Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE RESULTS OF THE ESTIMATION OF THE PECULIARITIES OF FORMATION OF CIVIL IDENTITY OF FOREIGN AND RUSSIAN STUDENTS

Nesgovorova N.P. 1 Savelev V.G. 1
1 FGBOU VO Kurgan State University
Civil identity as an integrated personal result of training, education and socialization of students represents the awareness of students of their belonging to a small homeland, country, state on general cultural grounds, having for him a certain personal meaning and manifested in behavior and activities. Civil (Russian) identity is an actual personal characteristic of an educated citizen of Russia. The relevance of the presented research is manifested both in the theoretical substantiation and in the procedure for evaluating and identifying features of the formation of civic identity among foreign and Russian students. The authors determined the place of civic identity in the structure of identities of the individual. The structure of the civic identity itself has five components: value, affective, cognitive, activity and behavioral. A questionnaire has been developed for assessing the formation of components of civic identity, which is represented by 45 statements that relate to five blocks: the presence of civic consciousness, the manifestation of civic consciousness in activities, the need and possibility to form civic identity, globalism in civic identity, regional aspect in civic identity. The experimental work was attended by groups of students studying at the Kurgan State University: the first group was foreign students (students from Turkmenistan). The second group consists of Russian students. In the process of research, differences in value attitudes and socio-ethnic characteristics were revealed. If, in general, civic identity at almost the same level is formed by foreign and Russian students in the first years of study at the university. That necessity and the possibility of the formation of civic identity and globalism in civic identity prevails among foreign students. The manifestation of civic identity in environmental activities and its regionalism are most pronounced among Russian students.
civil identity
students
assessment
diagnostic results

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается, что «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны» [1].

Современные общественно-политические реалии определяют важную общественную и педагогическую задачу – подготовку российских граждан, способных мирно сосуществовать, уважать право каждого на выбор и сохранение своей идентичности, толерантно воспринимать социальные различия, находить взаимопонимание.

Цель исследования – выявить особенности формирования гражданской идентичности личности у иностранных и российских студентов, обучающихся в Курганском государственном университете.

Предмет исследования. Термин «идентичность» (от лат. identificare – «отождествлять») в трактовке Э. Эриксона определяется через ответ на вопрос: «Кто ты?» При этом под ответом следует понимать «постоянное соотнесение человека со своим собственным “я” вне зависимости от его изменчивости», «субъективное, вдохновенное ощущение тождества и целостности» [2]. Исходя из теории Эриксона можно предположить, что идентичность, формируемая под воздействием внешней среды, – это индивидуальная «внутренняя» составляющая этого воздействия. Она может быть осознанной, включать вербально оформленную и эмоционально-образную, психофизиологическую компоненты. В рамках самоосознания идентичность выполняет внутреннюю когнитивную функцию. Внешнюю адаптационную функцию она выполняет в процессе самопрезентации. Она может изменяться под воздействием различных психоэмоциональных (включая биогенные) и социальных факторов.

По мнению отдельных авторов, социальная идентичность включает гражданскую идентичность, под которой подразумевается осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе [3].

Если следовать теории R. Baumeisters, можно констатировать, что современное российское общество характеризуется кризисом гражданской идентичности [4]. Обусловлено это может быть тем, что, с одной стороны, имеет место ориентация на ценности индивидуализма и либерального потребительского общества, с другой – существует сохранение исторически сложившихся ценностей коллективизма и соборности. Такие противоречия не всегда способствуют формированию зрелой гражданской идентичности.

По мнению ученых, кризис идентичности отдельного человека и общества является основополагающим среди конфликтов и противоречий современной России. Как считает О. Митрошенков, разрушение традиционных социальных связей и государственной системы воспитания значительно снизило роль ранее доминировавших институтов социализации – семьи и школы прежде всего [5].

Что может быть и основой, и индикационным признаком гражданской идентичности? E.A. Cochina в своей работе «The proceedings of interregional youth scientific and educational forum “Patriotism, education, studentship’’» указывает на то, что одним из индикационных признаков гражданской идентичности является чувство патриотизма [6]. При этом автор обращает внимание на то, чтобы добиться реального результата, проводимая работа в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ» должна быть разносторонней, осуществляться при активном сотрудничестве учреждений культуры (музеев, библиотек), участии во всероссийских конференциях, форумах, проектах и акциях [7].

Понятие «оценка» в современном Большом толковом словаре русского языка трактуется в виде нескольких значений: оценка как действие (оценить, оценят); как мнение, суждение о качествах чего-то; как результат оценивания; назначенная или определенная кем-либо стоимость, цена; как отметка, выставленная преподавателем [8].

Если рассматривать понятие в этом ключе, то можно выделить следующее: оценке как действию присущи две характеристики – процесс и результат. Однако обе они тесно взаимосвязаны, так как процесс – это действие, в результате которого возникает суждение, поэтому результат оценки можно представить в виде оценочного суждения (или оценочной категории).

На практике в науке термин «оценка» используется и как процесс, и как результат, поэтому для функционального уточнения принято вместо оценки, понимая при этом «процесс», использовать термин «оценивание» [9].

Оценивание успешности деятельности студентов в плане формирования их гражданской идентичности должно опираться на свойство оценок, правило проведения сравнения оценочного свойства с оценочным основанием (шкалой). Полученный результат нужно выражать в виде суждения или в степени (уровне) соответствия оценочному свойству.

Однако, по мнению психологов, при познании окружающего мира мы не должны использовать какие-либо его оценки, если воспринимаем объективный мир при помощи органов чувств. Такое познание является первичным по отношению к какой-либо деятельности, которая строится на его основе. Результатом деятельности является приобретенный багаж знаний, умений. Этот багаж полученного знания человек может соизмерить со своими возможностями. Поэтому он в силах перевести знания о мире и о себе самом на язык понятий, которые может использовать в процессе управления своим поведением и деятельностью. Таким языком исходя из постулата о триединстве функций психики в виде последовательности: познание – оценка – действие, согласно мнению Н.А. Батурина, может быть система оценок, создание которых связано с процедурой оценивания [10].

В оценке отражаются «настоящие знания» – знания об объекте познания и «будущие знания» в форме поведения по отношению к объекту – в виде объективного отношения [11].

Материалы и методы исследования. Поскольку идентичность формируется в зоне контакта индивидуального и социального, она всегда определяется как «внутренними», конструктивно-когнитивными и психоэмоциональными факторами («личностью», «индивидом»), так и внешними, социокультурными факторами («социальной действительностью», «другими») [12].

Исследование, в том числе гражданской идентичности, предполагает разные подходы. Однако в нынешних условиях ключевое значение приобретает феноменологический анализ субъективной реальности, который включает проблему Я.

Благодаря феноменологическому анализу можно выявить, что всякое сознательно переживаемое явление (т.е. явление субъективной реальности – ощущение, восприятие, волевое побуждение, мысль и т.д.) связано со своим Я, оно двумерно, является отображением некоторого объекта и самого себя одновременно.

В нашем исследовании принимали участие группы студентов, обучающихся в Курганском государственном университете: первая группа – иностранные студенты (студенты из Туркменистана), вторая группа – студенты-россияне. Объем выборки составил 60 человек студентов 1-го курса.

Выборки сходны по созданным социально-педагогическим условиям обучения, получения образования; выборки различаются по определенным признакам.

Во-первых, иностранные студенты владеют русским языком на недостаточном уровне для успешного обучения. Русский является для них иностранным языком, на котором они слабо способны логически мыслить.

Во-вторых, они приехали в иные природно-климатические условия и медленно адаптируются к их смене.

В-третьих, они оказались оторванными от дома, семьи, привычных условий, жизненного уклада.

Для процесса оценивания гражданской идентичности нами разработаны опросники, в том числе общий [13], который представлен 45 утверждениями, относящимися к пяти блокам: 1 – наличие гражданственности, 2 – проявление ее в деятельности, 3 – необходимость и возможность формирования гражданской идентичности в данный период, 4 – глобализм в гражданской идентичности, 5 – региональный аспект гражданской идентичности.

Результаты исследования и их обсуждение. Если под идентичностью понимать комплексный образовательный результат, конкретизирующий требования ФГОС к единству общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, можно определить идентификационную структуру личности студента, представленную на рисунке 1. Она реализуется в процессе приобретения гражданской компетентности.

Механизм гражданской идентификации предполагает последовательное освоение студентами: а) на уровне группы – групповых (социальных) норм и ценностей поведения, б) на уровне нации – национальной культуры, способности и потребности сохранять и укреплять национально-культурное единство общества, в) на глобальном уровне – формирование гражданина мира.

Рис. 1. Идентификационная структура студента [14]

На основе характеристик базовой структуры идентичности выделены компоненты гражданской идентичности (ценностный, аффективный, когнитивный, деятельностный и поведенческий). Ценностный компонент оцениваем по показателям: наличие любви к природе, уважение людей и др. Аффективный компонент отражает эмоционально-чувственную направленность (любовь к малой Родине, любовь к природе, гордость за героев малой Родины). Когнитивный компонент представлен знаниями об экологических проблемах своей Родины. Деятельностный компонент наполнен умениями экодеятельности, участия в экологических и благотворительных акциях, охране и защите природы. Поведенческий компонент выражается в поступках дружеского отношения ко всем странам мира, дружеском отношении между всеми людьми страны.

Сравнительная оценка проявления компонентов гражданственности у иностранных и российских студентов позволяет сделать следующие выводы:

– все иностранные студенты открыто выражают любовь к Родине, и только 60% российских студентов делают это. Аналогичная тенденция проявляется и в отношении к малой Родине. Среди иностранных студентов 77% показывают отношение к малой Родине, а среди российских студентов – только 44%. Возможно, различия обусловлены отъездом иностранцев из своей страны (Родины) и разлукой с ней;

– любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам (патриотизм) испытывают 70% иностранных и только 50% российских студентов. Возможно, это связано с национальными особенностями воспитания;

– в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» говорится о том, что защита Родины есть защита своего достоинства. Такая задача может быть поставлена 59% иностранных и 50% российских студентов, готовых защищать свою Родину;

– 95% россиян проявляют любовь к родной природе, в то время как иностранцы более равнодушны к ней, из них выделяются лишь 63%. Сопоставляя результаты ответов на вопросы о любви к Родине и малой Родине, можно предположить, что у российских студентов эти отношения проявляются прежде всего в любви к родной природе;

– 70% российских студентов и 58% иностранных испытывают гордость за героев малой Родины. В первую очередь к таким героям относятся герои Великой Отечественной войны (рис. 2).

Рис. 2. Наличие компонентов гражданственности у иностранных и российских студентов

Примечание: 1 – любовь к Родине, 2 – любовь к природе, 3 – любовь к малой Родине, 4 – любовь к полю, лесу – качество русских, 5 – гордость за малую Родину, 6 –защита Родины – почетная обязанность, 7 – гордость за успехи ученых, 8 – гордость за героев малой Родины, 9 – патриотизм

В целом из девяти анализируемых показателей гражданственности пять преобладают у российских и четыре – у иностранных студентов.

Гражданственность проявляется в экологической деятельности студентов. Выявлено, что в благотворительных акциях с интересом участвуют по 63% студентов из каждой группы. Все российские студенты готовы участвовать в разрешении экологических проблем России, и только 44% иностранных студентов готовы делать это. Анализ ответов позволяет констатировать, что гражданственность в экологической деятельности в большей степени проявляется у российских студентов в таких аспектах, как охрана и защита природы, создание комфортной окружающей среды и др.

Порядка 80% российских студентов и 50% иностранных студентов проявляют высокую мотивацию экодеятельности по защите и охране природы и тем самым показывают высокие гражданские ориентиры.

Большая часть студентов обеих групп убеждены, что необходимо воспитывать чувство любви и гордости за свою страну. Такое мнение высказали 80% российских и 75% иностранных студентов. Высокая доля студентов считают, что в их стране воспитывают гордость за героев Родины. Так считают 75% иностранных и 70% российских студентов. В целом 65% иностранных и 50% российских студентов считают, что патриотизм у населения следует воспитывать.

Глобализм в гражданской идентичности наиболее выражен среди иностранных студентов. Они считают, что глобальные экологические проблемы угрожают миру. Среди российских студентов только 55% проявляют интерес к экологическим проблемам мира. Наибольший интерес отмечен к проблеме деградации почвенного покрова.

Региональные аспекты гражданской идентичности более выражены в ответах российских студентов. Студенты отдают предпочтение благоустройству своего города, изучению проблем по загрязнению рек, озер, установлению дружеских отношений со всеми странами мира и всеми людьми своей страны; меньше всего их интересует установление дружеских отношений со странами, граничащими непосредственно с Россией, и изучение проблемы загрязнения атмосферного воздуха.

Что касается иностранных студентов, то они желают видеть город красивым, поддерживать дружеские отношения между всеми народами России, охранять животных на территории своей страны.

Стоит констатировать, что высокий уровень регионализма гражданской идентичности у российских и иностранных студентов наполнен разными интересами, знаниями и убеждениями.

Выводы

Гражданская идентичность проявляется через осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе.

Разработанная структура гражданской идентичности и опросник по оценке ее компонентов позволили провести опытно-экспериментальную работу с иностранными и российскими студентами, обучающимися в Курганском государственном университете.

В целом гражданская идентичность практически на одинаковом уровне сформирована у иностранных и российских студентов 1-го курса. Необходимость и возможность формирования гражданской идентичности и глобализм в гражданской идентичности преобладают у иностранных студентов, а проявление гражданской идентичности в экологической деятельности и регионализм наиболее выражены у российских студентов.