Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TEACHING TECHNICAL COURSES BASED ON THE SET OF PROGRAMS T-FLEX

Кудинов Д.Н.
This article will briefly considered part of the teaching disciplines associated with CAD in the chair of Technical Disciplines “Kamyshinskiy Technological Institute (branch) Volgograd State Technical University. Keywords: CAD, computer graphics, simulation

В настоящее время особую актуальность при подготовке инженеров-машиностроителей приобретают навыки владения CAD/CAM/CAE системами и способность работы в едином информационном пространстве (ЕИП) изделия. Данные навыки прививаются в процессе изучения дисциплин связанных с использованием систем CADCAMCAE [1]. На текущий момент во многих ВУЗах обучение CADCAMCAE носит зачастую фрагментарный характер, зачастую преподавание проводится без опоры на практическое применение знаний. В нашем институте практикуется применение студентами CADCAMCAE систем, начиная с первого курса. Благодаря этому студенты к окончанию обучения получают хорошие навыки владения CADCAMCAE системами.

На первом этапе в курсе «Основы САПР» рассматриваются общие вопросы аппаратных, программных методических и административных аспектов САПР[5]. Курс читается на втором курсе во втором семестре. Он включает в себя лекционные, лабораторные занятия. Заканчивается курс зачётом. Рассмотрим пример лабораторной работы № 1. В этой работе студенты получают эскиз детали и определяют наиболее оптимальный способ построения 3D-модели. Результаты лабораторной работы показаны на рис. 1.

p

Рис. 1. Модель кронштейна

p

Рис. 2. Результат расчёта по методу конечных элементов

Полный список документов, по результатам выполнения работы: титульный лист, выполняется в T-FLEX CAD, пояснительная записка с описанием и отчёт по методу конечных элементов в формате doc. Следующим этапом подготовки студентов является закрепление знаний по дисциплине «Сопротивление материалов» и изучение основ метода конечных элементов (МКЭ)[3].

На третьем, четвертом и пятом курсах студентам читаются курсы «Компьютерная графика», «САПР ТП», «САПР». В этих курсах рассматриваются вопросы разработки конструкторско-технологической подготовки производства с помощью программ CAD. В основном используется T-FLEX CAD. Проектирования изделий с использованием T-FLEX, обмен между программами CAD/CAM/CAE. В курсе выполняются лабораторные работы и на пятом курсе выполняется курсовая работа, связанная с другими дисциплинами кафедры [4].

В лабораторных работах рассматривается процесс проектирования изделий с использованием методов проектирования сверху - вниз и снизу - вверх. Пример спроектированных узлов приведен на рисунке 3.

p

Рис. 3. Кинематическая схема редуктора

На основе спроектированных во фрагменте узлов выполняются рабочие чертежи деталей, сборочный чертёж и спецификация. Кроме того, моделируются детали и сборка в 3D. На рисунке 4 показан результат моделирования части сборки червячного редуктора.

p

Рис. 4. 3D сборка червячного редуктора

p

Рис. 5. Технологический процесс в программе ТехноПР

Таким образом, можно сделать следующие выводы: Построение преподавания дисциплин в указанном порядке позволяет подготовить специалистов, владеющих конкретными программными средствами (T-FLEX CAD, ТехноПРО), способных быстро освоить новые программные средства и представляющих взаимосвязи внутри САПР, а также взаимосвязь программных и аппаратных средств [2].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Изергин Н.Д., Кудряшов А.А., Руднев А.Ю., Тегин В.А. Разработка электронных учебных изданий. Учебно-практическое пособие. - Коломна, 2005.
  2. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Информационная среда обучения. - СПб.: СВЕТ, 1997. - 400 с: ил.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов вузов; под. ред. Е.С. Полат. - М., 2002. - 272 с.
  4. Кудинов Д.Н. Перспективы разработки автоматизированных обучающих систем // Современные проблемы науки и образования. -2008. - № 6. - С. 46-50.
  5. Кудинов Д.Н. Перспективы разработки виртуальных лабораторных работ на базе комплекса программ T-FLEX // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - № 6-3. - С. 71-74.