Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURIAL COMPETENCES OF STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Kurkina N.R. 1 Starodubtseva L.V. 1 Shulugina G.A. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev»
The article is devoted to the development of entrepreneurial competencies among students of a pedagogical university. The urgency of the problem is due to the demand in modern society for an active, enterprising, creative person, a young spirit, who can develop and implement innovative projects. The authors characterize the concept of «entrepreneurial competence», offer a comprehensive model for the development of entrepreneurial competencies among students of a pedagogical university, consisting of three modules. The work draws attention to the need for a holistic list of entrepreneurial competencies and emphasizes the main ones: possession of the ability to plan and organize work in a team; focus on goal achievement; the ability to carry out business communication; the ability to understand the essence of entrepreneurial activity. The actors pay special attention to the consideration and systematization of work experience in the formation and development of entrepreneurial competencies among students of a pedagogical university. The authors note that universities are faced with tasks, the solution of which requires an integrated approach. To form students' entrepreneurial competencies, it becomes necessary to provide highly qualified teaching staff with professional competencies in this area. As a result, teachers also face the need to constantly improve their competencies, which will allow them to actively involve students in various kinds of competitions and olympiads.
entrepreneurial competence
students
pedagogical University
complex model.

Современная  ситуация определяет востребованность в современном обществе активной, предприимчивой, творческой личности, молодой духом, способной разрабатывать и реализовывать инновационные проекты. Проблема молодежного предпринимательства является одной из актуальных. Соответственно, у педагогов появилась задача поиска механизмов содействия развитию у обучающихся соответствующих знаний, способностей и подготовленности к предпринимательской деятельности. Возникла насущная необходимость педагогической практики в научно-методической поддержке сущности и процесса формирования и развития предпринимательских компетенций у обучающихся. В аспекте современного положения в нашей стране требуется эффективное привлечение потенциала развития экономики, носителем которого является молодое поколение.

Цели исследования – выявление и изучение опыта работы по развитию предпринимательских компетенций, а также разработка комплексной модели по развитию предпринимательских компетенций у студентов педагогического вуза.

Материалы и методы исследования

Материал данного исследования составили теоретические и практические работы в области педагогики и психологии. Ход исследования опирался на принципы системно-деятельностного подхода, что предполагает перевод теоретических знаний в навык и как итог – формирование компетенции посредством организации познавательной деятельности и контекстного подхода, основанного на системе микро- и макрофакторов жизни и деятельности обучающихся, оказывающих влияние на процесс и результат восприятия, понимания и преображения человеком реальной действительности. Основные методы исследования: анализ и обобщение опыта работы по развитию предпринимательских компетенций у обучающихся педагогического вуза,  схематизация результатов исследования. В итоге проведенного анализа психолого-педагогической литературы дана характеристика понятия «предпринимательские компетенции».

Результаты исследования и их обсуждение

Под предпринимательскими компетенциями подразумеваются определенный перечень вопросов, в которых личность авторитетна, обладает знаниями, опытом, помогающим эффективно заниматься предпринимательской деятельностью; образцы поведения, демонстрируемого в процессе успешного выполнения задач в бизнесе [1, c. 1].

Теоретическое изучение. Одним из путей исследований вопроса развития предпринимательских компетенций явилось широкомасштабное кросс-культурное исследование, проведенное Агентством международного развития США (USA ID) (R.S. Mansfield, D.C. McClelland, L.M. Spencer, J. Santiago (1987). В результате сформирован перечень основных компетенций эффективных предпринимателей [ 2].

  1. Компетенции достижения (инициативность, видение возможностей и их использование, ориентация на высокое качество результатов, соблюдение обязательств, ориентация на эффективность).
  2. Компетенции мышления и решение проблем (систематическое планирование, решение проблем).
  3. Директивность и контроль (настойчивость, контроль).
  4. Ориентированность на взаимодействие (признание важной роли деловых контактов).

Л.А. Трусова с целью подготовки обучающихся к успешной карьерной стратегии и занятию в будущем предпринимательской деятельностью предложила модель обобщенных предпринимательских компетенций. К таким компетенциям относятся: успехи и достижения, инициатива, умение использовать возможности, настойчивое стремление к достижению цели; доминантность как умение влиять и вести за собой; предпринимательское мышление как видение возможностей для бизнеса; образование как наличие необходимой подготовленности в сфере бизнеса; личностные качества – работоспособность и усердие, творческое мышление [1, с. 3].

Опираясь на данный подход к определению предпринимательских компетенций, можно выделить основные составляющие: способность планировать и организовать работу коллектива; ориентация на достижение цели; способность осуществлять деловые коммуникации; осознание предпринимательства [3, c. 3].

Развитие предпринимательских компетенций необходимо сопровождать формированием предпринимательского мышления и взаимосвязанных с ним активности, креативности и социальной ответственности. Социальную ответственность исследователи рассматривают как необходимую составляющую предпринимательских компетенций. Высокий уровень сформированности у студентов предпринимательских компетенций способствует увеличению шансов построения карьеры после завершения учебы.

Ни один диплом не дает гарантии занятости, если отсутствуют умение взаимодействовать и конструктивно вести диалог, навыки совместного принятия решений, чувство ответственности за свои действия и происходящее [4, c. 83]. Самыми активно используемыми с целью развития необходимых навыков и умений методами служат метод разбора производственных ситуаций и решения ситуационных задач, геймификация, интерактивные семинары, менторская поддержка, проектное обучение, научно-исследовательская работа студентов и др. Их использование позволяет моделировать профессиональную деятельность, имитировать ее. Как форму развития предпринимательских компетенций студентов особо можно выделить такую максимально приближенную к реальной деятельности предпринимателя по уровню напряжения интеллектуальных ресурсов и выраженности мотивации, по дефициту времени и стрессогенности форму, как участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня [5].

Начиная профессиональную деятельность, новый работник неизбежно проходит период профессиональной и социальной адаптации. Профессиональная подготовка в образовательном заведении – это главный этап формирования личности будущего специалиста, поскольку приобретаемые в этот период профессиональные компетенции обусловливают его дальнейшую профессиональную деятельность [6]. И процесс адаптации для молодого специалиста будет особенно сложным, если формирование и развитие требуемых компетенций не включены в образовательный процесс. Отсюда следует необходимость использовать формы работы, содействующие комплексному развитию предпринимательских компетенций.

Развитие предпринимательских компетенций предполагает опору на комплексный подход. В системе их формирования обычно выделяются следующие элементы:

– развитие предпринимательских компетенций в образовательном процессе;

– использование инфраструктуры с целью поддержки предпринимательской деятельности;

– организация научных исследований в сфере бизнеса;

– организация сетевых коммуникаций.

Прослеживается, что существует достаточный опыт обучения основам бизнеса и предпринимательству, но он не всегда носит системный характер и, чаще всего, относится к высшей ступени образования.

Вопрос о предпринимательских компетенциях в отношении студентов педагогического вуза специфичен в аспекте предстоящей профессиональной деятельности, к которой готовит вуз. Поэтому одной из задач является определение перечня предпринимательских компетенций. Для студентов педагогического вуза актуальными, по мнению авторов, являются следующие: способность управлять задачами, что включает умение ставить цели, навыки принятия решений и умение доводить до завершения, умение брать на себя ответственность; инициатива и умение использовать возможности; доминантность как способность влиять и вести за собой; способность управлять отношениями, что включает умение мотивировать, решать конфликтные ситуации, умение создавать команду и работать в ней.

С учетом всех особенностей развития предпринимательских компетенций предлагается комплексная модель формирования предпринимательских компетенций у студентов педагогического вуза, состоящая из 3 модулей.

  1. Финансовый практикум. Модуль направлен на повышение у обучающихся уровня финансовой грамотности. Так как обучение финансовой грамотности уже внедряется на всех уровнях образования, планируется его включение в федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, данное решение принято на заседании Межведомственной координационной комиссии по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017–2023 гг.

При активном сотрудничестве Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева с отделением Национального банка Республики Мордовия Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ разработан ряд общеобразовательных программ по финансовой грамотности для каждого уровня образования.

  1. Бизнес-модуль – направлен на развитие умений работать в команде, согласовывать свои действия с партнерами, на развитие организаторских и лидерских способностей, навыков совместного принятия решения. Основная цель данного модуля состоит в том, чтобы проработать экономическую сторону функционирования проекта, потренировать soft skills, используя полученные навыки в реальной жизни, уметь распределять уровень ответственности, а также потренировать hard skills, т.е.  умение описывать бизнес-процессы и формирование основ юридической грамотности [7].

В образовательной программе для студентов «Аукцион идей» рассматриваются вопросы знакомства обучающихся с процедурой регистрации бизнеса, существующей системой налогообложения, а также с мерами поддержки начинающих предпринимателей. Предлагается разработать проект «Создай собственное дело».

Разбор конкретных кейсов способствует развитию предпринимательских компетенций студентов, позволяет моделировать предпринимательские действия на основе теоретических знаний. Обучение предпринимательскому мышлению и предпринимательским действиям на основе системы элементов бизнеса позволяет визуализировать и структурировать внутреннюю и внешнюю сферы бизнеса для определения последовательности предпринимательских действий. Система элементов становится стержнем, вокруг которого выстраивается предпринимательская деятельность и проявляется совокупность необходимых для ее осуществления компетенций. Вместе с тем у студентов формируется осознание предпринимательской деятельности не как исключительно способа получения выгоды от реализации товара: обязательными и важными условиями экономического эффекта должны быть принесение пользы обществу, повышение жизненного уровня населения.

  1. Экономическое воспитание (культура). Цель модуля – сформировать образ мышления и деятельности обучающихся, а также развивать компетенции, необходимые в постоянно меняющейся социально-экономической ситуации [8].

Для развития и обогащения предпринимательских компетенций у обучающихся осуществляется сотрудничество с Автономной некоммерческой организацией « Центр поддержки предпринимателей Республики Мордовия». Обучающиеся участвуют в конкурсе «Я предприниматель», в конкурсе «Эстафета лидеров», разработанных как сегмент региональной программы «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность», оператором которой выступает Центр поддержки предпринимателей Республики Мордовия.

Следовательно, необходимо укреплять партнерство с профильным бизнесом: центрами предпринимательства, технопарками, бизнес-инкубаторами.

Важным показателем уровня развития предпринимательских компетенций является участие студентов в региональных и всероссийских конкурсах, студенческих предпринимательских проектах [9].

Уже не первый год студенты Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева активно участвуют в Общероссийской образовательной акции «Всероссийский экономический диктант», международной интернет-олимпиаде по экономике, где добиваются высоких результатов.

Заключение

Таким образом, перед вузами постав лены задачи, решение которых требует комплексного подхода.

Актуальной остается потребность образовательных организаций в заинтересованных высококвалифицированных сотрудниках, обладающих, с одной стороны, хорошим пониманием специфики образовательного процесса, а с другой – компетенциями в области права, экономики и менеджмента, способных проектировать, руководить подготовкой, реализацией и продвижением образовательных продуктов и услуг.

Для развития у обучающихся предпринимательских компетенций необходимо обеспечение вузов высококвалифицированными педагогическими кадрами, обладающими профессиональными компетенциям и в этой области [7]. В рамках дополнительного образования на базе Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева реализуются дополнительные профессиональные программы повышения квалификации: «Менеджмент в образовании» (520 ч, цель – формирование у слушателей профессиональных компетенций для осуществления управленческой деятельности в сфере образования), «Экономическая культура педагога» (цель – формирование у слушателей экономического мышления в области экономической педагогики, т.е. воспитание творческого, инициативного человека, умеющего делать выбор и адаптироваться в социально-экономическом пространстве), «Правила финансовой грамотности» (цель программы – совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области содержания и преподавания курса финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций), «Digital маркетинг» ( цель – формирование и совершенствование у слушателей практических знаний и умений в области цифрового маркетинга в сфере образовательных услуг).

Все это дает возможность педагогам постоянно совершенствовать свои предпринимательские компетенции и готовить обучающихся к различного рода конкурсам и олимпиадам [8].

Достижения и результаты позволяют сделать вывод о том, что все предлагаемые мероприятия по развитию предпринимательских компетенций в вузе являются эффективными, имеют интегрированный характер, но необходим единый системный подход с использованием современных форм и методов, который обеспечивает методологическое и методическое развитие всего комплекса предпринимательских компетенций у обучающихся в педагогическом вузе.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов – партнеров по сетевому взаимодействию (Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова и Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева) по теме «Парадигма образования современного постиндустриального общества: философско-методологический анализ».