Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

TRANSFORMATION OF CONCEPT OF MONITORING IN FORMATION

Abakumova N.N. 1
1 FGBOU VPO "National Research Tomsk State University," Tomsk, Russia
В статье рассматривается изменение понятия «мониторинг» под влиянием процессов персонификации и технологизации. Проанализированы дефиниции информационный мониторинг, педагогический мониторинг, статистический мониторинг и прочие, в фокусе возможности проявления инноваций и оценки эффективности мониторинговой процедуры. Дано определение «педагогический мониторинг» как высокой гуманитарной технологии.
In article change of concept "monitoring" under the influence of processes of personification and technologies is considered. Definitions information monitoring, pedagogical monitoring, statistical monitoring and other, in focus of possibility of display of innovations and estimations of efficiency of monitoring procedure are analysed. Definition «pedagogical monitoring», as high humanitarian technology is made.
Monitoring in education
pedagogical monitoring
high humanitarian technologies
Образование представляется как открытая система, управление и развитие которой - сложная стратегическая задача. Процессы модернизации образования (профилизация, компетентностный подход, информатизация и пр.), как показывает практика, сделали систему еще более разрозненной и трудно управляемой. В связи с введением различных инноваций в образовательный процесс были проявлены результаты, которые отличались от привычных знаний, умений и навыков. Продукты инноваций нуждались в описании, классификации, систематизации и диагностики, что позволило ввести в образование мониторинг, как систему, способную обеспечить все перечисленные функции. За сравнительно небольшой отрезок времени мониторинг стал использоваться достаточно широко как в оценке происходящих изменений, так и исследовательских процедурах.

Сложившаяся ситуация в образовании указывает на отсутствие единого и действенного механизма, обеспечивающего диагностику и способствующего продвижению инноваций. Эффективным решением в сложившейся проблемной ситуации может быть система мониторинга, успешно выполняющая функции диагностики, контроля, аттестации, повышения квалификации и пр. Однако, нами фиксируется ситуация отсутствия единого понятия мониторинга в образовании. На сегодняшний день, мониторинг широко используется как для фиксации и определения сложившейся ситуации в образовании, а также как прогностическая функция, которая обеспечивает процедуру выявления наиболее общих тенденций.

Историко-педагогический анализ показывает, что трансформация понятия «мониторинг» происходит постоянно и значительное влияние на него оказывают процессы модернизации, которые непрерывно реализуются в образовании [1]. Необходимость конкретизации понятия возникла достаточно давно и обусловлена тем, что под мониторингом в образовании понимают - процесс, систему, результат, технологию и пр., что само уже указывает на противоречивость и проблемность сложившейся ситуации.

Исходя из анализа литературы, с мониторингом в образовании связывают дефиниции образовательный мониторинг, статистический мониторинг, информационный мониторинг, мониторинг эффективности инноваций, мониторинговое исследование, педагогический мониторинг, мониторинг качества и другие. Если взять за основу процессы персонификации и технологизации как основополагающие в модернизации образования, а также процессы, соединение которых приводит к порождению различных инноваций: программ, проектов, технологий, методик и пр., то становится возможным выстроить исследовательскую рамку в отношении определения понятия «мониторинг в образовании» (рис. 1).

Персонификация

↑ 

Педагогическая

информация

Мониторинг

качества

Педагогический

мониторинг

Информационный

мониторинг

Мониторинг

эффективности инноваций

Мониторинговое

исследование

Образовательный мониторинг

Статистический

мониторинг

Педагогическая

технология

Мониторинг в образовании

 

Технологизация    →  →  →

Рис. 1. Исследовательская рамка понятия «мониторинг в образовании»

Созданная информационная среда, в том числе и образовательная, нуждается в такой структуре, которая реализовывала бы информационные и аналитические функции. Таким основанием послужил образовательный мониторинг, ориентированный на сбор, накопление и систематизацию информации. На первый план в таком мониторинге выступает функция слежения [2], так как не предусматривается специально организованного исследования на этапе сбора информации. Самым масштабным образовательным мониторингом, по охвату учреждений, на сегодняшний день является Единый государственный экзамен. Сбор показателей ЕГЭ позволяет проводить сравнения в разрезе муниципальных образований, регионов или по типологии школ. Становится возможным сравнивать показатели учащихся разных школ. Во многих случаях образовательный мониторинг используют как базу для организации исследований или проведения мониторинга другого вида. Необходимость данного вида мониторинга очевидна - все увеличивающийся объем информации, с которым работают образовательные учреждения, изменяющийся режим отчетности, процедуры аттестации и аккредитации, все это требует примерно одинаковых численных показателей. Необходимость использования образовательного мониторинга обусловлена его системностью, то есть сбор информации происходит периодически, об одних объектах и с использованием одинаковых методик. До введения процедуры мониторинга в школы информация собиралась эклектично, не носила системного характера и не была проанализированной в полном объеме. Образовательный мониторинг напрямую работает с различными инновациями, но они касаются исключительно вопроса технической или информационной поддержки. Например, технологии информационной образовательной среды, базы данных и методы управления ими и пр. Актуальность и востребованность образовательного мониторинга до настоящего времени сохраняется достаточно высокой. Кроме того, большинство сегодняшних разработок связано с идеями внедрения в образовательные учреждения системы электронного документооборота [3]. Эффективность такого мониторинга определятся полнотой отчетной документации и хорошей структурированностью информации.

Система сбора статистических данных существует достаточно давно и в настоящий момент представляет собой хорошо развитую и четко функционирующую систему. Относительно всей отрасли образования в ней накапливается информация, полученная в ходе государственного статистического наблюдения: образовательные учреждения, кадровое и материально-техническое обеспечение, контингент учащихся. Практика статистического мониторинга достаточно разработана и широко представлена в периодических изданиях, например,  журнал «Вопросы образования». Однако данное направление мониторинга не может в полной мере ответить на такие вопросы практики, как выделение инноваций, оценка эффективности их реализации. Существенным достижением статистического мониторинга можно считать рассмотрение статистических показателей в динамике и, как следствие, возможность не только прогнозирования тенденций в образовании, но и принятие управленческих решений по результату. В основу мониторинга полагаются статистические данные - это, на наш взгляд, существенный минус, так как такие данные предельно формализованы и не дают возможности исследователю увидеть новые качественные или количественные характеристики системы, ее переход на новый уровень. Значительный объем отчетной документации по различным исследованиям (например, [4]), в основу которых положена процедура мониторинга, используют в качестве основы статистический мониторинг. Положительный эффект статистического мониторинга - значительный массив данных, которые сравнимы и сопоставимы между собой. Такие данные позволяют увидеть сложившуюся картину не только в целом в образовании, но и посмотреть в различных разрезах: в сравнении нескольких стран, регионов, муниципальных образований. Эффективность такого мониторинга оценивается с позиции полноты выполнения технического задания, а также практико-ориентированной направленностью полученных результатов - методические рекомендации, диагностический инструментарий и пр.

Крайней в позиции технологизации можно считать рассмотрение мониторинга как самостоятельной педагогической технологии. Однако, необходимо отметить, что разные исследователи выбирают различные объекты мониторинга: результативность учебного процесса, систему повышения квалификации, качество образования и пр. В основу понятия мониторинга как педагогической технологии положено изучение и учет преобразований, постоянный контроль, информационное обеспечение управления и экспертизы. Результатом такого мониторинга является информация, на основании которой может быть принято управленческое решение о дальнейшей стратегии развития. Вместе с этим, существенным минусом мониторинга выступает его зависимость от внешних и внутренних условий (технических, кадровых, финансовых и пр.). Уникальность мониторинга как педагогической технологии в том, что он не реализуется вне контекста, то есть никогда не рассматривается как самоцель. Такой мониторинг может отвечать существующим социальным запросам, вызовам современности, возможностям руководителя и управленческой команды. Эффективность мониторинга рассматривается с позиции соответствия организации установленным требованиям и стандартам качества.

Развитие мониторинга в направлении персонификации, то есть попытка учесть все многообразие получаемой информации, а также отразить уникальность каждого изучаемого объекта развивается через понятие «информационный мониторинг». Специфика современной ситуации такова, что сформирован повышенный спрос на разнообразную, актуальную информацию об образовании, в том числе и для принятия управленческих решений. Это обусловлено тем, что:

  1. произошло значительное расширение круга заинтересованных сторон (социальные партнеры, родители и пр.);
  2. значительное повышение уровня информационной компетентности общества, соответственно, повышение информационной культуры управления, что определяется возрастанием количества запросов на данные об образовании;
  3. все возрастающий интерес общества к системе образования, что провоцирует увеличение потребностей в различной информации о ней.

Реализация такой системы позволило обеспечить эффективный доступ к информации, ее структуризацию и анализ. Основной целевой установкой информационного мониторинга является получение информации о результативности педагогического процесса, то есть понимать состояние объекта на данном этапе развития и иметь возможность осуществлять с ним взаимосвязь. Информационный мониторинг позволяет отражать некоторые процессуальные вещи - непосредственную реализацию образовательного процесса, трудности, отклонения и пр. С помощью информационного мониторинга становится возможным выявить некоторые результаты инноваций. Но так как система ориентирована, в основном, на результативность; а эффективность информационного мониторинга определяется через временной показатель (скорость обработки значительных массивов данных) - то «абсолютно новые» результаты (новообразования), полученные в ходе реализации инноваций, могут быть не учтены. Такие результаты требуют более детализированного подхода, специального диагностического инструментария, что в свою очередь увеличивает временной показатель мониторинга, то есть указывает на его низкую эффективность с точки зрения оценки и принятия управленческого решения.

Крайней точкой в развитии персонификации как основополагающей в мониторинге можно считать педагогическую информацию. Если принять за основание работы Хуторской Л.Н. [5], то в контексте мониторинга под педагогической информацией можно понимать все аналитические данные, которые подвергаются обработке, передаче, хранению и преобразованию, их обобщение и выявление определенных закономерностей. Педагогическая информация - это ресурс самых разных субъектов образования: юридического лица, органа государственной власти или его подразделений, участников педагогического процесса, органов местного самоуправления; общественных организаций, государства в целом. Эти субъекты производят, создают определенный информационный продукт и потребляют его в разных видах, обращая в информационный ресурс своей деятельности. Рассматривая педагогическую информацию как ресурс можно выйти на полноценное описание инноваций и их результативности. В таком типе мониторинга преимущественно используются методы феноменологического описания, рассматриваются результаты инноваций как отдельные уникальные явления. Эффективность мониторинга как педагогической информации оценивается с точки зрения ее востребованности различными целевыми группами. Наибольшую эффективность имеет информация, описывающая уникальный опыт, позволяющий получать качественно новые результаты. Данный вид мониторинга представляет интерес, так как позволяет получить наиболее полную информацию об инновациях, увидеть панораму различных инновационных преобразований. Однако, отсутствие унифицированного описания инновационных результатов серьезно ограничивает возможности сопоставления и сравнения полученных данных.

Наибольшее распространение, исходя из анализа публикационной активности, получил мониторинг качества. Реализация программ модернизации привело к тому, что сложилась не только система менеджмента качества, но и можно выделить технологически обоснованный мониторинг качества. Необходимо отметить существенные достижения в данной области - институализированность понятия качества - данный факт отражен в правительственных документах, программах развития и пр., где качество рассматривается как практический (удовлетворение запросов и ожиданий) и технический (характер объекта или явления) аспекты (ИСО/ ПСК 29000:2000) [6]. Закрепленность понятия качества позволило значительно продвинуться в развитии различных систем мониторинга качества. Однако, такая нормативная закрепленность накладывает ограничения в вопросах возможности выделения нового качества образования, а также оценку эффективности мониторинга качества. В качестве показателей мониторинга качества, исходя из анализа литературы, используют: 1) образовательные достижения по отдельным предметам; 2) удовлетворенность образованием; 3) степень участия в образовательном процессе. Такие показатели, по нашему мнению, не позволяют в полной мере описать результаты инноваций, что также находит свое отражение в оценке эффективности мониторинга качества, которая проходит в направлении оценки выполнения требований государственного стандарта образования. В оценке эффективности мониторинга качества заложено существенное противоречие - игнорирование различий при оценке качества между обучающимися, педагогами, образовательными учреждениями, что приводит к ошибочной интерпретации получаемых результатов. Однако, несмотря на указанные недостатки, мониторинг качества имеет самые широкие перспективы для дальнейшего развития, так как в современном мировом образовании он представляется ориентиром для развития национальных систем образования, а также включает использование таких разноуровневых индикаторов, которые позволяют давать оценки, как на уровне государства, так и отдельного образовательного учреждения.

Более формализованным можно считать мониторинг эффективности инноваций. Основной упор в нем делается на понимание того, как инновационная деятельность предъявляется социуму и ее результаты отражаются в СМИ. Достаточно большой объем таких материалов представлен на сайте http://www.eurekanet.ru/ в разделе «Общественные слушанья», формат которых предполагает предъявление достигнутых результатов общественности и их самое широкое обсуждение не только со стороны педагогического сообщества, но и других заинтересованных групп (общественных организаций, экспертов и пр.). Мониторинг эффективности инноваций сосредоточен, в основном, на оценке успешности и результативности внедрения инноваций в образовательную практику. Исследователи очень четко представляют суть инновационного преобразования и оценивают происходящие изменения, как в поле образовательной практики, так и социальном. Вместе с тем, отечественные и зарубежные ученые [7, 8] отмечают зависимость такого мониторинга от давления со стороны общества, бизнеса, производства и пр. Можно обозначить проблемы ценностной и внедренческой ориентации инновации. То есть, фиксируются реальные трудности в оценке: того, какие ценности формируются в результате внедрения инноваций; приоритетности направлений будущих изменений; реалистичности и реализуемости внедрения конкретных инноваций; выделения области потенциальных изменений.

Наибольшее приближение к возможности оценки инноваций имеют мониторинговые исследования. Исходя из анализа публикаций, можно утверждать, что такие исследования позволяют выделять большинство изменений в образовании: изучать закономерности процессов, типологию инновационных результатов, описывать условия реализации инноваций. Специфика мониторинговых исследований строится на использовании не просто количественных данных, но и нахождении динамического коэффициента за определенный промежуток времени. Такие исследования характеризуются длительностью, так как только это позволяет точно определить эффективность исследуемого объекта. Преимуществом использования мониторинговых исследований является разработанность технолого-методического аппарата измерения, оценивания, проектирования управленческой деятельности. Все это позволяет говорить о принципиально другом качестве получаемой информации - полноте, объективности, конкретности, своевременности, новизне, оперативности. Оценка эффективности мониторинговых исследований проходит в направлении качества управленческих решений, то есть соответствия принятого решения реальному положению дел.

Ранее проведенные нами исследования [1] позволяют сделать заключение, что педагогический мониторинг широко используется как для фиксации и определения сложившейся ситуации в образовании, а также как прогностическая функция, которая обеспечивает процедуру выявления наиболее общих тенденций. Такой мониторинг позволяет оставаться в социологической предметности исследования, что обеспечивает выход на закономерности инновационных процессов в образовании. Опыт организации различных мониторинговых процедур показывает, что педагогический мониторинг может быть технологизирован, а следовательно, как технология нуждается в определении в социо-гуманитарном поле. Для того, чтобы понять место педагогического мониторинга, проведем сравнительный анализ гуманитарных технологий, высоких гуманитарных технологий и педагогического мониторинга по выделенным характеристикам: сфера реализации и применения, ориентированность, эксклюзивность и результативность (табл. 1). Гуманитарные технологии, как подчеркивают многие исследователи, имеют стратегический характер, то есть, направлены на решение проблем в долгосрочной перспективе и, как правило, достаточно технологизированы, то есть могут легко изменяться под конкретный проблемный блок или проект [9, 10]. Высокие гуманитарные технологии принципиально отличаются от «просто» гуманитарных технологий результатом - субъект инновационной деятельности, который, по нашему мнению, может являться инициатором новых норм. Использование понятия высокие гуманитарные технологии относительно педагогического мониторинга оправдано, так как они обладают одним принципиальным отличием от «простых» гуманитарных технологий - инновациями.

Таблица 1.Сравнительный анализ технологий

Технологии

 

Характеристики

Гуманитарные технологии

Высокие гуманитарные технологии

Педагогический мониторинг

Сфера реализации

Социо - гуманитарная

Социо-гуманитарная

Социо-гуманитарная

Сфера применения

Публичная

Публичная / закрытая

Публичная / закрытая

Ориентированность

Стратегическая

Стратегическая

Стратегическая

Эксклюзивность

Общедоступные

Эксклюзивные

Эксклюзивные

Результативность

Правила, нормы и их интерпретация

Инновации, формирование новых стратегических субъектов

Инновации, фиксация или прогнозирование новых норм и социальных эффектов

Выделяя существенные признаки высоких гуманитарных технологий, необходимо их обозначить и в педагогическом мониторинге: социо-гуманитарная сфера реализации, публичность применения полученных результатов, стратегическая ориентированность, эксклюзивность и виденье инновации как основного результата. Следовательно, педагогический мониторинг - высокая гуманитарная технология, позволяющая улавливать такие образовательные результаты, которые говорят о новом качестве образования и позволяют оценивать эффективность инноваций.

Таким образом, использование понятия мониторинга в образовании достаточно широко, однако его содержание подвержено сильной трансформации за счет модернизации. Самые значительные изменения в понятие мониторинга были внесены процессами персонификации и технологизации. Именно они позволяют выделить значительное количество дефиниций, которые связаны с мониторингом: образовательный мониторинг, педагогический мониторинг, информационный мониторинг, мониторинг качества и пр. Содержание рассматриваемых понятий может быть выделено за счет описания и соотнесения с реализацией инноваций и оценкой эффективности самого мониторинга, что позволяет более четко разграничить сферу использования различных определений мониторинга.

Рецензенты:

  • Малкова И.Ю., д.п.н., профессор, ФП ТГУ, г. Томск.
  • Дубовицкая Ю.В., д.п.н., главный специалист Департамента общего образования Томской области, г. Томск.

Работа получена 03.08.2011.