Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

«LINGUISTIC PERSONA» IN EDUCATIONAL SCIENTIFIC DISCOURSE

Kirgintseva N.S. 1 Kirgintsev M.V. 1 Nechaev S.A. 1
1 Military Educational and Scientific Center of the Air Force «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy»
The article analyzes thesis researches concerned with pedagogical issues of different aspects of learners’ linguistic persona development. 19 works dealing with the linguistic persona concept within the professional education framework are analyzed. It was found out that dissertations concerned with this problem were defended in the following three scientific fields: «General pedagogy, history of pedagogy and education», «Theory and methods of teaching and upbringing», «Theory and methods of professional education». The number of works in the above mentioned specialties is unequal: the least is in the field of theory and methods of professional education. Moreover, dissertations in this field were defended later than in the others. As a result, the conclusion is made that the problem of the specialists’ linguistic persona is poorly viewed by the scientific society. The researchers are most often concerned with the aggregate picture, reflecting the construct as a coherent phenomenon consisting of a variety of components. Overwhelming majority of papers employ the three-level model of the linguistic persona by Yu.N. Karaulov. Attention is paid to the development of linguistic persona of philologists and linguists. However, there are papers concerned with the development of linguistic persona of specialists in the other fields. There are very few papers devoted to the development of technical students linguistic persona, which proves the fact that this issue needs to be discussed and researched further.
linguistic persona
pedagogical sciences
professional education
higher education
student
a linguistic persona model
dissertation (thesis)

Закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет профессиональное развитие человека как одну из основных целей образования, осуществляемую (реализуемую) через профессиональное и дополнительной образование. Профессиональное образование призвано формировать специалиста, обладающего, кроме набора специальных знаний в определенной области, широким кругозором, то есть личность, способную решать задачи в своей профессиональной области посредством профессионального самоопределения. Идея развития личности является одной из основных для данного Закона, а концепт «личность» входит в пять ключевых понятий [1].

Категория личности широко используется как в бытовом, так и в научном дискурсе и имеет множество толкований. Вместе с тем реализация идеи формирования и развития личности в образовательном процессе требует конкретизации данного понятия. Учитывая, что передача и усвоение знаний независимо от предметной области происходят с помощью языка, представляется целесообразным рассмотреть использование конструкта «языковая личность» в области образования. Поскольку лишь наука способна наиболее полно и точно охарактеризовать какое-либо явление, на наш взгляд, логично обратиться к рассмотрению исследуемого понятия в диссертационных работах, посвященных указанной проблеме.

Целью исследования являлось выявление доминирующей модели языковой личности, используемой в диссертациях, контингента обучающихся, исследуемого в каждой конкретной работе, и цели изучения языковой личности в работах, посвященных профессиональному образованию.

Материал и методы исследования

Для выявления диссертаций, в которых используется данный конструкт, были использованы поисковые системы сайтов Высшей аттестационной комиссии (https://vak.minobrnauki.gov.ru) и электронной библиотеки диссертаций disserCat (https://www.dissercat.com/) как наиболее валидные источники информации по научным работам, защищенным на территории Российской Федерации. Поиск проводился по наличию данного конструкта в названии диссертаций. Правомерность данного подхода обусловлена тем, что в названии диссертации в концентрированном виде заключены цель, предмет и объект исследования.

Проведенный поиск позволил выявить 248 диссертаций, защищенных с середины 1990-х гг. до 2019 г. включительно. Из них 207 работ были выполнены по филологическим наукам, 31 – по тематике педагогических наук, 3 работы относились к философским наукам, 2 – к психологическим, 4 – к культурологическим и 1 – к социологическим наукам.

Для нашего исследования интерес представляет изучение взглядов исследователей на применение конструкта «языковая личность» в контексте профессионального образования (уровень высшей школы). Поэтому из 31 диссертации в области педагогических наук мы отобрали для анализа 19 работ, удовлетворяющих данному условию. Диссертации охватывают области научных специальностей «Общая педагогика, история педагогики и образования», «Теория и методика обучения и воспитания», «Теория и методика профессионального образования». Основным методом исследования выступил теоретический анализ текстов диссертационных работ, защищенных в РФ по педагогическим наукам.

Результаты исследования и их обсуждение

По научной специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования» (шифр 13.00.01) в период 1997–2011 гг. защищено 6 диссертаций, из них 1 – на соискание ученой степени доктора педагогических наук В.А. Григорьевой-Голубевой [2] и 4 кандидатские диссертации Г.А. Ивановой [3], З.В. Емельяновой [4], И.Ф. Птицыной [5], О.П. Протченко [6], Ю.Н. Хлызовой [7]. Результаты анализа указанных работ приведены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты анализа диссертационных исследований по научной специальности 13.00.01

Автор

исследования

Модель языковой личности

Цель изучения

языковой личности

Контингент обучающихся

В.А. Григорьева-Голубева

Авторская

Развитие

« ... гуманистических ценностей языковой личности» [2, c. 6]

Студенты – будущие педагоги

Г.А. Иванова

Ю.Н. Караулова

Форми­рование

« ... языковой личности в процессе становления личностно-образующего потенциала иностранного языка... » [3, c. 7]

Студенты – будущие юристы

З.В. Емельянова

Ю.Н. Караулова

Формирование

« ... интерактивной компетенции языковой личности ... » [4, с. 4]

Студенты – будущие экономисты

И.Ф. Птицына

Ю.Н. Караулова

Формирование

« ... межкультурной компетенции вторичной языковой личности ...» [5, с. 4]

Студенты – будущие экономисты

О.П. Протченко

Ю.Н. Караулова

Формирование

 «.... языковой личности учителя начальных классов .... » [6, с. 1]

Студенты – будущие педагоги

Ю.Н. Хлызова

И.И. Халеевой

Формирование

«.... медиакомпетентности вторичной языковой личности ... » [7, с. 3]

Студенты – будущие лингвисты

 

Можно констатировать, что диссертации по специальности 13.00.01 посвящены в основном формированию либо языковой личности студентов в целом, либо отдельных ее компонентов. Лишь в диссертации Ю.Н. Хлызовой в качестве обучающихся выступают студенты лингвистических специальностей. В остальных диссертациях обучающимися являются студенты педагогических, юридических и экономических специальностей. В 4 из 6 диссертаций за основу принята модель языковой личности Ю.Н. Караулова. В диссертации Ю.Н. Хлызовой используется модель вторичной языковой личности И.И. Халеевой. И лишь в 1 работе используется авторская модель языковой личности (В.А. Григорьевой-Голубевой).

Поиск диссертаций по специальности 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания», затрагивающих конструкт «языковая личность», за период с 1990 г. по 2019 г. позволил выявить 9 работ. Первые диссертации были защищены в 1997 и 1999 гг., остальные – в период с 2003 по 2013 гг. Это диссертации И.Б. Игнатовой [8], Л.П. Халяпиной [9], Н.А. Дерябиной [10], Н.Е. Лысенко [11], С.М. Андреевой [12], С.Б. Мордас [13], Н.В. Смыкуновой [14], Е.А. Дрянгиной [15] и И.Р. Абдулмяновой [16] (табл. 2).

Таблица 2

Результаты анализа диссертационных исследований по научной специальности 13.00.02

Автор

исследования

Модель языковой личности

Цель изучения

языковой личности

Контингент обучающихся

И.Б. Игнатова

Ю.Н. Караулова

« ... создание ... системы обучения грамматическому строю русского языка .... в соответствии с концепцией формирования грамматической компетенции языковой личности» [8, с. 11]

Иностранные студенты – будущие филологи

Л.П. Халяпина

Ю.Н. Караулова

« ... системы формирования поликультурной языковой личности ...» [9, с. 6]

Студенты – будущие филологи

Н.А. Дерябина

Ю.Н. Караулова

« ... разработка ... модели развития языковой личности ... » [10, с. 5]

Студенты-нефилологи

Н.Е. Лысенко

Ю.Н. Караулова

«... создании методики развития языковой личности ... » [11, с. 5]

Студенты-нефилологи

С.М. Андреева

Ю.Н. Караулова, И.И. Халеевой

«Создание ... методической системы формирования коммуникативной культуры ... » [12, с. 2]. « ... “вторичной” языковой личности» [12, с. 2]

Иностранные студенты – будущие филологи

С.Б. Мордас

И.И. Халеевой

« ... создание .... лингвометодической модели формирования грамматико-коммуникативной компетенции “вторичной” языковой личности ... » [13, с. 2]

Иностранные студенты подготовительных факультетов

Н.В. Смыкунова

Ю.Н. Караулова

« ... определение роли и места прецедентных феноменов в структуре русской языковой личности ... » [14, с. 2]

Иностранные студенты

Е.А. Дрянгина

Ю.Н. Караулова

« ... разработка ... методики обучения студентов-филологов использованию метафоры и прецедентного текста как ассоциативно-образных средств репрезентации языковой личности педагога» [15, с. 5]

Студенты – будущие филологи

И.Р. Абдулмянова

Ю.Н. Караулова

«... обоснование роли специального тезауруса в становлении языковой личности» [16, с. 7]

Студенты – будущие экономисты

 

В данной группе можно выделить исследования, посвященные формированию или развитию языковой личности. Среди них докторская диссертация Л.П. Халяпиной [9], а также выполненные в этом же ключе диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Н.А. Дерябиной [10] и Н.Е. Лысенко [11].

В остальных работах рассматриваются вопросы развития отдельных компонентов языковой личности (компетенций, тезауруса, прецендентных феноменов (текстов) и т.д.). Из 9 диссертаций только в 3 в качестве обучающихся рассматриваются студенты-нефилологи. В 2 диссертациях в основе структуры языковой личности используется модель языковой личности И.И. Халеевой, причем в диссертации С.М. Андреевой одновременно применяется модель Ю.Н. Караулова. Последняя также используется в остальных диссертациях.

Анализ диссертационных работ по специальности 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» показал, что за исследуемый период (с 2002 по 2012 гг.) были защищены 4 диссертации. К ним относятся кандидатские диссертации А.В. Юрьевой [17], Н.А. Дацун [18], С.Ю. Годуновой [19] и докторская диссертация С.Д. Пивкина [20]. Результаты анализа работ представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты анализа диссертационных исследований по научной специальности 13.00.08

Автор

исследования

Модель языковой личности

Цель изучения

языковой личности

Контингент обучающихся

А.В. Юрьева

А.А. Ворожбитовой

« .... процесс становления профессиональной языковой личности будущего учителя ... » [17, с. 4]

Студенты – будущие педагоги

Н.А. Дацун

А.А. Ворожбитовой

Подготовка « ... будущего юриста в качестве профессиональной языковой личности ... » [18, с. 5]

Студенты – будущие юристы

С.Ю. Годунова

Ю.Н. Караулова

Развитие « ... языковой личности студентов технического вуза» [19, c, 5]

Студенты технических вузов

С.Д. Пивкин

Ю.Н. Караулова

Самореализация « .... языковой личности переводчика в системе дополнительного профессионального образования» [20, c. 4]

Специалисты технического или экономического профиля

 

Общим для указанных работ является то, что в них рассматривается становление профессиональной языковой личности. В 2 диссертациях в качестве основы структуры языковой личности используется модель языковой личности А.А. Ворожбитовой, в 2 других – модель Ю.Н. Караулова. Первые 3 диссертации рассматривают вопросы развития языковой личности студентов. В диссертации С.Д. Пивкина исследуемый контингент – профессионалы, повышающие свою квалификацию в системе дополнительного профессионального образования. Следует отметить, что только 1 диссертация (А.В. Юрьевой) ориентирована на профессионалов-педагогов (в частности, филологов), 3 остальные рассматривают вопросы формирования языковой личности юристов (Н.А. Дацун) и специалистов технических специальностей (С.Ю. Годунова, С.Д. Пивкин).

Заключение

Проведенный анализ позволил констатировать, что из 19 диссертаций, защищенных по проблемам развития языковой личности по научным специальностям, занимающихся вопросами профессионального образования, 9 связаны с лингвистами и филологами, а в 10 контингент – специалисты других профилей. Только в 1 диссертации рассматриваются вопросы формирования языковой личности состоявшихся профессионалов. На этом основании можно сделать вывод о том, что научно-педагогическим сообществом разрабатывается проблема формирования и развития языковой личности специалиста. Причем исследователей в основном интересует целостная картина, отражающая исследуемый конструкт в совокупности его компонентов. Многие ученые уделяют внимание развитию языковой личности будущих специалистов в области филологии и лингвистики, хотя есть работы, раскрывающие особенности развития языковой личности специалистов других профилей. Работ, посвященных изучению особенностей формирования языковой личности специалистов, получающих высшее образование по техническим специальностям, крайне мало, что свидетельствует о недостаточной разработанности данной проблемы. Вместе с тем, по нашему мнению, исследование вопросов формирования и развития языковой личности специалистов негуманитарного профиля в процессе профессионального образования крайне актуально. Несмотря на то что такие специалисты значительную часть времени функционируют в системе «человек – машина», перечень универсальных компетенций, критичных для качественного выполнения ими своих профессиональных обязанностей, включает и способность к эффективной коммуникации на родном и как минимум одном иностранном языке, а также способность работать в команде, выдвигать и обсуждать идеи, принимать решение на основе анализа вербализованной информации. Как показал проведенный анализ, педагогические исследования заимствуют уже хорошо изученные и описанные в работах по филологическим наукам конструкты. Доминирующей моделью, лежащей в основе подавляющего большинства диссертационных исследований, является трехуровневая модель Ю.Н. Караулова, что, на наш взгляд, свидетельствует о ее релевантности междисциплинарным антропоцентрическим исследованиям. Однако некоторые ученые считают необходимым разрабатывать авторские модели, дополняя и конкретизируя уже существующие. Все это актуализирует необходимость изучения вопросов формирования языковой личности специалистов любого профиля на основе междисциплинарного подхода.