Термин «инклюзивный» в переводе с французского означает «включающий в себя». Основная идея «включения» – это обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья не в отдельных специализированных учреждениях, а в обычных образовательных организациях [1]. В современной высшей школе все студенты выполняют требования основной образовательной программы, которые не всегда учитывают индивидуальные особенности обучающихся [2]. Однако зачисление абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья в специальные образовательные организации не пользуется популярностью ни среди родителей, ни среди абитуриентов и, как правило, происходит в том случае, если физиологические особенности организма человека не позволяют обучаться на общих условиях.
В связи с этим цель настоящей работы состояла в рассмотрении организационно-методических аспектов проблемы реализации инклюзивного образования в инженерном вузе.
Основными задачами исследования являлись: изучение отечественного и зарубежного опыта по проблеме инклюзивного образования; исследование готовности студентов и преподавателей инженерного вуза к реализации программ в сфере инклюзивного образования.
В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования: анализ законодательных, нормативных документов и научной литературы по проблеме инклюзивного образования; анкетирование; включенное наблюдение; анализ различных форм учебных занятий.
В настоящее время социальная и образовательная стратегии России выстраиваются в соответствии с требованиями, установленными Конвенцией о правах инвалидов, принятой ООН в 2006 г. [3]. В основу инклюзивного образования положены следующие принципы: исключение дискриминации; создание единого образовательного пространства; право на образование, реализуемое в соответствии с потребностями; вариативность образовательного процесса, учитывающая индивидуальные особенности человека, его склонности и интересы. Содержание профессионального образования должно обеспечивать результаты обучения в соответствии с уровнем развития и потребностями обучающихся [4, 5].
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» организация образовательного процесса для лиц с ОВЗ в высших учебных заведениях является обязательной [6]. Данное требование закрепляется в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО), на основании которых разрабатываются образовательные программы в образовательных организациях. Критерии процедуры государственной аккредитации и лицензирования образовательной деятельности также содержат требования к условиям организации образовательного процесса для лиц с ОВЗ [7, 8].
Нами была исследована готовность студентов и преподавателей к реализации программ инклюзивного образования на примере ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет». Исследование проводилось на протяжении 5 лет (2015–2020 гг.).
Для нашего исследования были отобраны экспериментальные и контрольные группы, состав которых представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Группы респондентов социально-психологического исследования
Нами были изучены и проанализированы особенности преподавания по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. При этом была сделана оценка учебной активности обучающихся первой и второй групп, отобранных для эксперимента: анализировались число ответов на практических занятиях, скорость решения тестов и расчетных задач; поведение в коллективе (число студентов, которым необходима регулярная помощь со стороны сокурсников и преподавателей в учебной деятельности, степень коммуникативного взаимодействия обучающихся вне учебных занятий), материально-технические условия и методическое оснащение учебного процесса.
Исследование мнений студентов и преподавателей о факторах, отрицательно влияющих на активную интеграцию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду вуза, осуществлялось нами на основе анкетирования во всех группах респондентов по вопросам: «Назовите причины (если таковые имеются), которые ограничивают возможность инвалидов участвовать в общественной жизни вуза», «Перечислите предубеждения (если таковые имеются) в восприятии студентов с ОВЗ», «Знаете ли вы специальные технологии обучения людей с ограниченными возможностями здоровья?», «Как вы оцениваете степень готовности образовательной среды вуза к обучению инвалидов?», «Используют ли преподаватели специальные формы и методы обучения для студентов с ОВЗ?»
Результаты анкетирования распределились следующим образом: 81% обучающихся 3–4-х курсов первой группы выделили факторы, которые, по их мнению, препятствуют вовлечению в коллектив ребят с ОВЗ. Примерно пятая часть преподавателей (22%), работающих с обучающимися из числа лиц с ОВЗ, отметили отсутствие препятствий к их адаптации в инженерном университете, при этом респонденты указали, что проблемы адаптации бывают и у студентов, не имеющих ограничений по состоянию здоровья. Студенты 1–2-х курсов в обеих выделенных экспериментальных группах практически не смогли указать факторы, которые не позволяют обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в полной мере участвовать в жизни коллектива. При этом большинство студентов младших курсов указали, что требования к обучению не должны различаться даже в том случае, если обучающийся имеет ограничения по здоровью.
В процессе исследования нами были выявлены факторы, не позволяющие обучающимся с ОВЗ в полной мере интегрироваться в студенческий коллектив:
- материально-техническая структура университета и городской среды. Так, 75,8% респондентов в первой экспериментальной группе и 71,7% во второй экспериментальной группе отрицательно оценили необходимость переезда из корпуса в корпус, непригодность городской инфраструктуры для перемещения инвалидов. Их мнение разделили и более 90% обучающихся 3–4-х курсов второй экспериментальной группы;
- ограниченное применение мультимедийных технологий в образовательном процессе;
- отсутствие полноценной материальной поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- психологические стереотипы и предубеждения. При ответе на вопрос: «Перечислите предубеждения (если таковые имеются) в восприятии студентов с ОВЗ» были получены следующие результаты: 82% обучающихся и 89% 1–2-х курсов первой и второй экспериментальных групп отметили, что в современном обществе очень много предубеждений по отношению к людям, имеющим ограничения по здоровью или степень инвалидности. Около 75% преподавателей указали на стереотипы и предвзятое отношение к студентам с ОВЗ. К основным проблемам восприятия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья можно отнести следующие: 95,1% обучающихся 1–2-х курсов первой экспериментальной группы отмечают, что абитуриенты с ОВЗ не имеют возможности выбрать ту инженерную специальность или специализацию, которая им интересна, из-за состояния физического здоровья и «умственных возможностей». Этот стереотип не подтверждается данными анкетирования обучающихся второй экспериментальной группы, которые имеют степень инвалидности: только около 37,4% выбрали инженерную специализацию, не отвечающую их первоначальным интересам, и, как правило, выбор был обусловлен причинами, не имеющими отношения к состоянию здоровья. 97% преподавателей, входящих в экспериментальную группу, считают, что студенты с ограниченными возможностями здоровья не могут проходить обучение на некоторых направлениях подготовки в университете.
Более 80% обучающихся 1–2-х курсов первой и второй контрольных групп полагают, что необходимым условием обучения студентов с ОВЗ является применение современных интерактивных технологий обучения, а 95,5% считают, что лицам с ОВЗ необходимо большее количество аудиторных занятий для успешного освоения образовательной программы. Практически все преподаватели отметили необходимость обучения обучающихся с ОВЗ по индивидуальным планам.
Степень готовности университета к реализации образовательных программ в сфере инклюзивного образования выявлялась с помощью анализа внутренних нормативных документов, мониторинга качества освоения основных профессиональных образовательных программ и оценки материально-технической инфраструктуры вуза. С этой целью нами предлагается система критериев оценки степени готовности инженерного университета к реализации инклюзивного образования (рис. 2).
Оценка степени готовности университета к реализации программ инклюзивного образования была проведена в соответствии с данными критериями.
При анализе первой группы критериев было установлено, что в университете функции по организации образовательного процесса обучения лиц с ОВЗ возложены на соответствующие директораты и учебный отдел.
С целью регулирования деятельности университета по организации обучения инвалидов были внесены изменения в локальные нормативные акты.
- В «Положение об организации учебного процесса ФГБОУ ВО БГИТУ» добавлены пункты: «…для обучающихся с различной степенью инвалидности и ограничениями здоровья срок освоения образовательной программы может быть увеличен до 1 года»; «…для обучающихся с различной степенью инвалидности и ограничениями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны соответствовать особенностям их здоровья».
- В «Положение о практике студентов ФГБОУ ВО БГИТУ» внесен пункт «Для обучающихся с различной степенью инвалидности и ограничениями здоровья университет предоставляет такие организации и предприятия, которые отвечают требованиям по доступности для указанных групп студентов» и др.
Рис. 2. Группы критериев оценки готовности университета к реализации инклюзивного образования
Функции учета инвалидов и лиц с ОВЗ возложены на соответствующие директораты и отдел кадров университета. Учет ведется по сведениям, предоставляемым приемной комиссией. На официальном сайте университета размещена информация о наличии условий для поступления студентов с ОВЗ, которая тоже отражена в правилах приема.
По II группе критериев следует отметить, что в университетские программы дополнительного образования добавлен модуль по реализации образования для инвалидов и лиц с ОВЗ. Запланировано проведение обучающих семинаров, на которых педагогические работники получат навыки работы со студентами, имеющими степень инвалидности и ограничения по здоровью.
В процессе изучения выполнения требований доступности зданий и сооружений университета для лиц с ОВЗ (III группа критериев) было установлено, что не все помещения отвечают предъявляемым требованиям обеспечения доступной среды для инвалидов и лиц с ОВЗ. При этом следует отметить, что в каждом корпусе предполагается оборудование пандуса для инвалидов-опорников. Запланировано выделение помещений для обучения инвалидов-колясочников на первых этажах учебных корпусов.
Материально-технические условия организации образовательного процесса в отношении лиц с ОВЗ по IV группе критериев выполнены частично – в каждом учебном корпусе оборудована аудитория, которая оснащена звукоусиливающей и мультимедийной аппаратурой.
Анализ V группы критериев показал, что в университете используются следующие элементы профессиональной ориентации абитуриентов и обучающихся: выявление профпригодности по различным методикам, знакомство со структурой и историей университета, консультации абитуриентов с ОВЗ и их родственников, попечителей по вопросам поступления в вуз и обучения в нем, взаимодействие с образовательными и иными организациями, осуществляющими социально-психологическое сопровождение данной категории лиц.
В университете в полной мере реализованы требования к адаптации образовательных программ для их освоения лицами с ограниченными возможностями здоровья (VI группа критериев). По VII группе критериев следует отметить, что образовательная информация, представленная на сайте для дистанционного обучения, соответствует предъявляемым требованиям.
Выполнение требований к комплексному сопровождению образовательного процесса и здоровьесбережению в университете интегрируется в образовательный процесс в соответствии с действующей системой качества образовательной организации [9]. Следует отметить приоритетную роль педагогического мониторинга для оценки результатов обучения на уровне всех участников образовательного процесса [10, 11].
Таким образом, на основании представленных выше данных можно сделать вывод, что современный инженерный университет в целом готов к реализации образовательных программ для студентов с ограниченными возможностями здоровья [12].
Тем не менее следует выделить ряд направлений работы со студентами, имеющими ограничения здоровья, которые, по нашему мнению, будут способствовать наиболее полному включению их в образовательный процесс. Во-первых, организация работы с абитуриентами должна быть направлена на привлечение студентов с ОВЗ к сотрудничеству. Во-вторых, необходимо создать базу данных обучающихся с ограничениями по здоровью, что позволит заранее выбирать средства и методы обучения студентов, относящихся к данной категории. В-третьих, необходимо предусмотреть последовательную психологическую помощь студентам с ограниченными возможностями здоровья, начиная с довузовской подготовки. В-четвертых, обязателен индивидуальный подход к каждому студенту, так как только в этом случае становится возможным выявить и развить креативные способности каждого человека.