Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SYLLABUS AS AN INSTRUMENT IN REALIZATION OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF FOREIGN LANGUAGES DISCIPLINE IN DEVELOPING COMPETITIVE PERSONALITY OF STUDENTS AT TECHNICAL UNIVERSITIES

Rakhuba L.F. 1
1 Siberian automobile and highway university
The article deals with the question of developing student’s competitive personality while learning foreign languages at technical universities. Some results of investigating the current practice of foreign languages learning organization, in particular, the design of studies curricula, have been presented. The urgency of the problem related to the development of student’s competitive personality while learning foreign languages at technical universities is shown. General idea of combination of personal characteristics attributed to a competitive personality and developing in the course of study has been given. Educational potential of foreign languages learning in developing student’s competitive personality has been revealed. Educational resources of foreign language discipline aimed at developing student’s competitive personality have been characterized. A general view of the student, which corresponds to a high level of competitive personality development, has been described. Some organizational steps are presented which provide practical realization of educational potential of the discipline. Relevant requirements for the design of studies curricula have been set. Analysis of studies curricula which are developed at different russian technical universities in the period from 2016 to 2017 was carried out. A conclusion was made that the current practice of foreign languages learning is inadequate to the goal of developing student’s competitive personality. An example of studies curriculum designed to provide realization of educational potential of foreign languages in developing student’s competitive personality is given to show some relevant positive experience.
foreign language discipline
student’s competitive personality
development
learning process
technical university
syllabus

Научная проблематика, связанная с изучением вопросов развития конкурентоспособной личности студента в процессе вузовского обучения, обусловлена выраженной практической потребностью в конкурентоспособных специалистах. Перспективы функционирования и модернизации системы высшего профессионального образования в России связаны с ее дальнейшим развитием в условиях рыночной экономики. В этих условиях социальный заказ вузам во многом обусловлен тем, что конкурентная профессиональная среда выступает важной неотъемлемой составляющей действительности, условием трудовой деятельности современных специалистов. Понимание того, что составляет конкурентоспособность человека и как ее обеспечить в современной профессиональной среде, может способствовать его успешности, востребованности и в конечном итоге – его самореализации.

По мнению ученых, конкурентоспособность личности обеспечивается совокупностью личностных качеств (В.И. Андреев, Л.М. Митина, С.Н. Широбоков и др.). Результаты научных исследований, данные опросов работодателей свидетельствуют о недостаточном развитии у выпускников вузов качеств, обеспечивающих их конкурентоспособность (С.Д. Резник [1], С.А. Хазова [2], Н.С. Данакин [3] и др.). В настоящее время вопрос выделения качеств конкурентоспособной личности можно считать не до конца решенным. Во многих исследованиях речь идет о развитии личностных качеств, профессионально значимых качеств в контексте достижения вершин профессионализма, профессиональной компетентности, а также о развитии социально востребованных личностных качеств (Г.З. Ефимова [4], М. Финкельштейн и др. [5]). Между тем данные социоэкономических исследований (Х. Уайт [6], Н. Биггарт [7], В. Радаев [8] и др.) указывают на более сложный, нелинейный характер становления конкурентоспособности специалиста. Это обусловливает необходимость обладания им соответствующими личностными характеристиками, выявление и развитие которых представляются актуальной научной проблемой.

Анализ теории и практики профессиональной подготовки в техническом вузе показывает, что сегодня большую актуальность представляют разработка и внедрение основ, практического инструментария для реализации процесса развития качеств конкурентоспособной личности студента в учебной деятельности по гуманитарным дисциплинам. Одним из важнейших направлений в связи с этим является совершенствование процесса обучения иностранным языкам в инженерных вузах. Это объясняется актуальностью владения современными специалистами иностранным языком. Кроме того, как показало исследование, объем дисциплины «Иностранный язык» в учебных планах технических вузов представлен значительной долей учебных часов (около 50%), отводимых в целом на изучение гуманитарных предметов, что предоставляет достаточно большие возможности для реализации педагогического потенциала дисциплины «Иностранный язык».

Материалы и методы исследования

Материалами исследования послужили философская, экономическая, психолого-педагогическая литература по проблемам конкурентоспособности специалиста, конкурентоспособности личности, развития личности в процессе обучения, а также 32 учебно-методических комплекса дисциплины «Иностранный язык», включающих рабочие программы дисциплины, разработанные в различных российских инженерных вузах в 2016–2019 гг. Опытно-поисковой базой исследования явилось ФГБОУ ВО «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет». Основные методы исследования – анализ, синтез, эмпирические методы (педагогический эксперимент, наблюдение, беседы и др.).

Результаты исследования и их обсуждение

Понятие «педагогический потенциал» трактуется в исследовательской литературе как свойство объекта иметь определенные возможности, способности, ресурсы, направленные на развитие личности в образовательном процессе (В.А. Митрахович). Под педагогическим потенциалом дисциплины «Иностранный язык» в развитии конкурентоспособной личности студента мы рассматриваем ее свойство иметь возможности, способности и ресурсы для развития у обучающихся качеств конкурентоспособной личности студента в процессе приобретения знаний.

В результате теоретического анализа психологической структуры деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.), «гуманистически ориентированных» концепций конкурентоспособности субъектов (Х. Уайт, Н. Биггарт, У. Пауэлл и др.), современных научных представлений о конкурентоспособном специалисте и о конкурентоспособной личности (Л.М. Митина, В.В. Радаев, Р.А. Фатхутдинов, С.А. Хазова и др.) нами был определен комплекс качеств конкурентоспособной личности [9]. Данный комплекс составили две группы качеств: а) способствующие адекватному межличностному взаимодействию в конкурентной среде и б) обеспечивающие личностно-профессиональное саморазвитие за счет оперативного и стратегического самоуправления текущей деятельностью.

На основе теоретического анализа было установлено, что педагогический потенциал дисциплины «Иностранный язык» в развитии конкурентоспособной личности студента составляют: обеспечение ценностно-смысловой основы профессионального становления личности; обеспечение условий для приобретения и рефлексии субъективного опыта межличностного взаимодействия в социальной среде; обеспечение формирования умений в учебной деятельности, на основе которых развиваются качества конкурентоспособной личности в процессе обучения.

Согласно современным научным представлениям о личности и ее развитии внутренним механизмом личностного развития выступает саморазвитие, т.е. собственная активность человека по самоизменению. В процессе саморазвития происходят осознанные, целенаправленные изменения личности, усложняются взаимоотношения со средой (И.А. Шаршов [10]). Субъектом саморазвития на этапе вузовской подготовки выступает сам студент. Поэтому задача развития его личности в процессе обучения обусловливает необходимость создания условий для саморазвития обучающегося при изучении вузовских дисциплин.

Применительно к дисциплине «Иностранный язык» можно отметить, что реализация ее педагогического потенциала в развитии у студентов качеств конкурентоспособной личности обеспечивается организацией пространства саморазвития обучающегося, «движения» его к самому себе в ситуациях учебного межличностного иноязычного взаимодействия при помощи специальных личностно развивающих педагогических средств. К личностно развивающим педагогическим средствам мы вслед за Е.А. Крюковой [11] относим педагогические средства, адекватные ситуации развития личности, актуализирующие особую деятельность по смыслообразованию, самоорганизации личностной сферы (межличностный диалог педагога и обучающегося, игровую форму взаимодействия, моделирование ситуаций и др.).

Исходя из триады «цель – средство – результат» следует отметить, что планирование и организация процесса обучения иностранным языкам в техническом вузе, направленные на развитие конкурентоспособной личности студента, должны быть основаны на четком определении планируемого результата, адекватного ему содержания обучения и реализовываться в четком соответствии с ними. Педагогические средства дисциплины «Иностранный язык» должны быть направлены на создание таких условий, в которых студент сможет «самовыстраивать» свою учебную деятельность, осознавать ее личностные смыслы, актуализировать личностный опыт в ситуациях учебного межличностного взаимодействия, моделирующих реальный контекст деятельности конкурентоспособного специалиста.

Для более детального представления цели подготовки, направленной на развитие конкурентоспособной личности студента при изучении дисциплины «Иностранный язык», был описан общий образ студента, соответствующий высокому уровню развития качеств конкурентоспособной личности в процессе обучения. Такого обучающегося отличают способность взять на себя ответственность за достижение своего определенного «качественного состояния», готовность осуществлять «здоровую самооценку» (Г.А. Цукерман), объективно оценивать и понимать «место» своего результата, достижения с точки зрения его социальной ценности, в системе «социально-учебных» отношений («я среди других»). В процессе обучения такого студента характеризует стремление действовать осознанно и целенаправленно, ориентируясь на внешние требования к своей деятельности, на поставленные цели обучения. Его отличают стремление глубже понять ситуации учебного взаимодействия, готовность учитывать интересы и потребности партнера по учебному взаимодействию. Развитие конкурентоспособной личности в процессе обучения также характеризует способность и готовность обучающегося осуществлять самоуправление своей учебной активностью, распределенной во времени, для достижения долгосрочных целей обучения.

Для реализации поставленной цели иноязычной подготовки мы считаем необходимым обеспечить в процессе обучения условия для осознания необходимости и осуществления обучающимся саморазвития данных качеств в учебной деятельности, а также соответствующий инструментарий контроля результатов. Поскольку одним из важнейших компонентов системы менеджмента качества вуза, определяющим качество образовательного процесса и обеспечивающим стратегическое и оперативное управление процессами в обучении, является рабочая программа дисциплины (А.М. Полянский [12], Н.И. Лыгина [13] и др.), то неоспорима необходимость соответствия рабочих программ задаче развития качеств конкурентоспособной личности студента в процессе обучения. Исходя из этого мы установили, что реализации отмеченных условий способствуют: насыщение рабочей программы дисциплины элементами, обеспечивающими достижение разноуровневых деятельностно-ориентированных целей обучения; разработка и внедрение адекватных дидактических средств.

Как показало исследование процесса гуманитарной подготовки в технических вузах, рабочая программа дисциплины «Иностранный язык», ориентированная на развитие конкурентоспособной личности студента, должна соответствовать следующим требованиям: 1) в содержание обучения должны быть включены умения межличностного учебного взаимодействия, способствующие развитию у студентов качеств конкурентоспособной личности; 2) содержание обучения должно быть структурировано в русле логики освоения студентами разноуровневых деятельностно-ориентированных целей обучения (стратегических, тактических и оперативных); 3) программа обучения должна использоваться в качестве дидактического средства в учебном взаимодействии преподавателя и студентов, обеспечивающем целеполагание всех участников процесса обучения.

В результате анализа теории и практики обучения к умениям межличностного учебного взаимодействия, способствующим развитию конкурентоспособной личности студента, были отнесены: умение анализа учебной ситуации; умение адекватного межличностного взаимодействия в учебных ситуациях; умение самоконтроля процесса и результатов учебного взаимодействия; умение самоорганизации процесса достижения разноуровневых целей обучения.

С целью установления соответствия рабочих программ, используемых в широкой практике иноязычной подготовки в инженерных вузах, указанным требованиям было проанализировано 32 учебно-методических комплекса дисциплины «Иностранный язык», разработанных в различных технических вузах.

Анализ содержания учебно-методических комплексов показал, что рабочие программы, как правило, разрабатываются в русле логики освоения знаний о различных сферах жизни и деятельности студента. При этом содержание разделов дисциплины, как правило, сформулировано в виде абстрактных тем, лексических и грамматических аспектов языка, видов речевой деятельности, которые эксплицитно не связаны с реальной практической коммуникативной деятельностью (рис. 1).

Рис. 1. Примеры знаниево-ориентированного представления содержания обучения дисциплины «Иностранный язык» в технических вузах

Анализ показал, что содержание обучения подавляющего большинства рабочих программ не структурировано с точки зрения развития умений межличностного (коммуникативного) взаимодействия. Вместо планирования процесса развития у студентов умений решать конкретные коммуникативные задачи в условиях межличностного взаимодействия почти во всех обследованных образцах представлены планы освоения абстрактных сведений о языке (табл. 1).

В ходе анализа было установлено, что дифференциация разноуровневых целей (задач) обучения не нашла отражения при распределении содержания обучения в рабочих программах. Стратегические цели обучения представлены в виде карт компетенций, которые, однако, не поддерживаются комплексом промежуточных последовательных и взаимосвязанных этапов, т.е. тактических и оперативных целей и задач обучения, необходимых для организации и самоорганизации учебной работы студента на протяжении всего периода изучения дисциплины.

Таблица 1

Примеры структурирования содержания обучения, адекватного и

неадекватного задаче развития умений межличностного взаимодействия

Адекватная формулировка

компонента содержания обучения

Неадекватная формулировка

компонента содержания обучения

Грамматические формы конструкции, необходимые для установления и поддержания контакта

Понятие о нормативном литературном произношении

Этикетные формулы письменной коммуникации

Система гласных и согласных звуков

Умения вести/поддерживать и заканчивать диалог – расспрос об увиденном, прочитанном, диалог – обмен мнениями, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости используя стратегии восстановления сбоя в процессе коммуникации (переспрос, перефразирование и др.)

Общие правила публичных выступлений

 

Проведенный анализ позволил сделать вывод, что рабочие программы дисциплины «Иностранный язык» не соответствуют требованиям к организации обучения, направленного на развитие у студентов качеств конкурентоспособной личности. Выявленное несоответствие заключается в преимущественно знаниевой ориентации содержания обучения, отсутствии системы структурирования содержания и процесса обучения как поэтапного процесса обучения межличностному взаимодействию. В результате возникают сомнения в возможности применения подобных рабочих программ в качестве дидактического средства, т.е. средства обучения, которое может быть использовано непосредственно в процессе обучения для обеспечения целеполагания в учебном взаимодействии студента и преподавателя.

Рис. 2. Программа обучения говорению на иностранном языке (фрагмент)

Таким образом, на основании проведенного исследования можно заключить, что в текущей практике технических вузов недостаточно обеспечивается реализация педагогического потенциала дисциплины «Иностранный язык» в развитии конкурентоспособной личности студента.

С целью преодоления отмеченных недостатков текущей практики иноязычной подготовки в техническом вузе была проведена опытно-экспериментальная работа по проверке педагогических условий развития качеств конкурентоспособной личности студента на примере дисциплины «Иностранный язык». На рисунке 2 приведен фрагмент рабочей программы дисциплины, которая была разработана и использовалась в ходе данной работы.

При разработке данной рабочей программы были определены общие и частные цели, задачи обучения, которые затем были распределены на весь период изучения дисциплины. Эти цели и задачи были сформулированы как практико-ориентированные, т.е. связанные с умениями, способностью решать реальные коммуникативные задачи. Для реализации программы был разработан и использовался в учебном взаимодействии соответствующий комплекс дидактических средств (учебные ситуации, учебные задачи, средства контроля). Реализация процесса обучения строилась в русле логики организации постановки и контроля достижения разноуровневых практико-ориентированных целей обучения.

На основе представленной рабочей программы осуществлялась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой проводилось обучение иностранному языку в двух контрольных и двух экспериментальных группах. Общая численность испытуемых составила 40 человек (по 10 студентов в каждой группе). Оценка развития конкурентоспособной личности студента производилась на основании когнитивного, мотивационно-ценностного и операционально-деятельностного критериев.

В результате реализации опытно-экспериментальной работы на основе описанной программы обучения иностранному языку были получены данные, свидетельствующие о более полном, конкретном понимании студентами экспериментальных групп сущности конкурентоспособности личности, о более полном понимании значения и большей личностной значимости качеств конкурентоспособной личности в конкретных ситуациях коммуникации, межличностного учебного взаимодействия. Кроме того, были получены данные, показывающие более устойчивую самоорганизацию учебной деятельности, более адекватное представление о процессе обучения и более адекватные учебные действия в ситуациях межличностного учебного взаимодействия, а также более стабильное и высокое проявление субъектной позиции студентами экспериментальных групп (табл. 2).

Таблица 2

Показатели развития конкурентоспособной личности студента в опытно-экспериментальной работе по обучению иностранному языку

Группы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Начало ОЭР

Конец

ОЭР

Начало

ОЭР

Конец

ОЭР

Начало

ОЭР

Конец

ОЭР

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Когнитивный критерий (%)

КГ1

50

20

40

60

10

20

КГ2

50

40

50

50

10

ЭГ1

60

40

50

50

ЭГ2

50

40

60

10

40

Мотивационно-ценностный критерий (%)

КГ1

40

30

50

60

10

10

КГ2

60

50

40

50

ЭГ1

40

10

60

50

40

ЭГ2

50

10

40

60

10

30

Операционально-деятельностный критерий (%)

КГ1

60

50

40

40

10

КГ2

50

40

50

40

20

ЭГ1

50

50

60

40

ЭГ2

40

60

50

50

 

В целом можно отметить, что в ходе педагогического эксперимента была установлена устойчивая тенденция к снижению в экспериментальных группах количества студентов с низкой степенью развития качеств конкурентоспособной личности и к увеличению количества студентов с высокой степенью развития данных качеств. Таким образом, экспериментальная работа показала, что данная рабочая программа может быть использована для ориентации студентов в текущей учебной работе, для обеспечения планирования и контроля (самоконтроля) ее результатов в оперативном и долгосрочном плане. Решение указанных задач в процессе обучения является необходимым условием развития конкурентоспособной личности студента.

Заключение

В результате анализа теории и практики развития конкурентоспособной личности студента на этапе вузовской подготовки была выявлена актуальность проблемы совершенствования педагогических условий развития конкурентоспособной личности студента в процессе обучения иностранным языкам в инженерных вузах. В качестве одного из основных инструментов реализации образовательного процесса, направленного на развитие конкурентоспособной личности обучающегося, выступает рабочая программа дисциплины. Однако, как показал анализ, содержание рабочих программ дисциплины «Иностранный язык», которые разрабатываются в инженерных вузах в настоящее время, не соответствует требованиям к организации обучения, направленного на развитие у студентов качеств конкурентоспособной личности. Опытно-экспериментальная работа показала, что в процессе обучения иностранным языкам в качестве дидактического средства развития конкурентоспособной личности студента могут и должны использоваться рабочие программы, направленные на саморазвитие у обучающихся опыта межличностного учебного взаимодействия, достижение разноуровневых деятельностно-ориентированных целей обучения.