Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE READINESS OF STUDENTS TO INDEPENDENT WORK IN A MILITARY UNIVERSITY

Elagina V.S. 1 Demidov O.V. 1 Ulyanov I.V. 1 Kalmykov V.V. 1
1 Branch of Military academic center of military air forces «Air Force Academy»
Independent work at the University is one of the most important components of the educational process, aimed at the formation of students ' skills of independent work and the development of personal qualities: independence, responsibility, discipline, determination, perseverance. Independent work is a mandatory component of the educational process in a military University. The level of readiness of cadets for active independent cognitive activity is a prerequisite for achieving high quality professional training. The authors conducted a stating experiment, the purpose of which was to determine the level of formation of students ' skills of independent work. During the pedagogical experiment, the attitude of cadets to this type of activity, their readiness for high-quality performance of classroom and extracurricular independent work was studied. The results of the experiment allowed us to conclude that more than half of the cadets possess the skills necessary for independent work at a fairly good level. Most junior cadets recognize the need to organize independent work at the University. The information obtained in the ascertaining experiment confirms the assumption that it is necessary to develop a special course focused on the formation of students ' knowledge about the features of independent work, its role in the educational process and in the process of self-education, as well as to improve the methodology for the formation of skills and abilities of independent work.
independent work
educational and cognitive skills
intellectual skills
military professional training

Самостоятельная работа в военном вузе является частью учебной деятельности обучающихся по освоению профессиональной образовательной программы. Она организуется в целях закрепления и углубления полученных знаний и навыков, поиска и приобретения новых знаний, а также выполнения учебных заданий, подготовки к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам. Самостоятельная работа включается в общую трудоемкость учебной нагрузки курсантов.

Самостоятельная работа требует от обучающихся умений добиваться успеха в освоении профессиональной образовательной программы подготовки военных специалистов, самостоятельности и независимости в принятии решений при выполнении заданий, упражнений, проектов и решении задач.

Данный вид деятельности направлен на формирование у курсантов профессионально важного качества – самостоятельности, проявляющейся в умении сформулировать цель предстоящей работы и выполнить задание без руководства и помощи со стороны преподавателя, осознанности действий и ответственности за их результаты.

Самостоятельная работа важна для выработки у курсантов культуры умственного труда, которая выступает фактором достижения высоких результатов в обучении и профессиональной деятельности. Благодаря систематической и целенаправленной самостоятельной деятельности у будущих офицеров развиваются такие качества, как организованность, дисциплинированность, инициативность, ответственность, умения самостоятельно действовать в нестандартных ситуациях, осуществлять самостоятельный поиск актуальной информации. Способность самостоятельно и эффективно выполнять свои профессиональные функции характеризует офицера как компетентного, высокопрофессионального, конкурентного специалиста.

Опыт работы в военном вузе убеждает нас в том, что недостаточный уровень подготовки курсантов младших курсов к самостоятельной работе объясняется, во-первых, неумением планировать и рационально использовать время, отведенное на самостоятельную работу, во-вторых, недостаточно сформированными учебно-познавательными и интеллектуальными умениями, необходимыми для успешного выполнения самостоятельной работы. Кроме того, трудности организации самостоятельной работы курсантов сопряжены с совмещением учебной деятельности со служебной.

Понятие «самостоятельная работа» является предметом многих психолого-педагогических исследований. Методологические, социальные, психологические и методические аспекты организации самостоятельной работы, ее особенности и значение для подготовки будущих специалистов, педагогические условия и пути оптимизации нашли свое отражение в многочисленных работах ученых [1-3].

По мнению Н.В. Тельтевской, самостоятельная работа является средством реализации социальной задачи, решаемой профессиональной школой, научить самостоятельно учиться, осуществлять непрерывное образование в процессе профессиональной деятельности [4].

Развитие способности учиться самостоятельно является необходимым условием реализации непрерывного образования в течение всей жизни, условием постоянного развития своей профессиональной компетентности, профессионального мастерства, самосовершенствования.

Известным педагогом П.И. Пидкасистым самостоятельная работа определяется как форма учебного научного познания и педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью студента в учебном процессе [5].

Самостоятельная работа, считает О.А. Крячко, является специфическим видом учебно-познавательной деятельности, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя [6].

Самостоятельную работу курсантов мы рассматриваем как условие, обеспечивающее непрерывность процесса обучения, как средство индивидуализации содержания учебных занятий с учетом возможностей и познавательных способностей каждого курсанта [7].

Уровень готовности курсантов к активной самостоятельной познавательной деятельности является непременным условием достижения высокого качества профессиональной подготовки. Поэтому так важна диагностика уровня сформированности навыков самостоятельного приобретения знаний, развития умений самостоятельно применять их в новых условиях, незнакомых ситуациях. Результаты диагностики позволяют преподавателю изучать и анализировать полученные материалы, выявлять трудности, с которыми сталкиваются курсанты в процессе самостоятельной работы на учебных аудиторных и внеаудиторных занятиях, а также проанализировать методику организации самостоятельной работы, выявить ее сильные и слабые стороны. Объективная оценка уровня сформированности познавательных возможностей, общеучебных и интеллектуальных умений, личностных качеств курсантов позволит разработать систему аудиторной и внеаудиторной самостоятельной деятельности в вузе.

Целью исследования является определение уровня сформированности у курсантов навыков самостоятельной работы и выяснение их отношения и мотивации к данному виду деятельности.

Материал и методы исследования

В исследовании приняли участие 260 курсантов 1-го (120 человек) и 2-го (140 человек) курсов военного вуза. Для проведения исследования нами применялись эмпирические (анкетирование, наблюдение, беседы, метод самооценки, изучение продуктов самостоятельной деятельности курсантов) и теоретические (анализ, систематизация и обобщение полученных данных) методы.

Для проведения анкетирования курсантов были составлены анкета и карта самооценки уровня сформированности навыков самостоятельной работы. Для обработки полученных данных применялись количественные методы, анализ и интерпретация результатов.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты анкетирования показали, что большинство курсантов 2-го курса (85,0%) самостоятельную работу рассматривают как самостоятельное выполнение заданий без непосредственного руководства преподавателя и считают, что в военном вузе такая работа должна носить обязательный и систематический характер. В то же время 13,6% курсантов убеждены в бесполезности самостоятельной работы.

На вопрос: «Как вы относитесь к организации самостоятельной работы в вузе?» – 82,2% курсантов 2-го и 84,9% 1-го курса выразили положительное отношение, 12,0% первокурсников и 11,4% второкурсников безразлично относятся к данному виду учебной деятельности. Респондентов, выразивших отрицательное отношение к самостоятельной работе в вузе, оказалось меньше 10% (3,1% на 1-м курсе и 6,4% % на 2-м курсе). Следовательно, можно сделать вывод о понимании курсантами важности самостоятельной работы для усвоения профессиональных знаний, владения умениями самостоятельно учиться на протяжении всей жизни.

В процессе анкетирования выяснилось, что 74,1% курсантов 1-го курса и 70,0% курсантов 2-го курса регулярно выполняют самостоятельную работу, 21,7% курсантов 1-го курса и 30,0% 2-го курса самостоятельно выполняют задания время от времени. На вопрос: «Сколько времени вы занимаетесь самостоятельно?» – больше половины курсантов (65,0% и 53,6% 1-го и 2-го курсов соответственно) отметили, что на самостоятельную подготовку к занятиям тратят от 2 до 3 часов ежедневно. Для 35,0% первокурсников и 37,1% курсантов 2-го курса для самостоятельного выполнения заданий достаточно 1–2 часов. И только 9,3% курсантов 2-го курса на самостоятельную работу отводят менее 1 часа в день.

В анкете нас интересовало, что привлекает курсантов в самостоятельной работе. Мы получили следующие ответы: 1) возможность пополнить свои знания дополнительной информацией познавательного и профессионального характера, выходящей за рамки учебной дисциплины, расширить свой научный кругозор (54,2% и 42,9% 1-го и 2-го курсов соответственно); 2) возможность проявить самостоятельность и творческий подход к выполнению заданий, исследовательских проектов и решению задач (5% и 23,6% курсантов 1-го и 2-го курсов соответственно); 3) желание проверить свои знания и умения, применить их на практике (17,5% и 11,4% курсантов 1-го и 2-го курсов соответственно); получить хорошую оценку на семинаре или практическом занятии (23,3% и 22,1% курсантов 1-го и 2-го курсов соответственно). Следует отметить, что 21,1% и 23,6% курсантов 1-го и 2-го курсов соответственно считают, что самостоятельная работа способствует развитию самостоятельности, предоставляет возможность проявить творческие способности при решении задач и выполнении заданий, написании рефератов и научных статей.

Более 50,0% курсантов 2-го курса считают, что в вузе должно быть больше практико-ориентированной самостоятельной работы, т.е. работы, в большей степени направленной на то, что действительно необходимо для военно-профессиональной деятельности. Безусловно, такая самостоятельная работа будет способствовать глубокой и качественной подготовке будущих военных специалистов. В отличие от второкурсников, курсанты 1-го курса (24,2%) не придают большого значения практико-ориентированной самостоятельной деятельности.

Относительно видов самостоятельной работы мнения курсантов разделились. Курсанты 2-го курса (21,0%) считают, что самостоятельной работы должно быть больше на аудиторных занятиях, 17,2% курсантов – на внеаудиторных занятиях. 11,4% курсантов хотели бы заниматься исследовательской и рационализаторской деятельностью во внеаудиторное время. В то же время 37,5% курсантов 1-го курса считают, что большая доля самостоятельной работы должна осуществляться на аудиторных учебных занятиях; 18,3% – хотели бы заниматься подготовкой к учебным занятиям во внеаудиторное время, 20,0% – научно-исследовательской работой в научных кружках и в военно-научном обществе.

По мнению курсантов, значение самостоятельной работы в профессиональной подготовке заключается в том, что самостоятельная работа: 1) активизирует мыслительную деятельность (11,7% и 22,2% курсантов 1-го и 2-го курсов соответственно); 2) формирует творческий подход к учению (6,7% и 12,1% курсантов 1-го и 2-го курсов соответственно); 3) позволяет проявить самостоятельность и инициативу (15,8% и 20,0% курсантов 1-го и 2-го курсов соответственно); 4) способствует формированию профессиональных знаний и умений (22,5% и 21,4% курсантов 1-го и 2-го курсов соответственно); 5) побуждает к самообразованию (26,7% и 12,9% курсантов 1-го и 2-го курсов соответственно); 6) воспитывает чувство ответственности и долга, самостоятельность (16,6% и 11,4% курсантов 1-го и 2-го курсов соответственно).

В анкете нас интересовали трудности, с которыми сталкиваются курсанты при выполнении самостоятельной работы, особенно во внеаудиторное время. К основным трудностям курсанты отнесли: 1) отсутствие методических рекомендаций по изучению предмета (65,0% и 33,6% курсантов 1-го и 2-го курсов соответственно); 2) отсутствие дополнительного материала по изучаемым вопросам (10,8% и 17,1% курсантов 1-го и 2-го курсов соответственно); 3) низкий уровень сформированности предметных знаний (16,7% и 17,1% курсантов 1-го и 2-го курсов соответственно); 4) трудный материал учебника (1,7% и 13,6% курсантов 1-го и 2-го курсов соответственно); 5) плохо развитые познавательные умения, в частности умения работать с учебной и дополнительной литературой, а также медленное чтение (4,2% и 5,0% курсантов 1-го и 2-го курсов соответственно). Только 14,2% курсантов 1-го и 2-го курсов не испытывают трудностей в процессе самостоятельной деятельности. Перечисленные факторы, вызывающие у курсантов затруднения при выполнении самостоятельной работы, не могут не повлиять на развитие мотивации, позитивного отношения и познавательного интереса к данному виду деятельности.

Кроме анкеты, курсантам была предложена разработанная нами карта самооценки уровня сформированности навыков самостоятельной работы. Ответы курсантов на вопросы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты изучения уровня сформированности у курсантов навыков самостоятельной работы

Содержание навыка самостоятельной работы

Количество ответов (в %)

Всего

1-й курс

2-й курс

Составление конспекта лекций

67,7

56,1

79,3

Составление плана к параграфу

64,0

59,5

68,6

Подготовка сообщения

64,7

49,2

80,1

Написание реферата

58,0

61,3

54,7

Составление списка литературы по проблеме

46,2

42,3

50,1

Составление вопросов к параграфу

59,5

51,9

67,2

Написание статьи по актуальной проблеме

38,5

31,2

40,5

Выступление с сообщением на семинаре или научной конференции

54,7

52,1

57,4

 

На основе анализа результатов можно сделать выводы о том, что более половины курсантов 1-го курса недостаточно хорошо владеют навыками, необходимыми для самостоятельной работы с учебной литературой: составить план и вопросы к параграфу (59,5% и 51,9% соответственно), написать реферат (61,3%), выступить с сообщением на семинаре (52,1%). Наибольшие затруднения курсанты 1-го курса испытывают при выборе и составлении библиографического списка (42,3%), а также написании научной статьи (31,2%). Последнее связано с недостаточно развитыми интеллектуальными умениями, такими как умения выявлять проблему, провести анализ различных точек зрения ученых на данную проблему, систематизировать и обобщать, делать аргументированные выводы. Следует отметить, что только 45% курсантов 1-го курса умеют грамотно и полно составить конспект прочитанной лекции.

Результаты самооценки навыков самостоятельной работы у курсантов 2-го курса несколько лучше. Так, около 80% курсантов успешно справляются с конспектированием, не сталкиваясь с дефицитом времени на лекции. Они лучше усваивают учебный материал учебника или учебного пособия, не испытывая больших затруднений при составлении плана и вопросов к параграфу (68,6% и 67,2% курсантов соответственно справляются с данным видом деятельности). Многие курсанты 2-го курса (80,1%) могут подготовить глубокие по содержанию сообщения на актуальные темы дисциплины, используя дополнительную литературу и ориентируясь на требования, предъявляемые к содержанию сообщения. Но, как и первокурсники, курсанты 2-го курса затрудняются в написании научной статьи. Только 40,5% курсантов 2-го курса могут написать научную статью с минимальной помощью преподавателя. Многие из них испытывают трудности при подготовке реферата, составлении и оформлении списка литературы (54,7% и 50,1% курсантов соответственно успешно справляются с этим видом деятельности).

На вопрос: «Нужен ли в военном вузе факультативный или элективный курс, содержание которого знакомило бы курсантов с особенностями самостоятельной работы, приобретением и развитием навыков учиться самостоятельно?» – более 70,0% курсантов ответили утвердительно. Безусловно, предъявляя к курсантам требования к качеству самостоятельной работы, следует организовать их подготовку к данному виду деятельности. Поэтому становится актуальной разработка ознакомительного специального курса, ориентированного на знакомство курсантов с новыми технологиями осуществления самостоятельной работы.

Заключение

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы.

  1. Подавляющим большинством курсантов младших курсов признается необходимость организации самостоятельной работы как вида учебной деятельности в военном вузе. Безусловно, данную позицию курсантов следует рассматривать как понимание ими важности самостоятельной работы не только для учебного процесса в вузе, но и для дальнейшей военно-профессиональной деятельности, постоянного повышения своего образовательного уровня в соответствии с быстро развивающейся военной наукой и техникой.
  2. Трудности, с которыми сталкиваются курсанты в процессе выполнения различных видов самостоятельной работы, вызывают необходимость разработки специального курса, ориентированного на формирование знаний курсантов об особенностях самостоятельной работы, ее роли в образовательном процессе и в процессе самообразования; на совершенствование методики формирования умений и навыков самостоятельной работы; на подготовку методических рекомендаций и указаний по организации самостоятельной работы, что позволит значительно повысить качество образовательного процесса в вузе.