Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

DEVELOPING POTENTIAL OF QUEST TECHNOLOGY FOR ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS

Ivanova N.V. 1 Kiseleva E.A. 2 Samtsova A.D. 1
1 Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University)
2 Municipal Autonomous General Institution No. 186 «Authorial Academic School»
В статье представлены результаты научного обзора психолого-педагогических публикаций, отражающих теоретико-методические аспекты применения квест-технологии в начальном звене школьного образования. Цель работы - обобщение развивающих эффектов квест-технологии для учащихся младшего школьного возраста. Установлена выраженная вариативность дефиниций понятий образовательный квест и квест-технология, отождествление образовательного квеста с другими педагогическими технологиями. Авторы статьи рассматривают квест-технологию как интегративную, но самостоятельную и оригинальную педагогическую технологию. Констатирована малая распространенность квест-технологии в начальном звене школьного образования по сравнению с другими педагогическими технологиями. Выявлено, что квест-технология прошла апробацию в учебной и внеурочной деятельности младших школьников. Отмечено, что наиболее распространенной и освещенной в публикациях является практика организации в начальной школе веб-квестов по сравнению с реал-квестами. Установлено, что в большинстве публикаций развивающие резервы и возможности квест-технологии для младших школьников только констатируются, не подтверждаясь эмпирическими данными. Зафиксировано, что диссертационные исследования, доказывающие развивающие возможности квест-технологии, выполнены на выборках старших школьников и студентов. Сделан вывод о необходимости дальнейшего теоретико-методического изучения квест-технологии и экспериментального исследования ее развивающего потенциала применительно к учащимся младшего школьного возраста.
The article presents the results of a scientific review of psychological and pedagogical publications, reflecting the theoretical and methodological aspects of the use of quest technology in elementary school education. The aim of the work is to generalize the developmental effects of quest technology for elementary school students. The expressed variability of definitions of concepts educational quest and quest-technology, identification of educational quest with other pedagogical technologies is established. The authors of the article consider quest-technology as an integrative, but independent and original pedagogical technology. The small prevalence of quest-technology in the elementary level of school education in comparison with other pedagogical technologies is stated. It is revealed that the quest technology has been tested in educational and extracurricular activities of younger students. It is noted that the most common and covered in publications is the practice of organizing web quests in elementary school compared to real-world quests. It is established that in the majority of publications developing reserves and opportunities of quest-technology for younger schoolchildren are only stated, not confirmed by empirical data. It is fixed that the dissertation researches proving developing possibilities of quest-technology are executed on samples of senior school students and students. The conclusion is made about the need for further theoretical and methodological study of quest technology and experimental research of its developing potential in relation to elementary school age students.
quest technology
elementary school student
developing potential

Для реализации требований ФГОС начального общего образования, обеспечения полноценного личностного развития младших школьников учителю начальных классов необходимо использовать в образовательном процессе разнообразные личностно ориентированные педагогические технологии, арсенал которых в настоящее время достаточно широк [1]. Однако далеко не все современные педагогические технологии на данный момент востребованы и распространены в начальном звене школьного образования. В частности, еще не приобрела достаточную популярность в начальной школе квест-технология. Проведенное нами исследование на выборке более 100 педагогов начальной школы [2], результаты опроса учителей, выполненного Т.В. Наумовой, В.В. Казаковой [3], свидетельствуют о том, что данная технология незнакома большинству педагогов, при этом вызывает у них профессиональный интерес. Подтверждением незначительного распространения квест-технологии в образовательной среде начальной школы является ее малая освещенность в публикациях. Так, по нашим подсчетам, за последние три года (с 2017 по 2019 г. включительно) в журнале «Начальная школа» опубликованы 22 статьи, посвященные проектной технологии, и только 2 публикации – квест-технологии. В других источниках применение квест-технологии в начальной школе по сравнению со средней и старшей школой, вузами также освещено крайне мало и фрагментарно. В связи с этим представляется актуальным анализ возможностей использования квест-технологии в начальных классах школы и обобщение ее развивающего потенциала для младших школьников.

Цель работы состоит в обобщении развивающего потенциала квест-технологии для учащихся начального звена школьного образования на основе теоретического анализа психолого-педагогических публикаций.

Материал и методы исследования

В качестве материала для нашей работы были выбраны современные отечественные психолого-педагогические публикации (за последние 10 лет) в рецензируемых журналах, сборниках всероссийских и международных научно-практических конференций, диссертационные исследования. Особое внимание было сосредоточено на поиске и анализе публикаций, отражающих теоретико-методические аспекты применения квест-технологии в начальном звене школьного образования. Основной метод нашей обзорно-аналитической работы – теоретический анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

В первую очередь, при анализе заявленных публикаций обращает на себя внимание отсутствие единообразия в трактовке понятий «образовательный квест» и «квест-технология». Выраженная вариативность дефиниций данных понятий, на наш взгляд, объясняется сравнительно недавним включением квестов в отечественную образовательную практику и рассмотрением квест-технологии в качестве предмета научных исследований.

В буквальном смысле слово «квест» (от английского quest – «поиск, искомый предмет») означает целенаправленный поиск. Квесты, применяемые педагогами для обучения, развития и воспитания школьников, студентов в учебной или внеурочной деятельности, получили название образовательных квестов. В настоящий момент в педагогической практике распространены два вида образовательных квестов: веб-квесты (от английского web – «паутина, сеть»), выполняемые в виртуальном интернет-пространстве, и реал-квесты («живые» квесты), связанные с реальными перемещениями в пространстве и выполняемые в помещениях (в школе, университете, в музеях, выставочных залах и других учреждениях) или на улице.

В ряде работ образовательные квесты определяются как разновидность проектов [4; 5]. В публикации М.Н. Кичеровой и Г.З. Ефимовой под образовательным квестом понимается «специфическая форма игровой деятельности», направленная на поиск решения поставленных задач [6, с. 4]. Эта позиция разделяется и другими авторами (О.А. Дюкаревой [7], М.П. Малиновской [8]). Также образовательный квест трактуется как вид интерактивных технологий [9], как «специальным образом организованный вид исследовательской деятельности» [10]. В диссертационном исследовании Е.И. Багузиной образовательный квест рассматривается как «проблемное задание-проект», включающее в себя элементы ролевой игры, для реализации которого применяются информационные интернет-ресурсы [11].

Все перечисленные подходы к определению образовательного квеста демонстрируют его отождествление с какой-либо другой педагогической технологией (одной или несколькими): проектной, игровой, исследовательской, интерактивной, проблемного обучения. Мы не разделяем подобное отождествление, поддерживаем позицию тех авторов, которые рассматривают образовательные квесты как интегративную, но самостоятельную оригинальную квест-технологию [12]. При этом мы соглашаемся с тем, что квест-технология имеет определенную близость, сходство с указанными педагогическими технологиями. Так, с игровой технологией образовательные квесты (и веб-квесты, и реал-квесты) сближает сюжет (легенда), использование элементов ролевой или приключенческой игры для решения образовательной задачи. С проектной технологией (или технологией проектной деятельности) квест-технология похожа наличием образовательного «продукта», вариативно оформляемого в зависимости от поставленной проблемы (в виде мультимедиапрезентации, буклета, схемы, карты и т.д.). С технологией проблемного обучения образовательный квест сближает обязательная постановка образовательной проблемы и алгоритм ее решения. В своей статье мы основываемся на определении квест-технологии Е.А. Игумновой, И.В. Радецкой, согласно которому это оригинальная технология, интегрирующая в себе «идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде и ИКТ; сочетающая целенаправленный поиск при выполнении главно­го проблемного и серии вспомогательных заданий с приклю­чениями и (или) игрой по определённому сюжету» [12, с. 51-52]. Не ставя перед собой задачу подробного понятийного анализа квест-технологии, отметим, что она требует своего дальнейшего научного теоретико-методического осмысления, а для педагогов, ее применяющих, необходимо знание сущностных характеристик данной технологии, ее отличительных признаков.

Во вторую очередь, остановимся на сфере применения образовательных квестов на ступени начального школьного обучения. По итогам проведенного анализа отметим, что в настоящий момент квест-технология успешно апробирована педагогами-новаторами как в учебной, так и во внеурочной деятельности младших школьников. В преобладающем большинстве рассмотренных публикаций представлен опыт организации монодисциплинарных образовательных квестов в начальной школе в рамках отдельных учебных предметов: математики [13], литературного чтения [14-16], окружающего мира [17; 18], иностранного языка [5; 19; 20].

В отдельных работах приводятся примеры междисциплинарных квестов для младших школьников. Так, Л.О. Афанасьева и Е.А. Поречная описывают интегрированный урок с применением квест-технологии (веб-квеста) «Водные объекты Выборгского района. Суздальские озёра», актуализирующего и систематизирующего знания из учебных предметов «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Литературное чтение» и «ИКТ» [21]. Как отмечают авторы публикаций, в учебной деятельности младших школьников квест-технология применяется для самостоятельного приобретения (открытия) детьми новых знаний, обобщения и систематизации информации [17; 22], а также с целью контроля усвоения материала [19].

В некоторых немногочисленных публикациях отражен опыт организации образовательных квестов во внеурочной деятельности младших школьников [23-25]. В частности, в работе Т.В. Наумовой и К.Н. Стриженовой [25] представлен внеурочный веб-квест «Мы – многонациональный народ», цель которого – формирование у младших школьников мультикультурной компетентности через ознакомление обучающихся с культурой разных народов, проживающих в России.

Отметим, что описанные в периодике примеры не исчерпывают всех возможностей применения образовательных квестов в начальной школе. В частности, считаем целесообразным организацию реал-квеста, заблаговременно знакомящего четвероклассников с пространством и субъектами (педагогами, учениками) пятых классов. Данный квест с названиями «Территория будущего» и «Тайны средней школы» был успешно апробирован на базе школ г. Нижнего Новгорода (№169 и №186) как одно из средств обеспечения преемственности начальной и основной школы в рамках экспериментальной программы.

Таким образом, проведенный анализ позволяет утверждать, что сфера возможного применения квест-технологии в начальной школе достаточна широка. При этом следует констатировать существенное преобладание описаний применения в начальной школе образовательных веб-квестов по сравнению с реальными квестами.

Считаем необходимым отдельно отметить, что некоторыми авторами в своих публикациях предлагается не только описание сценария образовательного квеста, но и разработанный методический материал, позволяющий оптимизировать применение квест-технологии в начальной школе. Например, в статье М.Д. Зиминой [23] представлен составленный и успешно апробированный автором универсальный бланк оценивания деятельности учащихся в условиях внеурочного веб-квеста. В публикации Л.О. Афанасьевой, Е.А. Поречной предложены методические рекомендации для разработки визитной карточки веб-квеста, критериально-балловая методика оценки урока в начальной школе с применением веб-квеста, а также тематическое планирование веб-квестов со второго по четвертый класс [21]. В статье С.В. Суриковой и Д.В. Одноблюдовой даны рекомендации учителям начальных классов по работе с платформой Zunal, на которые можно опираться в процессе знакомства младших школьников с веб-квестами и организации работы над конкретным веб-квестом [26]. В работе Е.А. Игумновой, И.В. Радецкой предложена универсальная технологическая карта, представляющая структуру квеста, с помощью которой можно успешно проектировать образовательные квесты, в том числе и для младших школьников [12].

Таким образом, можно констатировать, что в настоящий момент отечественными авторами создан определенный методический материал, обеспечивающий эффективность внедрения образовательных квестов в практику педагогов начальной школы.

В-третьих, остановимся на развивающих возможностях образовательных квестов для учащихся младшего школьного возраста.

В проанализированных нами публикациях констатируется, что квест-технология является средством развития у младших школьников целого ряда качеств, универсальных учебных действий, процессов, компетенций и компетентностей:

  • познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий (А.И. Костомаркина [13]; Т.В. Малкова, С.А. Ширинкина [17]);
  • творческого воображения (Е.А. Жесткова, М.Д. Зимина [14]);
  • нравственных качеств младших школьников (М.Д. Зимина [23]);
  • читательской компетенции (В.В. Казакова [15]);
  • духовно-нравственной культуры личности (Т.В. Наумова, В.В. Казакова [3]);
  • мотивации к изучению иностранного языка (Д.Р. Измагилова [19]; М.Б. Казачкова, Т.С. Дорохова [20], О.А. Селивановская [5]);
  • иноязычной коммуникативной компетенции (М.Б. Казачкова, Т.С. Дорохова [20]);
  • мультикультурной компетентности (Т.В. Наумова, К.Н. Стрижева [25]);
  • экологической культуры (О.А. Дюкарева [7]; Т.В. Наумова, В.В. Казакова, А.В. Лезина [24], В.Н. Полищук, Т.Б. Туча [18]);
  • познавательной активности и самостоятельности (С.В. Жданова [22]; С.В. Сурикова, Д.В. Одноблюдова [26]).

Однако необходимо отметить, что большинством авторов рассмотренных нами публикаций развивающий эффект от применения квест-технологии в начальной школе только декларируется (называется), но не подтверждается эмпирически, а следовательно, может быть оценен как предполагаемый, очевидный, но не доказанный.

Лишь в единичных работах представлены результаты диагностики, подтверждающие предположения авторов. Так, в публикации Т.В. Малковой и С.А. Ширинкиной [17] эмпирически доказано, что использование образовательных квестов способствует формированию регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся третьих и четвертых классов.

В работе С.В. Дупленского и М.Е. Ивановой [27] приводятся результаты экспериментального исследования, подтверждающего позитивное влияние применения образовательных квестов на развитие творческого мышления (вербальной и невербальной креативности) учащихся. Однако возраст 160 школьников, принявших участие в эксперименте, авторами не указан.

В диссертационных исследованиях, посвященных применению квест-технологии, экспериментально доказано, что веб-квесты выступают эффективным средством развития познавательной самостоятельности [28], иноязычной коммуникативной компетентности [11], межкультурной коммуникации [29]. При этом все эти диссертационные исследования выполнены на выборках старших школьников и студентов и не затрагивают младших школьников.

Таким образом, по итогам анализа можно говорить о том, что развивающие возможности квест-технологии для учащихся начальной школы экспериментально практически не изучены и представляют проблемное поле для научных исследований.

Заключение

В настоящий момент убедительно доказано, что образовательная среда существенно влияет на развитие личности младшего школьника, при этом значительное воздействие оказывают применяемые учителями педагогические технологии [30].

На основании проведенного анализа публикаций, посвященных квест-технологии в начальной школе, можно сделать ряд выводов.

В связи с недавним включением квест-технологии в отечественную образовательную практику в определении данной технологии пока отсутствует единство позиций ученых.

Сфера возможного применения квест-технологии в современном образовательном процессе начальной школы охватывает уроки по различным дисциплинам и внеурочную деятельность младших школьников, что подтверждает универсальность данной технологии.

Рядом авторов разработаны методические рекомендации по оптимизации применения образовательных квестов в начальной школе. Этот факт может привлечь внимание педагогов к данной технологии и существенно облегчить ее апробацию.

Нами выявлено, что возможности квест-технологии для развития младших школьников в большинстве публикаций декларируются, но не подтверждаются эмпирически. Доказано позитивное влияние квест-технологии на формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

В целом, опираясь на выполненный анализ современных публикаций, считаем необходимым подчеркнуть, что развивающий потенциал квест-технологии, доказанный для старших школьников и студентов, в начальном звене школьного образования еще крайне мало изучен, требует дальнейшего экспериментального исследования и освещения в публикациях.