Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CULTUROLOGICAL APPROACH TO THE FORMATION OF RESEARCH CULTURE OF MILITARY UNIVERSITIES CADETS

Ryabchikov A.A. 1 Petrovskaya M.V. 1 Zaytsev A.V. 1
1 Military Educational Scientific Center of the Air Force, "Air Force Academy named after professor N.E. Zhukovsky and Y. Gagarin "
Nowadays the main resource and capital, of course, are technologies for the development, production and processing of knowledge, which are the source of a person’s progressive development, his professional competence, personal and professional culture. In this regard, it is possible to talk about the orientation of education, including military education, on the cultural introduction of students. Modern trends in the integration of education and culture, the increasing role of the spiritual factor in all spheres of life make it necessary to improve the educational process in military universities. The culturological approach to the formation of research culture of military high schools cadets is manifested in the purposeful and systematic approval of human values in the educational and research direction, as well as in the application of values in building a program of research activities of modern educational technologies based on the achievements of world culture. The culturological approach involves cultural introduction of cadets, their self-development and self-realization in the culture. Cultural approach helps to solve the main task of the educational process - to promote the formation of personality and self-actualization, to develop individuality. In this article, the authors, using the provisions of the cultural approach, discover additional aspects and prospects for the development of cadets research culture and also consider the basic values of research culture.
culture
Research culture
cultural approach
values of research culture
cadets of military universities

Современный этап развития социума, безусловно, сопровождается трансформациями в политической, экономической, правовой, духовной и образовательной сферах. Не вызывает сомнения, что значительное влияние на эти трансформации оказывает культура во всех ее проявлениях. Признание важности развития культуры, переосмысление представления о взаимодействии в образовательном пространстве педагога и обучающегося привели к актуализации культурологического подхода, ориентированного на равноправное сотрудничество субъектов образовательного процесса и принятие культурных образцов поведения. Культурологический подход, проявляясь во всем многообразии деятельности, является одним из ведущих при развитии исследовательской культуры курсантов военных вузов.

Цель исследования – рассмотреть основные положения культурологического подхода в педагогике как основания для формирования исследовательской культуры курсантов военных вузов.

Материал и методы исследования. Исследование основано на анализе современной научной педагогической и психологической литературы, ФГОС ВО и Квалификационных требований, определяющих требования к организации образовательного процесса в военных вузах, в том числе в части, касающейся исследовательской деятельности курсантов, а также опирается на совокупность теоретических (анализ, конкретизация, систематизация, обобщение) и эмпирических (наблюдение, изучение деятельности курсантов, анализ нормативных документов, анкетирование) методов.

Результаты исследования и их обсуждение. В педагогике выделяют несколько видов моделей образования. Так называемые культурные (или культурологические) модели (Г.И. Гайсина, И.Ф. Исаев, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.И. Ситникова, М.Н. Скаткин и др.) рассматривают образование как пространство воспроизводства и развития культуры как у субъектов этого пространства, так и самой образовательной среды. В рамках этого направления в военной педагогике и психологии изучаются различные аспекты культуры курсантов военных вузов, такие как: правовая культура (В.В. Бондуровский, М.В. Гирская, Ю.И. Дутов, А.А. Иванов и др.), речевая культура (Л.Н. Лазуткина, С.В. Лычагина, Е.В. Лушина, Г.Р. Малыгина и др.), коммуникативная культура (Г.А. Анохина, Е.В. Белосевич, В.С. Романюк, В.С. Чернявская и др.), информационная культура (Р.В. Беляев, Н.Н. Елистратова, Е.О. Никитина и др.), нравственная культура (В.Н. Бородаенко, А.С. Кривенкова, Н.И. Татаркина и др.), управленческая культура (В.М. Акименко, С.П. Кириков, А.Г. Матвеев и др.), физическая культура (А.В. Евтушенко, А.В. Малиновский, В.А. Овчинников, В.М. Осминин и др.), политическая культура (И.В. Дениско, Ю.А. Коробов и др.), культура толерантности (В.А. Кучер, М.Ф. Фомина и др.), организационная культура (В.И. Семененя, С.Н. Смеянов, В.В. Третьяков и др.), техническая культура (А.В. Миронов, А.Ж. Сабырбаев и др.), гуманитарная культура (Е.В. Дорошенко, О.А. Мартыненко и др.), рефлексивная культура (А.М. Печенюк, Т.М. Усманов и др.), культура мышления (И.В. Ершова, Н.В. Задохина и др.) и пр. Принимая во внимание требования военной практики, ФГОС нового поколения и Квалификационных требований к подготовке выпускников военных вузов, на наш взгляд, необходимо говорить и о еще одном аспекте культуры будущих офицеров, позволяющем творчески, нестандартно решать профессиональные задачи, требующие активного научного познания и преобразования. Речь идет об исследовательской культуре.

В современной педагогической науке нет общепринятого определения исследовательской культуры. Анализ научных работ позволяет рассматривать исследовательскую культуру с ряда позиций.

Так, когнитивный подход определяет исследовательскую культуру как:

– «совокупность знаний, ценностей и практик, определяющих познание социальным субъектом сущностных свойств окружающего мира, возможностей его изменения с целью реализации различных потребностей функционирования и развития» [1, с. 8];

– «совокупность определенного качества предметных знаний по общественным наукам, надпредметных знаний из области философии, методологии, истории наук и системы этических, эстетических и эмоционально-нравственных критериев определения ценности исторических знаний для личности» [2, с. 21].

В рамках компетентностного подхода исследовательская культура представляется как:

– «готовность личности к определенным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков, опыта их деятельности, структуру которой образуют информационный, поисковый, инструментальный, коммуникативный и презентационный элементы» [3, с. 8];

– «способность определять средства и способы достижения познавательных целей, обосновывать и аргументировать полученные результаты» [4].

Личностно-ориентированный подход рассматривает исследовательскую культуру как:

– «интегративное качество личности, характеризующееся единством знаний целостной картины мира, умениями, навыками научного познания, ценностного отношения к его результатам и обеспечивающее ее самоопределение и творческое саморазвитие» [5, с. 9];

– «сложное динамичное личностное образование, которое представляет собой единство форм, способов и результатов учебно-исследовательской деятельности; характеризует обучающегося как субъекта этой деятельности и определяется ценностным отношением к учебно-исследовательской деятельности, а также степенью овладения условиями и способами ее осуществления» [6; с. 6];

– интегративную, динамическую характеристику «на уровне личности и субъекта инновационной деятельности, включающую его гуманистическую направленность, методологическую рефлексию, профессиональные потребности и мотивы личностной самореализации, преобразовательные способности в освоении способов и приемов решения творческих профессиональных задач, индивидуальный стиль деятельности» [7, с. 7].

Культурологический подход позволяет говорить об исследовательской культуре как:

– о составляющей базовой культуры личности, характеризующейся «готовностью к решению профессиональных проблем с использованием методов научного исследования, включающей в себя совокупность компонентов, где под готовностью понимается внутреннее состояние, связанное с установкой на выполнение деятельности, предполагающее субъективно-активную позицию и осознание значимости этой деятельности» [8, с. 10];

– о части профессиональной культуры специалиста, представляющей собой «личностную характеристику, которая включает в себя ценностное отношение к исследовательской деятельности и ее целесообразное проявление в сфере социальной работы, обеспечивая самоопределение, самореализацию в разрешении проблем профессиональной деятельности» [9, с. 8].

В рамках настоящего исследования интерес представляют основные позиции культурологического подхода.

Следует отметить, что достаточно длительный период отечественное образование развивалось «вне культуры», базируясь на материальных потребностях развития производства, обесценивающих субъекта и утверждающих технократическое мышление, что привело, по мнению Г.И. Гайсиной, к ослаблению внимания традиционной педагогики к проблемам индивидуальности личности, потере гуманитарно-культурного фона педагогической проблематики и предметоцентризму в режиме репродукции все возрастающего объема готовых к усвоению знаний [10].

Современные социальные реалии требуют создания условий для творческого самовыражения и самореализации личности, что неизбежно влечет за собой переосмысление основных положений педагогики в направлении гуманитаризации образования, в том числе и военного. В образовательной среде все чаще обнаруживаются культурологические тенденции, раскрывающие новые ценности образования (уникальность целостной личности, человек как часть культуры, саморазвитие, самореализация и др.), определяющие развитие личности как генеральную цель образования, предъявляющие повышенные требования к культурным и духовно-нравственным качествам субъектов образовательного процесса.

В 1990 г. на Международном симпозиуме, проходившем в Праге, среди основных направлений модернизации образования были обозначены и направления взаимопроникновения культуры и образования. Участники симпозиума отметили важность и необходимость формирования нового образа мира и человека, создания и внедрения специальных социокультурных техник и технологий, разработки методологических и методических положений взаимодействия человека и культуры.

В рамках культурологического подхода обучающийся рассматривается как субъект культурного развития и саморазвития, а педагог оказывает ему поддержку в самоопределении и формировании системы культурных ценностей. Образовательная среда наполняется личностными и профессиональными смыслами, направленными на формирование культурной идентичности личности обучающегося и подготовку будущего специалиста как носителя личностной и профессиональной культуры. Осуществление культурных функций становится условием продуктивного развития образования как культуротворческой сферы, в которой трансформируется общественное и личностное самосознание.

Реализация культурологического подхода в формировании исследовательской культуры курсантов военных вузов должна осуществляться в контексте общефилософского понимания культуры: 1) как нормативного, заданного в том числе требованиями ФГОС ВО и Квалификационными требованиями, а также нормами военно-профессионального сообщества; 2) как связанного с субкультурой военного вуза и особенностями межличностного и служебного взаимодействия; 3) как детерминированного образованностью, воспитанностью, интеллигентностью, креативностью, коммуникативностью субъектов образовательного процесса.

Культурологический подход выполняет в образовательной практике, в том числе при формировании исследовательской культуры у курсантов, несколько функций. Развивающая функция связана с развитием у курсантов исследовательских способностей, умений и навыков, позволяющих оценивать социокультурные явления и феномены, классифицировать факты культуры. Информационная функция реализуется путем переработки социокультурной информации, расширения культурного кругозора. Ориентационная функция направлена на аксиологическую интерпретацию культуры, формирование системы ценностей исследовательской деятельности. Мобилизационная функция проявляется в активизации интеллектуальных умений, применении их способов и приемов культурологического познания в различных жизненных и исследовательских ситуациях. Исследовательская функция реализуется через развитие посредством культурологических знаний и умений способности находить новые нестандартные решения теоретических и практических задач, проведение актуальных исследований и др.

Среди принципов культурологического подхода специалисты отмечают:

– создание, поддержание и развитие образовательного пространства как особой поликультурной среды;

– формирование у субъектов образовательного процесса особого ценностного культуросообразного отношения к миру;

– сочетание подходов, форм, способов педагогического влияния, направленных на активное освоение культурных моделей;

– использование социокультурной информации для расширения личностного информационного пространства и объема профессионального тезауруса;

– интернационализацию в основных сферах социальной жизни субъектов образовательного процесса и др.

Как отмечает А.Н. Галагузов, содержательной основой культурологического подхода и процесса его реализации являются культурные ценности и ценностные отношения. Ценности выступают регулятивными компонентами любой культуры, воплощающими идеалы и представление об эталоне. Они находят выражение в нормах, значениях и наиболее типичных для данных культур артефактах (продуктах). Будучи стержнем, ядром культуры, ценности в то же время выполняют интегративную и ориентировочную функции в социуме, в социальной, в том числе профессиональной, деятельности людей [11].

Ценности исследований определяются функциями науки в современной культуре. А.Б. Демидов к ним относит: мировоззренческую функцию, определяющую формирование научного представления о мире, науке, исследовании и др.; функцию непосредственной производственной силы, реализующуюся в теоретических и практических результатах и продуктах исследовательской деятельности; функцию социальной силы, выражающуюся в научном прогнозировании и планировании [12].

В контексте проблемы формирования исследовательской культуры Г.Н. Кузьменко говорит о двух группах ценностей, детерминирующих процесс научного познания. Автор указывает, что социокультурные или мировоззренческие ценности детерминированы социальной и культурно-исторической природой науки и научных сообществ. Внутринаучные или когнитивно-методологические ценности выполняют ориентационную и регулирующую функции применительно к процессу научного исследования. К числу этих ценностей относят: методологические нормы и процедуры научного поиска; методику проведения экспериментов; оценки результатов научной деятельности и идеалы научного исследования; этические императивы научного сообщества; новое решение актуальной научной задачи и возникновение нового направления исследования; адекватное описание, непротиворечивое объяснение, аргументированное доказательство и обоснование, четкую, логически упорядоченную систему построения или организации научного знания [13].

И.Х. Милиев в своем исследовании рассматривает научно-мировоззренческие ценности исследовательской культуры: ценности-цели, определяемые потребностями в саморазвитии и самореализации через исследовательскую деятельность; ценности-средства, выражающиеся в технологиях, алгоритмах, способах и приемах исследования; ценности-знания как упорядоченную и организованную систему знаний и умений, необходимых для проведения исследования; ценности-отношения, образованные совокупностью отношений обучающихся к себе и другим субъектам исследовательской деятельности; ценности-качества, проявляющиеся в креативности, инициативности, рефлексивности, коммуникативности, исследовательской интуиции и др. [14].

Интересными представляются результаты рефлексивного исследования М.С. Черепанова, который также выделил ценности исследовательской деятельности. К ним он отнес: ценности истины, ценности деятельности, ценности творчества, ценности коммуникации и ценности продуктивности [15]. Не вызывает сомнения, что проникновение культуры во всех ее проявлениях в исследовательскую деятельность способствует формированию и развитию у субъектов этой деятельности исследовательской культуры.

Проведенный опрос показал, что ценности исследовательской деятельности для курсантов военных вузов заключаются: в возможностях личностного и профессионального роста (78,2%); в изучении фактов, явлений и закономерностей военно-профессиональной действительности (67,7%); в определении перспектив развития военной науки и техники (66,8%); в перспективах социального взаимодействия в научном мире (54,6%); в обеспечении высокого научного статуса и конкурентоспособности военного вуза (42,1%).

Заключение. Таким образом, культурологический подход в контексте настоящего исследования предполагает овладение курсантами военных вузов общей и исследовательской культурой, активное формирование исследовательских умений, развитие креативных способностей и может быть определен как совокупность научно-теоретических положений и практикоориентированных мер, направленных на создание в образовательном пространстве военного вуза психолого-педагогических условий по освоению, репродукции и образованию новых исследовательских ценностей и технологий, определяющих культурное саморазвитие и творческую самореализацию личности будущего офицера. Стоит отметить, что реализация рассматриваемого подхода в образовательном пространстве военного вуза не только не отменяет необходимость использования и других подходов, но и требует их гармоничного сочетания, интеграции в рамках культуротворческой образовательной парадигмы при поликультурном наполнении социальной, образовательной и профессиональной реальности.