Согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования учебный процесс должен строиться на основе компетентностного подхода, а одним из требований, предъявляемых к выпускнику вуза, является готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских и проектных задач.
Характеристика содержательной части инновационной проектной деятельности обучающихся вуза, представленная в новых Федеральных образовательных стандартах высшего профессионального образования, вынуждает административный и педагогический состав вуза разрабатывать стратегические концепции и бизнес-проекты (в том числе и гранты), осуществлять непрерывное руководство процессом проектирования, производить мониторинг качества, а главное – эффективности создаваемых проектов. Безусловно, это сказывается и на работе со студентами, заставляет формировать у них компетенции выполнять проектные работы с целью развития проектной компетентности выпускника вуза.
Констатирующий эксперимент показал, что в практике современного вуза будущие бакалавры, даже технических специальностей, остаются не готовы к проектной деятельности. Подавляющее большинство обучающихся на бакалавриате имеют низкий уровень готовности к проектной деятельности, и только несколько человек – средний и высокий. Данные наблюдения побуждают пересмотреть классические подходы к обучению будущих бакалавров и вводить принципиально новые методики формирования готовности к проектной деятельности. Немаловажным фактором являются поиск и применение эффективных педагогических средств для достижения поставленной цели. В рамках данного исследования в качестве инновационных средств формирования готовности будущих бакалавров к проектной деятельности выступает образовательная робототехника, на основе которой и реализовывались педагогические условия заявленного процесса.
Целью исследования является описание процесса реализации комплекса педагогических условий формирования готовности будущих бакалавров к проектной деятельности средствами образовательной робототехники.
Материал и методы исследования
Проводились изучение и анализ литературы по заявленной теме, формирующий эксперимент, интерпретация полученных в ходе эксперимента результатов.
Результаты исследования и их обсуждение
С целью формулирования педагогических условий формирования готовности будущих бакалавров к проектной деятельности необходимо раскрыть структуру самой готовности к проектной деятельности и рассмотреть понятие «проект» в широком понимании. Проектной деятельности и проектированию посвящены исследования С.С. Великановой, И.И. Измайловой, И.А. Колесниковой и др. [1-3]. Многие авторы сходятся во мнении, что проектную деятельность следует рассматривать как совместную (коллективную, групповую, командную) учебно-познавательную, творческо-созидательную деятельность обучающихся вуза, имеющую общую цель, согласованные приемы, технологии, методы, подходы, способы деятельности, нацеленную на достижение осязаемого и практического результата деятельности.
На основе научных трудов и исследований таких ученых, как Е.А. Гасаненко, М. Б. Павлов, В.Н. Халамов, в структуре готовности к проектной деятельности были выделены следующие компоненты: мотивационно-личностный, когнитивный, деятельностно-рефлексивный [4-6].
Описанием и трактованием педагогических условий как фундаментального понятия современной педагогики занимались такие ученые, как В.И. Андреев, С.С. Бубнова, О.А. Веденеева, Л.И. Савва и др. [7-10]. Многие авторы сходятся во мнении, что педагогические условия являются совокупностью внешних объектов и внутренних особенностей, определяющих существование, функционирование и развитие, эффективное решение поставленной проблемы.
В контексте данного исследования под условиями процесса формирования готовности будущих бакалавров к проектной деятельности понимается взаимосвязанная и взаимодействующая совокупность мер образовательного процесса, который в синтезе с педагогическими средствами обеспечивает переход обучающихся на бакалавриате на более высокий уровень готовности к проектной деятельности.
Исходя из логики исследования и требований к структуре и содержанию проектной деятельности педагогические условия формирования готовности будущих бакалавров к проектной деятельности средствами образовательной робототехники формулируются следующим образом.
1. Поэтапное формирование мотивации и знаний будущих бакалавров в области образовательной робототехники через включение в процесс авторского курса «Проектная деятельность» и осуществление интеграции специальных образовательных дисциплин.
2. Включение обучающихся на бакалавриате в разработку индивидуальных и групповых проектов в области образовательной робототехники с целью развития у них проектных умений и навыков.
3. Включение обучающихся на всех этапах и уровнях проектной деятельности в области образовательной робототехники в рефлексивно-оценочный процесс, способствующий сознательному формированию у них готовности к проектной деятельности.
Выбор именно такого комплекса педагогических условий не случаен. Он обусловлен логикой построения образовательного процесса в контексте данного исследования и опирается на компоненты готовности к проектной деятельности (рис. 1).
Рис. 1. Логика реализации педагогических условий формирования готовности будущих бакалавров к проектной деятельности средствами образовательной робототехники
Ключевой идеей первого педагогического условия является внедрение в образовательный процесс технического вуза модифицированной рабочей программы «Проектная деятельность».
Целями реализации разработанной нами рабочей программы в поддержку курса «Проектная деятельность» служат приобретение инженерных компетенций по решению проблем, возникающих в повседневной жизни; формирование базовых и профессиональных компетентностей, направленных на осуществление профессиональной деятельности будущего выпускника технического вуза. Задачами учебной дисциплины «Проектная деятельность» являются: ознакомление с основными подходами построения робототехнических систем с точки зрения механики; изучение основных языков программирования и сред компьютерного моделирования (от базовых сред визуального написания алгоритмов до профессиональных языков разработки JAVA, C, Python); развитие умений работать как самостоятельно, так и средствами электронных или напечатанных шаблонов; развитие умения креативно решать робототехнические прикладные задачи и кейсы; развитие умения подготовить модель до стадии функционирования конечного проектного продукта.
Второе педагогическое условие направлено на формирование у обучающихся проектных компетенций. Для проведения на высоком профессиональном уровне занятий по проекторной деятельности в кабинете робототехники, с целью организации командного взаимодействия его участников и придания образовательному процессу динамичности, для мониторинга образовательной и проектной результативности преподавателю необходимы не только профессиональные умения и навыки, но и принципиально новая компетентность, включающая в себя специальные творческие, коммуникативные, ценностные, интерактивные и технические компетенции.
Исходя из собственного опыта, мы разделили все проекты, которые создавались нашими студентами на основе конструкторов образовательной робототехники, на две категории: проекты, описанные в нашей образовательной программе (предложенные преподавателями), и проекты, прописанные в положениях всемирной олимпиады роботов.
Третье педагогическое условие направлено на вовлечение будущих бакалавров в рефлексивно-оценочный процесс. Рефлексивная деятельность обучающихся на бакалавриате в данном исследовании рассматривается как самостоятельная организация проектной деятельности в качестве одного из компонентов учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства и т.д.); как владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий; поиск и устранение причин возникших трудностей; оценивание своих проектных достижений, поведения и т.д.
Рефлексивная деятельность обучающихся на бакалавриате относительно данного исследования предполагает владение умениями совместной деятельности, такими как согласование и координация деятельности с другими ее участниками. Важным моментом является то, что для эффективного позиционирования робототехнического моделирования необходимо рекламировать занятия, описывать свой опыт в профессиональных газетах и журналах, рассказывать о нем на научно-практических конференциях, делиться успехами и проблемами с коллегами.
С целью определения состояния проблемы формирования у будущих бакалавров готовности к проектной деятельности средствами современной образовательной робототехники был проведен формирующий этап эксперимента. При этом надо учесть, что «…уровень исходных компетенций инженерной направленности, необходимых для изучения образовательной робототехники, у студентов гуманитарного направления заметно отличается от технического» [11, с. 68].
Формирующий этап эксперимента осуществлялся в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров третьего и четвертого курсов института энергетики и автоматизированных систем ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» по направлениям подготовки «Информатика и вычислительная техника» и «Педагогическое образование» после изучения дисциплины «Проектная деятельность» и реализации педагогических условий. Из 165 студентов были скомпонованы четыре группы из числа обучающихся на бакалавриате по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника»: три экспериментальные (ЭГ(Т)) и одна контрольная (КГ(Т)), а также четыре группы из числа обучающихся на бакалавриате по направлению подготовки «Педагогическое образование»: три экспериментальные (ЭГ(И)) и одна контрольная (КГ(И)). В первой экспериментальной группе было реализовано первое педагогическое условие; во второй группе – первое и второе условие; в третьей – комплекс педагогических условий; в контрольной группе обучение проходило в классическом режиме (рис. 2).
Рис. 2. Динамика изменения уровня готовности к проектной деятельности будущих бакалавров института энергетики и автоматизированных систем
(составлено авторами на основе данных, полученных в ходе формирующего эксперимента)
С целью определения степени эффективности реализации педагогических условий был определен коэффициент эффективности (рис. 3). Он показывает эффективность проведения экспериментальной работы и рассчитывается как отношение значения среднего показателя в экспериментальной группе к значению среднего показателя в контрольной группе. Соответственно, прирост по коэффициенту эффективности показывает разницу между коэффициентами эффективности на начало и конец экспериментальной работы и рассчитывается как разница значения коэффициента эффективности на конец эксперимента и значения коэффициента эффективности на начало эксперимента.
Рис. 3. Прирост коэффициента эффективности сформированности готовности к проектной деятельности будущих бакалавров в экспериментальных группах
(составлено авторами на основе данных, полученных в ходе формирующего эксперимента)
Выводы
При анализе результатов, полученных в ходе формирующего эксперимента, отчетливо заметно, что основной прирост количества обучающихся, перешедших на более высокий уровень готовности к проектной деятельности, наблюдается после введения второго педагогического условия (показатели выше почти в 2 раза по отношению к группам с введенным только первым педагогическим условием). Введение всех трех педагогических условий, безусловно, дает высокую динамику увеличения показателей, но «скачок» менее заметен, если сравнивать введение первого и второго условия. Это говорит о том, что второе педагогическое условие в рамках исследования является необходимым, а третье условие является достаточным. Объяснением данных полученных результатов является специфика самой проектной деятельности. Если оценивать все составляющие (компоненты) проектной деятельности по значимости, то первостепенным будет деятельностный.
Формирование мотивации и интереса будущих бакалавров к проектной деятельности, а также обучение их приемам рефлексии и самоанализа без включения в непосредственную деятельность (моделирование, конструирование, прототипирование, программирование и т.д.) не принесут ощутимых (математически и статистически значимых) результатов по формированию их готовности к проектной деятельности.