Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN INITIAL MUSIC EDUCATION

Sultanova R.R. 1 Fayzrakhmanova L.T. 2
1 MBUDO «Children's music school number 8» of the Volga region of Kazan
2 Kazan (Volga Region) Federal University
The article is dedicated to the problem of introducing pedagogical technologies into educational practice of educational establishments of the Republic of Tatarstan additional elementary musical education. Generalized characteristics of such notions as «projects methods», «pedagogical technology», personality-oriented education, «projectiveness» which is defined as a distinctive feature of contemporary culture are described in this work. The authors prove effectiveness of using a project approach in a complex with the personality- oriented education in musical education as corresponding to the specifics of elementary musical education. Problems accompanying the process of introducing contemporary pedagogical technologies into the practice of the musical educational establishments are indicated in the article and alongside their potential is shown on concrete examples as well as shown their positive experience of using positive pedagogical technologies in educational activities of educational establishments of elementary musical education of the region. Examples, analysed in the article include polycultural and patriotic educational projects, projects studying history and culture of a native land, research and creative and musical educational projects. The authors showed effectiveness of using a project technology for solving acute tasks of the best examples of regional cultural heritage preservation, identifying gifted students and providing pedagogical guidance for them, development of musical educational activities among young people, studying cultural history of native land, creation of tolerant environment in a polycultural region.
pedagogical technologies
project method
additional (primary) musical education
children's music schools

В настоящее время система дополнительного (начального) музыкального образования интенсивно развивается, объединяя и реализуя в этом процессе две основные тенденции – стремление сохранить и продолжить лучшие педагогические традиции, созданные предыдущими поколениями музыкантов, и одновременно осуществить модернизацию форм и содержания образования – внедрить в образовательную практику эффективные педагогические технологии, отвечающие духу и требованиям времени. Внедрение современных технологий, как показало исследование, позволяет вывести образовательный процесс на иной качественный уровень, когда в соответствии с новой парадигмой и действующими стандартами личность учащегося становится не только «исходной точкой», но и центром воспитательного процесса, а его интеллектуальное и музыкально-творческое развитие – «мерилом» результативности [1, с. 320] музыкального воспитания; когда при организации учебного процесса педагогическая авторитарность и строгая регламентация уступают место творческой свободе юного музыканта, его мотивированной устремленности к поставленным целям и самоорганизации в их достижении. Имеющийся опыт доказывает, что внедрение новых технологий позволяет педагогам и их воспитанникам достигать высоких результатов в разных видах деятельности: музыкально-творческой (интерпретация, сочинение, аранжировка, импровизация), учебно-методической, научно-исследовательской. Вместе с тем действующие ныне установки по внедрению инноваций в учебный процесс не всегда реализуются на должном уровне. Так, например, постоянно растущее число различных международных и всероссийских детских конкурсных проектов часто не соответствует заявленному статусу, а «самиздатовские», так называемые авторские, учебно-методические пособия, предъявляемые при аттестации педагогов, в большинстве своем не соответствуют профессиональному уровню, обязательному при подготовке учебных и нотных изданий для учащихся детских музыкальных школ. Тем не менее в деятельности учебных заведений накапливается положительный опыт по внедрению педагогических технологий и реализации различных типов образовательных, культурно-просветительных и художественно-творческих проектов. Все это требует своего осмысления и обобщения, чем и обусловлена актуальность данной работы.

Цель исследования: изучить, обобщить и теоретически обосновать опыт внедрения педагогических технологий в образовательный процесс учебных заведений системы дополнительного (начального) музыкального образования Республики Татарстан. На конкретных примерах показать эффективность использования педагогических технологий и выявить проблемы, сопутствующие названному процессу.

Материал и методы исследования. Материалы статьи основываются на результатах исследования процесса внедрения современных педагогических технологий в образовательную практику учебных заведений дополнительного (начального) музыкального образования Республики Татарстан, в том числе изучались: стандарты и программы развития дополнительного (начального) музыкального образования, правительственные документы, отчеты, протоколы совещаний методического объединения, материалы научно-практических конференций, авторские образовательные программы в сфере дополнительного (начального) музыкального образования, материалы Национального архива Республики Татарстан. Методологическую основу исследования составляют идеи о проектно-технологическом типе современной культуры, ключевыми понятиями которого являются «проект, технология и рефлексия» (А.М. Новиков, Д.А. Новиков), а также концепция личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская). Основными методами исследования служили: теоретические (изучение научной литературы, правительственных документов, законов, архивных источников; систематизация, анализ, обобщение полученных материалов); эмпирические (участие в создании авторских проектов, их внедрение в педагогическую практику; наблюдение, собеседование с педагогами и учащимися школ).

Результаты исследования и их обсуждение. Проектная деятельность (или «метод проектов») как новый подход к организации учебного процесса возникла в педагогической теории и практике в начале XX в. в США (Дж. Дьюи, У. Килпатрик и др.). Почти одновременно в России педагогом-новатором С.Т. Шацким и его единомышленниками осуществлялась опытная работа по применению проектного метода в процессе обучения. Позже, в первое десятилетие советской власти, «метод проектов» был внедрен в школьную практику. Возникнув в начале XX в., он вновь востребован в отечественном образовании, и этому есть свое обоснование. В настоящее время «проектность» стала отличительной чертой современной культуры, и «метод проектов» находит применение в образовании как способ активизации учебной деятельности учащихся (Н.А. Краля), развития их самостоятельности и креативности. Отметим, что в любом проекте важна технологическая составляющая, «понимаемая как система условий, форм, методов и средств решения поставленной задачи <…>, проект может реализоваться только при наличии технологий» [2].

Понятие «технология» вошло в педагогическую науку во второй половине XX в. и, несмотря на повсеместное применение, все еще не получило своего однозначного определения. Так, например, утвердилось словосочетание «педагогическая технология», понимаемая как «совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств» [3, с. 174], как «упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса» [4], как «проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике» [5, с. 6]. Обобщая сказанное, следует констатировать, что педагогическая технология понимается учеными как совокупность приемов, методов, форм по достижению запланированных результатов. При этом важнейшей ее характеристикой является воспроизводимость (повторяемость). В научной литературе и практике используется также термин «образовательная технология», применяемый в связи с организацией и деятельностью образовательных систем или образовательных учреждений.

Как показало проведенное исследование, использование современных педагогических технологий стало органичной частью образовательного процесса в учебных заведениях системы дополнительного (начального) образования Республики Татарстан, где обучение осуществляется в соответствии с программами предпрофессионального и общеразвивающего уровня [6].

Использование проектно-технологического подхода в обучении обусловлено необходимостью решать актуальные для региона задачи, одной из которых является развитие у детей способности понимать и воспринимать культуру разных народов, что связано с этнокультурными особенностями населения Республики. На протяжении тысячелетий в Татарстане проживают, а точнее, тесно взаимодействуют представители нескольких этносов (славяне, тюрки, угро-финны) и разных конфессий (православие, ислам, язычество). Самобытность и своеобразие Татарстана ярко проявляются в его поликультурной среде. В связи с этим приоритетными направлениями развития музыкального образования в Республике служат сохранение обычаев, менталитета народов, проживающих в регионе, изучение истории родного края и трансляция новым поколениям татарстанцев лучших образцов регионального культурного наследия. Включение искусства народов Татарстана в школьные программы способствует развитию у детей способности воспринимать другую культуру, развивает интерес к ней. Можно предположить, что это один из эффективных путей решения задачи по формированию толерантной среды в учебных заведениях Республики.

Наглядным примером организации такой среды является авторский школьный проект «Напевы родного края», реализация которого «позволяет приобщить детей с самого раннего возраста к национальной музыкальной культуре и формировать их духовный мир» [7, с. 218–219]. В рамках названного проекта функционирует методическое объединение преподавателей татарских отделений детских музыкальных школ и школ искусств столицы Татарстана. Деятельность объединения охватывает различные направления развития национальной культуры и образования, в том числе учреждены конкурсы татарского музыкального искусства и исполнительского мастерства преподавателей, на регулярной основе действуют семинары-практикумы по проблемам национального образования [8]. В Республике также создан Центр национального образования, деятельность которого содействует сохранению и развитию татарского музыкального искусства. Центром разработан и реализован проект, целью которого является популяризация творчества классика татарской музыки – Рустема Яхина, автора и первооткрывателя многих классических жанров в татарской фортепианной и вокальной музыке, создателя гимна Республики Татарстан. В рамках проекта учрежден Республиканский конкурс-фестиваль им. Р. Яхина «Күңелемдә яз» («В душе весна»); художественно-просветительские задачи решает постоянно действующая школьная музейная экспозиция, в которой представлены архивные материалы и рукописи выдающегося музыканта [9]. Аналогичная деятельность по сохранению традиций, развитию татарского музыкального искусства и популяризации творческого наследия национальных композиторов осуществляется во многих музыкальных школах Республики. «Музейная педагогика» как проект по сохранению культурного наследия Республики успешно реализуется в просветительской деятельности музея Первой Казанской музыкальной школы им. П.И. Чайковского. История школы, воплощенная в экспонатах, заставляет посетителей музея испытать глубочайший пиетет к подвижническому труду организатора начального музыкального образования в Республике Р.Л. Полякова и его коллег [10]; фотографии и документы рассказывают о многих представителях музыкальной элиты России и Татарстана, воспитанных в стенах старейшего учебного заведения [11].

Проектный подход к организации обучения осваивается многими образовательными учреждениями Республики, поскольку «метод проектов» способствует решению целого комплекса задач: взаимодействию учащихся, приобретению ими опыта сотрудничества, развитию самостоятельности, навыков планирования и организации собственной деятельности при подготовке проекта; стимулирует учащихся применять на практике приобретенные в процессе обучения знания и умения. В результате у детей формируется мотивация к творческой деятельности, развивается интерес к изучаемому музыкальному материалу, появляется опыт исследовательской работы. В музыкальной образовательной практике используются различные типы проектов: исполнительские, музыкально-исследовательские, исполнительско-исследовательские. В свою очередь их можно классифицировать как групповые (участники – хор, ансамбль, оркестр), индивидуальные (сольные выступления), собственно музыкальные и интегрированные [12].

Исполнительские проекты реализуются коллективами и индивидуальными исполнителями в рамках конкурсно-фестивального движения, которое приобрело в настоящее время значительные масштабы. Участие в такого рода проектах расширяет творческие горизонты учащихся, стимулирует их к ежедневной работе, способствует накоплению ценного исполнительского опыта, а также позволяет каждому участнику оценить свои возможности, познакомиться с творчеством других юных музыкантов. В результате появляются новые детские музыкальные коллективы, известными становятся имена перспективных молодых исполнителей, некоторые из них названы стипендиатами фонда «Новые имена».

Исполнительско-исследовательские проекты осуществляются в рамках мастер-классов, организованных творческими учебными заведениями Республики, различными фондами, организационными комитетами исполнительских конкурсов и фестивалей; в проектах принимают участие члены жюри, деятели культуры и искусства, известные музыканты. В прошедшем году факультетом дополнительного профессионального образования Казанской консерватории им. Н.Г. Жиганова были организованы мастер-классы преподавателей столичных вузов и концертирующих музыкантов, среди них: доцент С.А. Главатских (фортепиано, Москва), доцент М.И. Безносов (кларнет, Москва), заслуженный артист РФ, доцент Р.Г. Балашов (альт, Москва), М. Симон (скрипка, Германия), Е.Е. Попкова (фортепиано, Москва), Д.В. Лупачев (флейта, Санкт-Петербург), Е.В. Румянцев (виолончель, Москва).

Исследовательские проекты подразумевают научные, поисковые (групповые или индивидуальные) работы учащихся в области музыки. Активное участие в организации такого рода деятельности среди школьников Республики осуществляет Казанская детская школа искусств им. М.А. Балакирева, где ежегодно проводится межрегиональная конференция-конкурс исследовательских, творческих и проектных работ учащихся учреждений общего и дополнительного образования под названием «Пасхаловские чтения». \Представляемые на конкурс проекты разнообразны по тематике, жанрам, они содержательны и оригинальны, отличаются самостоятельностью исполнения. Среди них есть эссе, презентации, родословные, экскурсионные маршруты и др.

При подготовке проекта учащиеся изучают историю и культуру своего края, собирают свою родословную, рассказывают о семейных традициях, творчески относятся к оформлению полученных результатов. В работе над проектом юные исследователи проявляют самостоятельность в изучении, анализе и обобщении отобранного материала, в его изложении и представлении на конкурс.

Инновационная деятельность школы искусств им. М.А. Балакирева направлена на модернизацию содержания детского художественного образования. Примером новых подходов к решению современных задач образования могут служить проекты, объединенные дорожной картой развития школы. Педагогическим коллективом разработана единая система воспитания, реализуемая под девизом «Через прекрасное – к человечному». Школа предлагает несколько образовательных программ: поликультурного воспитания «От диалога культур к культуре диалога», развития творческого потенциала учащихся «Все дети талантливы», патриотического воспитания «Родники Отечества» и др.

Внимания заслуживает деятельность инновационного структурного подразделения школы – отдела истории культуры и музыкального краеведения с музейными экспозициями: «М.А. Балакирев – основатель Первой бесплатной музыкальной школы в России», «У истоков бесплатного музыкального образования в Казани», «История казанской Балакиревки». В школе разрабатываются новые для системы дополнительного (начального) образования направления деятельности: краеведение на региональном историко-культурном материале, экскурсоведение, музейное дело.

В образовательный процесс школы внедрены авторские программы: «Компьютерная графика», «Организация художественно-проектной деятельности», «Роль технических средств обучения и компьютерных технологий на уроках сольфеджио в детской музыкальной школе». Коллектив школы обменивается опытом своей деятельности в рамках еще одного масштабного проекта – сетевого взаимодействия с образовательными организациями – участниками Всероссийского Балакиревского движения (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Волгоград, Ахтубинск, Петрозаводск и др.) [13].

Начальное музыкальное образование трудно представить без технологий, разработанных на основе личностно-ориентированного подхода. В соответствии с ним ребенок представляет собой наивысшую ценность (И.С. Якиманская), а его обучение выстраивается по индивидуальной траектории с учетом его психологических особенностей, творческих способностей и предпочтений. В рамках данного подхода цель обучения определяется как развитие личности ребенка на принципах сотрудничества педагога и учащегося. Планируя личностно-ориентированное обучение, преподаватель должен в полной мере разделять идеи этой концепции, понимать уровень сложности задач, которые ему предстоит решать, в том числе создать условия для развития индивидуальности ребенка, предоставить возможность выбора содержания обучения и темпов его освоения, ориентируясь на творческий потенциал учащегося.

В ряде музыкальных школ Республики выстроена система по выявлению, отбору и сопровождению одаренных детей. Так, например, в рамках приоритетного национального проекта «Образование» реализуется программа «Одаренные дети», направленная на выявление и поддержку талантливой молодежи – будущей интеллектуальной элиты Республики. В школах созданы особые условия для развития юных музыкантов, чьи природные способности подтверждаются большим желанием и интересом к занятиям, творческой активностью и высокими результатами, к ним относятся: поиск наиболее способных воспитанников дошкольных образовательных учреждений; организация обучения одаренных учащихся по предпрофессиональным программам; участие в престижных профессиональных исполнительских конкурсах; разработка долгосрочного планирования индивидуальных образовательных маршрутов; участие в конкурсных прослушиваниях на присуждение именных стипендий Мэра г. Казани, фонда Д. Мацуева «Новые имена» и др. [14].

Заключение. Анализ опыта по внедрению современных педагогических технологий позволяет прийти к следующему заключению: современные технологии способны вывести образовательный процесс в учебных заведениях системы дополнительного образования на новый качественный уровень. При этом сама система становится более динамичной, эффективной и привлекательной, а наиболее востребованным является проектный подход, включающий личностно-ориентированное обучение. Представленные в работе примеры органичного внедрения проектной технологии в образовательный процесс учебных заведений создают благоприятные условия для самореализации, саморазвития и личностного роста участников проектов. Как показывает проведенное исследование, педагогические коллективы успешно осваивают современные педагогические технологии, которые в свою очередь становятся инструментами эффективного решения задач, стоящих перед системой дополнительного (начального) музыкального образования в Татарстане: по развитию музыкально-педагогических традиций, в том числе традиций просветительской деятельности в области искусства, по выявлению одаренной молодежи и ее предпрофессиональной подготовке, сохранению национального культурного наследия, изучению истории родного края, по созданию в поликультурном регионе толерантной среды.