Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CONTINUITY AND ADAPTATION IN EDUCATION: ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL APPROACHES

Бывшева М.В., Хворова С.В.
In the present research the problem of continuity of adjacent steps of education as conditions of successful adaptation of the trained rises. On an example of adjacent educational steps: the kindergarten - an elementary school and college - high school, is offered technology of application the environment and the integrativno-modular approaches, allowing to realise the successive communications providing successful adaptation of the trained. Keywords: adaptation, an education system, continuity, the environment approach, the integrativno-modular approach.
Современный человек востребован в том случае, если он включается в ситуацию социального взаимодействия и активно ее преобразует с целью повышения результативности для себя и партнеров. При этом следует отметить, что важен не только исход ситуации в отношении предметной цели. Особое внимание при этом обращается на сохранение и укрепление физического и психического здоровья участников взаимодействия, возможность их личностного роста и развития как гаранта дальнейшего взаимодействия со средой на гуманной основе. Такой взгляд на социальное бытие человека открывает возможность изучения адаптации человека в системе образования.

В настоящее время феномен адаптации изучают специалисты различных научных отраслей, в том числе биологи и физиологи (П.К. Анохин, Ф.Б. Березин, П.Д. Горизонтов, А.И. Труханов и  др.), психологи и педагоги (М.Р. Битянова, М.В. Григорьев, Р.В. Овчарова, Е.Я. Ямбург и др.). Общим в их понимании адаптации является указание на то, что это приспособление человека (как организма, индивида, личности, субъекта) к условиям существования. Особенности адаптации определяются функциональным состоянием человека и состоянием среды, к которой происходит приспособление.

В системе образования, где наиболее интенсивно развивается личность, процесс адаптации обучающегося приводит к таким взаимоотношениям личности и социальной общности, которые обеспечивают превращение индивида в личность, обладающую некоторыми основными чертами социально-психической зрелости [2, 3]. Принимая во внимание, что современная система непрерывного образования построена как многоуровневая, переход обучающихся на новую образовательную ступень непосредственно связан с их адаптацией к условиям новой образовательной ситуации. Прежде всего, проблемы адаптации обучающихся возникают в следующих узловых точках системы образования: в первом, пятом и десятом классах школы, где дети получают обязательное общее образование, затем на первом курсе учреждений среднего профессионального образования и далее на первом курсе вуза.

На каждой новой ступени образования складывается уникальная ситуация педагогических взаимодействий - реальных отношений обучающегося и представленной конкретными социальными группами системы образования [1]. Это обусловлено тем, что при вхождении в новую устойчиво значимую социальную среду складывается противоречие между потребностью человека, имеющего свой «багаж» личностных новообразований, «быть таким как все» и возможностями реализовать групповые нормы на должном уровне. Преодоление этого противоречия приводит к формированию личностных новообразований, обеспечивающих включение человека в новую социальную общность (образовательную группу) и оптимальное функционирование этой группы с участием нового обучающегося.

Вышеизложенное позволяет констатировать, что в системе образования возникает задача обеспечения организационно-педагогических условий для безболезненного, плавного перехода обучающихся с одной образовательной ступени на другую, сохранения их психического и физического здоровья, предупреждения дезадаптации. Решение этой задачи может быть связано с построением преемственных связей как особого рода взаимоотношений образовательных ступеней.

Принимая позицию В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева и Е.Н. Шиянова, будем рассматривать целостный педагогический процесс на каждой ступени образования, в котором в каждый момент времени решаются частные взаимосвязанные педагогические задачи. Интеграция которых позволяет плавно переходить от предыдущих событий к последующим, от простых к более сложным формам познания, поведения и деятельности учащихся. Тогда преемственность затрагивает: а) выстраивание сложных взаимосвязей между отдельными дидактическими единицами учебного материала; б) проектирование форм и способов обучения; в) реализацию стратегий и тактик взаимодействия субъектов в учебном процессе; г) формирование личностных новообразований обучающихся.

Преемственность смежных ступеней образования в таком виде обеспечивает новый этап в развитии личности под влиянием устойчиво значимой для нее социальной среды. На практике преемственность может быть реализована в базовых двух вариантах. Первый - непосредственные взаимодействия субъектов образовательного процесса смежных образовательных ступеней, что, прежде всего, предполагает методическое единство образовательного процесса, а также разработку индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий). Второй вариант реализации преемственности предусматривает формирование готовности обучающихся включиться в новую образовательную среду и обеспечение со стороны этой среды максимально комфортных для развития человека условий. Оба варианта могут быть реализованы как самостоятельно, так и интегрировано.

Остановимся подробней на описании путей преемственности: детский сад - начальная школа и колледж - вуз, создающих возможность психолого-педагогического обеспечения адаптации обучающихся в первом классе школы и на первом курсе вуза.

Переход ребенка из детского сада в школу - это первый кризисный момент на пути непрерывного образования. Как показывает анализ работ Л.И. Божович, А.Л. Венгера, Я.Л. Коломинского, Е.И. Комковой и др. особенности адаптации детей, поступающих к обучению в школу, связаны с изменением социального статуса и способов поведения первоклассников, формированием познавательной мотивации, перестройкой структуры и содержания деятельности. Вместе с тем, существенный отпечаток на характер адаптации первоклассников накладывают особенности школьной среды: преобладание учебно-дисциплинарной модели педагогического взаимодействия, жесткая регламентация учебного времени и содержания программы, часто завышенные физические и эмоциональные нагрузки. Возникает очевидное противоречие между возможностями ребенка в самореализации в новой социальной общности и требованиями этой общности. Ресурсы для повышения эффективности адаптации первоклассников, на наш взгляд,  могут быть найдены в применении средового подхода в обучении (Ю.К. Мануйлов, А.В.Мудрик, В.Д.Семенов, В.А. Сластенин и др.). Средовой подход представляет собой теорию и технологию опосредованного управления (через среду) процессами формирования и развития личности ребенка.

Технология создания условий для максимально комфортного перехода детей из образовательной среды детского сада в новую школьную образовательную среду предполагает целесообразную новым условиям организацию жизнедеятельности первоклассников в период адаптации, с учетом их возрастных личностных новообразований и особенностей школьной среды.

Методы обучения в адаптационный период должны быть эмоционально привлекательны для детей, у которых только формируется учебная деятельность на фоне нарастания познавательного интереса. Для этого в первом классе в адаптационный период обучения детей стоит отдать предпочтение игровому методу. Необходимо в течение учебного дня вводить различные виды игр, при этом учитывать место в педагогическом процессе, триединую задачу урока, динамику работоспособности и мотивацию детей. Между тем нельзя злоупотреблять большим количеством игр на уроках, поскольку при этом будет утеряна основная функция школы - обучение. Непременное условие организации игр - их коллективный характер, т.к. в игре дети могут реализовать ролевое поведение школьника, потребность в новых впечатлениях, проявить социальную и двигательную активность.

Для предупреждения растерянности, робости и неуверенности детей при выполнении школьных правил требования к поведению первоклассников как школьников должны вводиться постепенно и естественно, без морализаторства и сравнения детей между собой по личностным качествам и социальному статусу. Предъявлять правила поведения детям необходимо этично, корректно, просто и ясно.

Для сохранения темпа и ритма работы первоклассников, поддержания их работоспособности - обязательны динамические паузы в течение дня и физкультурные минутки в течение урока, четкая постановка задачи работы и подведение ее итогов. Объем умственных и физических нагрузок должен быть тщательно вымерен и сбалансирован. Для предупреждения аффективных реакций детей, их коформности по отношению к новой образовательной среде следует избегать авторитарных форм поведения со стороны педагогов. Необходимо выбирать такие формы педагогического взаимодействия, которые не вступают в противоречие со стилем работы педагогов дошкольного образования.

Итак, ресурсы повышения эффективности адаптации первоклассников могут быть найдены в средовом подходе, который позволяет решать такие первостепенные педагогические задачи, как поддержать положительной психофизическое состояние ребенка; создать положительный эмоциональный фон взаимодействий между учителем и первоклассниками, одноклассниками между собой; обеспечить учебный диалог «учитель - ученик». Интеграция путей решения указанных задач обеспечивает адаптацию первоклассников через их постепенное максимально комфортное включение в новую образовательную среду.

Переход обучающегося из колледжа в вуз также является кризисной точкой в обучении, т.к. влечет за собой изменения условий обучения, следовательно, требует от студентов-первокурсников активной адаптации. Однако этот процесс протекает по-новому в сравнении с другими переходами на новую ступень системы образования. Анализ исследований Д.А. Андреевой, Л.Н. Борониной, И.Н. Лычагиной и др. позволил выявить особенности адаптации студентов вуза, имеющих среднее профессиональное образование. Это шаблонность в выполнении работ, искаженность в принятии социальной роли «студента вуза», ложный успех. По нашим данным, у значительной части студентов вуза, имеющих среднее профессиональное образование, отсутствует выраженная направленность на поиск и реализацию себя при обучении в высшей школе, снижена мотивация обучения, недостаточно сформирована готовность к самообучению, снижена самостоятельность в выполнении работ. Закрепление указанных качеств у студентов негативно влияет на динамику их адаптированности, приводит к возникновению зоны риска в их успеваемости и способности к самосовершенствованию.

Эффективность адаптации студентов вуза, имеющих среднее профессиональное образование, может быть повышена путем построения методического единства образовательного процесса на смежных образовательных ступенях «колледж - вуз» и разработки индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. В этом случае оптимальным, на наш взгляд, является интегративно-модульный подход в обучении.

Концепция интегративно-модульного подхода базируется на основе положений об особенностях педагогической интеграции (В.И. Безрукова, В.А. Разумный, Н.К. Чапаев, В.И. Шарнас и др.), системного и модульного подходов в образовании (Э.Ф. Зеер, М.Н. Катханов, В.Н. Садовский, Л.И. Третьякова и др.). Интегративно-модульный подход представляет собой структурно-содержательное единство обучающего процесса (в том числе и на смежных образовательных ступенях), который характеризуется: целевой направленностью, целостностью и мобильностью, относительной автономностью и вариативностью, - что в совокупности способствует обеспечению качества образовательного процесса (в том числе и в адаптационных периодах). Основным ядром, объединяющим разные ступени профессионального образования, выступает индивидуальная траектория обучения, предполагающая поэтапное профессиональное становление.

Индивидуальная траектория обучения, представляет собой модульную программу саморазвития (интегрирующую вариативные и базовые модули), которая построена на основе методического единства образовательной среды, смежных ступеней системы образования. При этом системообразующими являются диагностический и коррекционно-развивающий модули, содержание которых позволяет выявить и развить адаптационные ресурсы студентов. Технология реализации интегративно-модульного подхода, позволяющая снизить риски в успеваемости студентов и поддержать их способности к самосовершенствованию в адаптационный период в вузе, представлена следующим образом.

На предвыпускных курсах колледжа студенты, намеренные продолжить обучение в вузе, в рамках диагностического модуля проходят исследование своих адаптационных возможностей, базовых знаний и умений, личностных качеств с учетом предполагаемого профиля профессионального обучения в высшей школе. По результатам диагностики на основании полученных от педагогов, психологов, само- и взаиморекомендаций разрабатываются индивидуальные траектории обучения, позволяющие удовлетворить потребности студентов в личностном и профессиональном развитии в направлении дальнейшего непрерывного образования. Комплекс модулей составляется по принципу взаимодополнения и интеграции, что позволяет студентам компенсировать, нивелировать пробелы в знаниях, развить необходимые для обучения в вузе навыки и качества. Индивидуальная траектория обучения обязательно включает такие коррекционно-развивающие модули, которые дают студентам возможность овладевать технологией проектирования своей профессиональной карьеры с учетом поэтапности профессионального образования; позволяют студентам изучать свои индивидуально-психологические особенности и получать рекомендации специалистов (кураторов, психологов и др.), уточнять само- и взаиморекомендации по развитию профессионально-значимых качеств, позволяющих компенсировать недостатки адаптационного периода в вузе.

На первом курсе вуза, когда собственно протекает процесс адаптации студентов, обучающиеся продолжают реализацию индивидуальной траектории обучения в условиях новой образовательной ситуации. Программа также содержит диагностический и коррекционно-развивающие модули, интегрированные для решения задачи обеспечения устойчивости личности при вхождении в новые социальные условия. Это, в первую очередь, модули, направленные на снижение эмоционального напряжения и тревожности, повышение мотивации к продолжению обучения, формирование устойчивого интереса к выбранной профессии, развитие положительного интереса к взаимоотношениям и взаимодействию с сокурсниками и преподавателями.

Итак, преемственность «колледж - вуз» построена на методическом единстве образовательного процесса и включает разработку индивидуальных образовательных траекторий. Успешной адаптации студентов к условиям обучения в вузе, их рациональному включению в новую образовательную ситуацию способствует интегративно-модульный подход, позволяющий реализовать индивидуальную траекторию обучения студентов на смежных ступенях системы образования.

Таким образом, преемственность между смежными образовательными ступнями имеет потенциал для обеспечения успешной адаптации обучающихся, что реализуется посредством создания целого комплекса организационно-педагогических условий. Предложенные в статье аспекты построения преемственных связей не исчерпывают всей проблематики обеспечения адаптации обучающихся. В перспективе предполагается теоретическое осмысление и разработка методических материалов по вопросам преемственности разных ступеней системы образования, в частности, по формированию готовности обучающихся к переходу на новую ступень образования; проектированию индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов); созданию условий для максимально комфортного включения детей, подростков, молодежи в новую образовательную среду.

Список литературы

  1. Коротаева, Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии / Урал. гос. пед. ун-т. - М. : Академия, 2007. - 256 с.
  2. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). - Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1988. - 262 с.
  3. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. - СПб. : Речь, 2007. - 365 с.

Рецензенты:

Горб В.Г., д.п.н., и.о. зав. кафедрой государственного и муниципального управления, ФГОУ ВПО «Уральская академия государственной службы», г. Екатеринбург.

Новоселов С.А., д.п.н., профессор, директор Института педагогики и психологии детства, декан факультета педагогики и методики начального образования ФГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.

Работа получена 26.07.2011.