Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TO THE QUESTION OF THE SPECIFICS OF TRAINING MILITARY CONDUCTORS

Dzhioev S.L. 1
1 The military Institute (military conductor) Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation
The article analyzes the problem of training military conductors in the system of military music education. The main attention is paid to the specifics of the requirements for a military conductor. The article presents a historiographical review of the functions of the military conductor, his role in the education of the patriotic spirit and fighting spirit of the troops and armies of various states. Statements of outstanding commanders about the importance of military music and the potential of a military orchestra in the course of military operations are given. As a result of the review of scientific works of M.M. Bagrinovsky, P.I. Ivanov-Radkevich, K.A. Olkhov, A.M. Kanerstein, M. Kollesa, F.P. Korobov and other scientists who paid attention to the professional training, personality qualities, and musical competence of orchestral conductors, the author concludes that there are specific features in the professional training of military orchestra leaders. The article reveals the content of general music, military music and personal aspects of professional training of a modern conductor of a military orchestra. The article shows the orientation of the implementation of the pedagogical component of the military musical aspect of training to the formation of military conductors ' competence in the field of methods of musical and educational work with military personnel, taking into account modern trends in the development of military musical art.
military orchestra
conductor of a military orchestra
professional training
military music education

В условиях реализуемых в настоящее время процессов развития и укрепления Вооруженных сил Российской Федерации актуальной и значимой становится проблема модернизации кадрового потенциала армии, что, соответственно, вызывает необходимость совершенствования системы военного образования. В полной мере это относится к профессиональной подготовке специалистов для военно-оркестровой службы Вооруженных сил России.  Военный дирижер  в современной армии – это одновременно и офицер, и музыкальный руководитель, и воспитатель, призванной осуществлять патриотическое и духовно-нравственное воспитание военнослужащих, их социокультурное развитие. Кроме того, актуальными задачами профессиональной деятельности военного дирижера становятся формирование музыкальных коллективов, установление благоприятного психологического климата в них, воспитательная работа с военнослужащими с девиантным поведением.

 Для профессиональной подготовки руководителей военных оркестров создана система военно-музыкального образования, представляющая собой один из факторов развития военно-музыкальной культуры государства. Она по многим характеристикам идентична традиционному музыкальному образованию, целью которого является профессиональная подготовка музыкантов-исполнителей, руководителей музыкально-творческих коллективов. В то же время изучение опыта образовательной деятельности военно-музыкальных образовательных учреждений (Военного института (военных дирижеров) Военного университета МО РФ, Военно-дирижерского факультета при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского) свидетельствует о необходимости совершенствования теории и практики подготовки руководителей военных оркестров с учетом специфического функционала военных дирижеров современных вооруженных сил.

Цель исследования – раскрыть содержание и особенности профессиональной подготовки военных дирижеров в системе военно-музыкального образования.

Материал и методы исследования

Материал для исследования включал научные труды в области  высшего музыкального образования (А.М. Пазовский [1], Н.А. Малько [2] и др.),  военно-музыкального образования (Х.М. Хаханян [3], М.М. Ахметшин [4],  Т.А. Волошина [5] и др.).  Ведущим методом исследования был метод анализа сформулированных в трудах перечисленных ученых профессиональных характеристик  руководителей оркестровых коллективов в целом и военных дирижеров в частности.

Результаты исследования и их обсуждение

Военные оркестры как штатные воинские подразделения являются специфическим компонентом Вооруженных сил Российской Федерации. Как свидетельствуют исследования военных историков, они появились в российской армии в 1711 г. Выдающиеся военачальники признавали факт, что военная музыка – очень сильное эстетическое средство воспитания. Еще великий Суворов произнес крылатую фразу: «Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил». В Отечественную войну 1812 г. звуки маршей, исполняемых в огне битв, вдохновляли наши войска и обезоруживали противника. «В российской кампании у моего войска было два главных врага: морозы и русская военная музыка», – признавался Наполеон.

В настоящее время военно-музыкальные коллективы стали важным и эффективным средством воспитания рядового и офицерского состава. Отечественная система военно-музыкального образования является единственной в мировом образовательном пространстве.  В отличие от зарубежной практики, в которой военными дирижерами становятся специалисты, получившие высшее музыкальное образование и имеющие необходимый уровень физической подготовки, в нашей стране подготовка руководителей военно-музыкальных коллективов осуществляется в подведомственных Министерству обороны РФ образовательных организациях, включающих  Московское военно-музыкальное училище, военный институт (военных дирижеров)  Военного университета Министерства обороны РФ. Последовательное обучение в этих организациях позволяет сформировать специалиста, имеющего опыт военной службы, знакомого с ее особенностями и требованиями к личности, ее исполняющей.

Российская система профессиональной подготовки руководителей военных оркестров имеет многолетние традиции, интегрирующие лучшие достижения разных дирижерских школ. Специфика подготовки дирижера военного оркестра (военного дирижера) всегда интересовала исследователей, педагогов, искусствоведов.

Анализ опыта подготовки военных дирижеров показывает, что в настоящее время в учебных заведениях военно-музыкального профиля изучаются дирижирование, музыкально-теоретические предметы, формируются навыки исполнительской и управленческой деятельности. Подразумевается, что выпускники учебных заведений будут обладать компетенциями, позволяющими проявить все умения и навыки, полученные в вузе, в войсковой практике. Следует подчеркнуть, что это возможно лишь при ориентации всего образовательного процесса на формирование у обучающихся основ профессиональных умений.

Деятельность дирижера многофункциональна, поэтому исследователями изучались различные аспекты подготовки руководителей оркестров. Вопросы коммуникации дирижера и оркестра, содержание профессиональной подготовки, качества личности дирижера, музыкальную компетентность, которой должны овладеть руководители оркестров, исследовали П.И. Иванов-Радкевич [6], К.А. Ольхов [7], А.М. Пазовский [1], Н.А. Малько [2].  Большое внимание в своих трудах изучению техники исполнительской интерпретации уделяли М. Коллеса [8], Г. Шерхен [9] и др. Вопросы педагогического потенциала военного оркестра, его роли в патриотическом воспитании военнослужащих представлены в работах Х.М. Хаханяна [3], М.М. Ахметшина [4] и др.

Изучение трудов перечисленных выше исследователей позволило сделать вывод, что в науке признается факт наличия специфики в подготовке руководителей военных оркестров. Эта специфика определяется функциями военного оркестра, такими как: музыкальное сопровождениея строевой подготовки войск, отправление воинских ритуалов и церемоний, воспитательная и рекреационная функции. В результате проведенного анализа мы выделили три взаимосвязанных аспекта подготовки военных дирижеров: общемузыкальный, военно-музыкальный и личностный. Мы считаем, что все названные аспекты  имеют равную значимость для профессиональной подготовки руководителей военно-музыкальных коллективов. Рассмотрим названные аспекты.

Общемузыкальный аспект подготовки руководителя военного оркестра аналогичен классической подготовке оркестрового дирижера. Содержание такой подготовки, раскрытое в трудах К.А. Ольхова [7], А.М. Пазовского [1], Н.А. Малько [2] и иных, включает музыкально-теоретическую подготовку, а также овладение обучающимися дирижерской техникой. Музыкально-теоретическая подготовка предполагает формирование музыкального мышления будущего дирижера, развитие его кругозора, овладение знаниями теории дирижерского искусства. Дирижерская техника включает мимику, мануальное искусство дирижирования в целом и двигательно-пластическое искусство. Интерес для нашего исследования представляет утверждение Н.А. Малько о наличии в искусстве дирижирования существующих в неразрывной взаимосвязи духовной и физической сторон [2]. При этом физическое воздействие дирижера на оркестр, мануальная техника дирижирования способствуют приданию музыкальному исполнительству духовного смысла.

А.М. Пазовский был убежден, что основой дирижерской профессии является сплав интеллектуальных, художественно-творческих, профессиональных и личностных качеств дирижера, необходимых для установления контакта с оркестром, таких как: врожденные задатки  (музыкальный слух, память, темперамент, воображение; чувство музыкальной формы и ансамбля); природная выразительность рук и лица; чувство ритма; развитое образное мышление; обширные знания; владение дирижерской техникой; умение ощущать коллектив оркестра как единый многозвучный инструмент; специфический дирижерский слух [1].

Исследователи в области истории зарубежной музыки, характеризуя генезис становления западноевропейского дирижерского искусства, особое внимание уделяют идеям, высказанным Г. Берлиозом о качествах, необходимых дирижеру: дирижер, по его мнению, должен обладать быстрой реакцией, знать возможности каждого инструмента, свободно читать партитуру и владеть способностью передавать музыкантам свое чувство, при помощи которого он управляет коллективом.  Во время репетиций он должен не только указать на недостатки исполнения, но и организовать имеющиеся у исполнителей способности для освоения произведения [10].

Следует отметить, что работа дирижера оркестра определена временем репетиции. Как правило, это полтора-два часа, и умение эффективно распорядиться этим временем  является одним из необходимых требований к дирижерскому мастерству. Музыканты приходят в оркестр, не имея достаточного опыта игры в ансамбле, владея лишь навыками сольной игры. Коллективы, в которых они начинают работать, становятся для них школой ансамблевой игры, которую они должны пройти.

Искусство дирижера состоит в том, чтобы через исполнителей оркестра раскрыть идеи, образы и чувства, заложенные в произведении композитором. Дирижер организует, обучает, ставит перед коллективом определенные технические и художественно-исполнительские задачи, а оркестр, выполняя их, раскрывает содержание музыки слушателю.  От таланта дирижера, его профессиональных умений зависит художественный результат. Чем выше музыкальная культура руководителя оркестра, тем ярче исполнительское мастерство управляемого им оркестра.

Военно-музыкальный аспект подготовки определяется требованиями профессиональной деятельности дирижера военного оркестра. Теоретические основы военно-оркестрового дела, требования к профессиональной подготовке военного дирижера, как свидетельствуют результаты историко-искусствоведческого исследования А.С. Малютина, были разработаны и обоснованы Х.М. Хаханяном [3]. Особенности военно-музыкального аспекта подготовки руководителей военных оркестров в современном военном вузе раскрыты в исследованиях М.М. Ахметшина [4], И.В. Цупикова [11], Ф.О. Самонина [12] и др.

Так, М.М. Ахметшин, говоря о структуре профессиональной подготовки военного дирижера, отмечает важность овладения им специальными компетенциями, обеспечивающими успешность его деятельности как руководителя военно-музыкального коллектива. Это компетенции, которые, по мнению исследователя, соответствуют функциональным обязанностям военного дирижера. Они включают способности:

– разрабатывать стратегию развития оркестрового коллектива,

– нести ответственность за высокое качество творческой деятельности вверенного военного оркестра;

– составлять высокохудожественный репертуар с учетом функций военного оркестра;

– ориентировать свою деятельность на соответствие морально-этическим ценностям и профессиональным нормам;

– диагностировать состояние психологической атмосферы в коллективе, осуществлять профилактику возникновения конфликтов в целях обеспечения сотрудничества  и взаимопонимания между музыкантами оркестра [4].

Важной составляющей военно-музыкального аспекта профессиональной подготовки будущих военных, по общему признанию перечисленных выше ученых, является педагогическая составляющая. В исследовании В.Б. Ковальского отмечается, что дирижер военного оркестра воспитывает не только оркестрантов, но и весь личный состав воинского подразделения [13]. Являясь офицером, руководитель военно-музыкального коллектива должен уделять внимание воспитанию у оркестрантов воинского долга, сам при этом подавая пример добросовестного выполнения служебных обязанностей.

Педагогическая составляющая, кроме воспитательной, включает методическую работу дирижера военного оркестра, предполагающую оказание помощи оркестрантам в освоении репертуара, их подготовку как сигналистов-барабанщиков, организацию и проведение конкурсов-смотров художественной самодеятельности среди военнослужащих. Значительную часть профессиональной деятельности военных дирижеров составляет работа над репертуаром военных оркестров.  В репертуар стали включать много легкой фоновой музыки из американских боевиков или вестернов. Иногда это подается как художественное произведение концертного плана, но такие композиции не несут никакого духовного начала, поэтому больше внимания необходимо уделять отечественным военно-патриотическим музыкальным произведениям.

В свете негативных тенденций, наблюдающихся в современном российском обществе, особое значение приобретает проблема патриотического воспитания военнослужащих воинского подразделения в целом и военнослужащих-оркестрантов в частности. Эффективным средством решения проблемы становятся военно-духовая музыка, музыкальные произведения времен Великой Отечественной войны и современные произведения, посвященные подвигу советского народа. Эти произведения составляют основу при организации художественной самодеятельности в воинской части. Это способствует повышению эффективности патриотического воспитания военнослужащих, их культурно-эстетического уровня. Руководство такой работой – функция военного дирижера.

Не менее значимым фактором гражданско-патриотического и воинского воспитания военнослужащих являются строевые песни, исполняемые в  походах, на маршах, на учебных занятиях, на отдыхе и т.д. Правильно подобранные строевые песни помогают укрепить воинскую дружбу, повысить уровень строевой выучки, создать положительную психологическую атмосферу.

Значение личностного аспекта подготовки военных дирижеров, как свидетельствует анализ научных и научно-методических трудов, признается всеми учеными. Перечисленные ими многочисленные личностные качества включают:

– адекватную самооценку, самоанализ, самоконтроль и самокритику;

– решительность и настойчивость, упорство в достижении поставленных целей;

– уравновешенность, выдержку и стрессоустойчивость;

– коммуникабельность, тактичность и уважение к подчиненным;

– требовательность;

– креативность;

– системное мышление;

– лидерство; 

– постоянное саморазвитие; 

– ответственность за свои действия и делегирование. 

К личностным качествам военного дирижера мы относим также и его физическую подготовленность, важность которой обусловлена особенностями служебной деятельности военных оркестров. Так, например, музыкальное обеспечение воинских ритуалов, общественных, культурно-массовых и спортивных мероприятий часто осуществляется под открытым небом в различных погодных условиях. Это требует от дирижера хорошей физической подготовки.

Выводы

Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:

1) профессиональная подготовка руководителя военного оркестра имеет ряд специфических особенностей, связанных с основными характеристиками его профессиональной деятельности;

2) содержание профессиональной подготовки военного дирижера включает три аспекта (общемузыкальный, военно-музыкальный, личностный);

3) результатом профессиональной подготовки обучающихся военно-музыкальных образовательных учреждений является то, что руководитель военно-музыкального коллектива способен:

– управлять военно-музыкальным коллективом, планировать его развитие;

– подбирать оркестровый репертуар, соответствующий выполняемым оркестром функциям;

– формировать мотивацию оркестрантов к художественно-исполнительской деятельности;

– строить свою профессиональную деятельность в соответствии с морально-этическими критериями и профессиональными нормами;

– принимать профилактические меры по возникновению конфликтных ситуаций в коллективе, создавать атмосферу взаимопонимания и творческого сотрудничества.