Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

TO THE PROBLEM OF SOCIAL READINESS OF ADOLESCENTS IN A POLYCULTURAL ENVIRONMENT

Kriger G.N. 1
1 Branch of the Federal state budgetary educational institution of higher education "T.F. Gorbachev Kuzbass state technical University"
В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение социальной готовности подростков, обучающихся в поликультурной среде сельской школы. В школе обучаются подростки различных этнических культур, среди которых большинство составляют представители русской и чувашской национальностей. Основными факторами, позволяющими объединить представителей этнических групп, являются: единое поликультурное пространство, общность исторического и культурного развития, обычаев, традиций, предметов культуры школьной и семейной среды. В качестве метода исследования для определения степени выраженности этнических установок, оценок и отношений использовался этнопсихологический опрос (анкетирование). Критерии анализа социальной готовности: степень позитивности (негативности) чувств к своему народу; общая этническая толерантность; степень четкости или амбивалентности этнической идентичности; отношение к сохранению своей культуры; установка на дифференциацию по этническому признаку; степень выраженности воспринимаемой дискриминации; уровень соотношения положительных и отрицательных характеристик, приписываемых представителям народа; степень влияния источников этнокультурной среды на осознание своей принадлежности к народу. Результаты исследования выявили положительную динамику показателей этнических установок, оценок, отношений. Общий критериальный показатель социальной готовности подростков составил 84,06%. Выделенные характеристики могут быть использованы при регулировании межэтнических отношений и социокультурной адаптации обучающихся.
The article presents the results of an empirical study aimed at studying the social readiness of adolescents studying in a multicultural environment of rural schools. The school trains teenagers of different ethnic cultures, among them, representatives of the Russian and Chuvash nationalities, make up the majority of students. The main factors that allow to unite the representatives of ethnic groups are: a single multicultural space, common historical and cultural development, customs, traditions, cultural objects of the school and family environment. Ethnopsychological survey (questionnaire) was used as a research method in order to determine the degree of expression of ethnic attitudes, assessments and attitudes. Criteria for the analysis of social readiness: the degree of positivity (negativity) of feelings for his people; total ethnic tolerance; the degree of clarity or ambivalence of ethnic identity; attitudes to preserve their culture; the installation differentiation on ethnic grounds; the severity of the perceived discrimination, the level ratio of positive and negative characteristics attributed to the representatives of the people; the degree of influence of sources of ethno-cultural environment on the awareness of their belonging to the people. The results of the study revealed a positive dynamics of indicators of ethnic attitudes, assessments, attitudes. The overall criterion indicator of social readiness of students was 84.06%. The selected characteristics can be used in the regulation of interethnic relations and socio-cultural adaptation of students.
polycultural environment
ethnicity
teenagers
schoolchild
social readiness
attitudes

В настоящее время все большее значение для человека имеет проблема освоения этнокультуры социального пространства, признание его разнообразия. Исследователи, анализируя данные вопросы, отмечают, что современная социализация личности имеет этническую специфику, все более возрастает роль этнических факторов в формировании личности, усиливается взаимодействие этнических культур, углубляются потребности человека сохранить язык и культуру народа, к которому принадлежат. Анализ педагогической практики позволил выявить следующие противоречия: между значимостью сохранения культурных традиций, с одной стороны, и недостаточным вниманием к процессам формирования этнической самоидентификации подрастающего поколения, с другой; наличием эмпирического опыта работы по этнокультурному образованию детей, с одной стороны, и потребностью практики в систематизации и теоретическом обосновании педагогического опыта, с другой; ростом интереса к изучению полиэтнической среды, с одной стороны, и отсутствием педагогической модели формирования у подрастающего поколения необходимых навыков в условиях межэтнического взаимодействия, с другой [1].

Сегодня образовательная среда обучающихся детских садов, школ, вузов становится поликультурной. Исходя из психолого-педагогической направленности работы, поликультурная среда - это территориально обозначенная среда, объединяющая представителей разных этнических культур для реального осуществления диалога культур и социокультурной адаптации. Ранее мы затрагивали вопросы социального становления личности подростков. В контексте определенной культуры происходит развитие человека как личности, поиск ценностей, приобщение к традициям, формируется социальное «Я» личности [2].

Наш интерес направлен на изучение готовности обучающихся к вхождению в социум в условиях поликультурной среды сельской школы, выявление особенностей этнических установок, оценок, отношений. Мы не ставили цели проанализировать отдельно представителей разных этнических групп обучающихся, а рассматриваем их в целом как поликультурную среду (объединение представителей разных культур, обучающихся в условиях сельской школы), не отрицая при этом уникальности каждого народа. Основными факторами, позволяющими объединить представителей этнических групп, являются: единое поликультурное пространство, общность исторического и культурного развития, обычаев, традиций, предметов культуры школьной и семейной среды.

Методологической основой изучения данной проблемы послужили подходы этнической вариативности личности, принципов системности, положения о развитии личности в едином процессе социализации-индивидуализации, реализованные в целом ряде исследований (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн и др.).

Материал и методы исследования

Эмпирическую базу исследования составили обучающиеся основной общеобразовательной школы села Михайловка Кемеровской области. В области насчитывается 32 сельских населенных пункта с жителями чувашской национальности. В данном селе живут чуваши совместно с русскими. Большинство семей в селе, где расположена школа, проживают в смешанных браках (материал собран С.А. Афанасьевой). Из 79 учащихся школы имеют обоих родителей чувашей – 19 человек (24%), одного родителя чуваша – 24 человека (30%), воспитываются в приемных чувашских семьях – 13 человек (16,5%). Не имеют родителей чувашской национальности 23 человека (29%), но при этом они имеют отдаленных родственников чувашской национальности. Кроме чувашской и русской национальностей, среди родителей учащихся школы: таджики (5%), украинцы (4%), азербайджанцы (4%), татары (4%), евреи (2,5%), мордва (2,5%), туркмены (1%). На территории села и микрорайона также проживают немцы, шорцы, чеченцы, грузины, армяне, узбеки.

Общее количество выборки составило 52 человека (подростки). Из них: подростки 10-11 лет (38%), 12-13 лет (20%), 14-15 лет (42%). По национальности обучающиеся идентифицировали себя следующим образом: русский (63%), чуваш (16%), чуваш-русский (8%), другой национальности (13%). Подростки отметили национальность родителей: русские (43%), русский-чуваш (32%), другой национальности (25%). В качестве метода исследования применялся этнопсихологический опрос (анкетирование) с целью определения степени выраженности этнических установок, оценок, отношений. При анализе полученных результатов использовались методы статистической обработки данных.

Критерии анализа: степень выраженности позитивности (негативности) автостереотипов; общей этнической толерантности; степень четкости или амбивалентности этнической идентичности; установки на сохранение своей культуры; установка на дифференциацию по этническим признакам; степень выраженности воспринимаемой дискриминации; уровень соотношения позитивных и негативных характеристик, приписанных представителям народов; степень влияния источников этнокультурной среды на осознание своей принадлежности народу.

Результаты исследования и их обсуждение

На вопрос анкеты «Какое из чувств вызывает у Вас принадлежность к своему народу?» получены следующие варианты ответов (табл. 1).

Таблица 1

Степень выраженности этнических чувств

Варианты ответов

Балл

Количество человек

%

Гордость

5

27

51,9

Спокойная уверенность

4

15

28,8

Никаких чувств

3

10

19,2

Обида

2

0

0

Ущемленность, униженность

1

0

0

 

По данному критерию из 260 максимально возможных баллов респонденты набрали 225 баллов (86,5%). Позитивное отношение к своему народу выразили все обучающиеся (100%). При этом гордость за свой народ отметили 27 респондентов (51,9%), спокойную уверенность – 15 человек (28,8%), нейтральные чувства выразили 10 человек (19,2%). Негативные оценки отсутствуют. Наличие данных показателей позволяет сделать вывод о состоянии стереотипов тех народов, которые проживают в регионе. Полученные результаты свидетельствуют о выраженной степени позитивности автостереотипов, ощущения безопасности среды. Это связано с процессами социализации, этническим статусом данных народов, осведомленностью и ценностным принятием как своего, так и народа другой национальности.

В таблице 2 представлены ответы на суждение «Честно говоря, я предпочел бы не общаться с представителями некоторых народов».

Таблица 2

Степень общей этнической толерантности

Варианты ответов на суждение «Честно говоря, я предпочел бы не общаться с представителями некоторых народов»

Балл

Количество человек

%

Согласен

1

6

11,5

Иногда

2

20

38,5

Не согласен

3

26

50

 

По данному критерию из 156 максимально возможных баллов участники опроса набрали 124 балла (79,5%). Толерантное отношение выразили 26 респондентов (50%), могут иногда быть не толерантными – 20 человек (38,5%), выраженные негативные отношения к представителям некоторых народов отметили 6 человек (11,5%). Нетерпимое отношение к другим народам может проявляться у 50% опрошенных подростков. Считаем, что немалую роль в этом формировании играют инструменты социального научения, влияние массовой культуры, Интернет и особенности возрастного развития, связанные с неустойчивостью самосознания подростков. В условиях вызовов современности возрастает значимость формирования толерантного сознания у подрастающего поколения как регулятивного механизма личности.

Распределение ответов на суждение «Я чувствую, что мне ближе и понятнее представители других народов, а не того, к которому я принадлежу» представлено в таблице 3.

Таблица 3

Степень четкости или амбивалентности этнической идентичности

Варианты ответов на суждение «Я чувствую, что мне ближе и понятнее представители других народов, а не того, к которому я принадлежу»

Балл

Количество человек

%

Согласен

1

4

7,7

Иногда

2

6

11,5

Не согласен

3

42

80,8

 

По данному критерию из 156 максимально возможных баллов участники опроса набрали 142 балла (91,0%). Показатель этнической идентичности ярко выражен у 42 подростков (80,8%). Согласно исследованиям Т.Г. Стефаненко, на осознание этнической принадлежности значительное влияние оказывает тот факт, насколько человек вовлечен в процесс межэтнического взаимодействия [3]. В нашем случае поликультурная среда школы способствует формированию у подростков осмысленного понимания своего места в социальном пространстве. Социальный опыт, который приобретают подростки в условиях межэтнического взаимодействия школы, на наш взгляд, усиливает интерес к собственной этничности, что способствует устойчивому формированию этнической идентичности. Низкая степень сформированности этнических представлений у 10 подростков (19,2%). Одним из факторов неустойчивой этнической идентичности являются процессы миграции, ассимиляции.

Отношение подростков к сохранению своей культуры представлено в таблице 4.

Таблица 4

Установка на сохранение своей культуры

Варианты ответов на суждение «Надо стремиться поддерживать обычаи, традиции, образ жизни своего народа»

Балл

Количество человек

%

Согласен

3

46

88,5

Не согласен

1

6

11,5

 

По данному критерию из 156 максимально возможных баллов участники опроса набрали 144 балла (92,3%), что свидетельствует о наличии у подростков осознанных представлений и оценок об этнокультурных особенностях своей этнической общности. Анализ результатов свидетельствует, что подростки в целом имеют выраженный интерес к своей этнокультурной среде, сохранению культурных ценностей своего народа (соблюдению обычаев, традиций, хранению предметов национальной культуры). Установка на дифференциацию по этническим признакам у подростков не выражена. Эмпирические значения показателей (t) при p<0,05 не значимы. Мы можем это объяснить тем, что поликультурная среда, в которой находятся обучающиеся, расширяет этническое сознание и формирует адекватные межэтнические отношения.

На вопрос: «Какими качествами Вы бы охарактеризовали народы, проживающие на территории Кемеровской области: русские, чуваши, татары, украинцы, армяне и др.?» респондентам предлагалось написать положительные и отрицательные качества. В таблице 5 представлены результаты.

Таблица 5

Уровень соотношения позитивных и негативных характеристик, приписанных представителям народов

Количество позитивных (+) и негативных (-) характеристик

Балл

Количество человек

%

5 (+) качеств

5

31

59,6

4 (+) и 1-2 (-) качества

4

10

19,2

3 (+) и 2-3 (-) качества

3

7

13,5

2 (+) и 3-4 (-) качества

2

4

7,7

5 (-) качеств

1

0

0

 

По данному критерию из 260 максимально возможных баллов участники опроса набрали 215 баллов (82,7%). Более 70% подростков приписывают народам положительные характеристики. Ответы респондентов обрабатывались методом контент-анализа. Было выделено 6 категорий: положительное отношение к народу (добрый, справедливый, душевный, гостеприимный); волевые качества народа (сильный, смелый, терпеливый, храбрый); поведенческие характеристики (беспечный, доверчивый, открытый, ненадежный, «надеются на авось», «душа нараспашку»); отношение к деятельности (трудолюбивый, ленивый, «несерьёзное отношение», «бросающиеся в крайности»); интеллектуальные качества (талантливый, умный, творческий); эмоциональные качества (весёлый, шумный, мстительный, хитрый, недобрый). Результаты, данные респондентами об оценке этнического окружения, указывают на степень их осознания и сформированности этнической самоидентичности и самоотношения. Гетеростереотипы (представления об этнопсихологическом облике другого народа) в описаниях подростков имеют разную эмоциональную оценку. Тем не менее исследование подтверждает согласованность критериев приписывания и критериев, направленных на выявление автостереотипов.

Респондентам предлагалось ответить на вопрос «Когда и в связи с чем Вы впервые осознали свою этническую принадлежность?» с целью выявления этнической идентификации и степени влияния этнокультурной среды. На основе полученного материала 30 человек (57,7%) отметили, что источниками влияния на осознание своей принадлежности народу являются семья, детский сад, игры, 22 человека (42,3%) считают, что большее влияние на них оказала школа, уроки, внеклассные мероприятия, общение со сверстниками. Влияние социального контекста на особенности формирования этнической идентичности было продемонстрировано еще в работах Ж. Пиаже. В наших и работах других исследователей, проведенных по данной проблематике, были получены сходные результаты [3-5]. Хотя следует отметить тот факт, что в современной социальной ситуации процесс этнической идентификации более выражен уже в дошкольном возрасте.

Заключение

Таким образом, по результатам проведенного эмпирического исследования можно сделать вывод, что показатели выраженности этнических установок, оценок, отношений имеют положительную динамику и позволяют утверждать, что подросткам свойственна социальная заинтересованность, включенность в культуру других народов в условиях поликультурной среды школы.

Поликультурная среда, в которой находятся обучающиеся, способствует их развитию, обеспечивает подготовку к пониманию других культур, более глубокому осмыслению своей идентичности, признанию культурного разнообразия и выбора необходимых стратегий интеграции в условиях межкультурного проживания. Общий критериальный показатель социальной готовности обучающихся составил 84,06%. Умение ориентироваться в поликультурном пространстве – одна из важных задач современного образования.

Данная работа является актуальной и значимой для понимания роли этничности как этнопсихологической характеристики личности в условиях поликультурной среды, в регулировании межэтнических отношений и социокультурной адаптации обучающихся.