Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FACTORS OF FORMATION OF ENTREPRENEURIAL UNIVERSITIES IN RUSSIA

Nosonov A.M. 1
1 Ogarev Mordovia State University
The article considers the external and internal environment of formation and factors of development of Russian higher educational institutions in the process of their formation as entrepreneurial universities. The purpose of the study is to consider the current trends and factors in the formation of entrepreneurial universities in Russia, the disclosure of socio-economic, institutional, organizational and managerial problems of functioning and the substantiation of ways, methods and tools for their development. The research methodology is based on a systematic approach and includes the associated application of methods of studying the external and internal environment, identifying and analyzing the factors of the influence of the external environment on the strategy for the development of universities, the method of assessing and analyzing the factors, processes and phenomena that influence the development of universities as innovative centers. The article considers the main directions of the transition of Russian universities to the model of an entrepreneurial university, identifies the strengths and weaknesses of their functioning as innovative centers, threats and opportunities for development. Socio-cultural, legal, economic, political and technological factors of the external environment influencing the development of modern universities in Russia have been studied. An important area of formation of entrepreneurial universities is the commercialization of the results of intellectual activity. It was noted that the process of transition of Russian universities to a new development model is long in time and is at the initial stage.
entrepreneurial university
innovation
commercialization
knowledge generation
competition

В современном обществе формирование конкурентных преимуществ государства на мировом рынке обеспечивает экономика, основанная на генерации новых знаний, совершенствовании технико-технологических основ производства. Существенная трансформации образовательной и академической среды в настоящее время обусловлена возрастанием социально-экономической роли знаний как средства производства, интенсивным внедрением технико-технологических нововведений, высоким качеством трудовых ресурсов, сочетанием фундаментальных исследований и разработкой проблем практического характера, повышением роли транснациональных и глобальных научных исследований [1]. Университеты становятся центрами инновационной деятельности, производящими не только знания, но и нововведения, которые стимулируют экономическое развитие, становятся важным компонентом региональных и национальных инновационных систем. Высшие учебные заведения начинают играть роль ядра системной интеграции инновационной активности в России. Целью развития большинства российских университетов является их преобразование в современные интеллектуальные, инновационные, социокультурные центры России, места генерации и трансфера новых знаний в высокотехнологические разработки, создания наукоемкой продукции и услуг. Это предполагает формирование инновационной инфраструктуры университетов, развитие взаимодействия с другими субъектами инновационного деятельности, органами государственной и региональной власти и общественными организациями [2].

Целями исследования являются рассмотрение современных тенденций и факторов формирования предпринимательских университетов в России, а также раскрытие социально-экономических, организационно-управленческих, институциональных проблем развития. Очевидно, что каждый из российских университетов имеет специфические особенности, но рассмотренные проблемы, факторы и перспективы вузовской инновационной деятельности являются общими для большинства высших учебных заведений.

Материал и методы исследования

В настоящее время в России формируется новая модель университетов, когда при осуществлении обучения и исследовательской деятельности вузы базируются на концепциях «академического капитализма», предпринимательских университетов и «тройной спирали».

В 2020 г. в России функционировало 668 государственных университетов, из них 2 с особым статусом (Московский и Санкт-Петербургский), 10 федеральных, 29 национальных исследовательских. С конца XX – начала XXI вв. в России формируется новая модель университетов, основанная на концепциях «академического капитализма», предпринимательских университетов и «тройной спирали». В современных российских университетах при сохранении ведущей роли обучающей и исследовательской функции происходит эволюционный переход к предпринимательской модели, которая обусловливает их роль как субъектов экономического развития. Эффективность инновационной деятельности университетов определяется уровнем восприятия и готовности руководства и профессорско-преподавательского состава вуза принять и реализовать новые тенденции. Это требует преобразования системы высшего образования на основе усиления взаимодействия университетов с бизнесом, объектами инновационной инфраструктуры (технопарками, промышленными кластерами, венчурными фондами и пр.); изменения организационно-управленческой структуры для достижения ее адаптации к изменяющимся внешним факторам и финансовой стабильности. При сохранении и развитии образовательной и исследовательской функций университеты должны эволюционно переходить к инновационной и предпринимательской деятельности на основе эффективного использования своего высокого научно-технического и интеллектуального потенциала. Решение этих задач позволит классическим университетам перейти к модели «предпринимательского университета».

Теоретико-методологическая основа понятия предпринимательского университета, его роль в социально-экономическом развитии страны и формировании современного информационного общества описаны в трудах Б. Кларка и концепции тройной спирали Г. Ицковича.

Модель тройной спирали (Triple Helix) предложена американским ученым Г. Ицковицем [3]. В настоящее время в связи с трансформацией российских университетов она начинает широко использоваться в теории и практике иннова­ционного развития высшего образования в России. Ее суть заключается в нахождении оптимального механизма взаимодействия университетов, предприятий и госу­дарства как основных компонентов инновационной системы, повышении роли университетов в региональном социально-экономическом развитии и переходе к экономике знаний. При этом современный университет значительно расширяет свои функции – от воспроизводства, накопления и распространения знаний, проведения научных исследований до создания и реализации собственных каналов трансфера технологий, что предполагает формирование у студентов в процессе обучения предприниматель­ских навыков. Подобная трансформация современных университетов обусловлена следующими факторами: глобализацией политики, эконо­мики, техники и технологий; усилением зависимости отраслей промышленности и третичного сектора экономики от современного уровня знаний; ускорением темпов научно-технического прогресса; возрастанием роли высококвалифицированных специалистов; тенденциями динамичного развития информацион­но-коммуникационных технологий и формированием информационного общества [4].

Концепция предпринимательского университета разработана в 1990-е гг. американским социологом Бертоном РКларком. Предпринимательский университет – это социальный институт, который стимулирует экономический рост и развитие страны и регионов благодаря тесному взаимодействию с внешней социально-экономической средой [5]. Данное учебное заведение для своего функционирования привлекает дополнительные финансовые средства за счет инновационной деятельности. Это обеспечивается благодаря формированию взаимоотношений с бизнесом, использующим инновационные разработки ученых университета. Формирование предпринимательских университетов обусловлено объективными требованиями общества – необходимостью обеспечения национального и регионального экономического развития при одновременном улучшении финансового положения университета и его ученых. Создание и функционирование предпринимательских университетов свидетельствуют о возрастании роли знаний в социально-экономическом и технико-технологическом развитии страны и превращении университетов в эффективные, ведущие драйверы инновационной деятельности, трансферы знаний и технологий в общество, коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности [6].

Концепция предпринимательского университета активно реализуется со второй половины ХХ в. в американском высшем образовании и в последние десятилетия – в университетах Европы. В последних работах Б.Р. Кларк рассмотрел процессы трансформации европейских университетов в направлении формирования предпринимательского университета [7]. Их характерными чертами являются наличие сильной системы управления; сформировавшаяся периферия роста, доступ к разнообразным источникам финансирования; высокооплачиваемые квалифицированные и креативные ученые; сформированная культура предпринимательства [8]. Результаты данного исследования показывают преобразование европейских университетов в инновационные и предпринимательские при сохранении сложившихся академических традиций. При этом существуют риски и угрозы при разработке и внедрении инноваций, которые не всегда могут быть успешны. По Б. Кларку, главной характеристикой предпринимательского университета является его направленность на создание и распространение новых знаний и их коммерциализацию. Также особенностями предпринимательского университета служат его открытость к организационно-управленческим изменениям, вовлечение максимального количества сотрудников в создание инноваций.

Развитие концепции предпринимательского университета описано в работах Й. Уисемы [9]. Университет третьего поколения Й. Уисемы включает большинство практик предпринимательского университета, однако основой трансформации этого типа университета являются на внешние, а внутренние факторы – проблемы конкуренции за источники финансирования, поиск талантливых ученых и способных студентов. По мнению Й. Уисемы, в университетах третьего поколения при обучении студентов специальным инновационным дисциплинам должны сформироваться компетенции для подготовки будущего специалиста с высокой предпринимательской культурой, который по окончании университета был бы способен открыть собственное инновационное предприятие [10].

Исследование основано на системном подходе к изучению университетов как целостных социально-экономических структур. Оно реализуется на основе сопряженного применения метода управленческого обследования (исследование внешней и внутренней среды университетов) и SLEPT-анализа – это выявление и анализ факторов влияния внешней среды на стратегию развития университетов.

Результаты исследования и их обсуждение

Для анализа процессов формирования предпринимательских университетов в России необходимо рассмотреть внешнюю и внутреннюю среду организации [11], например методом SLEPT-анализа. Аббревиатура SLEPT происходит от пяти английских слов: Social (социокультурные), Legal (правовые), Economic (экономические), Political (политические), Technological (технологические). Обобщенный SLEPT-анализ российских университетов приведен в таблице.

SLEPT-анализ внешнего окружения университетов

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ (SOCIAL)

ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ

(LEGAL)

Демографическая структура населения

Изменение возрастной структуры трудовых ресурсов в направлении повышения среднего возраста работников

Миграционные тенденции

Тенденция развития образования

Образ жизни и тенденции его формирования

Модели поведения инноваторов и потребителей инноваций

Уровень устойчивости к воздействию глобальных социально-экономических и политических факторов

Маркетинговые исследования потребностей и отношения потребителей к инновациям

Эффективность рекламной деятельность и развитие связей с властями всех уровней, бизнесом и общественностью

Недостаточный уровень развития и значительная динамика законодательной базы в области инновационной деятельности

Правовое обеспечение защиты интеллектуальной собственности

Законодательство по технологиям

Правовое регулирование конкуренции и монополизации производства

Законодательная база лицензирования, сертификации и стандартизации продукции

Высокий уровень развития правовой инфраструктуры

Создание правовой основы взаимодействия университетов с технопарками и промышленными инновационными кластерами

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (ECONOMIC)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (POLITICAL)

Экономическая ситуация и тенденции в мире и стране

Покупательская способность населения

Пропорции распределения доходов в стране

Общехозяйственная структура и отраслевой состав экономики страны

Сильный износ оборудования и основных фондов

Налоги, связанные с новыми продуктами и технологиями

Факторы, специфичные для индустрии информации

Уровень инфляции

Инвестиционный климат в стране

Низкая производительность труда

Спрос на инновационные продукты и технологии

Специфика производства инноваций

Потребности конечного пользователя

Открытость и «прозрачность» экономики

Система федерального налогообложения инновационных предприятий

Устойчивость политической ситуации

Внешняя и внутренняя государственная политика

Государственное антимонопольное регулирование

Государственная и региональная научно-технологическая политика

Поддержка инновационных исследований всеми уровнями власти

Коррупция

Финансирование фундаментальных исследований

Группы лоббирования

Международные интересы

Прочее влияние государства в области инноваций

Внешнеэкономическая политика

Государственная политика по отношению к привлечению иностранного капитала

Роль профсоюзных и других общественных организаций (политических, экономических и т.п.)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (TECHNOLOGICAL)

Создание конкурентных техники и технологий

Разработка замещающих и связанных технологий

Технологическая зрелость инновационных предприятий

Потребительская емкость внешнего и внутреннего рынка инновационных товаров и услуг

Уровень развития информационно-коммуникационных технологий и информационного общества

Уровень доступности научно-технологической информации и патентной документации

Общий уровень инновационного и технологического потенциала

Оперативный доступ к новым образцам техники, технологиям

Эффективная система лицензирования и патентования изобретений, полезных моделей и информационных продуктов Проблема защиты интеллектуальной собственности и авторского права

Новые технологии: скорость возникновения, динамика передачи и устаревания

Техническое и технологическое обеспечение инновационных предприятий

Акцепторный тип развития инновационной экономики (значительное преобладание используемых передовых производственных технологий над созданными)

 

Из социально-культурных факторов внешней среды наибольшее значение имеет демографическая ситуация в стране. Преобладание смертности над рождаемостью является главной причиной естественной убыли населения в стране. Данные процессы привели к старению населения, соответственно уменьшению трудовых ресурсов, в том числе высококвалифицированных. Миграционные тенденции характеризуются оттоком из России специалистов высшей квалификации. Снижаются уровень и качество высшего образования, трансформируются базовые ценности, изменяется образ жизни. Университеты, в отличие от других высших учебных заведений, как правило, имеют высокий имидж среди потребителей образовательных и научно-исследовательских услуг как в стране, так и в регионах. Большинство университетов тесно связаны с общественностью, федеральными и региональными органами власти, средствами массовой информации. Недостаточно полно высшие учебные заведения используют рекламные возможности современных интернет-ресурсов, телевидения и радио.

Правовые (юридические) факторы, влияющие на инновационную деятельность университетов, характеризуются сильной динамичностью. Действует ряд законов, регулирующих отдельные аспекты инновационной деятельности в Российской Федерации. В то же время отсутствуют целостная система федерального регулирования инновационной деятельности и соответствующие законодательные акты.

Макроэкономическое положение России в мировом хозяйстве является благоприятным фактором внешнего окружения университета. Из экономических факторов, оказывающих негативное влияние на формирование инновационного рынка университета и его партнеров, следует отметить: сильный износ оборудования и основных фондов, неблагоприятный инвестиционный климат в стране, низкую производительность труда, невысокий спрос на отечественные инновационные продукты и технологии, низкий уровень открытости и «прозрачности» экономики и др.

Для политической ситуации как фактора внешней среды университетов в последние годы характерна устойчивость. Реализуется целенаправленная внешняя и внутренняя политика, осуществляется государственное регулирование конкуренции посредством антимонопольного законодательства, проводится государственная инновационная политика, стратегия которой разработана на период до 2030 г. Довольно сильны позиции профсоюзов и других групп влияния (политического, экономического и т.п.).

Из технологических факторов большое значение имеет быстрое развитие информационных технологий и глобальных коммуникаций. В России также отмечаются значительный потенциал генерации инноваций и большая емкость внутреннего инновационного рынка. Многие технологии (прежде всего в оборонно-промышленном комплексе, атомной энергетике, производстве композиционных и наноматериалов, аэрокосмической промышленности и др.) отличаются высоким научно-техническим уровнем и конкурентоспособны на международном уровне.

Важным направлением формирования предпринимательских университетов является коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности [12]. Для этой цели в университетах проводится ряд мероприятий по финансированию и продвижению результатов НИОКР:

1) поиск и привлечение внешних заказчиков и инвесторов НИОКР;

2) проведение семинаров и тренингов по развитию малого инновационного бизнеса;

3) создание молодежных инновационных центров;

4) участие в конкурсах грантов государственной некоммерческой организации Фонда содействия инноваций, который оказывает существенную поддержку малым инновационным предприятиям;

5) организация и участие в научных конференциях, связанных с инновационной деятельностью;

6) участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях и форумах международного, всероссийского и регионального уровней.

Выводы

  1. Российские университеты находятся на начальном этапе перехода к модели предпринимательского университета. По-прежнему главными функциями университетов являются образовательная и исследовательская при формировании инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий и научно-производственных лабораторий) и создании малых инновационных предприятий.
  2. Российские университеты на современном этапе становятся важнейшими средствами генерации инноваций, особенно в области информационно-коммуникационных технологий. Факторами, положительно влияющими на формирование предпринимательских университетов, являются устойчивость политической ситуации, правительственная научно-технологическая политика, развитие конкурентных технологий в ряде высокотехнологичных секторов экономики, высокий уровень развития рынка информационных технологий.
  3. Большое влияние на процессы коммерциализации университетских инноваций как на важный фактор формирования предпринимательских университетов оказывают социально-культурные факторы внешней среды, прежде всего демографическая ситуация в стране. Низкая рождаемость в сочетании с высокой смертностью привели к старению населения, соответственно уменьшению трудовых ресурсов, в том числе высококвалифицированных. Миграционные тенденции характеризуются оттоком из России специалистов высшей квалификации.
  4. Главными проблемами в технологическом отношении являются невысокий уровень возникновения новых технологий, низкая динамика их передачи, высокая скорость устаревания. Важным направлением решения этой проблемы служит устранение несоответствия технико-технологического оснащения характеру решаемых задач инновационного развития.

 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-05-00066.