Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DESIGN AS A STRATEGY FOR ADVANCED TRAINING OF FUTURE TEACHERS AND THE WAYS OF ITS IMPLEMENTATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Asipova N.A. 1
1 J. Balassagyn Kyrgyz National University
The subject of this article is design, as the main strategy of preparation of future teachers for creative pedagogical activity, formation of them as specialists capable of self-realization and competition in the modern labor market and in the rapidly changing world. In the State educational institute of higher vocational education of the Kyrgyz Republic, the priority tasks are to prepare future specialists for the design of the forthcoming professional activity. On this basis, article considers the peculiarities of pedagogical design and ways of their implementation in the educational process of the university. Despite the updating of the design as the main way to prepare for transformative activities of education, this aspect of the training of future teachers remains one of the poorly studied aspects of vocational education. In this connection, the main purpose of this article is to reveal theoretical bases and practical ways of teaching future teachers to design independent work in pedagogical disciplines. The preparation of future educators for design, as a strategy of anticipating the progress and results of the forthcoming pedagogical activity, is seen as a form of social design, having its own logic of construction and organization. In view of this circumstance, the main methods of research are the analysis of theoretical design concepts, as well as empirical methods aimed at exploring practical ways of preparing future teachers for the design of independent work in the process of education. The result of training future educators to design is that students learn to define a problem in the subject of self-active work, initiate their own activity, generate acquired knowledge, relish creative abilities, monitor and evaluate the progress and results of their work.
design
design strategy
pedagogical design
professional training
educational process
designing the educational materials
students
future teachers

Идея подготовки будущих педагогов к проектированию профессиональной деятельности вытекает из социальной функции высшего образования, основное назначение которого состоит в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных к творческой профессиональной деятельности с учетом потребностей современного рынка труда, а также тенденций научно-технического прогресса. Именно поэтому активная лексика современного человека не обходится без таких слов и выражений, как проект, проектирование, работает в проекте, выиграл проект и т.д. Отсюда возникает вопрос, почему проектирование стало таким востребованным? Все дело в том, что рациональный и креативный мир, в том числе рациональный человек, специалист живет в таких условиях, когда время превращается в деньги, он не хочет впустую тратить этот драгоценный капитал. Современный специалист все чаще задумывается над тем, как достичь эффективных результатов в своей деятельности. А это требует предварительного продумывания предстоящей деятельности и поиска путей достижения оптимальных результатов в реальных условиях, то есть предварительного проектирования. Исходя из этих предпосылок, а также с учетом актуализации значения проектирования в сфере образования, нами была инициирована разработка внутривузовского проекта, цель которого состоит в раскрытии научно-теоретических основ педагогического проектирования как важной стратегии профессиональной подготовки, а также разработка путей формирования проектировочных компетенций будущих учителей в образовательном процессе вуза [1].

Предварительный анализ происхождения понятия проектирование, осуществленный в соответствии с целью исследования, говорит о том, что понятие «проект» (англ. project от лат. projectus – брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) означает действия, направленные вперед, т.е. на перспективу. Проекты реализуются для достижения целей путем разработки представляемых результатов. «…Результат – это любой уникальный и поддающийся проверке продукт, результат или способность оказать услугу, которые необходимо получить для завершения процесса, фазы или проекта» [2, с. 40]. Для педагогического проектирования важным является понимание социогенетической природы проектирования, которое тесно связано с теорией деятельности. Изучение проектирования в контексте человеческой деятельности обусловлено тем, что деятельность «...образует устойчивый базис личности, от которого и зависит, что именно входит и что не входит в характеристику человека именно как личности. Решение это исходит из положения, что реальным базисом личности человека является совокупность его общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются, а они реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей» [3, с. 89].

Изначально проектирование интенсивно развивалось в рамках инженерно-технической деятельности, архитектуры, строительства, где осуществление проектировочной деятельности предусматривало разработку идей, вариантов нового объекта, конструирование и предварительное моделирование какого-либо изделия. Далее обособление проектирования и проникновение его в смежные области, связанные с решением сложных социотехнических проблем, привело к изменению традиционного инженерного мышления и «…развитию новых форм проектной культуры, появлению новых системных и методологических ориентаций, к выходу на гуманитарные методы познания и освоение действительности» [4].

Сегодня рефлексия проектных работ эволюционировала и рассматривается как методология предварительного моделирования практически любой деятельности, включая и социальные сферы. В исследованиях Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко, Г.Б. Паршуковой и др. проектирование представляется как интегративный, творческий вид деятельности в гуманитарной сфере, в частности библиотекарей, учителей, по разработке новых решений профессиональной деятельности, отличающихся определенной новизной [5].

Цель данной статьи состоит в раскрытии особенностей педагогического проектирования и путей их реализации в процессе подготовки будущих учителей к проектированию самостоятельной работы по педагогическим дисциплинам в вузе.

Материалы и методы исследования

Изучение проблемы педагогического проектирования основано на идеях об опережающей подготовке будущих педагогов к проектированию, как основной стратегии предстоящей педагогической деятельности. Здесь проектирование рассматривается как разновидность социального проектирования, имеющая свою логику построения и организации. С учетом данного обстоятельства, в качестве основных методов исследования использовался теоретический анализ источников с целью определения общей концепции статьи, а также эмпирические методы, связанные с изучением путей обучения студентов проектированию в образовательном процессе. С этой целью были использованы методы наблюдения, беседы, изучение результатов студенческих работ и т.д.

Результаты исследования и их обсуждение

Современные подходы к проблеме исследования педагогического проектирования основаны на понимании его социогенетической природы, принятии педагогического проектирования как части социокультурного опыта, что нацеливает на поиск путей совершенствования подготовки будущих учителей к данному аспекту педагогической деятельности.

Изучение социального аспекта проектирования говорит о том, что проектирование является онтологически заданным для педагогической деятельности, ведущими направлениями которой являются воспитание, обучение и развитие, т.е. преобразование личности. На наш взгляд, причина первоначального педагогического проектирования (или обдумывание того, как воспитывать) была связана с тем, что человек не мог не задумываться о будущем своего ребенка, а общество – о будущем своего поколения. И это было главной причиной возникновения первых представлений о воспитании, образовании и обучения будущих поколений, подготовки их к жизни.

В настоящее время предварительное осмысливание предстоящих действий и проектирование рассматривается как показатель зрелости специалиста, характеризует его направленность на результат предстоящей деятельности и теоретически является доступным каждому человеку, в особенности специалисту, ориентированному на успех. Наше обращение к пректированию как основной стратегии профессиональной подготовки будущих педагогов обусловлено тем, что сегодня уходит в прошлое традиционный подход к цели образования, трактуемой как передача готового культурно-исторического опыта в виде логически завершенных систем знаний, и на смену приходят новые задачи – формирование креативных способностей личности, позволяющих ей преобразовать предстоящую профессиональную деятельность. Исследователи М. Мендыбаева, Т. Дюсембаева и др. считают, что педагогическое проектирование «...вобрав в себя многие идеи технического проектирования, позволит оптимизировать деятельность преподавателя» [6]. Все это говорит о том, что сегодня актуализируется новая функция образования – подготовка будущих педагогов к преобразующей деятельности, способствующей формированию самостоятельности и ответственности личности, формированию творческой индивидуальности педагога. В связи с этим в современной научно-педагогической литературе широко используются «метакатегории», как «педагогическое проектирование», которое в зарубежных источниках представлено понятием «педагогический дизайн». Как отмечает Е.С. Заир-Бек, «...термин «метакатегория рассматривается как понятие, определяющее границы области конкретного научного знания. Метакатегории предназначены для объединения категорий по каким-либо общим признакам» [7, с. 15]. Таким общим понятием в данном случае выступает проектирование, которое делает педагогическую деятельность учителя более технологической, поскольку в процессе такой деятельности происходит генерирование идей, инициирование собственной активности, реализация творческих и методических замыслов педагога. Ученые и учителя, исследующие проблему подготовки будущих педагогов к проектировочной деятельности, отмечают более высокую мотивированность студентов на преобразующую педагогическую деятельности, цели которой направлены на развитие учащихся [8]. Важным компонентом педагогического проектирования является методическое проектирование, которое «…основывается на проектировании методов обучения различным предметам» [9, с. 51]. Сегодня обучение будущих учителей педагогическому проектированию приобретает все большую значимость, так как «…образовательной практике приходится постоянно перестраиваться в соответствии с новыми условиями и требованиями. Такие перемены очень характерны для современного образования – оно постоянно подвергается инновационным изменениям (оправданным и неоправданным), реформированию, которые предполагают введение новых стандартов, программ и пр.» [10, с. 245]. Практика показывает, что проектирование в образовании может осуществляться на разных уровнях, под которыми понимается степень обобщенности проектных процедур и результатов. В зависимости от требований к результату и формам представления продукта, педагогическое проектирование «…может быть выполнено в концептуальном, содержательном, технологичном, процессуальном уровнях» [11]. Из вышеизложенного следует, что педагогическое проектирование как стратегия опережающей подготовки будущих педагогов к преобразующей педагогической деятельности становится неотъемлемым компонентом содержания и технологии образовательного процесса. Следовательно, педагогическое проектирование представляет собой преобразующую деятельность будущего педагога, которая должна быть направлена на целенаправленное обдумывание и планирование предстоящих действий по преобразованию содержания и технологии обучения. Поэтому в подготовке будущих педагогов к проектированию важным является соблюдение следующих установок:

- на целостное восприятие будущего объекта проектирования;

- учет реальных условий и возможностей проектирования;

- направленность на специфический вид деятельности, связанной с созданием чего-либо нового, т.е. проекта;

- нацеленность на научно-практический результат и преобразование действительности и т.д.

Исходя из психолого-педагогической сущности педагогической деятельности, а также социального контекста проектирования, можно считать, что проектная деятельность будущих педагогов (ныне магистрантов) представляет собой комплекс мотивационного, когнитивного, поведенческого, оценочного компонентов образовательной деятельности, который должен быть направлен на разработку новой темы, нового содержания, новой технологии обучения и т.д. Особенностью проектирования в образовательном процессе является приоритет познавательной мотивации студентов, формирование их отношения к созидательной деятельности – проектированию, с тем чтобы способствовать развитию кретивного отношения к будущей профессиональной деятельности. Благодаря педагогическому проектированию познавательная деятельность студентов становится более «технологичной», поскольку они последовательно осуществляют все этапы и процедуры проектирования: осмысливание состояния проблемы, анализ прежних подходов, определение цели и путей реализации предстоящей работы и поиск новых смыслов и ценностей, реализация полученных знаний и т.д. В процессе такого проектирования на основе анализа существующих теоретических представлений и опыта, а также нового подхода к предстоящей работе происходит новое видение объекта проектирования и новое решение предстоящих образовательных задач. Иначе говоря, в процессе перехода от нормативной деятельности к инновационной, у студентов происходит рефлексия (основной компонент проектирования), предполагающая анализ прежнего педагогического опыта, собственных действий, направленных на преобразование предстоящей работы, определение его методического инструментария, приемов и методов его осуществления.

На наш взгляд, методологическую основу педагогического проектирования студентов составляет принцип ведущей роли контекстного обучения, в процессе которого «...проектируется перечень типичных профессиональных задач, проблем и ситуаций, которые студент должен уметь решать, опираясь на теоретические знания как ориентировочную основу практических действий и поступков» [12, с. 5]. В процессе обучения будущих учителей проектированию педагогическкой деятельности мы исходим из современных требований к профессиональной подготовке, где 60% учебного времени отводится на самостоятельную работу студента (СРС). Эти обстоятельства учитываются в требованиях к магистерской работе по направлению «Педагогика». Согласно основной образовательной прграмме (ООП) магистерской подготовки «Педагогика» 550700 в Кыргызском национальном университете имени Жусупа Баласагына компонент самотоятельной работы предпологает осуществление следующих проектировочных умений:

1. Формулирование темы и проблемы проекта.

2. Определение профессионального контекста образования.

3. Планирование проектных действий.

4. Техническое выполнение проекта.

5. Контроль над выполнением проекта.

6. Достижение результата проекта.

Обучение студентов проектированию СРС может быть обеспечено соответствующими методическими технологиями, где основной акцент делается на определении проблемности темы, учет индивидуальных особенностей студентов, а также уровней проектирования, который охватывает 4 типа деятельности: репродуктивная, репродуктивно-вариативная, поисковая, творческая [13]. При этом учитывается тот факт, что «...самостоятельная работа студента – это еще не самостоятельное образование. Самостоятельная работа студента становится самостоятельным образованием только тогда, когда ей предшествует задание по самостоятельному образованию и следует за ней педагогическое ее оценивание» [14]. Определение СРС в качестве формы проектирования связано с тем, что магистрантам предстоит написание диссертационной работы, которая по сути представляет собой разновидность самостоятельной творческой деятельности, где будет необходимо проявлять умения и навыки педагогического проектирования. Многолетний опыт работы в вузе, а также изучение известных инструментов педагогического проектирования показывает, что наибольшую трудность для студентов при проектировании самостоятельной работы представляет определение темы СРС, с тем чтобы в них присутствовал элемент проблемности. Учитывая данное обстоятельство, разработаны примерные темы самостоятельной работы по дисциплине «Этнопедагогика и межкультурные коммуникации», которые нацеливают студентов на проявление творческих, проектировочных умений, и навыков еще на стадии выбора и определения темы СРС. К таким темам относятся: 1) культурное многообразие и толерантность; 2) стереотипы восприятия в межкультурных коммуникациях; 3) глобализация и национальные образы мира; 4) диалог культур в современном мире; 5) национальные традиции и предрассудки в межкультурной коммуникации и др. Выполнение студентами СРС на указанные и другие темы требует соблюдения последовательности проектирования, куда входят: обоснование проблемности темы СРС; обоснование актуальности темы СРС; определение цели задач предстоящей работы; раскрытие содержания темы; умение делать вывод по теме; составление списка использованной литературы. Практика показывает, что в процессе проектирования СРС будущие педагоги позиционируют свои мировоззренческие установки и свое отношение к объекту и предмету проектной деятельности, которое может осуществляться в контексте двух альтернатив: изменения (развития) или сохранения (имеется в виду проявление творческих и исполнительских качеств).

В процессе обучения магистрантов проектированию самостоятельной работы важным является следование указанным уровням, так как благодаря первому из них у студентов формируются навыки обобщенного, мировоззренческого представления предстоящей работы, в соответствии со вторым уровнем формируются технологические навыки преобразования – обработка и компоновка текста и др. При определении темы и актуальности СРС основной упор делается на видение студентами социально-педагогических проблем, а именно, осознание необходимости выбора данной темы СРС, а при выполнении самой работы в центре внимания находятся вопросы соблюдения процедурных требований написания и оформления СРС.

С целью формирования общих мировоззренческих представлений и творческого воображения, обращаем внимание на интегрированное усвоение студентами знаний по другим социальным наукам, таким как философия, социология, психология и др., а также по смежным дисциплинам педагогики. Анализ хода и результата выполнения СРС показывает, что студенты испытывают большие трудности при реализации методологии написания СРС. Для этого приходится организовывать презентации фрагментов СРС, где студенты демонстрируют свои наработки, делятся знаниями и идеями. Такие занятия способствуют проявлению индивидуальных способностей студентов, а остальные участники сравнивают свои достижения и учатся адекватной оценке учебно-профессиональных достижений своих товарищей.

Результатом целенаправленного обучения будущих педагогов проектированию является формирование: умения интегрировать знания полученные в процессе обучения для решения учебно-профессиональных задач; умения анализировать собственную деятельность; экспертиза учебно-профессиональной деятельности своих товарищей; умение проявить индивидуальные креативные способности для решения учебно-профессиональных и исследовательских задач.

Заключение

Исследование научно-теоретических основ проектирования как основной стратегии подготовки будущих учителей к педагогическому проектированию является одной из важных задач высшего профессионального образования в современном вузе. Необходимость обучения будущих педагогов проектированию педагогического процесса обусловлена тем, что образовательная практика стремительно меняется и педагогам приходится постоянно перестраиваться в соответствии новыми технологическими вызовами. Проектирование делает педагогическую деятельность будущего педагога более технологичной, поскольку будущие педагоги активно участвуют в преобразовательной деятельности, сами генерируют идеи, инициируют собственную деятельность, реализуют свои творческие замыслы, контролируют и оценивают ход и результаты своей работы. Наибольшими дидактическими возможностями реализации указанных компонентов располагает СРС, в процессе которого можно решать не только познавательные задачи, но и формирование навыков проектирования, необходимых магистру в самостоятельной профессиональной деятельности в будущем.