Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THEORETICAL ANALYSIS OF THE DEFINITION OF «THE UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT» AS A SYSTEM REPRESENTATION

Lodde O.A. 1 Sitnikova S.Y. 1
1 Far Eastern State Transport University
In the modern world in the field of education, much attention is paid to personality-oriented concepts, which are aimed at the formation and development of the student's personal potential. Priority attention in universities is given to the acquisition of specialized skills, knowledge and skills, the development of personal experience of self-improvement and the formation of competence in the mainstream of creative self-realization. This article examines the concept of "educational environment of a university" from the point of view of its systemic organization, with the definition of the structure, functions, components, relationships and connections. The educational environment of a university is understood as a system of material and spiritual conditions of functioning that ensure the formation and development of a creative personality, taking into account the formation of professionally significant qualities and the realization of internal personal potential. When determining the structure of the educational environment of the university, the existing scientific views on this issue were taken into account. Conducting a theoretical analysis of the definition of «educational environment of a university» as a systemic representation made it possible to determine that the educational environment of a university is a multicomponent system and includes a number of components: a spatial-subject component; subject-social component; methodical (technological) component; motivational and value component, personal and psychological component. Each component of the structure of the educational environment of the university has its own specific characteristics and distinctive features.
analysis
definitions
environment
educational environment of the university
system
component

Целью данной статьи явилось теоретическое описание дефиниции «образовательная среда вуза», так как данное понятие многогранно, рассматривается с точки зрения нескольких научных подходов, при этом явно определяются общие критерии при описании представленной дефиниции.

По мнению педагога Т.Н. Гущиной [1], личностное развитие специалиста происходит под влиянием не только учебного процесса, но и образовательной среды. На сегодняшний день существует ряд вопросов, связанных со структурой образовательной среды вуза, входящими в нее компонентами и характерными описательными признаками.

Под образовательной средой педагог В.Л. Кургузов [2] понимает конгломерат условий, факторов и средств, которые характеризуют жизнедеятельность студентов и преподавателей в вузе. Важным аспектом образовательной среды выступает формирование сознательной направленности учебных дисциплин и программ, способствующих эффективному развитию личности.

Е.Б. Лактионова [3] считает, что образовательная среда вуза отличается от образовательной среды школы следующими особенностями.

1. В вузе осуществляется подготовка будущих специалистов определенной профессиональной спецификации, что является целевым признаком.

2. Самостоятельная работа обучающихся – один из самых важных факторов в среде высшего образования (занимает примерно от 50% до 95% учебного времени).

3. Образовательный процесс в вузе включает в себя набор таких дисциплин, которые дают фундамент для развития личностного потенциала обучающегося, кругозора, мировоззренческих позиций и иного, что обусловливает углубленность научного знания

4. В образовательной среде вуза классно-урочная подача материала заменяется лекционно-семинарской.

5. Образовательная среда высшего учебного заведения является источником формирования социальной зрелости у обучающихся.

Педагог А.И. Артюхина [4] определила набор функций образовательной среды вуза (рис. 1).

Рис. 1. Функции образовательной среды (по А.И. Артюхиной)

1. Адаптационная. Образовательная среда вуза обеспечивает эффективные и оптимальные условия для приспособления обучающегося к образовательному процессу. Для реализации данной функции важно учитывать сами условия приспособления, которые являются новыми для субъекта обучения.

2. Социальная. Культура и система высшего образования неотделимы друг от друга. При формировании культурного мировоззрения происходит формирование социальных и культурных норм поведения субъекта образовательного процесса.

3. Интегративная. Данная функция зиждется на следующих обстоятельствах: параметры и процессы обучения функционально связаны с когнитивными представлениями субъекта образовательной среды; мысли и чувства человека обеспечивают целостное отражение действительности.

4. Личностно-профессиональная. Отражает общую концепцию о том, что образовательный процесс должен включать в себя личностно-ориентированный подход.

Ученые, придерживающиеся системного подхода в исследовании образовательной среды вуза, рассматривают ее как интегральный набор компонентов образовательной реальности.

Например, В.А. Левин [5] считает, что компоненты структуры образовательной среды вуза имеют следующее содержание: пространственный компонент (территориальное положение, архитектурные особенности и т.п.); социальный компонент (формы и методы взаимодействия между субъектами образовательного процесса); образовательный компонент (принципы организации учебного процесса) и психологический компонент (профессионально значимые качества обучающегося).

Педагог С.В. Тарасов [6] под образовательной средой вуза понимает систему, которая включает в себя следующие компоненты: смысловой (формирование и развитие ценностно-смысловой сферы обучающихся), пространственный (обстановка образовательного учреждения: наличие необходимой мебели, оборудования и т.п.), коммуникативный (стили общения между преподавателем и обучающимся), методический (методы обучения) и личностный (познавательные процессы, необходимые обучающемуся для выполнения учебной деятельности).

Е.А. Климов, В.И. Слободчиков и В.А. Ясвин [7, 8, 9] под образовательной средой вуза понимают системное образование, которое включает в себя: мотивационный (потребности учащегося), психологический (профессионально важные качества), образовательный (оснащенность), методический (методические комплексы) и пространственный (расположение образовательного учреждения) компоненты.

В.И. Панов [10] состав системы образовательной среды вуза дополняет географическим и технологическим компонентами. Географический компонент отражает местонахождение учебного заведения, его архитектуру, пространственные особенности. Технологический компонент включает в себя структуру и содержание программ обучения, методы и средства обучения, другими словами – все, посредством чего происходит осуществление учебного процесса.

Анализируя вышеизложенные теории относительно системы образовательной среды вуза, мы можем заключить, что представленные компоненты имеют некоторую идентичность и сводятся к общему изложению (рис. 2).

Рис. 2. Структура образовательной среды вуза

Пространственно-предметный компонент

Одним из первых пространственно-предметному компоненту уделил внимание А.С. Макаренко [11], рассматривая проблему организации пространства. Автором была выделена приоритетная иерархия организации элементов образовательной среды. Данная иерархия описывается следующим образом: архитектура здания, обстановка, наличие необходимой литературы, эстетическая организация пространства.

Основываясь на представлениях А.С. Макаренко относительно организации пространственно-предметной среды, В.А. Ясвин описывает ее структуру следующим образом: архитектура здания, дизайн, пространство учебных помещений с последующей трансформацией при необходимости. Также В.А. Ясвин считает необходимыми компонентами организации пространственно-предметной среды гимн, герб и традиции.

Педагоги Е.А. Соловьева, Г.А. Ковалев, Ю.Г. Панюкова и иные считают, что пространственно-предметный компонент нужно организовывать с учетом специфических аспектов образовательного процесса.

Е.А. Соловьева полагает, что источником развития обучающегося выступает эффективная организация пространственно-предметного компонента образовательной среды, при которой происходит не только слияние предметов среды, но и их дальнейшее развитие и функционирование [12].

По мнению Ю.Г. Панюковой [13], пространственно-предметный компонент характеризуется следующими принципами организации:

1) принципом разнообразия (все субъекты образовательного процесса создают необходимые условия для пространственной организации среды);

2) принципом взаимосвязанности (создание единого пространства обеспечивается возможностями многофункционального использования его объектов);

3) принципом гибкости (функциональные изменения зависят от условий образовательной среды);

4) принципом организации (для повышения способности управления образовательной средой субъекты образовательного процесса должны использовать дополнительную атрибутику, символику).

На основании проведенного теоретического анализа относительно пространственно-предметного компонента образовательной среды вуза можно сделать вывод о том, что данный компонент характеризуется наличием возможностей среды, которые должны быть разнообразными и многофункциональными. Только при данных обстоятельствах становится возможным эффективное взаимодействие между субъектами образовательного процесса. Организационная задача преподавателя и вуза в целом – это создание максимально комфортных условий для осуществления образовательного процесса.

Субъектно-социальный компонент

Г.А. Ковалев [14] одним из первых начал рассматривать субъектно-социальный параметр образовательной среды вуза и определял его как «человеческий фактор» – плотность социального характера между субъектами образовательной среды. Автором отмечено, что качество образовательной среды определяется качеством социальных отношений между субъектами в данной среде и качеством связей между пространственно-предметным и социальным компонентами этой среды.

Н.П. Аникеева [15] под социально-субъектным компонентом понимает социальную организацию среды, которая характеризуется этническими, возрастными, половыми и иными факторами. Автор в первую очередь определяет, что субъектно-социальный компонент включает в себя тип общения между субъектами образовательной среды и образовательного процесса. В процессе данного общения реализуются групповые потребности и решаются проблемы межличностного взаимодействия.

Следовательно, субъектно-социальный компонент образовательной среды вуза обеспечивает возможность для функционирования и удовлетворения потребностей участников образовательного процесса, выраженных в чувстве собственной безопасности, поддержании устойчивой самооценки и общественном признании.

И.Н. Емельянова [16], Г.Н. Волков [17], Н.В. Кузьмина [18] описали основные характеристики субъектно-социального компонента:

1) удовлетворение потребностей (прежде всего потребности в общении);

2) благоприятный настрой (позитивное общение между субъектами образовательного процесса);

3) авторитетность (признание авторитетного права руководителя);

4) заинтересованность (при управлении образовательном процессом важно учитывать степень заинтересованности субъектов образовательного процесса);

5) продуктивность (для продуктивности образовательной деятельности должна быть обеспечена сплоченность ее субъектов).

Педагог В.В. Рубцов [19] считает, что повышение качества подготовки преподавателей в области психологии общения является необходимым для осуществления эффективной образовательной деятельности. Следовательно, каждый преподаватель должен систематически и регулярно повышать свою квалификацию в области социально-психологического обучения.

Таким образом, удовлетворенность потребности во взаимоотношениях между субъектами образовательной среды, выраженная в благоприятном социально-психологическом климате, служит необходимым условием для реализации субъектно-социального компонента образовательной среды вуза.

Методический (технологический) компонент

На основании взглядов Ш.А. Амонашвили [20], В.С. Библера [21], Л.В. Занкова [22] и иных определено, что технологический компонент образовательной среды может быть сформирован практически в любом образовательном пространстве с опорой на принятую образовательную систему. Данная позиция строится на взглядах Л.С. Выготского [23] о взаимосвязях между процессами развития и обучения. Автор обозначил, что процессы обучения не всегда соотносятся с процессами развития личности. Тем не менее обучение прямо связано с развитием, но тождественными друг другу они стать не могут.

Интересно предположение Л.С. Выготского о зонах ближайшего развития. В процессе обучения обучающийся должен не только полагаться на свои возможности, но и извлекать определенную выгоду из общения с педагогами и сверстниками. Следовательно, студент, основываясь на опыте взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, может создавать что-то творчески новое, самостоятельное. Соответственно, обучение может стать продуктивным только в том случае, если оно параллельно развитию.

Г.А. Ковалев определил наполненность технологического (методического) компонента образовательной среды: структура образовательного процесса; стили общения субъектов образовательной среды (прежде всего между педагогом и обучающимся); методическое сопровождение обучения; методы и формы обучения.

В.В. Рубцов, И.Т. Ивошина определяют внедрение системы инноваций как одну из важнейших составных частей технологического компонента образовательной среды. Практически каждое образовательное учреждение имеет потенциал (ресурсы) для создания инновационной среды. Для повышения качества образовательного процесса необходимо использовать современные, инновационные компьютерные технологии.

Технологический (методологический) компонент образовательной среды включает в себя модернизацию образовательного процесса с учетом внедрения в него современных учебно-методических комплексов, технологий и инструментов (таких как локальные сети, мультимедийные и инновационные средства обучения и т.п.).

Мотивационно-ценностный компонент

А.Н. Леонтьев [24] считается основоположником научных теорий, посвященных мотивации. Автор под мотивом понимает потребность смыслового содержания, выраженную в целях, порывах, состояниях, поведении личности. Мотивационную среду он рассматривает как совокупность условий, которые определяют величину и направленность усилий, прилагаемых обучающимися для достижения целей деятельности. В зависимости от характера мотивационной среды у обучающихся вырабатывается специфическая система ценностей.

Т.А. Пушкина [25] вводит понятие мотивационной сферы – совокупности условий, которые определяют количество и направление усилий на достижение целей деятельности. От мотивационной сферы зависят такие важные личностные составляющие, как установки, ценности, поведение субъектов деятельности. Следовательно, мотивационная сфера влияет на поведение, реакцию субъектов образовательного процесса, выраженную в динамике формирования эффективного развития личности (профессионально значимых качеств, умений, знаний и навыков).

По мнению В.Ф. Моргуна [26, 27], такие характеристики, как динамизм, концентрация и стабильность, описывают мотивацию к обучению. Автор считает важным моментом производить учет влияния важности обучения на мотивацию к обучению субъекта образовательного процесса. Определение методов мотивации субъекта образовательного процесса определяет важную роль в формировании и развитии личности обучающегося. Формирование мотивации зависит от таких особенностей, как: тип образовательной среды (вуз, колледж, школа); цель (воспитание, обучение, личностное, культурно-нравственное, профессиональное развитие и т.п.); связь с образовательным пространством.

Интересны взгляды Е.П. Ильина [28], который под мотивацией обучающихся в вузе понимает удовлетворение сознательных потребностей. При этом важным выступает момент идентификации между образом будущей профессии, образом мира и собственным «Я». Особенности формирования мотивации у студентов зависят от личностного развития и умения мыслить, которые развиваются под воздействием мотивационного обучения.

Таким образом, для повышения качества образования необходимо формировать мотивационную образовательную среду, которая будет основана на профессиональных потребностях субъектов образовательного процесса с учетом их максимального удовлетворения.

Достижение максимального удовлетворения профессиональных потребностей обучающихся возможно при учете следующих принципов: потребностного (информированность обучающихся о будущем трудоустройстве); досугового (мероприятия вне учебного времени); новостного (доступная информация о жизнедеятельности вуза); научного (осуществление научно-исследовательской деятельности); бытового (учет условий проживания в общежитиях).

Личностно-психологический компонент

В современном мире требования к подготовке специалистов с высшим образованием становятся сложнее, что определяет необходимость использования мероприятий, направленных на развитие личностных особенностей студентов.

Педагог Б.Н. Алимов [29] определяет личностно-психологический компонент образовательной среды вуза как комплекс индивидуальных особенностей обучающихся, которые направлены на создание положительного отношения к профессии, личностный рост и профессиональное самосовершенствование. Следовательно, эффективность деятельности студента определяется не только его навыками, знаниями и умениями, но и личностными способностями, которые развиваются под воздействием внешних и внутренних условий образовательной среды.

Т.Д. Грицевич [30] фундаментальными считает знания, умения и навыки студента, тем не менее важное значение имеют такие характеристики, как опыт творчества, опыт исследовательской и самостоятельной работы, позволяющие студенту определить свое видение профессиональной проблемы или предмета.

Н.Ф. Гейжан [31] обозначила, что регулятором и продуктом деятельности обучающегося выступают характеристики его личности. Личностно-психологические качества будущего профессионала во многих сферах определяют успешность его дальнейшей профессиональной деятельности. Профессиональное развитие будущего специалиста предполагает воздействие на личность, вовлечение ее в самые разные виды деятельности (познавательные, коммуникативные, профессиональные и др.) с целью формирования системы личностных качеств, моделей поведения и индивидуальных стилей, задействованных в деятельности.

А.П. Сидельковский [32] под личностно-психологическим компонентом понимает систему форм и способов поведения обучающегося, которая закрепляется на основе отношения студента к окружающим людям, труду, к самому себе и своей будущей профессии.

К.К. Платонов [33] представил модель личностных качеств обучающегося, которая включает в себя: когнитивные качества (развитие знаний, умений и навыков, которые способствуют успешному выполнению учебной деятельности); поведенческие качества (умение организовывать свою деятельность); эмоциональные качества (устойчивость к внешним факторам среды, вызывающим тревогу).

Таким образом, личностно-психологический компонент образовательной среды вуза включает в себя комплекс личностных качеств обучающегося, которые выступают регулятором его деятельности. Данные качества направлены на создание положительного отношения к профессии, личностный рост и профессиональное самосовершенствование обучающегося и сгруппированы следующим образом: когнитивные (познавательные способности, способствующие выполнению учебной деятельности); поведенческие (качества, направленные на самоорганизацию и самоконтроль); эмоциональные (нервно-психическая устойчивость к воздействию стрессогенных факторов).

Проведение теоретического анализа дефиниции «образовательная среда вуза» как системного представления позволило определить, что образовательная среда вуза является сложноорганизованной, многокомпонентной системой и отражает совокупность образовательных технологий, форм и методов организации учебной деятельности, социальных, личностных и материально-технических условий для обеспечения образовательного процесса (рис. 3).

Рис. 3. Описание компонентов структуры образовательной среды вуза

Таким образом, образовательная среда вуза – это система материально-духовных условий функционирования, которые обеспечивают становление и развитие творческой личности с учетом формирования профессионально значимых качеств и реализации внутреннего личностного потенциала. В структуре образовательной среды вуза выделены: пространственно-предметный, субъектно-социальный, методический (технологический), мотивационно-ценностный, личностно-психологический компоненты, описание и качественное сопровождение которых позволят выпускать специалистов с высоким уровнем профессионализации.