Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

Бессарабова И.С.

Идеи поликультурного образования имеют давнюю историю. По мнению исследователей, идея об уважении и важности изучения каждым человеком культуры своего народа близка идеям народной педагогики. Как свидетельствует анализ научной литературы по исследуемой проблеме, выдающиеся педагоги прошлого придавали большое значение изучению педагогических взглядов и опыта народа, считая народную педагогику основой науки о воспитании.

Великий педагог Я.А. Коменский в начале своей просветительской деятельности собирал произведения устного народного творчества чешского народа. Обобщив опыт домашнего воспитания, он выдвинул идею «материнской школы», подчеркивая, что «пороки начального воспитания сопровождают нас в течение всей жизни. Поэтому главное - обережение рода человеческого в колыбели» [1;55]. Идея поликультурного образования об общности людей, их потребностей и стремлений заложена в разработанной Я.А.Коменским программе «Панпедия». Особое внимание в программе отведено важности формирования у детей умения выполнять взаимные обязанности, умения жить в мире с окружающими людьми, уважать и любить ближнего [1;64].

В педагогическом наследии К.Д.Ушинского прослеживается мысль о преемственности и общности культур славянских народов. Принцип народности в педагогике К.Д.Ушинского является ведущим и универсальным. Отыскать в человеке внутреннюю духовную силу поможет только одно средство - обращение к народности. В этом случае «воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения, принятого одним умом, или привычки, вкорененной страхом наказания» [1;56].

С.Т. Шацкий в своих работах подчеркивал, что деревенские дети впитывают культуру своего народа через бытовые переживания. Нельзя утверждать, по словам педагога, что только нужда заставляет взрослых привлекать детей к труду. Наблюдения ученого свидетельствовали о применении педагогического принципа народной педагогики, который он считал основополагающим и видел необходимость его дальнейшего использования в современной школе.

Большой научный интерес для понимания роли поликультурного образования в становлении личности представляют идеи П.Ф. Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике. К особенностям педагогического процесса, обусловленным национальными ценностями, П.Ф. Каптерев относил язык, религию, быт. Усвоение родного языка он рассматривал как приобщение не только к национальным духовным ценностям, но и к общечеловеческим знаниям, призывая развивать в детях чувство принадлежности ко всему человечеству. Важно разъяснять ученикам, что родной народ не является единственным носителем истинной культуры. В воспитании, по словам П.Ф. Каптерева, «нужно обратиться не к одному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами пополнить недостатки своего национального идеала; народное нужно сочетать с инородным, со всенародным и общечеловеческим» [1;65].

Принцип взаимосвязи культуры и образования прослеживается у немецкого философа и педагога И.Фихте, увидевшего проблему национального образования в отношении народа к предстоящей ему внешней культуре [1;66].

Русский педагог С.И. Гессен подчеркивал, что образование только тогда подлинно национально, когда оно удовлетворяет требованиям научности, художественности и нравственности (личной, этической и общечеловеческой). Его подход включал обеспечение в образовании единства двух процессов: воспитание общечеловеческого в национальном содержании и национального - в общечеловеческом [1;66].

Таким образом, можно сделать вывод, что идеи поликультурного образования о необходимости изучать родную культуру, при этом, уважая и принимая факт существования в обществе и в мире других культур, имеют исторические корни. Сегодня поликультурное образование становится необходимым условием толерантного сосуществования различных этнических и культурных групп не только в России, но и в любой стране, поскольку в мире практически не существует моноэтнических государств.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Палаткина Г.В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования: Дис. ...д-ра пед наук.- М., 2003.- 403с.