уровень заболеваемости студентов за последнее время значительно вырос [1, 3]. На состояние здоровья обучающихся оказывает воздействие комплекс факторов риска, среди которых ведущую роль играют гипокинезия и большой объем информационной нагрузки в условиях дефицита времени и нервно-психическое напряжение[2, 9]. Такое явление, несомненно, неблагоприятно влияет на качество жизни значительной части студентов.

Проблему исследования обусловливает недостаток знаний о состоянии здоровья студентов специального отделения, что затрудняет разработку адекватной методики физического воспитания с ними.

Цель исследования: изучение состояния здоровья студентов специального отделения, проживающих в условиях Северного Приобья, по показателям качества жизни, связанного со здоровьем.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать современное состояние проблемы здоровья студентов высших учебных заведений.
  2. Изучить особенности состояния здоровья студентов специального отделения 1-3 курсов, проживающих в условиях Северного Приобья.

Методы исследования: анализ научной, научно-методической литературы, анкетирование, методы математической статистики.

Организация исследования: исследование проводилось на базе государственного образовательного университета высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» (г.Ханты-Мансийск). Формирование специальных медицинских групп осуществлялось на основе медицинских заключений, выданных врачами Окружной клинической больницы города Ханты-Мансийска. Распределение студентов по группам здоровья проводилось в соответствии с Приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 августа 2001 № 337 и от 30 декабря 2003 № 631.

В исследовании приняли участие девушки и юноши 1-3-их курсов специального отделения, в количестве 182 человека, в том числе 139 девушек и 43 юноши. Девушек 1-го курса было 45, 2-го курса - 55, 3-го курса - 39 человек; юношей 11, 15 и 17 человек соответственно. Средний возраст участников составил 18,4±1,3 лет.

Анкетирование проводилось с помощью русскоязычной версии стандартного опросника качества жизни, связанного со здоровьем, SF-36v.2 в сентябре-октябре месяце 2007 года. Оценивались различия в состоянии физического и психического здоровья. Параметры физического здоровья включали в себя показатели: физическая активность (PF), ролевое физическое функционирование (RP), интенсивность боли (BP), общее состояние здоровья (GH). Параметры психологического здоровья включали в себя показатели: жизнеспособность (VT), социальная активность (SF), ролевое эмоциональное функционирование (RE), ментальное здоровье (MH) [11]. Обработка материала анкет проводилась с использованием интернет-ресурсов Quolitimetric. Состоянию нормы каждой шкалы опросника SF-36v.2 соответствовало значение 50±10 балла.

Статистическая обработка результатов исследования осуществлялось с применением программного средства Statistica версия 6.0. Рассчитывались показатели: объем выборки (n), среднее значение ( ), минимум, максимум, стандартное отклонение (σ), стандартная ошибка. Достоверность различий определялось по непараметрическомуU-критерию Манна-Уитни и по параметрическому t-критерию Стьюдента. Различия считались достоверными при уровне значимости р<0,05.

Результаты исследования и их обсуждение: В ходе исследования было установлено, что у студентов первого курса суммарный показатель физического здоровья (PCS) в группе девушек находился в пределах от 31,4 до 57,9 балла, у юношей - от 35,8 до 59,9 балла. Уровень физического здоровья ниже нормы отмечался у 9 (20%) девушек и 2 (18,2%) юношей.

Суммарный показатель общего психического здоровья (MCS) у девушек первого курса варьировался от 27,4 до 57,8 балла, у юношей - от 20,6 до 58,9 балла. Значение ниже нормы наблюдался у двух (4%) девушек и двух (18,2%) юношей.

Наиболее высокий уровень среди исследуемых показателей отмечался по шкале жизнеспособность (VT): у девушек он составил 50,6±8,2 балла и был на 2,2 % выше, чем у юношей. Выше нормы отмечались показатели у четырех (8,9%) девушек и одного (9%) юноши.

Особое положение среди показателей парциальных шкал занимало общее здоровье (GH). Средняя величина его была ниже нормы как у девушек - 37,0±7,4; так и у юношей - 38,3±10,3 балла. Остальные показатели, как у девушек, так и у юношей находились в пределах нормы, однако все они были менее 50 баллов.

Наибольшие различия между юношами и девушками первого курса отмечались по шкале боль в теле (BP). В группе девушек средний показатель BP составил 41,9±10,6 балла и был ниже на 9,5%, чем у юношей. Девушки, видимо, ощущали меньшую сопротивляемость к боли, что неблагоприятно влияло на их двигательную активность. Вместе с тем, в обеих группах встречались наблюдения с оценками выше нормы: у пяти (11 %) девушек и двух (18,2 %) юношей.

Снижение общения в связи с ухудшением эмоционального состояния было более выражено у девушек, чем у юношей. Среднее значение показателя социального функционирования (SF) у девушек составил 44,0±6,7 балла, что на 3,1 % было ниже, чем у юношей.

Максимальные значения наблюдались по показателям BP и VT (62,1 балла у девушек; 64,6 балла у юношей соответственно). Минимальные значения оценок по шкале SF-36v.2 были отмечены у девушки по показателю MH (21,8 балла), у юношей - по показателю RE (17,0 балла).

У студентов второго курса специального отделения показатель PCS варьируются у девушек в пределах от 36,2 до 64,7 балла, у юношей - от 36,0 балла до 59,2 балла. Уровень ниже среднего отмечаются у двух (3,6 %) девушек и одного (6,7 %) юноши; выше нормы имели только три (5,4 %) девушки.

Показатель MCS у девушек второго курса находился в интервале от 26,1 до 57,9 баллов, у юношей - от 34,2 до 56,2 баллов. Уровень ниже среднего отмечен у тринадцати (23,6 %) девушек и четырех (26,7 %) юношей.

Наиболее высокий уровень отмечался у девушек по показателю жизнеспособности (VT) - 53,6±7,3 балла, у юношей - по шкале боль в теле (BP) - 52,8±9,1 балла.

Наиболее низкий уровень наблюдался, как у девушек, так и у юношей по показателю общее здоровье (GH): 41,7±8,5; 41,2±9,2 балла соответственно.

Максимальные оценки, как у девушек, так и у юношей выявлены по шкале VT и равны 67,7 и 64,6 баллам соответственно. Наименьшая оценка у девушек отмечена по показателю GH, которая составила 21 балл; у юношей - по показателю RE (20,9 балла).

У студентов третьего курса все исследуемые показатели находились в пределах нормы, кроме показателя общее здоровье (GH). Как у девушек, так и у юношей значение этого показателя был несколько ниже нормы - 39,2±8,3 и 39,2±9,1 балла соответственно (рис. 3).

Наиболее высокий уровень наблюдался по показателю физической активности (PF): у девушек - 51,0±5,0 балла; у юношей - 52,1±3,8 балла.

Показатель PCS у девушек был в интервале от 35,8 до 59,7 баллов, у юношей - от 40,8 до 56,8 баллов. Семь (17,9 %) девушек имели уровень ниже среднего.

Показатель MCS у девушек варьировался от 29,3 до 55,5 баллов, у юношей - от 13,8 до 60,5 баллов. Уровень ниже среднего отмечен у четырнадцати (35,9 %) девушек и шести (35,3%) юношей. Вместе с тем у одного (5,9%) юноши отмечен уровень выше среднего.

Индивидуальные оценки более 60 баллов, как в группе девушек, так и юношей наблюдались по показателям VT и BP. У девушек максимальный показатель VT составил 70,8 балла, у юношей - ниже на 8,8%. Максимальные оценки BP у индивидов обоих полов составили по 62,1 балла.

Минимальные значения оценок по шкале SF-36v.2 у юношей третьего курса отмечено по показателю MH (7,8 балла), у девушек - по показателю GH (23,4 балла).

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

  1. Состояние здоровья студентов Российских вузов с каждым годом ухудшается, наблюдается устойчивый рост численности студентов, направленных на занятия физическим воспитанием в специальное отделение. Студенты системы высшего профессионального образования составляют особую социальную группу и представляют интерес в аспекте их качества жизни, так как объединены определенным возрастом, специфическими условиями труда и жизни.
  2. Показатели качества жизни студентов Северного Приобья 1-3-х курсов специального отделения преимущественно соответствуют норме, но значения расположены ближе к нижней ее границе (40 баллов). В то же время у студентов 1-ого и 3-его курсов показатель общее здоровье (GH), как у девушек, так и у юношей был несколько ниже нормы (менее 40 баллов).
  3. Занятия физическим воспитанием в 2007 году не оказали существенного влияния на показатели качества жизни. Достоверных различий не установлено ни по одному из исследуемых показателей, как у девушек, так и юношей 1-3-х курсов специального отделения.

Рецензент:

Попов Г.И., д.п.н., профессор, зав. кафедрой естественно-научных дисциплин Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва.

Работа получена 05.09.2011.