Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE SKILL OF PUBLIC SPEAKING IN A FOREIGN LANGUAGE OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALTIES: PROBLEMS AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT

Ignatova S.S. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Chelyabinsk State University
The article is devoted to the role of the skill of public speaking in a foreign language in the competence model of a non-linguistic bachelor student. Presentation skills are considered here as an element of soft skills, the relevance of which is obvious from the analysis of trends in modern society and the labor market. The article highlights the personality traits necessary for a successful public speaking, in addition to knowing a foreign language. The results of a survey of students of the Faculty of Biology about fear of public speaking are presented. According to the survey results, the importance of presentation skills in students’ opinion was determined. The main causes of fear have been identified from the point of view of the linguistic, cognitive and psychological components of the communicative structure of the personality. The study presents options for overcoming some of the fears. A view on the role of a foreign language teacher in the formation of students' soft skills is formed. The main points of the research can be applied in foreign language classes for undergraduate students of various fields of study and allow expanding the list of skills developed within the "Foreign language" discipline at the university. The results of the research will be used for a more in-depth study of the reasons for students' fears associated with the need to speak publicly in a foreign language, as well as the search for optimal ways to overcome them while teaching a foreign language.
higher education
soft skills
fear of public speaking
foreign language
non-linguistic profile

2020 г. бросил серьезный вызов практически всем сферам жизни. Глобализация, начавшая развиваться многие годы назад, стремительно ускорилась. Ученые всего мира, которые и ранее делились научными открытиями с международным научным сообществом, вышли на новый уровень интернационального взаимодействия: более тесный, быстрый и эффективный. Немало нововведений претерпела и система высшего образования. Однако задача современного вуза заключается не только в том, чтобы преодолеть текущие трудности, но и в том, чтобы сохранить эффективность подготовки будущих специалистов к активной профессиональной жизни. Наблюдение за тенденциями показывает актуальность развития soft skills (среди них навык публичного выступления) у студентов неязыковых специальностей, которые в будущем смогут использовать эти навыки не только в личных (профессиональный рост), но и в общественных (обмен опытом преодоления глобальных вызовов) интересах.

Цель исследования заключалась в определении важности навыка публичных выступлений в глазах самих студентов одной из неязыковых специальностей, а также в анализе проблем и перспектив его развития.

Материал и методы исследования

Исследование проводилось на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Челябинский государственный университет».

В ходе исследования проведены анализ, сравнение, сопоставление отечественной и зарубежной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, нормативно-правовых документов; педагогическое наблюдение, анкетирование обучающихся 2-го курса бакалавриата по направлению подготовки 06.03.01 Биология, обработка результатов опроса методами регистрации и систематизации, обобщение опыта обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей, исследование тенденций рынка труда посредством систематизации и анализа статей СМИ и на российских и международных сайтах интернет-рекрутмента.

Результаты исследования и их обсуждение

Навыки публичных выступлений (или презентационные навыки) вошли в целевую модель универсальных компетенций 2025 согласно исследованию The Boston Consulting Group совместно с ПАО «Сбербанк» и Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в Будущее», Союзом «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и Global Education Futures, представленному в докладе «Россия 2025: от кадров к талантам» [1]. Указанные навыки являются одним из элементов soft skills. Хотя soft skills пока не нашли широкого распространения в образовательных стандартах, на рынке труда о них говорят уже давно. Проведенный поиск в сети Интернет показал, что определение soft skills гораздо чаще можно встретить в СМИ или на сайтах, посвященных управлению персоналом или бизнесом, а также на различных рекрутинговых сайтах, чем в методической или педагогической литературе. Например, предприниматель и бизнес-тренер В. Шипилов определяет soft skills как «социально-психологические навыки, которые пригодятся вам в большинстве жизненных ситуаций: коммуникативные, лидерские, командные, публичные, “мышленческие” и другие» [2].

В российском научном сообществе большой вклад в обозначение soft skills внесла О.Л. Чуланова, которая посвятила ряд исследований формированию soft skills, обозначив, что «soft skills формируются у студентов в рамках освоения определенных учебных дисциплин в вузе (психология, конфликтология, командообразование и пр.), а также в процессе использования таких методов в преподавании, как работа в командах, подготовка проектов и пр.» [3, с. 255].

В данной работе рассматривается вклад дисциплины «Иностранный язык» в формирование soft skills у студентов за счет развития навыков публичных выступлений на иностранном языке. С целью определения важности указанного навыка в глазах самих студентов неязыковой специальности, а также анализа особенностей его развития был проведен опрос. В нем приняли участие 55 студентов 2-го курса бакалавриата по направлению подготовки 06.03.01 Биология в возрасте от 18 до 23 лет. Он представлял собой смешанную анкету, содержащую составленные автором вопросы, которую респонденты заполняли в электронном виде. Каждый респондент мог пройти опрос только один раз.

На вопрос: «Считаете ли Вы навык публичного выступления необходимым для себя?» – 50 из 55 опрошенных студентов дали утвердительный ответ. Направление подготовки 06.03.01 Биология выбрано не случайно, так как выпускники данного направления могут реализовать себя как в науке, так и в образовании и здравоохранении. При этом по результатам ранее упомянутого исследования The Boston Consulting Group английский язык – проблема № 1 в здравоохранении и образовании, так как «международные статьи и конференции проходят мимо большинства врачей» [1, с. 67]. Однако, чтобы успешно выступать на международных конференциях, недостаточно лишь уверенного владения английским языком.

Н.А. Алексеева отмечает необходимость владения комплексом личностных свойств, способностей и умений, которые составляют коммуникативную структуру личности, чтобы успешно выступать перед аудиторией. В своем исследовании, опираясь на труды В.В. Рыжова, она выделяет «три основных компонента структуры коммуникативных свойств личности:

· лингвистический, который составляют знание словарных единиц и владение определенными правилами, посредством которых словарные единицы преобразуются в осмысленные высказывания, способность использовать и преобразовывать языковые формы в соответствии с ситуацией общения и всего социального контекста;

· когнитивный – дивергентное вербальное мышление, беглость мышления, интерпретация ситуации, цели и плана коммуникации, их коррекция, оперативная и долговременная память;

· психологический – желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе, умение поставить себя на место другого и справиться с ситуациями, сложившимися в обществе, способность владеть собственными психологическими ресурсами, грамотно учитывать психологию партнера, быть способным преодолевать ошибки и коммуникативные затруднения» [4, с. 309].

Развивать навыки публичного выступления реально, нужно лишь преодолеть некоторые трудности. В частности, известно, что многим свойственен страх публичных выступлений. Анкетирование позволило выявить наличие такого страха у студентов-бакалавров биологического факультета (рис.).

Наличие у студентов страха перед публичными выступлениями

Как видно из графика, студенты испытывают страх перед публичным выступлением не только на иностранном, но и на родном языке. Несмотря на то что большее количество студентов боится выступать на иностранном языке, разница не так велика. Это доказывает, что владение языком не является единственным условием для преодоления страха выступления перед публикой.

Респонденты также отвечали на вопрос о том, что именно их беспокоит при иноязычном выступлении. Вопрос был с открытым ответом, так что некоторые студенты называли сразу несколько причин своего беспокойства, однако многие из них оказались схожими. Методом анализа и систематизации удалось объединить похожие ответы в группы и распределить их по 3 основным компонентам структуры коммуникативных свойств личности, упомянутых выше:

1) лингвистический:

– боязнь неправильного произношения (17 студентов);

– неуверенность во владении языком (9 студентов);

– боязнь неправильного построения предложений (7 студентов);

2) когнитивный:

– боязнь забыть текст/слова выступления (5 студентов);

– боязнь сбиться / неумение импровизировать (4 студента);

3) психологический:

– боязнь быть непонятым (7 студентов);

– боязнь осуждения/высмеивания (4 студента);

– боязнь оценки преподавателя (2 студента);

– боязнь людей (2 ответа).

2 студента ответили, что их пугает «все».

Наблюдение за студентами во время их выступлений с презентациями перед группой позволило выявить следующие распространенные ошибки.

1. Использование непосильно сложной лексики и грамматики. К сожалению, уровень владения английским языком у студентов неязыковых факультетов в среднем достаточно низок. Тем не менее для своего выступления студенты готовят текст, содержащий сложную лексику (которая, однако, имеет и более простые синонимы) и большое количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (которые можно было бы разбить на более простые). В результате в некоторых моментах своего выступления они сами не до конца понимают, о чем говорят, сбиваются, допускают большое количество фонетических и интонационных ошибок. Их речь слишком трудна для восприятия на слух.

2. Чтение с листа. Данная ошибка вытекает из предыдущей: не сумев запомнить сложный текст, студенты вынуждены читать его, не отрываясь от листа. Их речь становится монотонной, а выступление – неинтересным. Кроме того, чтение препятствует установлению визуального контакта с аудиторией.

3. Несоблюдение регламента выступления: отсутствие введения (приветствия, представления, перечисления основных идей и этапов выступления) и заключения (подведения итогов, благодарности за внимание, выражения готовности ответить на вопросы) [5].

4. Ошибки невербального общения: полное отсутствие или, наоборот, чрезмерное использование жестикуляции; положение спиной к аудитории.

5. Ошибки в оформлении визуального сопровождения (презентации Power Point): слишком бледный шрифт на светлом фоне или слишком мелкий шрифт, несогласованность речи и визуального сопровождения.

Исходя из результатов опроса можно сделать вывод, что для успешного развития презентационных навыков у студентов в рамках дисциплины «Иностранный язык» следует уделять внимание не только языковой, но и когнитивной и психологической составляющим. Наблюдение же показывает, что студенты не знакомы с основными правилами публичного выступления.

В качестве вариантов решения мы видим внедрение в обучение комплекса мер. Ряд трудностей можно преодолеть за счет введения просмотров TED talks в рамках аудиторной работы [6]. Являясь аутентичным материалом, TED talks полезны в улучшении языковых навыков: увеличении словарного запаса и развитии фонетических навыков за счет слухового восприятия речи. TED talks могут быть использованы и для совместного анализа с целью снижения определенных страхов.

В целях снижения страха фонетических ошибок можно показать студентам выступления неносителей английского языка, говорящих с довольно сильным акцентом и допускающих незначительные грамматические ошибки (Chieko Asakawa «How new technology helps blind people explore the world», Sangu Delle «There's no shame in taking care of your mental health» Jocelyne Bloch «The brain may be able to repair itself – with help» и др.) [7]. Студенты увидят, что современное общество достаточно толерантно, чтобы ставить личность автора и содержание выступления выше идеальной грамотности даже на таких значимых мероприятиях.

В целях уменьшения боязни осуждения/высмеивания можно рекомендовать просмотр TED talks, где спикеры начинают свое выступление с рассказа о неловкой ситуации, в которой они побывали, но которую они смогли использовать как стимул для своего развития (Sangu Delle «There's no shame in taking care of your mental health», Manoush Zomorodi «How boredom can lead to your most brilliant ideas», Tim Urban «Inside the mind of a master procrastinator» и др.) [7].

Также рекомендуется внедрение в обучение такой техники, как майндмэппинг, с целью развития у студентов ассоциативного мышления. Использование в качестве опоры интеллект-карты вместо полного текста выступления поможет в борьбе со страхом сбиться / забыть слова, а также избежать монотонного чтения.

Необходимо также обратить внимание на роль преподавателя в данном процессе. В компетенции преподавателя снизить психологическое напряжение на занятиях, когда студентам предстоит выступать публично. Чем четче сформулированы задание, его цель и критерии оценивания, тем проще студентам подготовиться и тем меньше их будет тормозить страх оценки. Рекомендуется позволять обучающимся со слабым уровнем языковой подготовки использовать простую лексику и грамматику во избежание лишних ошибок, которые добавят тревожности. Для обратной связи следует применять технику «сэндвича»: похвала – критика – похвала.

Необходимо также познакомить студентов с особенностями публичного выступления. Это можно сделать как традиционным способом, так и в виде перевернутого класса: позволить обучающимся самим проанализировать информацию и сформулировать рекомендации для успешного выступления.

Дальнейшие исследования проблемы позволят автору обнаружить глубинные причины страха публичных выступлений у студентов, проанализировать различные способы их преодоления и сформировать образ современного преподавателя.

Заключение

В ходе исследования была проанализирована роль навыка публичных выступлений на иностранном языке для конкурентноспособного выпускника-бакалавра биологического факультета. Установлено, что навык публичного выступления является одним из «гибких» навыков, актуальных как на современном рынке труда, так и в перспективе. Опрос показал заинтересованность самих студентов в приобретении презентационных навыков. Наблюдение же продемонстрировало незнание особенностей публичного выступления. Кроме того, публичное выступление является для студентов стрессовым, причем не только на иностранном, но и на русском языке. Основные причины страха студентов, выявленные в ходе опроса, оказались связанными как с лингвистическим, так и с когнитивным и психологическим компонентами структуры коммуникативных свойств личности. В результате этого сформулирована задача преподавателя иностранного языка: в целях развития у студентов soft skills следует уделять внимание языковой грамотности вместе с формированием когнитивных и психологических навыков. В решении этой задачи может помочь внедрение в обучение просмотра и анализа TED talks, техники майндмэппинга и обратной связи по принципу «сэндвича».