Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMING OF ETHNIC CULTURE BASICS IN PRESCHOOLERS DURING EDUCATIONAL PROCESS (ON UDMURT ETHNOS EXAMPLE)

Sharafutdinov R.N. 1 Titov A.V. 1 Prichinin A.E. 1 Mukhacheva E.V. 1
1 FGBOU VO «Udmurt State Universiti»
The article is devoted to the problem of saving ethnocultural features and linguistic diversity of Russians (on Udmurt ethnos example). Designing a pedagogical technology of forming the basics of ethnic culture in older preschoolers with a multicultural approach can become a solution to this problem. The article discusses the pedagogical conditions and forming mechanisms of ethnic culture in preschool educational institution. The article shows that ethnic culture basics can be effectively formed in a multicultural educational environment, which is represented by the Udmurt, Russian and Tatar cultures. The authors had made an experimental work on the basis of MBDU No. 239 and BOU UR "UGNG im. Kuzebaya Gerda", and its results confirmed the effectiveness of this pedagogical technology. The article concludes that the main components of a multicultural educational environment are: multicultural choreography, multicultural linguistic environment, multicultural games, songs, fairy tales, costumes, holidays, houseware. The authors found out that teaching preschoolers should be done in such activities as: to meet the world and multicultural society (Udmurt, Russian, Tatar cultures), to develop native speech, to meet foreign languages (Russian and Tatar), to learn multicultural costumed choreography (dances and costumes), to learn national songs of different cultures. The article also revealed that systematic and target ethnic self-identification can level up significantly the forming of ethnic culture basics.
preschooler
multicultural education
udmurts
Ethnic culture
ethnic selfidentification

В Удмуртской Республике обостряется проблема сохранения удмуртского языка, обычаев и традиций удмуртов, которая проявляется в устойчивой тенденции относиться к русскому языку как родному. Это связано с понятием «осовременивание», которое часто понимается удмуртами как обрусение. В результате чего исследователь Е.В. Демченко отмечает, что с каждым годом увеличивается число удмуртов, не владеющих родным языком и утрачивающих свои этнокультурные ценности [1].

Несмотря на то что проблеме формирования у дошкольников этнической культуры посвящено достаточно много научных работ, все же имеются лакуны, которые необходимо исследовать.

Целью исследования мы определили выявление педагогических условий и разработку педагогической технологии формирования основ этнической культуры у дошкольников (на примере удмуртской национальности) в учебно-воспитательном процессе, а также экспериментальную проверку её эффективности.

Материал и методы исследования

В процессе научного исследования применялись общетеоретические методы: анализ, синтез, обобщение, конкретизация, моделирование; эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа; естественный педагогический эксперимент; методы обработки результатов эксперимента: математические, статистические, графические.

Этнологи Е.В. Демченко, Л.Ю. Дьяченко, М.А. Забоева выделяют следующие содержательные компоненты этнической культуры: языковый, территориальный, обрядовый, фольклорный, художественный, краеведческий, материальный [1-3]. Соответственно, для решения задачи формирования этнической культуры у дошкольников вышеперечисленные исследователи обосновывают необходимость реализации культурологического, личностно-деятельностного подхода и активно-исследовательского усвоения знаний в процессе художественно-творческой, театральной, фольклорно-исполнительской деятельности, а также на занятиях изобразительного и вокального искусства, изучения родного языка.

В частности, педагог А.Ю. Ярецкая предлагает применить развивающий игровой метод обучения на всех занятиях [4], но при этом не уделяет внимание этнокультурному воспитанию дошкольников.

В дошкольной педагогике достаточно известен метод «поэтапного формирования основ этнокультуры», который позволяет обучать и воспитывать дошкольников в процессе музыкально-фольклорной деятельности через решение творческих заданий [2]. Но этот метод недостаточно эффективен потому, что дошкольники практически не общаются на родном языке и не знакомятся с языком и творчеством других народов. Высокий потенциал для воспитания этнической культуры имеет народная сказка, содержащая в себе множество различных этнических образцов. Тем не менее многие дошкольники мало знакомы с народными сказками [3, с. 31].

Вместе с тем Э.Р. Тюлепаева полагает, что формирование этнокультурной компетенции у дошкольников должно реализовываться через овладение ими знаниями о национальных особенностях различных народов для жизни в поликультурном пространстве [5, с. 10].

Этой же позиции придерживается зарубежный педагог П. Бюндер. Он обратил внимание на то, что дети интересуются внешним видом и языком общения людей, особо обращая внимание на цвет кожи и иностранную речь. Этот педагог в дошкольных учреждениях Германии применяет метод «Март Мео», позволяющий реализовать целостный подход к образованию в контексте с изучением различных языков (родного и мигрантов) с позиции поликультурности и мультилингвизма [6, с. 20].

Применяемый за рубежом и в России поликультурный и целостный подходы к образованию дошкольников, по нашему мнению, могут быть достаточно эффективными для формирования основ этнической удмуртской культуры в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Исследуя особенности этнической самоидентификации, исследователи М.А. Забоева, Г.Т. Тавадов выявили, что основой этого процесса является осознание человеком своей принадлежности к конкретному этносу и принятие его культурных ценностей, а также выделение им этнических различий с другими народами с позиции «свой - чужой» («мы - они») [3, с. 30; 7].

На основании имеющихся научных трудов по теме нашего исследования мы выдвинули свою гипотезу, полагающую, что формирование основ этнической культуры у дошкольников в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении будет эффективным, если:

· определены педагогические условия, способствующие формированию основ этнической культуры;

· разработана теоретическая модель на основе систематической этнической самоидентификации, принципов поликультурности и мультилингвизма.

Для подтверждения данной гипотезы нами разработана теоретическая модель формирования основ этнической культуры у дошкольников в дошкольном образовательном учреждении (рис. 1).

В Удмуртской Республике поликультурная среда в основном состоит из русских (58,9%), удмуртов (30,9%), татар (6,9%) и других национальностей (3,3%). Если русская культура и язык удмуртским детям отчасти известны, то с татарским этносом они практически незнакомы. Поэтому мы полагаем, что необходимо знакомить дошкольников не только с родной культурой, но с культурами русских, татар и других этносов.

Рис. 1. Структура модели формирования этнической культуры у старших дошкольников

Нами выяснено, что обучение дошкольников необходимо реализовывать в виде следующих занятий: знакомство с окружающим миром и поликультурным обществом (удмуртская, русская, татарская культуры), развитие родной речи, знакомство с иноязычной речью (русской и татарской), изучение поликультурной костюмированной хореографии (танцев и костюмов), изучение национальных песен различных культур.

Занятия проводятся в соответствии с основными этапами обучения: введение в тему изучения, объяснение дошкольникам целей обучения и ожидаемого результата, самостоятельное выполнение заданий с необходимой помощью воспитателя, обсуждение результатов в форме бесед, их оценка и рефлексия. При этом воспитатель периодически организует и проводит общение дошкольников с представителями их семей, являющихся носителями этнической культуры и традиций народа.

Наглядная форма обучения и метод демонстрации реализуются с помощью аудиовизуальных средств обучения с использованием видеопроектора, персонального компьютера, музыкального центра, проекционного экрана. Авторами разработаны дидактические мультимедийные материалы в виде мультимедийных сборников народной музыки, песен, танцев, фото- и видеоальбомов национальных костюмов, предметов быта, фольклора, обычаев, сказок, праздников, а также словарей наиболее часто употребляемых слов и фраз удмуртского, русского и татарского этносов.

Поликультурная хореография проводится в контексте с предметной игровой, костюмированной средой, исполнением песен, с применением методов поликультурной дидактической игры и воображаемой ситуации. Занятия поликультурной хореографией являются подготовкой к проведению поликультурных праздников при содействии со стороны родителей дошкольников. Такое взаимодействие родителей и воспитателей позволяет совершенствовать предметно-развивающую этническую среду дошкольного образовательного учреждения.

Для проведения праздников воспитатели приглашают представителей старшего поколения (родственников) для эмоционального, содержательного общения дошкольников и взрослых, проходящего в непринуждённой, игровой форме, что позволяет дошкольнику глубже понять и осмыслить этнические особенности родной культуры.

Другим эффективным средством увидеть этнические особенности различных культур является изучение народных сказок [3, с. 34]. Воспитатель целенаправленно проводит отбор материала с учётом психофизиологических особенностей возрастной группы, создаёт аудиовизуальную базу сказок различных народов, в которых содержатся их национальные особенности быта и творчества.

Представленная модель педагогической технологии отражает содержание полифункциональной игровой развивающей предметно-пространственной среды, организованной как полиэтнокультурное пространство, в котором у дошкольников формируются основы этнической культуры. В учебно-воспитательном процессе происходит систематическая целенаправленная самоидентификация дошкольников путём изучения национальных особенностей различных народов и сравнительного анализа родной этнической культуры с культурами иных народов, что способствует повышению уровня осознания своей этнической принадлежности, развитию интереса не только к родной, но и культуре других народов.

Педагогическими условиями формирования основ этнической культуры является следующая совокупность форм, методов, средств обучения и воспитания: погружение в этнополикультурную языковую среду; этнополикультурная: хореография, дидактическая игра, предметно-костюмированная среда, песня, национальный праздник и сказка, а также систематическая этническая самоидентификация.

Для оценки эффективности педагогической технологии нами проведена опытно-экспериментальная работа на базе МБДУ № 239 (контрольная группа, 29 дошкольников) и БОУ УР «УГНГ им. Кузебая Герда» (экспериментальная группа, 29 дошкольников). В период с 2019 по 2020 год проводились констатирующий и формирующий эксперименты. Диагностика уровней формирования основ этнической культуры у дошкольников 5-7-летнего возраста осуществлялась по методике Л.Ю. Дьяченко [2, с. 13] и по методике И.Б. Рябцевой [8].

Дошкольникам в индивидуальном и фронтальном порядке выдавались диагностические задания для выявления уровня эмоционально-оценочного отношения к национальным танцам родной культуры, песням, костюмам, играм, сказкам, праздникам, предметам быта. С дошкольниками проводились диагностические беседы для определения степени понимания содержания родного фольклора и эмоционального настроения, а также уровня знаний элементов этнической культуры.

Выполнение каждого из пяти заданий по обеим методикам оценивалось по трёхбалльной шкале. Каждый дошкольник мог набрать от трёх до пятнадцати баллов. Общее количество баллов, которое могли набрать дошкольники, составляло от 145 до 435 баллов. Результаты констатирующего (К.Э.) и формирующего (Ф.Э.) экспериментов контрольной (КГр.) и экспериментальной (ЭГр.) групп отражены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты констатирующего и формирующего экспериментов

Расчет достоверности различий между результатами, полученными на этапах констатирующего и формирующего эксперимента, производился с использованием T-критерия Вилкоксона. Математико-статистическая обработка результатов педагогического эксперимента, полученных на констатирующем этапе, позволила определить, что по уровню исходного состояния этнической культуры обе группы однородны, поскольку различия между полученными результатами для каждой из групп оказались не достоверными, асимптотическое значение (0,524) существенно превысило значение 0,05.

Рис. 3. Расчет достоверности различий между результатами, полученными на формирующем этапе КГр. и ЭГр.

При расчёте результатов, полученных на этапе формирующего эксперимента, было выявлено, что контрольная и экспериментальная группы существенно различаются, поскольку асимптотическое значение (0,000) существенно меньше значения 0,05 (рис. 3). Это позволяет сделать вывод о том, что средний уровень формирования основ этнической культуры у каждой группы достоверно различается, у экспериментальной группы он существенно выше (рис. 2).

Заключение

В результате проведённого исследования нами были определены педагогические условия и разработана педагогическая технология, позволяющая значительно повысить эффективность формирования основ этнической культуры у дошкольников в условиях учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Эффективность педагогической технологии подтверждена результатами опытно-экспериментальной работы, которая заключается в том, что в результате констатирующего и формирующего экспериментов, проведенных на базе МБДУ № 239 (контрольная группа, 29 дошкольников) и БОУ УР «УГНГ им. Кузебая Герда» (экспериментальная группа, 29 дошкольников), нами выявлено существенное повышение уровня формирования основ этнической культуры у экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой. Это произошло в результате того, что дошкольное образование в экспериментальной группе осуществлялось по модели разработанной авторами педагогической технологии.

Разработанная авторами педагогическая технология отвечает современным требованиям ФГОС ДО и может быть рекомендована для формирования основ этнической культуры у различных этнических групп.