Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODERATION CENTRE AS INFRASTRUCTURE SUPPORT FOR COMPLEMENTARY PROFESSIONAL EDUCATION IN THE ESTABLISHMENT OF HIGHER EDUCATION

Кирий Н.В., Верзунова Л.В.
The article deals with the problems of searching for new teaching models in the complementary professional training system of the establishment of higher education. The authors define innovative structure of Moderation Centre in the establishment of higher education. The Centre fulfils educational, methodical, informative and other functions. The training and presence of qualified moderators support the development of a new model for teacher’s skills improvement courses and provide constant quality increase of educational process. Keywords: moderation, learning model, the educational process

Успешное развитие высшей школы в современных условиях непосредственно связано с ее главным стратегическим направлением - подготовкой научно-педагогических кадров. От их научной квалификации, профессионально-педагогической компетентности зависит формирование нового поколения специалистов с высоким уровнем общей профессиональной культуры, интеллектуального развития, мобильных и конкурентоспособных для обеспечения научно-технического и социального прогресса общества. С учетом характеристик современного динамично меняющегося общества необходимо стремиться к обеспечению опережающей подготовки преподавателя по отношению к подготовке обучаемых им специалистов. Изменения требований к качеству подготовки специалистов обуславливают новые требования к непрерывному повышению квалификации преподавателей высшей школы. Изменяются содержание и подходы к педагогической деятельности, возрастают объем и качество инновационной составляющей в российском образовательном пространстве.

В условиях изменения образовательной парадигмы с знаниево-ориентированной на компетентностную система дополнительного профессионального образования поставлена перед необходимостью работать не только и не столько на «передачу» информации слушателям курсов повышения квалификации, сколько на освоение современных образовательных технологий, на создание предпосылок для профессионально-личностного саморазвития преподавателя, на организацию внутригрупповых процессов в ходе курсовых мероприятий с целью обмена педагогическим опытом. Главной задачей повышения квалификации становится не трансляция нового содержания современного образования, а включение специалиста в процесс осмысления его собственных целей и ценностей, развитие способности интерпретировать содержание по отношению к своим запросам профессионального развития.

Процесс повышения квалификации должен предполагать актуализацию педагогами собственных возможностей и переход от практико-воспроизводящей деятельности к практико-преобразующей. В то же время традиционная система повышения квалификации преподавателей вузов характеризуется рядом недостатков: во-первых, не в полной мере реализуется принцип непрерывности образования (эпизодическое обучение в связи с устареванием их квалификации), повышение квалификации носит групповой (неперсонифицированный) характер, не способствует удовлетворению образовательных потребностей преподавателей; во-вторых, сохраняется "субъект-объектный" характер отношений в системе "преподаватель - слушатель", организация курсовой подготовки для преподавателей вузов строится без учета принципов андрагогики, где взрослому обучающемуся человеку принадлежит ведущая роль в процессе обучения; в-третьих, приоритет отдается повышению научной квалификации и не уделяется должного внимания педагогической составляющей деятельности преподавателя, которая также нуждается в постоянном обновлении, пополнении и совершенствовании.

Анализ научных работ педагогов отечественного и зарубежного опыта дополнительного профессионального педагогического образования, показывает, что одной из наиболее эффективных и перспективных форм повышения квалификации работников образования, позволяющие быстро и гибко координировать меняющиеся потребности обучаемого, является модерация. Основная идея модерации заключается в том, что при активном овладении новыми знаниями и самостоятельном поиске решений профессиональных проблем группа слушателей опирается на опыт и знания каждого из ее членов. Целью совместной деятельности преподавателя (модератора) и взрослого обучаемого является развитие у последнего способности к самоуправлению в профессиональной деятельности. Модерация побуждает по-новому взглянуть на процессы преподавательской деятельности, ее внутренние пласты, связанные с изменением поведенческого стиля и способов его взаимодействия со студентами. Именно в процессе профессионального общения у педагогов появляется возможность реализовать потребности в приобретении нового профессионально-личностного опыта, а профессиональное общение позволяет осуществить обмен той личностно значимой информацией, которая необходима педагогам для разрешения противоречий профессиональной деятельности. Организует процесс модерации модератор.

В Белгородском государственном университете накоплен богатый опыт подготовки модераторов и включение их с систему непрерывного повышения квалификации научно-педагогических кадров. Подготовка модераторов осуществляется на базе Центра модерации БелГУ [1, 2]. Как и в других центрах, обеспечивающих подготовку модераторов [3], при определении концептуально-теоретических основ деятельности Центра модерации, мы исходили в первую очередь из особенностей обучения взрослых и состояния развития современного образования. В качестве концептуально-теоретических основ нами определены: андрогогический, компетентностный, рефлексивный подходы и документы, определяющие состояние образования на современном этапе и перспективы его развития.

 p

Рис. 1. Структурно-динамическая модель вузовского центра модерации

Определив стратегической целью вузовского Центра модерации - содействие научно-педагогическим кадрам БелГУ в овладении технологиями модерации, особое внимание мы уделяем созданию сообщества преподавателей БелГУ, освоивших технологии модерации. В роли наших главных партнеров выступают специалисты системы повышения квалификации педагогических кадров Земли Северный Рейн-Вестфалия. Основные задачи центра: организация и проведение курсов повышения профессиональной квалификации профессорско-преподавательского состава БелГУ и удовлетворение образовательных потребностей научно-педагогических работников БелГУ в получении знаний о новых образовательных технологиях, содействующих развитию ключевых и профессиональных компетентностей студентов.

Центр модерации выполняет следующие функции: образовательную (функция развития персонала), методическую, информационную, консультационную, диагностическую, организационную, функцию инфрастуктурной поддержки внедрения инноваций.

Основной функцией Центра является образовательная функция - организация и проведение учебных занятий со слушателями курсов повышения квалификации будущими вузовскими модераторами. В основе этой подготовки находятся квалификационные требования к преподавателям, среди которых наиболее важными являются следующие: высокая предметная компетентность; наличие собственного педагогического опыта, соотнесенного с содержанием подготовки вузовских модераторов; знание теории образования взрослых и опыт работы с группами взрослых обучающихся; способность к творческому мышлению. Во время подготовки модераторов слушатель должен получать возможность учиться управлять своей деятельностью, то есть расширять свои функции как субъекта (носителя субъектного опыта) в процессе данной деятельности [4].

Качественное своеобразие образовательного процесса определяется, во-первых, возможностями проявления с позиции субъектного опыта избирательного отношения к предметному материалу, способам и формам его изучения. Непосредственное участие слушателя в определении содержательной стороны своей подготовки стирает грань между обязательным и добровольным видами познания. Во-вторых, в курсовую подготовку включаются ее ценностные составляющие, преобразуя личностно-нейтральный процесс познания в ценностно-отнесенный, обусловленный индивидуальностью личности слушателя. Третьей особенностью выступает пролонгированность курсовой подготовки. Мы считаем, что подготовка вузовских модераторов должна быть многосеместровыми очно-заочными курсами повышения квалификации. Очно-заочная форма повышения квалификации позволяет объединить процесс повышения квалификации с практической учебно-воспитательной работой в вузе и имеет то преимущество, что после знакомства с теоретическим блоком или новым приемом слушатель курсов - будущий модератор - проверяет их собственной практикой и на последующих учебных занятиях ищет решение возникших проблем. Исследования в области андрагогики доказали, что процесс обучения взрослых должен быть долгосрочным, с тем чтобы не допустить возврата к привычным образцам поведения. Апробация усвоенных на курсах повышения квалификации моделей профессионального поведения в реальной педагогической практике должна сопровождаться рефлексией в течение длительного времени. Это значит, что слушателям необходимо регулярно предоставлять возможность обсуждать с другими участниками образовательного процесса те трудности, с которыми они сталкиваются при практическом использовании новых знаний и умений, находить подлинную причину возникновения затруднений и вырабатывать стратегию их преодоления. Рефлексия образцов опыта апробации новых моделей профессионального поведения в режиме коммуникативного обмена способствует не только совершенствованию приращений в индивидуальном опыте слушателей, но и может явиться отправной точкой для организации дальнейших процессов образовательной деятельности и в значительной степени развивает у слушателей навыки культурной коммуникации.

С образовательной функцией неразрывно связана методическая функция, которая предполагает овладение вузовскими модераторами интерактивными методами и приемами обучения, поэтому в качестве основного результата подготовки выступает проектирование авторских методик модераторской деятельности в условиях внутривузовского повышения квалификации. При прохождении курсовой подготовки будущие модераторы знакомятся и осваивают стандартный набор групповых активных методов, без овладения которыми успешное проведение учебных занятий и курсов повышения квалификации, в том числе и внутривузовских, становится невозможным. Освоение вузовскими модераторами десятка наиболее функциональных интерактивных методов обучения способствует проектированию собственной авторской методики модераторской деятельности. Реализация методической функции также предполагает разработку учебно-методических материалов по вопросам использования техник модерации.

В рамках информационной функции Центр модерации обеспечивает распространение информации об актуальной образовательной практике модераторов вуза, обеспечивает открытый доступ к методическим рекомендациям. Основным образовательным ресурсом распространения образовательной практики является «Копилка модерации». Консультационная функция Центра модерации заключается в содействии модераторам вуза в проектировании авторских методик модераторской деятельности в условиях внутривузовского повышения квалификации, а также в проведении консультаций по вопросам использования активных форм обучения взрослых.

Диагностическая функция связана с мониторингом профессионального развития научно-педагогических работников университета. Анализ полученных в ходе мониторинга данных служит основой для разработки содержания модулей учебной программы курсовой подготовки модераторов вуза. Организационная функция связана с реализаций мероприятий в сфере дополнительного профессионального образования по различным направлениям повышения квалификации преподавателей университета. Функция инфрастуктурной поддержки внедрения инноваций связана с внедрением в образовательный процесс ФГОС нового поколения, внедрением инновационных технологий и содействие преподавателям университета в освоении этих технологий.

Осуществление основных функций Центра модерации предполагает активное взаимодействие с различными структурными подразделениями университета. Так реализуя образовательную, методическую, консультационную функции, Центр активно взаимодействует с центром дистанционного обучения. Проведение мероприятий в сфере дополнительного профессионального образования - организационная функция - определяется образовательными потребностями (заказом) кафедр, факультетов. Внедрение в образовательный процесс ФГОС, инновационных технологий предполагает взаимодействие с управлением научной и инновационной деятельности, учебно-организационным управлением и их структурными подразделениями.

Модерация связана с необходимостью использования специальных приемов, методов и техник, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями, и подводящих обучающихся к принятию грамотного решения за счет реализации его внутренних возможностей. Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения, поэтому основные направления деятельности Центра связаны с трансфером и разработкой техник модерации. При подготовке модераторов в БелГУ наряду с прямым трансфером северорейн-вестфальского опыта повышения квалификации педагогических кадров (теории, методов и др.) ведется целенаправленная работа по анализу имеющихся в индивидуальной педагогической практике сходных образцов этого опыта, их критическому осмыслению и окончательному «переналаживанию» в соответствии с главными идеями модерации. На занятиях в качестве ведущего выступает не столько принцип отработки с ними в режиме тренингов максимально возможного количества интрактивных методов обучения, сколько принцип «выращивания» нового индивидуального и коллективного сознания. Кроме того, преподавателями Центра модерации разрабатываются учебно-методические материалы по вопросам использования техник модерации, проводятся консультации по вопросам использования активных форм обучения.

Таким образом, функционирование Центра модерации способствует непрерывному повышению квалификации научно-педагогических кадров университета с учетом потребностей, интересов и педагогического опыта каждого обучающего, создает необходимые условия для его активного включения в образовательную деятельность и позволяет нелегкий учебный труд превратить в творческий процесс поиска и познания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кирий Н.В., Верзунова Л.В., Пересыпкин А.П. Педагогические условия подготовки модераторов вуза // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Гуманитарные науки, 2010. - №6 (77). - Выпуск 5. - С. 199-202.
  2. Кирий Н.В., Пересыпкин А.П. Через модерацию к новому качеству обучения в вузе // Интеграция образования, 2009. - №4. - С. 37-40.
  3. Лазаренко И. Модерация - инновационный проект (результаты международного сотрудничества в области повышения квалификации) // Новые знания, 2004.- №3. Режим доступа [http://www.znanie.org/jornal/n3_04/moder.html].
  4. Верзунова Л.В., Кирий Н.В. Формирование модерационной компетентности преподавателя вуза в процессе повышения квалификации // Образование и общество, 2010. - №1(60). - С. 28-31.