Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF FIRE SAFETY AND THE POSSIBILITY OF THEIR FORMATION AT THE UNIVERSITY

Bochkareva L.P. 1 Vinogradov O.S. 1 Vinogradova N.A. 1 Garkin I.N. 2 Tertychnaya S.V. 3
1 K.G. Razumovsky Moscow State University of technologies and management (the First Cossack University)
2 Penza State University of Architecture and Construction
3 FGBOU VPO "Penza State University"
Professional activity in the fire service of the Ministry of emergency situations is associated with constant risk, danger, and great responsibility for people's lives, i.e., it is carried out in conditions of constant high nervous and mental stress. Such professional activity imposes special requirements on the professionally important qualities of a specialist and their insufficient development can lead to a decrease in the effectiveness of the activity and professional development. The process of forming professionally important qualities begins at the stage of professional education and training by mastering the theoretical knowledge, professional skills and competencies of the student at the University. The development of professionally important qualities of students in a higher educational institution largely depends on their personal qualities, which can serve as certain prerequisites for their formation. The article attempts to empirically study the personal qualities of University students that contribute to the formation of professionally important qualities of future specialists in the field of fire and technosphere safety. As a result, it was found that students have a certain set of qualities that contribute to mastering the profession: sociability, a tendency to cooperate, purposefulness, and the ability to control their emotions and behavior. Some personal qualities that are part of the complex of professionally important qualities of a firefighter (self – esteem, emotional stability, self-confidence) are not yet developed enough for students. A program for the formation of the PVK of future specialists in the field of fire safety.
students
personal qualities
professionally important qualities
professional fitness
professional training
professional activity

Большой проблемой сегодня в нашей стране является профессиональная пригодность студентов вузов к работе по выбранной специальности, так как часто при поступлении в учебное заведение абитуриенты плохо представляют особенности будущей профессии и имеют низкий уровень психологической подготовленности к выполнению избранной профессиональной деятельности. Во многом эта готовность к освоению и дальнейшему успешному выполнению профессии определяется наличием у студентов личностных предпосылок к развитию необходимых профессионально важных качеств (ПВК).

Проблема изучения ПВК возникла в психологической науке в начале ХХ в. и разрабатывалась в рамках создания модели субъекта труда – успешного профессионала в контексте задач профессионального отбора. Предполагалось, что успешная профессиональная деятельность зависит, в первую очередь, от наличия у субъекта определенных психических функций, способностей определенного уровня и качества [1, 2].

В связи с практическими задачами профотбора и профессионального консультирования изучались лишь устойчивые профессионально важные качества, т.е. те, которые плохо поддаются развитию и тренировке. Первоначально профессионально важные качества сводились в основном к способностям субъекта, наличие которых рассматривалось как важнейшее условие, обеспечивающее овладение профессией. Позже стали выделять тренируемые ПВК, т.е. такие психические функции, которые можно развивать и совершенствовать путем упражнений.

В современной психологической литературе существуют весьма разнообразные представления о содержании и видах профессионально важных качеств личности. При этом профессионально важные качества составляют основу профессиональной пригодности к деятельности специалистов пожарно-спасательных формирований и влияют на эффективность выполнения профессиональной деятельности [3, 4].

В работах А.В. Карпова ПВК рассматриваются как необходимые и достаточные качества, обеспечивающие выполнение деятельности на среднем нормативном уровне. Эти качества определяют различные результативные характеристики выполнения деятельности (например, надежность, безаварийность, производительность и т.д.).

А.В. Карпов считает, что в структуре ПВК как основы профессиональной пригодности можно выделить:

– качества, минимально необходимые для выполнения деятельности на приемлемом уровне (абсолютные ПВК);

– качества, определяющие собой возможность достижения субъектом высоких показателей деятельности, уровня профессионального мастерства (относительные ПВК);

– качества, формирующие мотивационную готовность к выполнению деятельности. Высокий уровень выраженности мотивационных качеств может компенсировать недостаточный уровень развития тех или иных ПВК.

Также автор выделяет в структуре ПВК особую группу качеств – анти-ПВК, т.е. качества, являющиеся противопоказаниями к профессиональной деятельности. Эти качества должны либо быть выражены минимально, либо отсутствовать у субъекта.

Е.П. Ильин рассматривает ПВК как совокупность функциональных качеств человека, определяющих успешность выполнения конкретной профессиональной деятельности.

Функциональные качества характеризуют функциональные возможности, которые, в свою очередь, основываются на той или иной способности [5, 6].

В целом большинство авторов признают, что ПВК представляют собой интегральные психофизиологические и психологические образования, формирующиеся в процессе конкретной профессиональной деятельности в специальные (профессиональные) способности и влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. Безусловно, профессиональная деятельность, связанная с риском для жизни, характеризуется своим специфическим набором ПВК.

Профессиональная деятельность в системе противопожарной службы МЧС всегда осуществляется в критических и экстремальных условиях, поскольку сопряжена с постоянным риском и угрозой жизни сотрудника. Такая профессиональная деятельность предъявляет особые требования к профессионально важным качествам специалиста, и недостаточное их развитие может приводить к снижению эффективности выполнения деятельности, профессиональному выгоранию и психосоматическим нарушениям. К числу важнейших профессионально важных качеств всех категорий сотрудников МЧС относят такие качества, как: физическая выносливость, высокая нервно-психическая устойчивость, морально-волевые качества (дисциплинированность, чувство долга, ответственность, смелость, решительность), способность к саморегуляции и самоконтролю поведения, уверенность в себе, адекватная самооценка.

Система профессионально важных качеств пожарных-спасателей не дается в готовом виде, она формируется поэтапно в процессе профессионального становления сотрудника. Установлено, что существует определенная динамика профессионально важных качеств субъекта. Периодом наиболее интенсивного развития ПВК являются профессиональное обучение и первые пять лет профессиональной деятельности [7–9].

Развитие личности студента как будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки идет в следующих направлениях:

– развиваются, совершенствуются, «профессионализируются» психические процессы;

– расширяются и растут притязания личности студента в области своей будущей профессии;

– повышаются профессиональная самостоятельность и готовность к будущей практической работе;

– интенсивная передача социального и профессионального опыта в условиях личностно-ориентированного профессионального образования приводит к формированию качеств, необходимых в будущей профессии, и, в целом, к появлению общей зрелости и устойчивости личности студента [10, 11].

Формирование профессионально важных качеств на этапе профессионального обучения в вузе происходит за счет овладения теоретическими знаниями, профессиональными навыками и компетенциями, а также благодаря наличию у студентов личностных предпосылок ПВК.

Наличие у студентов личностных предпосылок развития ПВК может выступать важнейшим критерием психологической пригодности к избранной профессии и гарантировать успешность ее освоения и дальнейшего выполнения профессиональной деятельности.

Цели исследования: выявление личностных качеств у студентов вуза, способствующих формированию профессионально важных качеств будущих специалистов в области пожарной безопасности, и разработка программы их формирования.

Мы полагаем, что изучение личностных предпосылок ПВК студентов вуза является необходимым этапом работы в рамках мониторинга формирования ПВК в процессе профессиональной подготовки.

Материал и методы исследования

Для изучения личностных качеств, способствующих овладению профессиональной деятельностью у студентов, мы использовали 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (16-PF) (форма C). Выбор данной методики обусловлен тем, что она позволяет выявить стабильные и устойчивые свойства личности, которые могут выступать как личностные предпосылки профессионально важных качеств будущих специалистов [12, 13].

Одним из наиболее важных личностных качеств в структуре ПВК специалистов МЧС является стрессоустойчивость. Это качество может позволить сотруднику МЧС быстро и эффективно преодолевать воздействие профессиональных стрессоров, уверенно применять усвоенные знания и навыки, принимать адекватные решения в обстановке дефицита времени. Для выявления этого качества мы использовали анкету по изучению нервно-психической устойчивости «Прогноз», разработанную в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии. На основе самооценки самочувствия и поведения респондента определяется уровень выраженности нервно-психической устойчивости (высокий, средний, низкий) и дается прогноз риска дезадаптации в стрессовой ситуации.

В нашем исследовании принимали участие студенты 3–4-х курсов направлений «Пожарная безопасность» и «Техносферная безопасность» ПКИТ (филиал) ФГБОУ ВО МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ). Объем выборки – 50 человек. Возраст студентов – 18–20 лет.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрим результаты изучения личностных качеств у студентов (табл. 1).

Таблица 1

Средние показатели выраженности личностных качеств по 16-PF опроснику Р. Кеттелла у студентов (в баллах)

Факторы

Средние баллы

Стены

MD (самооценка)

5,6

4

Фактор «А»: замкнутость – общительность

9,2

7

Фактор «В»: абстрактный – конкретный интеллект

5,3

4

Фактор «С»: эмоциональная нестабильность – эмоциональная стабильность

7,7

5

Фактор «E»: подчиненность – доминантность

8,1

7

Фактор «F»: сдержанность – экспрессивность

8,5

7

Фактор «G»: низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения

6,7

5

Фактор «H»: робость – смелость

7,6

6

Фактор «I»: жесткость – чувствительность

6,1

5

Фактор «L»: доверчивость – подозрительность

6,2

5

Фактор «М»: практичность – мечтательность

6,9

5

Фактор «N»: прямолинейность – дипломатичность

6,4

5

Фактор «О»: спокойствие – тревожность

7,2

6

Фактор «Q1»: консерватизм – радикализм

5,8

5

Фактор «Q2»: конформизм – нонконформизм

6,5

5

Фактор «Q3»: низкий самоконтроль – высокий самоконтроль

8,6

7

Фактор «Q4»: расслабленность – напряженность

4,9

3

 

Результаты таблицы показывают, что ряд факторов по стеновым показателям выходят за границы средней нормы, что дает нам основание рассматривать данные личностные особенности как характерные для студентов. Это следующие факторы: А (7), F (7), Е(7), Q3 (7) , Q4 (3). Проанализируем эти личностные качества с точки зрения соответствия их профессионально важным качествам будущего специалиста.

Высокие показатели по факторам А и F характеризуют студентов как общительных, открытых, внимательных к окружающим людям, склонных к сотрудничеству и проявляющих готовность к совместной работе. Такие личностные характеристики могут способствовать овладению будущей профессиональной деятельностью, поскольку эти качества можно рассматривать как предпосылку развития такого профессионально важного качества, как способность к быстрому установлению контактов с людьми.

Высокий показатель по фактору Е свидетельствует о том, что отличительными особенностями студентов являются независимость, самостоятельность в оценках, в принятии решений и поведении. Данное качество может создавать определенные затруднения обучающимся в освоении профессии пожарного спасателя, профессиональные обязанности которого предполагают подчинение приказам и жесткое следование дисциплине. Но в плане профессионального обучения это качество может обеспечивать студентам успешность обучения.

Высокое значение по фактору Q3 характеризует студентов как целенаправленных, умеющих контролировать свои эмоции и поведение. Сочетание высокого значения Q3 и среднего значения фактора Q4 у обучающихся может рассматриваться в качестве предпосылки для развития эмоциональной устойчивости при овладении деятельностью пожарного спасателя.

Следует отметить, что такие профессионально важные для будущего пожарного личностные качества, как эмоциональная стабильность, смелость, организованность, у студентов выражены на уровне средних значений (С=5, Н=6, G=5). Это характеризует их как умеренно эмоционально стабильных, решительных, смелых, организованных и нормативных в поведении.

Входящие к комплекс профессионально важных качеств пожарного спасателя такие личностные качества, как самооценка и тревожность, у студентов выражены ближе к низким значениям (МД=4, О=6). Это характеризует их как недостаточно уверенных в себе и склонных к проявлениям тревожности, особенно в напряженных трудных жизненных ситуациях. Эти качества можно рассматривать как возрастные особенности обучающихся. Лицам студенческого возраста могут быть свойственны определенная нестабильность самооценки, неуверенность в себе, что, в свою очередь, способно усиливать тревожность.

Личностные качества интеллектуального блока (факторы В, М, Q1) имеют средние показатели, что характеризует студентов как обладающих умеренно выраженным интеллектуальным потенциалом, достаточно аналитичных и оперативно мыслящих, в меру эрудированных, имеющих склонность к конкретному воображению.

Низкий показатель по фактору Q4 характеризует студентов как расслабленных, недостаточно мотивированных к деятельности. Низкий мотивационный потенциал личности не обеспечивает ей в дальнейшем успешного освоения и эффективного выполнения профессиональной деятельности. Поэтому в рамках профессиональной подготовки в вузе с первых курсов необходимо формировать у обучающихся такой вид мотивации, как мотивация достижения.

Таким образом, наиболее выраженными личностными качествами студентов, способствующими овладению профессией пожарного, выступают: общительность, открытость, склонность к сотрудничеству, готовность к совместной работе, целенаправленность, умение контролировать свои эмоции и поведение. Эти личностные особенности можно рассматривать как определенные предпосылки для формирования профессионально важных качеств пожарного. Некоторые личностные качества, которые входят в комплекс профессионально важных качеств пожарного-спасателя (самооценка, эмоциональная устойчивость, мотивы достижения), у обучающихся пока развиты недостаточно. По мнению А.В. Карпова, личностные качества, входящие в структуру ПВК на этапе первоначального освоения профессии, и профессионально важные качества, обеспечивающие успешное выполнение профессиональной деятельности, могут иметь определенные различия, поскольку ПВК развиваются и совершенствуются в процессе реализации деятельности.

Рассмотрим результаты изучения нервно-психической устойчивости студентов (табл. 2).

Таблица 2

Результаты изучения нервно-психической устойчивости у студентов (в процентах)

Уровни нервно-психической устойчивости

Количество студентов

Высокий уровень нервно-психической устойчивости

14

Средний уровень нервно-психической устойчивости

75,5

Низкий уровень нервно-психической устойчивости

10,5

 

Результаты, приведенные в таблице, показывают, что большая часть (75,5%) студентов имеют средний уровень нервно-психической устойчивости. Их можно охарактеризовать как умеренно устойчивых к стрессам и социально адаптированных. Однако с увеличением в жизни стрессовых ситуаций их ресурсы стрессоустойчивости способны снижаться, при этом  могут возникать проявления дезадаптации. У 14% студентов отмечается высокая нервно-психическая устойчивость, что позволяет предположить эффективное преодоление стрессовых ситуаций и прогнозировать успешность выполнения в дальнейшем профессиональных обязанностей в экстремальных и опасных ситуациях деятельности.

10,5% студентов имеют низкий уровень нервно-психической устойчивости. Это свидетельствует о низких адаптационных возможностях и возникновении нервных срывов у этой категории обучающихся в условиях деятельности в чрезвычайных ситуациях.

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование свидетельствует о необходимости развития ПВК будущих специалистов в области пожарной безопасности в процессе профессиональной подготовки. Следует отметить, что становление ПВК в системе профессиональной подготовки будущих специалистов достаточно часто рассматривается как «побочный» эффект усвоения знаний, умений и навыков. На наш взгляд, формирование ПВК будущих специалистов должно являться приоритетным направлением в рамках психолого-педагогического сопровождения студентов в вузе и предполагать систематическую и целенаправленную работу в этом направлении.

В нашем вузе разработана программа, предполагающая поэтапное формирование ПВК будущих специалистов пожарной безопасности, в которой делается акцент на использовании не только средств аудиторной работы, но и более широкого арсенала интерактивных методов и методов активного группового обучения.

Первый этап программы (младшие курсы) связан с началом формирования ПВК, а именно формированием когнитивного, мотивационного и коммуникативного компонентов ПВК.

Целями этого этапа являются расширение у студентов представлений о специфике выбранной профессии, ее требованиях к личности профессионала, условиях труда, возможностях профессионального роста, развитие позитивной мотивации освоения профессии и формирование коммуникативных умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности. Это осуществляется в рамках аудиторных занятий (дисциплина «Введение в профессию») и элективных курсов, в рамках которых используются деловые игры, решение кейс-ситуаций и профессионально ориентированных задач. Также проводятся мастер-классы, к которым привлекаются специалисты учебного пожарно-спасательного центра, на реальных примерах рассказывающие о проблемах и трудностях работы в сфере пожарной безопасности. Для ознакомления студентов с пожарно-спасательным оборудованием и техникой проводятся экскурсии в учебный пожарно-спасательный центр и действующие пожарно-спасательной части.

Для развития коммуникативного потенциала будущих специалистов проводятся психологические тренинги. В тренинге общения не только развиваются необходимые для будущих специалистов коммуникативные качества, но и приобретаются навыки командной работы, доверительного сотрудничества, оказания помощи и поддержки.

Второй этап программы ориентирован на студентов старших курсов и предполагает развитие эмоциональных и волевых качеств системы ПВК в процессе психолого-педагогической подготовки (специальные тренинговые занятия) и физической подготовки, направленной на развитие физической выносливости как особо важного профессионального качества в деятельности пожарного-спасателя.

Целями тренингов развития базовых ПВК будущих специалистов в области пожарной безопасности являются:

– повышение эмоциональной устойчивости;

– развитие навыков волевой регуляции и самоконтроля;

– повышение уверенности в себе;

– развитие навыков антистрессового поведения.

В процессе тренинга используются игровые методы, методы арт-терапии, психогимнастические упражнения и т.д.

Развитию волевых качеств студентов старших курсов, а также их физической подготовленности к деятельности в системе пожарной безопасности способствует интенсивная спортивная подготовка. Поэтому в программе предусмотрено широкое использование различных внеучебных форм физической и спортивной подготовки: занятия по авто- и мотоспорту, спортивному ориентированию, скалолазанию и т.д.

Формирование профессиональных компетенций у студентов старших курсов происходит в процессе прохождения производственной практики на базе учебного пожарно-спасательного центра, где приобретается опыт решения различных профессиональных ситуаций и задач.

На каждом этапе происходит мониторинг сформированности ПВК как на уровне знаний, умений, навыков, компетенций (тесты учебной успешности), так и на уровне развития психологических качеств, необходимых будущему специалисту (тесты психологической диагностики).

Таким образом, данная программа сочетает различные формы работы по формированию ПВК студентов в рамках следующих направлений: компетентностная профессиональная подготовка, психологическая подготовка, спортивная подготовка. Мы предполагаем, что реализация данной программы может интенсифицировать процесс формирования ПВК будущих специалистов в области пожарной безопасности.

Выводы

Проведенное изучение личностных предпосылок профессионально важных качеств будущих специалистов в области пожарной безопасности показало, что студенты обладают определенным комплексом личностных качеств, способствующих овладению профессией пожарного. Это: общительность, открытость, склонность к сотрудничеству, готовность к совместной работе, целенаправленность, умение контролировать свои эмоции и поведение, умеренно развитая способность к оперативному мышлению. Однако некоторые личностные качества, входящие в комплекс профессионально важных качеств пожарного (высокая самооценка, нервно-психическая устойчивость, мотивация достижения, дисциплинированность), у обучающихся пока развиты недостаточно. Это может создавать студентам трудности как на этапе профессионального обучения, так и при дальнейшем выполнении профессиональной деятельности. Поэтому целесообразно включать в процесс обучения будущих специалистов с младших курсов специальную программу, направленную на формирование профессионально важных качеств, сочетающую профессионально-компетентностную подготовку, психологическую и спортивную подготовку.