Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ART-PEDAGOGICAL TECHNOLOGY IN THE DEVELOPMENT OF THE IMAGING ACTIVITY OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Reshetnikova E.N. 1
1 Omsk State Pedagogical University
The article considers the process of development of visual activity of children of senior preschool age by means of art pedagogy. Perception of works of art (visual, verbal. music) is used as a means of enriching the artistic and visual, emotional and sensory experience of children and dialogical interaction with them. A significant place in the work is given to the study and development of artistic and expressive means; the use of non – traditional techniques and techniques of drawing. The stages of development of visual activity (conception, hatching and implementation of the idea) are defined; art - pedagogical tasks are designated at each stage. The article describes the experience of using sketches in the process of forming the idea and its gestation. The article describes the art-pedagogical technology in the relationship between the process of perception and practical artistic activity of preschool children in the framework of the program of additional education. The signs of an artistic image (expressiveness and visual literacy) are indicated. The process of creating an artistic image of a child based on works of art is described. The gradual assimilation of artistic and expressive means of painting and drawing in interaction with the emotional and cognitive activity of preschool children by means of art pedagogy is determined by art-pedagogical technology. The results of the study showed that the introduction of art-pedagogical technology in the development of visual activities of children of senior preschool age contributes to its more effective development.
preschoolers
art-pedagogical technology
visual activity
artistic image
additional education program

Современное состояние проблемы развития изобразительной деятельности в условиях увеличивающегося потока информации, влияния средств массовой информации на творчество детей требует от педагога постоянного самообразования, изучения новых подходов к организации деятельности и желания эффективного решения проблемы. Основные задачи изобразительной деятельности: формирование эстетических чувств и художественного вкуса решаются во взаимосвязи с задачами всестороннего развития личности ребёнка и находятся в поле повышенного интереса психологов, педагогов, учёных, подтверждая актуальность данной проблемы.

Задача помочь ребёнку перейти от обычного впечатления об окружающем на уровень «изобразительного» замысла, способствующая развитию его индивидуальности - повышает уровень требований к современному педагогу, который сегодня должен знать основы педагогического творчества, быть психологически готовым к импровизации, владеть основами риторики, драматургии и применять знания на практике.

Рассматривая арт–педагогику как новое направление в педагогике, позволяющее эффективно использовать педагогический потенциал произведений искусства в деятельности педагога, необходимо учитывать, что «понятие "арт-педагогика" не может быть аналогом "арт-терапии" ни в научном смысле, ни в практической деятельности» [1, с. 71].

Признаками арт-педагогики являются:

- включение произведений искусства в образовательный процесс при изучении разнообразных тем для решения педагогических задач;

- доминирование диалога педагога и ребёнка в обучении.

Одной из важных задач арт-педагогики является разработка технологий вариативного использования искусства и художественной деятельности [1; 2]. В современных исследованиях внедрение арт-педагогических технологий находится на этапе становления, особенно в дошкольном образовании. Чаще всего используется воспитательный потенциал искусства (Г.М. Ахмадулина, Е.В. Таранова, А.Ю. Сметанина) [3, с. 86].

Многоаспектность использования арт-педагогики позволяет обозначить следующие направления её развития:

- профессиональная подготовка будущих учителей (Л.А. Ивахнова, Ж.С. Валеева, Н.Ю. Сергеева, С.А. Тяглова и др.);

- нравственное воспитание школьников (А.Г. Кузнецова, А.Ю. Сметанина, А.У. Уматова и др.), старших дошкольников (Е.В. Таранова) средствами арт-педагогики;

- социально-педагогическая поддержка одарённых детей (И.А. Бадюгина);

- формирование семейных ценностей у детей-сирот (Р.Б. Угленкова).

Видами деятельности в арт-педагогике являются: изодеятельность (лепка, рисование, аппликация); ручной художественный труд; музыкальная деятельность; художественно-речевая и театрализованная деятельность.

Рассматривая использование нетрадиционных техник рисования как средства арт-педагогики, необходимо помнить, что смысл арт-педагогики не в обучении навыкам рисования, а в формировании основ художественной культуры и социальной адаптации личности средствами искусства [4].

Целью нашего исследования стало теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка эффективности использования арт-педагогической технологии для развития изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Эксперимент проходил в рамках реализации программы дополнительного образования «Образ. Творчество. Дошкольник», реализуемой в ДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка – детский сад № 341».

Материалы и методы исследования

Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования позволил определить условия развития изобразительной деятельности дошкольников и ее значение в образовании и воспитании детей.

Программа дополнительного образования рассчитана на два года обучения. В первый год обучения (5-6 лет) решались задачи изучения основ цветоведения и композиции; восприятия искусства; изучения свойств и особенностей художественных материалов. Задачи второго года обучения (6-7 лет) усложнялись с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В старшем дошкольном возрасте восприятие ребёнка приобретает целенаправленный характер, что позволяет ему планировать свою деятельность, предварительно продумывать её содержание и выбирать средства выполнения. Существенное развитие проходит воображение. Благодаря появлению творческого воображения приоритетными становятся задачи, решение которых направлено на восприятие произведений искусства, понимание средств выразительности и использование их в процессе изобразительной деятельности.

Изобразительные способности детей проявляются и развиваются в дошкольном возрасте в процессе специально организованной педагогом деятельности. Благодаря развитию аналитико-синтетического мышления у дошкольников появляются образы воображения, которые с возрастом становятся богаче. Показателем развития изобразительной деятельности является художественный образ. Созданные детьми образы в разных видах деятельности – это проявление их знаний, умений и чувств (Н.А. Ветлугина, Н.М. Зубарева, Т.С. Комарова, Л.М. Компанцева).

Программа дополнительного образования составлена с учетом принципов арт-педагогической деятельности: интеграции художественного и педагогического потенциала; художественно-образного предъявления материала; гуманистической направленности. Используя образную форму искусства, педагог помогает ребёнку осознать свои мысли и чувства; понять связь между средствами выразительности и художественным образом.

Процесс создания изображения складывается из двух частей: формирование зрительного представления и его воспроизведения (Н.П. Сакулина, Г.В. Лабунская) [5]. Первая часть деятельности является ориентировочной и содержит мероприятия, направленные на формирование зрительного представления об изображаемом объекте или явлении. У дошкольников сбор информации происходит в процессе наблюдения, восприятия, эмоционального переживания. Так как восприятие - начальный этап общения с искусством, он должен быть интересным, осмысленным и обогащать эмоционально-познавательный опыт детей средствами искусства. У ребёнка постепенно накапливаются зрительные, слуховые, осязательные и другие образы, которые оказывают влияние на результат изобразительной деятельности. Исполнительская часть деятельности включает мероприятия, направленные на процесс создания изобразительного образа (подбор материалов, выбор техник).

Выразительность и изобразительная грамотность – основные дидактические характеристики художественного образа. Мы рассматриваем выразительность как «посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отраженного предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему» [5, с. 65]. Выразительность детского рисунка в дошкольном возрасте, средства которой «работают» на создание образа, может быть выделена как самостоятельное качество (В.С. Щербаков).

Ещё одна дидактическая характеристика детского рисунка – это изобразительная грамотность, которая отражает степень обученности ребёнка. Причинами трудностей в освоении изобразительной грамотности у дошкольников могут быть:

- проблемы в техническом освоении способов работы художественными материалами;

- пониженный интерес к процессу изобразительной деятельности.

Поэтому одной из важных задач изобразительной деятельности учеными называется задача освоения техники рисования (Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина). В изобразительной деятельности под техникой понимается набор специальных способов, приёмов и навыков для создания выразительного образа. Формирование технических навыков и умений у дошкольников требует длительного времени и постоянного внимания [6, с. 70]. В другом значении техника означает результат работы художественными материалами в соответствии с их возможностями (например, техника акварельной живописи). Планируя освоение новой техники, необходимо учитывать то, что она имеет изобразительно–выразительные средства: пятно, линию, силуэт и т.д., и является базой для создания образа. Практика показывает, что дети старшего дошкольного возраста могут применять тоновую и цветовую растяжку цвета; использовать разные способы в рисовании карандашами и мелками; применять разнообразные приёмы работы кистью.

Применение нетрадиционных техник в изобразительной деятельности не требует высокоразвитых технических умений. Их использование не только вносит разнообразие в изобразительную деятельность, но и, в отдельных случаях, позволяет облегчить процесс создания образа. Например, пятно, получившееся в процессе выполнения техники «монотипия», уже напоминает силуэт птицы, и остаётся лишь добавить детали. Сочетание случайных линий «фроттажа» напоминает силуэт рыбки, отпечаток ладони похож на осьминога и т.д. Обучение разнообразным техникам в рисовании детей способствует развитию психических процессов (память, мышление, воображение, речь и т.д.), развитию творческой активности и самостоятельности. Например, развитию воображения детей способствует «кляксография», «фроттаж», «монотипия» и другие техники, в которых дошкольник дорисовывает изображение.

Выбор материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями.

Применение техник в изобразительной деятельности способствует развитию познавательной активности детей. Овладение различными материалами и способами работы с ними, понимание средств выразительности способствует эффективному их использованию при отражении дошкольниками своих впечатлений.

Изобразительная деятельность, имея творческий характер, направлена не только на отражение полученных ребёнком впечатлений, но и на выражение своего личного отношения к изображаемому. Иногда педагоги помогают детям в рисовании, рисуя за них часть изображения. Даже если ребёнку нравится наблюдать за процессом рисования, лучше использовать черновики. Например, показать дошкольнику 2-3 варианта рисования предмета или композиционного решения задания, корректируя процесс изображения с планом рисования ребёнка. «Любое исправление детского рисунка в сторону "грамотности" неизбежно приводит к потере самого ценного – образности первоначальных ощущений, яркости впечатлений, непосредственности понятий» [7, с. 235].

Проблему пониженного интереса к изобразительной деятельности можно решить с помощью разнообразия приёмов и техник в рисовании. Техника – это язык художника. Не владея этим языком, художник не может донести до зрителя замысел своего произведения. Дошкольников знакомят с выразительными возможностями материалов и техникой их использования постепенно, по мере того как дети овладевают разными материалами. Педагог подводит их к осознанному самостоятельному выбору материалов для рисования, в том числе в самостоятельной деятельности. «Чем младше ребёнок, тем ценнее в его рисунках наличие многообразия различных образов, что указывает на развитие его интеллектуальных данных» [8, с. 180].

Выразительность в детских рисунках достигается с помощью:

- изображения деталей, дополнительных предметов;

- использования выразительных средств: линия, цвет, передача динамики, использование композиционных средств (ритм, симметрия).

Интегрированная подача материала при ознакомлении дошкольников с произведениями искусства (изобразительное, музыкальное, словесное) даёт возможность обогащения создаваемого образа (Б.П. Юсов).

В рамках реализации программы дополнительного образования «Образ. Творчество. Дошкольник» наши занятия строились с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей и художественно-образного предъявления содержания материала. Учитывалось и то, что восприятие искусства у дошкольников проходит в единстве переживания и познания.

Для оценки развития изобразительной деятельности были выбраны критерии оценки процесса, продукта изобразительной деятельности и творческой составляющей. Комплекс заданий был направлен на решение задач, связанных с проявлением интереса не только к процессу собственной деятельности, но и к «секретам» художников (применению ими художественно-выразительных средств, в том числе и при использовании нетрадиционных техник). Для усиления выразительности дети часто используют речь с целью дополнения и пояснения содержания, поэтому при оценке творческой составляющей учитывалось умение ребенка рассказать о своём изображении.

Результаты исследования и их обсуждение

В процессе развития изобразительной деятельности нами были выделены следующие этапы: замысел, вынашивание замысла, воплощение замысла.

Так как период вынашивания замысла у дошкольника очень короткий, на данном этапе применялись черновики и эскизы. Этот приём позволил повысить уровень самостоятельности детей. У них появилась уверенность в успехе и желание рисовать.

В экспериментальной работе с детьми 5–7 лет нам удалось использовать произведения искусств не только для развития восприятия и обогащения художественно-изобразительного опыта детей, но и для освоения средств выразительности и использования этих средств детьми в собственной творческой деятельности. Например, рассматривая репродукции произведений художников, работающих в акварельной технике «по-сырому», дошкольники понимали, что расплывчатость акварели, смешение цветов – это красиво. Рисование сухой пастелью делает фон нежным. «Дети должны видеть то, как "работает" новая для них техника в образе, созданном художником» [9, с. 65].

Использование нетрадиционных техник и технических приёмов в произведениях художников оказало положительное влияние на их освоение. Дети смешивали традиционную технику с нетрадиционной. Например, при рисовании гуашью зимнего пейзажа – применяли приём тампонирования. Практика показала, что дети 5-6 лет могут освоить нетрадиционные техники: «монотипия пейзажная», «по-сырому», «потрескавшийся воск», а дети 6-7 лет – более сложные: «граттаж», «грифонаж», смешанные техники. По мере ознакомления с разными техниками деятельность детей приобретала характер экспериментирования, особенно интересного в старшем дошкольном возрасте. Осваивая технические приёмы, дошкольники могли самостоятельно применять их на практике. Например, использовать рисование «по-сырому» и рисование акварельными карандашами с последующим дорисовыванием «по-сухому». В такой деятельности происходит не только развитие технических умений, но и формирование способностей, т.к. «мощная потребность в новых впечатлениях придаёт деятельности экспериментирования высокий энергетический потенциал, сопровождаемый эмоциональным подъёмом» [10, с. 41]. Положительным моментом в деятельности изостудии можно назвать использование техник более сложных, чем на обычных 25-30-минутных занятиях, позволяющих обогатить создаваемый образ интересными деталями.

В рисовании дошкольник экспериментирует и играет одновременно. Введение игровых приёмов на разных этапах изобразительной деятельности способствовало развитию наглядно-образного мышления дошкольника. Например, приём оживления художественных инструментов и материалов: красочка «пошла в гости» к «подружке» (работа на палитре); кисточка наклонилась и «топает» (приём «примакивание»); кисточка «умылась и расчесалась» (вытираем ворс о край баночки) и т.д. Эти игровые приёмы в процессе изобразительной деятельности превращались в изобразительно–игровые.

Особый интерес у детей вызывали изображения, связанные с их личным опытом: портреты детей художников, природа в произведениях живописи, фрукты и овощи в натюрморте, иллюстрации к знакомым произведениям. Проявлялся интерес к авторской манере изображения, к многообразию сочетаний художественных материалов (тушь и акварель; гуашь, акварель и уголь; акварель, сангина и цветные карандаши и др.).

Определяя педагогическую технологию как «организационно-методический инструментарий педагогического процесса», Б.Т. Лихачев рассматривал её как «совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств» [11, с. 6].

Арт-педагогическая технология развития изобразительной деятельности представлена нами как система методов и средств арт-педагогики, обеспечивающая художественно-эстетический опыт дошкольников в единстве переживания и познания. Разнообразие изобразительных материалов делает эту деятельность более привлекательной и интересной, тем более что по мере овладения разными материалами у детей формируется своя манера изображения [12, с. 5]. Таким образом, в нашем варианте арт-педагогическая технология – это система последовательных действий педагога, направленная на обогащение эмоционально- познавательного опыта дошкольников средствами искусства.

Технология создания образной выразительности представлена нами как последовательные этапы:

  1. Этап формирования замысла зависит от организации восприятия искусства и интеграции его видов: изобразительного, музыкального и словесного искусства. Педагог ставит задачи: обогащение познавательного и эстетического опыта; ознакомление со средствами выразительности.
  2. На этапе вынашивания замысла происходит выполнение эскизной проработки задания, диалоговое общение. Ставятся задачи: формирование представлений о вариантах использования художественно-выразительных средств и признаках художественного образа; о степени проработанности замысла ребёнком (в диалоге).
  3. Этап воплощения замысла включает образную речь, словесное описание, знакомство с новыми техниками рисования и техническими приёмами в практической деятельности. Отрабатываются технические приемы. Происходит расширение границ представлений детей о технических возможностях художественных материалов. Ставятся задачи: формирование представлений детей о способах использования художественных материалов, о многообразии изобразительных техник, технических приёмов, их сочетаний; использование образной речи для обогащения представлений и создания образа на этой основе.

Выводы

  1. Актуализирована проблема развития изобразительной деятельности детей 5–7 лет средствами арт-педагогики, включающая систему заданий и упражнений, направленных на поэтапное усвоение художественно–выразительных средств искусства (живопись, графика) во взаимодействии с эмоционально-познавательной деятельностью детей под руководством педагога.
  2. Разработана арт-педагогическая технология, построенная на единстве восприятия произведений изобразительного искусства, понимании его языка и использовании средств выразительности в изобразительной деятельности.
  3. Обоснованы критерии и показатели развития изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Педагогический эксперимент, анализ продуктов детской изобразительной деятельности, обобщение данных опытно-экспериментальной работы позволили выявить положительную динамику развития изобразительной деятельности детей 5-7 лет.