Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

REVELATION OF VALUE SYSTEM FORMATION CRITERIA OF NON-LINGUISTIC HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS’ JUNIORS

Сивцева А.А.
Student’s value in educational process based on self-activity in dynamically developed environment is defined in the article. Also some conditions, criteria and specific index of revealing criteria of junior student’s value organization in technical institutes are considered.

Внимание, уделяемое сегодня национальным ценностям и традициям, требует в первую очередь анализа диалектической взаимосвязи этнических и общекультурных ценностей. Проблема сохранения и развития культуры и традиций каждого этноса становится сегодня особо актуальной еще потому, что в современном обществе переходного типа именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни.

Путь к общечеловеческой культуре, общечеловеческим ценностям лежит через изучение национальных особенностей и использование прогрессивных народных традиций. Роль традиций в современной жизни возрастает, так как это - универсальный механизм, который отбирает, накапливает жизненный опыт, позволяет достичь стабильности и устойчивости. В них содержится предвидение условий жизнедеятельности будущих поколений [2].

В нравственном воспитании традиция - это основное средство. Нет традиции - нет воспитания, которое отвечает требованиям нравственности. Необходимость использования национальных традиций и обычаев в нравственном воспитании объясняется, прежде всего, тем, что они связаны со многими сторонами мировоззрения и взаимоотношений людей. В них наиболее ярко и своеобразно отражены накопленный и приумноженный на протяжении тысячелетий народный опыт, человеческая мудрость, характер и душа народа, лучшие черты семейно-бытовой жизни.

Повышение качества нравственной воспитанности детей, приобщенных к национальным традициям поведения и деятельности, реализуется не только в семьях, но и в учебных заведениях при условии надлежащей педагогической работы по освоению учащимися этнических традиций народа. В качестве компонентов национальных традиций, выражающих особенности психологического склада якутской нации, в которых отражены особые условия ее жизни и быта, нами выделены олонхо, народные сказки, песни, пословицы, музыкальные инструменты, игры, художественные промыслы, обычаи, обряды.

Каждая форма проявления фольклора (сказка, песня, а также обряд, ритуальные действия, обычаи) представляет собой особый микрокосмос, изучение которого помогает осознать многие актуальные проблемы развития и совершенствования человека, противостоять господствующему в настоящее время дискурсивному, технократическому мышлению. Фольклор учит различать истинные и мнимые ценности, помогает понять, почему народная мудрость жалела духовно больных людей, одержимых страстью к богатству и власти. Все традиции якутского этноса пронизывает идея соборности, она является ведущим принципом жизнедеятельности людей.

Вышеизложенное может быть представлено в виде таблицы (табл. 1), где в обобщенном виде представлены возможности якутских национальных традиций в формировании ценностных ориентаций.

Как показано, национальные традиции (фольклор, обычаи, обряды) способствуют развитию когнитивного компонента, через формирование базовых знаний о якутской культуре, посредством знакомства с историческими событиями, трудом и бытом, семейными отношениями идеалами и ценностями. Нравственная оценка событий всегда присутствующая в фольклоре, образность, одухотворенность якутских обрядов способствуют формированию эмоционально-оценочного компонента. Ряд общечеловеческих ценностей (Семья, Отечество, Труд, Земля) являются одновременно и национальными ценностями. Именно эти ценности рассматриваются нами в качестве содержательной основы взаимосвязи общечеловеческого и национального, как отражение общего и особенного.

Таблица 1. Возможности якутских национальных традиций в формировании ценностных ориентаций

Компоненты ценностных ориентаций

Возможности якутских национальных традиций для формирования ценностных ориентаций

Когнитивный компонент

Формируют базовые знания основ якутской культуры, национальное самосознание, развивают историческую память, создают идеалы, установки

Эмоционально-оценочный компонент

Формируют мотивацию к саморазвитию в рамках якутской культуры, патриотические, гражданские, нравственные чувства, оценочные отношения

Поведенческий компонент

Воспитывают черты национального характера, формируют умения, необходимые для воспроизводства различных компонентов якутской культуры в своей жизнедеятельности, в образовательном учреждении, семье, окружающей жизни

Соотношение общечеловеческих и национальных ценностей дает возможность установить их совпадение в отношении к таким категориям, как Человек, Семья, Отечество, Труд, Земля, которые отражают общее и особенное. Вместе с тем, мы предполагаем, что воспитательные возможности якутских народных традиций будут использованы с наибольшим эффектом, если традиции, как феномен культуры, вызывают интерес у студентов, а национальные ценности, нашедшие отражение в якутских народных традициях имеют для них личностный смысл.

Для молодежи характерна тяга к самоутверждению, стремление быть оригинальным. Однако для достижения этой цели они выбирают самые доступные, но не бесспорные средства. Для юношей и девушек характерна повышенная эмоциональность, интерес ко всему новому необычному, но при этом недостаточность социального опыта приводит к ошибочным суждениям и абсолютизации формы явлений в ущерб их содержанию. Молодежи свойственны дух соревнования, динамизм образа жизни, вызванный быстрой смене вкусов, интересов, ценностей. Молодежь стремится к идеалу, ищет романтику, обладает обостренным чувством справедливости, максимализмом суждений. Несмотря на преемственность социального опыта, достаточно устойчивую связь поколений, молодежи присущи специфические формы жизнедеятельности, неповторимая среда общения, своя субкультура.

Для того чтобы определить исходный уровень сформированности ценностных ориентаций, фиксировать развитие каждого отдельного компонента ценностных ориентаций, всего комплекса компонентов в целом необходимо руководствоваться определенными критериями.

Гипотетически мы выделяем три уровня сформированности ценностных ориентаций:

  • высокий - студенты имеют убеждения о значимости нравственных ценностей, собственную оценку общественных явлений, поступков людей, устойчивые умения руководствоваться знаниями в поведении;
  • средний - студенты имеют суждения о нравственных ценностях, при высказывании оценочных суждений часто ориентируются на мнение других, умеют руководствоваться знаниями в поведении при определенной ситуации;
  • низкий - студенты имеют о нравственных ценностях негативное или нейтральное отношение к ним, выражена тенденция к отрицательному поведению.

Одной из важнейших функций вуза является формирование у студента ценностного отношения к окружающему миру, к среде, в которой они пребывают, к культуре и ее образцам, которые они оценивают или, напротив, не замечают [3]. Опираясь на обобщенный опыт преподавателей, на изучение деятельности студентов и результатах обученности по предмету, мы провели эксперимент ценностных ориентаций студентов неязыковых вузов путем мониторинга. Преимущество этого метода заключается в том, что можно сравнительно быстро получить данные о весьма значительном количестве студентов с ценностными ориентациями. Однако эти данные большей частью носят чисто эмпирический и поверхностный характер в силу того, что в анкете можно ставить ограниченное количество вопросов и получать краткие, годные лишь для статистических обобщений, ответы. За период эксперимента нами были проведены анкетирования. Помимо анкет были написаны сочинения, проведены групповые и индивидуальные собеседования по ценностным ориентациям.

Разработка и апробация модели процесса формирования ценностных ориентаций явилась сутью опытно-экспериментальной работы. Нами также проводились частные эксперименты, направленные на изучение особенностей развития когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов.

Построение модели формирования ценностных ориентаций у студентов связано со следующими методологическими ориентирами: образование - сложный культурный процесс передачи ценностного и творческого опыта и создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации личности; деятельность - целостная система проявления личностных свойств, отношений и действий человека.

В схематичном виде модель формирования ценностных ориентаций у студента представляет следующее:

1 уровень - исходные знания, которые выступают стартовой позицией для организации процесса совместной деятельности педагога и студента.

2 уровень - уровень осознания ценностных ориентаций, которые студент получает из следующих источников: психолого-педагогические, методологичесике знания и культура ценностей.

3 уровень - уровень понимания, субъективной интерпретации, рефлексии, коррекции, субъективных оценок и перевод их в объективное. Что обеспечивает самоопределение будущего специалиста и оформление иерархии ценностей.

Каждый уровень выводит студента на новый этап формирования ценностных ориентаций, которой можно рассматривать с позиции критериальной результативности.

Эта модель формирования ценностных ориентаций у студента выполняет ряд важных функций:

  • ориентировочную, которая позволяет сформировать ориентированную основу деятельности, целевые установки;
  • смыслообразующую, которая помогает выделить смысл, связанный с идеалом, конкретизировать его, сформулировать цель и осознать ценностные ориентации;
  • гуманистическую, которая способствует культивированию ценностных ориентаций с нравственностью.

 Таблица 2. Модель формирования ценностных ориентаций у студентов

Уровни

Компоненты

Критерии результативности

Показатели критериев

1 уровень

Начальный, формирование ценностного отношения к миру

Ценностно-ориентационный

Исходные знания, формирование готовности к восприятию новых ценностей

Ценностные потребности как мотив и стимул деятельности, личная значимость ценностных ориентаций

2 уровень

Осознание и освоение ценностей страны изучаемого языка

Когнитивно-интеллектуальный

Психолого-педагогические,

методологические,

аксиологическая информативность

Объем, систематичность. Осознанность знаний культуры страны изучаемого языка

3 уровень

Самоопределение.

Формирование представлений об общечеловеческих,

умственных ценностях

Герменевтико-аксиологический

Субъектная интерпретация, рефлексия. Коррекция, субъектная оценка феноменов культуры страны изучаемого языка и совей страны

Умение анализировать, сопоставлять. Высказывать свое мнение. Адекватно оценивать явления, феномены культур Англии и Якутии

Основу модели формирования ценностных ориентаций составляет педагогический процесс, состоящий из ряда компонентов. В качестве компонентов педагогического процесса выделяются цель, содержание, формы, методы, средства и результат. Целью и результатом нашей модели является формирование ценностных ориентаций.

В качестве форм работы по формированию ценностных ориентаций мы используем такие подсистемы как вербальную (диспуты, беседы, дискуссии, конференции и т.д.) и деятельностно-практичес-кую (участие во внеаудиторных мероприятиях). Характерной особенностью методов работы является развитие у студентов стремления к духовному саморазвитию, нравственному самоопределению, самоидентификации личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Тангян С.А. Высшее образование в перспективе ХХI столетия// Педагогика. - М.: «Педагогика». - 2000. №2.- С.3-10
  2. Тимина С. Медея 20 века: полемика, традиция, миф. - СПб ун-т, 1998, №16-17.
  3. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.- М.,1998.- 45 с.