Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

THE INFLUENCE OF FINGER GAMES FOR THE DEVELOPMENT OF SPEECH OF YOUNGER PRESCHOOL CHILDREN

Lukyanova O.L. 1
1 Branch of the state budgetary educational institution of higher education "Stavropol state pedagogical Institute"
Пальчиковые игры с детьми являются одним из эффективных способов развития речи. Развитие мелкой моторики руки оказывает положительное воздействие на формирование правильного произношения, темп речи. В программе дошкольного образования пальчиковым играм уделяется недостаточно внимания, часть педагогов в своей работе не используют различные пальчиковые игры, не владеют методикой проведения пальчиковых игр. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развивать речь детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и недостаточной теоретической и методической разработкой данной проблемы в практике дошкольного образования. Вышеозначенное противоречие делает проблему нашего исследования особенно актуальной. В ходе исследования мы использовали комплекс методов, включающих анализ, синтез психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, формализацию, аксиоматический метод. Результаты и научная новизна исследования заключаются в том, что получены новые психолого-педагогические характеристики развития речи детей дошкольного возраста; выявлено влияние пальчиковых игр на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста. Практическая значимость исследования: определены эффективные формы развития речи детей младшего дошкольного возраста; в соответствии с результатами и выводами исследования были даны конкретные рекомендации педагогам и родителям, система занятий может быть использована в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Finger games with children are one of the most effective ways of speech development. The development of fine motor skills of the hand has a positive impact on the formation of correct pronunciation, speech pace, intonation diversity, relieves mental stress. It is worth noting that modern toys and clothes are made as comfortable as possible, it does not contribute to the development of fine motor skills of the child. Thus, there is a contradiction between the need to develop the speech of preschool children using finger games and the lack of theoretical and methodological development of this problem in the practice of preschool education. All of the above makes the problem of our study particularly relevant. During the study, we used a set of methods, including analysis, synthesis of psychological and pedagogical literature on the problem of research, formalization, axiomatic method. Results and scientific novelty of the research lies in the fact that a new psycho-pedagogical features of development of speech of preschool children; identified the influence of finger games for the development of speech in children of preschool age. Practical significance of the study: the effective forms of speech development of preschool children were determined; in accordance with the results and conclusions of the study, specific recommendations were given to teachers and parents, the system of classes can be used in the practice of preschool educational institutions.
finger games
preschool education
speech development
fine motor skills

В последние годы ученые отмечают снижение уровня развития речи у детей дошкольного возраста, это связано с повышением занятости родителей на работе, которые меньше уделяют внимания своим детям, меньше общаются с ними и друг с другом. Чаще всего коммуникативную функцию родителей выполняют различные развлекательные передачи в СМИ, это способствует тому, что дети меньше говорят, а больше слушают и смотрят.

Между тем ежегодно растущий объем знаний в образовательных учреждениях требует не механического запоминания материала, а осознанного восприятия. Качественное усвоение материала, успешность обучения зависит от уровня развития речи.

Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное усвоение всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, тем легче будет проходить образовательный процесс.

Отечественными учеными А.Н. Гвоздевым, И.Е. Исениной, Д.Б. Элькониным и другими доказана связь между речевой функций и общей двигательной активностью человека, а именно между речевым центром головного мозга и мелкой мускулатурой руки. Доказано, что от нервных импульсов пальцев идет совершенствование речи.

Обычно дети, которые имеют высокий уровень развития мелкой моторики, обладают логическим мышлением, хорошей памятью, вниманием, связной речью. Развитие мелкой моторики руки оказывает положительное воздействие на формирование правильного произношения, темп речи, интонационное разнообразие, снимает психическое напряжение. Важность специального развития мелкой моторики заключается еще и в том, что современные игрушки, предметы быта сделаны максимально удобными, что не содействует развитию мелкой мускулатуры.

Цель исследования - теоретически обосновать значимость проведения занятий по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр для развития речи.

Материал и методы исследования. Методологическую основу нашего исследования составляют труды отечественных психологов, педагогов, лингвистов, создавших предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, Л.В. Щербы, А.А. Пешковского, А.Н. Гвоздева, В.В. Виноградова, К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, Ф.А. Сохина. Нами использован комплекс методов, включающих анализ, синтез психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, системный подход, формализацию, аксиоматический метод, сравнительный анализ, тестирование.

Результаты исследования и их обсуждение

Первым важным этапом в образовании каждого человека является дошкольное образование. Дошкольное образование дает первоначальные навыки и умения, которые являются основой для дальнейшего развития человека, определяют успешность обучения в школе. В дошкольном возрасте закладываются основы личностного развития, ребенок осознает свое место в мире, учится жить в обществе, взаимодействовать с людьми. В дошкольном образовании особое место отводится развитию речи, так как речь оказывает непосредственное влияние на успешную адаптацию в обществе ребенка, активизирует познавательные процессы, мышление.

Одним из эффективных способов развития речи младших дошкольников являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры - общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей с целью влияния на развитие речи. Учеными доказано, что развитие речи и развитие мелкой моторики тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Руки являются специфическим органом с множеством разнообразных функций.

В научной литературе существует несколько подходов, которые изучают развитие движений руки ребенка и взаимосвязь с другими компонентами развития. Этапы развития руки ученые изучают с рождения ребенка. Нас интересует период развития в младшем дошкольном возрасте, поэтому на этой проблеме мы остановимся подробнее.

Исследователи Л.Т. Журба, А.В. Запорожец считают, что на втором этапе развития (с трех лет) движения рук становятся более сложными, обнаруживается координация движений, что позволяет совершенствовать осознанное движение руки и пальцев. На этом этапе взрослые должны активизировать подвижность и тактильные ощущения рук ребенка. Взрослые могут делать массаж пальцам, использовать игры, потешки для массажа рук, показывать движения.

М.Ю. Кистяковская и А.И. Корват считают, что второй этап развития руки является одним из самых важных, на этом этапе определяется ведущая рука, ребенок способен длительно удерживать вложенный в руку предмет, непроизвольные движения переходят в произвольные [1]. На данном этапе, по мнению ученых, тоже необходима педагогическая организация движений рук ребенка, потому что роль движений руки выходит за границы физиологии, участвует в формировании характера. Важно наполнять занятия с детьми положительными эмоциями, что будет помогать заинтересовывать детей, а также позволит развить такие черты характера, как сосредоточенность, настойчивость в достижении результата, развить пространственные представления, совершенствовать координацию движений рук и прочее [1].

После трех лет происходит дальнейшее развитие произвольных движений руки, ощутимые изменения происходят в деятельности кисти и пальцев. Ребенок способен на выражение эмоций с помощью жестов, использует опосредованное звено при манипулировании предметами, может выполнять команды взрослых, игры в ладушки и подобные, способен осуществлять инструментальную деятельность.

В этом возрасте следует усиленно развивать мелкую мускулатуру пальцев: катать бусинки, собирать и перекладывать карандаши, пуговки, спички, зерна. Педагоги проводят разминки для мелкой мускулатуры рук, соответствующие упражнения, но эффективнее всего непродолжительные игры для пальцев, в которых следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей [2].

Следует отметить, что в исследованиях ученых указано, что устная речь детей развивается в момент, когда движения рук достигают хорошей координации и точности. Например, электрофизиологические исследования показали: когда ребенок выполняет ритмические движения пальцами, происходит улучшение деятельности лобных и височных отделов головного мозга, в которых находятся области, отвечающие за речь человека. Скорость движения руки и скорость мышления и движения глаз находятся также во взаимосвязи.

Основываясь на этих исследованиях, педагоги проводят коррекцию речевого развития, когда это необходимо. Так, систематические упражнения и тренировки являются средством повышения работоспособности головного мозга, развивают мыслительные способности, память и внимание, а развитие речи зависит напрямую от степени развития мелкой мускулатуры пальцев.

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи.

Пальчиковые игры улучшают эмоциональный фон общения ребенка со взрослыми и ровесниками, учат внимательно слушать речь других людей, повышают речевую активность детей. Сопровождение пальчиковых упражнений и игр чтением стихотворений, потешек, приговорок делает речь ребенка более четкой, выразительной, совершенствует контроль ребенка за движениями. Игры и упражнения способствуют приобретению силы, подвижности и гибкости мелкой мускулатуры рук, что впоследствии облегчит приобретение навыков письма [3].

Пальчиковые упражнения условно делят на 3 группы: для кистей рук, для пальцев статические и динамические. Упражнения для кистей рук делятся в свою очередь на подражательные, упражнения для напряжения и расслабления мышц рук, закрепляющие положение пальцев в определенном положении на непродолжительное время [4].

Статические упражнения для пальцев совершенствуют полученные навыки, закрепляют, улучшают точность. Динамические упражнения улучшают координацию движений, развивают точность, быстроту, подвижность пальцев.

Рассмотрим формы развития мелкой мускулатуры рук. Они делятся на традиционные и нетрадиционные. К традиционным относятся самомассаж рук и пальцев, пальчиковые игры с речевым сопровождением, пальчиковая гимнастика, графические упражнения различного характера, графические диктанты, игры с различными предметами (бусами, бисером, песком, пластилином, тестом и прочее), игры с развивающими предметами (матрешки, мозаики, пазлы, вкладыши, кукольный театр).

К нетрадиционным мы относим самомассаж грецкими орехами, карандашами, пальчиковые игры с использованием природного материала, бытовых предметов.

Мы считаем наиболее эффективной и интересной формой развития мелкой мускулатуры пальцев пальчиковые игры, которые непосредственно служат для развития речевой функции и высшей мозговой деятельности детей младшего дошкольного возраста.

В ходе исследования мы выделили несколько видов пальчиковых игр:

- непосредственно игры с пальчиками,

- пальчиковые игры с палочками, спичками,

- пальчиковые игры со скороговорками,

- пальчиковые игры со стихами,

- физминутки с пальчиковыми играми,

- пальчиковый алфавит,

- пальчиковый театр,

- театр теней.

Пальчиковые игры являются универсальными средствами, обычно они не требуют особых условий и особой подготовки, занимают немного времени, 2-3 минуты, предполагают активный безопасный контакт в группе, возможно использование языка жестов, существует постепенное усложнение двигательных и мыслительных задач.

Часть пальчиковых игр разработана на материале устного народного творчества, которое во многих направлениях положительно сказывается на развитии детей. Такие игры содержательны, интересны, грамотны по дидактическому наполнению.

Использование пальчиковых игр началось с глубокой древности, пальчиковые игры в основном опираются на устное народное творчество, например с детства мы играем с детьми в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Гуси-гуси».

Примеры пальчиковых игр представлены в русской культуре и других культурах народов. В Китае популярность получили упражнения с мелкими и крупными металлическими и каменными шарами. Систематические занятия улучшают помимо речевых навыков работу сердечно-сосудистой системы, пищеварительной системы, снимают эмоциональное напряжение, улучшают жизненный тонус. В Японии с той же целью используют упражнения с орехами.

Уместно и интересно на занятиях использовать пальчиковый театр. Дети тренируют память и получают много положительных эмоций, участвуя и смотря различные постановки. Существует несколько видов пальчикового театра: театр «топотушек», перчаточный театр, театр пальчиков, теневой театр и театр марионеток. Виды пальчикового театра представлены по мере усложнения постановок.

Самый простой вид – театр «топотушек», когда на детские пальчики надевается одежда для кукол и в результате постановки эти куклы совершают топающие движения на твердой основе: столе, парте, бумаге и подобном. Театр «топотушек» обычно используют в работе с младшими дошкольниками, начиная с работы с двумя пальцами на одной руке [5].

Интересен и доступен в младшем дошкольном возрасте перчаточный театр, он основан на использовании перчаточных кукол. С помощью перчаточных кукол дети могут разыгрывать простые сценки. С помощью этого вида развивается координация движений пальцев, кисти руки, ребенок тренируется в совершении различных действий, движений.

Театр пальчиков также можно использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста, правда, не всем детям в этом возрасте доступна такая работа. В театре пальчиков постановки немного сложнее, чем в предыдущих видах, и разыгрываются они с помощью пальчиковых кукол. Чтобы получилась постановка, необходимо хорошо владеть рукой, динамикой движений, согласовывать движения с речью, иметь развитую зрительно-моторную координацию.

Яркий и зрелищный вид пальчикового театра – театр теней. С помощью тени дети учатся создавать различные фигуры и изображения, в этом помогает ширма и источник света. Так как для участия в данном театре необходимы развитые умения координации своих движений, соотнесение движений с тенью, использование обеих рук, мелкие движения кисти и пальцев, то обычно этот театр используют в среднем дошкольном возрасте.

Одну из сложных разновидностей пальчикового театра представляет театр марионеток. Куклами управляет кукловод, который с помощью специальных нитей управляет движениями кукол. Этот вид театра доступен в старшем дошкольном возрасте. В младшем дошкольном возрасте целесообразно приводить детей на показ небольших спектаклей, например в старшей группе. Дети с удовольствием посмотрят на спектакль театра теней или марионеток, они обязательно захотят повторить такое самостоятельно, будут практиковаться самостоятельно, попросят показать отдельные элементы театра. Это желание детей обязательно стоит поддерживать, развивать и укреплять.

При теоретическом исследовании педагогической литературы мы обнаружили интересный материал для пальчиковых игр, который представлен в пособии А.Е. Белой «Пальчиковые игры». Исследователь раскрыла дидактическую ценность пальчиковых игр, привела примеры использования различных пальчиковых игр на занятиях в дошкольных образовательных учреждениях. В книге более подробно рассмотрены занятия с пластилином, крупой, природным материалом, нитками, разнообразными конструкторами, цветной бумагой и картоном.

Мы считаем, что уместно на занятиях с младшими дошкольниками использовать для развития мелкой мускулатуры игры с математическими палочками, из них можно на плоскости выкладывать различные изображения. Для развития моторики рук и пальцев большое значение имеют пальчиковые игры со стихами, которые оказывают дополнительно и развивающее действие, например развивают память, речь, внимание, общение.

Пальчиковые игры необходимо включать в режимные моменты и использовать систематически, например при каждом умывании, одевании, подготовке к обеду, в различной деятельности.

Таким образом, пальчиковые игры в развитии младшего дошкольника играют важную роль, так как соответствуют возрастному развитию ребенка, интересны, не противоречат принципам педагогики. С помощью пальчиковых игр развивается мелкая мускулатура пальцев ребенка, что положительно сказывается на развитии речевых навыков, психических функций. Пальчиковые игры улучшают эмоциональный фон общения ребенка со взрослыми и ровесниками, учат внимательно слушать речь других людей, повышают речевую активность детей. Сопровождение пальчиковых упражнений и игр чтением стихотворений, потешек, приговорок делает речь ребенка более четкой, выразительной, совершенствует контроль ребенка за движениями. Игры и упражнения способствуют приобретению силы, подвижности и гибкости мелкой мускулатуры рук, что впоследствии облегчит приобретение навыков письма.

В педагогической деятельности мы рекомендуем использовать различные виды пальчиковых игр, использовать теневой, пальчиковый театр, игры со шнуровкой, разные виды рисования, штриховки и раскрашивания, игры с предметами домашнего обихода, игры с нитками и узелками, собирание разрезных картинок и т.д. Занятия лучше начинать с ежедневного самомассажа кистей рук, пальцев, ладошек, предплечья, после этого целесообразно проводить комплекс движений, затем можно приступать к упражнениям в игровой форме, которые содействуют развитию тактильных ощущений и кинестетического восприятия. В группе рекомендуется организовать творческий уголок, в котором любой ребенок может взять необходимые материалы для рисования, изготовления поделок и заняться продуктивной деятельностью.

Заключение

В результате проведенного исследования анализа мы можем сделать выводы, что младший дошкольный возраст ребенка является новым жизненным этапом. Ребенок становится более самостоятельным, старается все делать без помощи взрослого, хотя еще многое в этом возрасте недоступно, проявляет личностные качества, личностную позицию, меняется его отношение к окружающему миру.

В младшем дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра. В ней дети воплощают в жизнь результаты своих наблюдений за жизнью людей, постигают связи, взаимодействия, отношения людей друг с другом, виды общения. Помимо этого, развивается социальное восприятие, формируется образное мышление и воображение. Игра с самим собой меняется на игру вместе.

В младшем дошкольном возрасте речевому развитию характерна высокая активность, дети стремятся к общению, взаимодействию, взрослым кажется, что ребенок постоянно разговаривает. Одним из эффективных способов развития речи младших дошкольников являются пальчиковые игры. Учеными доказано, что развитие речи и развитие мелкой моторики тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Руки являются специфическим органом с множеством разнообразных функций. Сопровождение пальчиковых упражнений и игр чтением стихотворений, потешек, приговорок делает речь ребенка более четкой, выразительной, совершенствует контроль ребенка за движениями [6].

Пальчиковые игры являются универсальными средствами, обычно они не требуют особых условий и особой подготовки, занимают немного времени, 2-3 минуты, предполагают активный безопасный контакт в группе, возможно использование языка жестов, существует постепенное усложнение двигательных и мыслительных задач.

Нам кажется необходимым продолжение исследований по данной проблеме, создание системы пальчиковых игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей, постепенного усложнения содержания игр.