Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

IMPROVING THE CONTENT OF THE PROGRAM OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL MODULE AND ITS IMPLEMENTATION AS A MEANS OF OPTIMIZING THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Kozilova L.V. 1
1 Institute of social-humanitarian education of the Moscow state pedagogical University
The article describes the content of the program «Psychological and pedagogical module (theory and practice)», the experience of its implementation with undergraduate full-time students in the field of training: 44.03.05 «Pedagogical education», profiles: social Science and Law, social Science and the Foundations of world religions and secular ethics. The features of the implementation of this module in the educational environment of the pedagogical University in cooperation with the bases of practices (educational organizations of Moscow) are revealed. The author describes the structure of the module and its content. Specific examples of tasks from work experience are given, as well as a list of formed competencies of students, both in the course of obtaining theoretical knowledge and in the course of practice. The results of a survey of students on the results of the module are presented. The article describes in detail the experience of organizing and conducting the final stage of the program – a round table, the purpose of which was to summarize the theoretical knowledge gained in the classroom, as well as to discuss the content of the results of practical activities of students in the framework of teaching practice to obtain primary professional skills and research work. In conclusion, the conclusions on improving the content of the program for its further implementation in order to optimize the educational environment of the pedagogical University, aimed at practice-oriented training of undergraduate students and creating conditions for the development of new practical experience. The author considers the socio-cultural educational environment as a part of the educational environment of the pedagogical University, an important factor in the socialization of the individual, contributing to its adaptation to the realities of life, and, consequently, is one of the means of optimizing the educational environment in the University as a whole.
psychological and pedagogical module
undergraduate students
educational environment

В 2016 г. преподавателями кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой была разработана программа «Психолого-педагогический модуль (теория и практика)» (далее ППМ) в соответствии с учебным планом работы института социального-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета, которая реализована группой преподавателей указанной кафедры в течение трех лет – с 2016 по 2019 гг. – на бакалавриате очной формы обучения по направлению подготовки: 44.03.05 «Педагогическое образование», профили: Обществознание и Право, Обществознание и Основы мировых религий и светской этики. Авторами явились преподаватели кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой во главе с заведующим кафедрой к.п.н. Гончар М.В. [1].

Целью освоения ППМ стало формирование ряда общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций, обеспечивающих эффективную реализацию основных профессиональных функций при осуществлении педагогической деятельности в различных образовательных организациях и в работе с обучающимися. Структура ППМ состояла из цели, места модуля в структуре образовательной программы, планируемых результатов обучения, объема модуля, содержания модуля, учебно-методического обеспечения, самостоятельной работы обучающихся, фонда оценочных средств (перечня контрольных, тестовых заданий для проведения промежуточной аттестации по каждому разделу), учебно-информационного обеспечения модуля (перечня основной и дополнительной литературы по каждому подразделу, перечня интернет-ресурсов и информационных технологий), материально-технического обеспечения, методических указаний обучающимся по освоению психолого-педагогического модуля.

Общая трудоемкость модуля составляет 30 ЗЕТ, что соответствует 1080 академических часов, из них аудиторной работы 504 часа, в том числе 138 лекций и 366 практических занятий и 576 часов объем самостоятельной работы, из которых 36 часов выделено на подготовку к экзамену в шестом семестре. Программа ППМ состояла из 6 разделов, каждый из которых включал 4 подраздела, реализованных в рамках одного семестра, по результатам которого проводился зачет. Так, например, на 1-м курсе первого семестра был реализован раздел 1 – Введение в психолого-педагогическую деятельность, который состоял из 4 подразделов, каждый из которых читал преподаватель кафедры: 1.1. Психология развития. 1.2. Основы профессиональной деятельности психолого-педагогического направления. 1.3. История педагогики. 1.4. Общая педагогика. На самостоятельную работу студентов отводилось по 20–22 часа на каждый подраздел, который содержал задания по теоретическим вопросам подраздела. Итогом промежуточной аттестации по окончании изучения данного раздела являлся дифференцированный зачет, который принимал один из преподавателей данного раздела, как правило, профессор. Все преподаватели по окончании своего подраздела представляли профессору результаты освоения студентами своего подраздела по балльно-рейтинговой системе, что составляло не более 25 баллов с учетом выполненных заданий и посещаемости занятий студентами для выставления объективной отметки. Промежуточная аттестация осуществлялась по окончании каждого раздела, т.е. каждого семестра (1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й семестр – зачет и 6-й семестр – экзамен). Разделы модуля разработаны таким образом, чтобы в течение прохождения ППМ студенты смогли овладеть перечнем необходимых компетенций, представленных во ФГОС ВО 3+ по педагогическому направлению подготовки студентов бакалавриата в рамках изучения данного модуля. В связи с этим модуль содержал разные аспекты педагогики, психологии, управления.

В реализованной программе ППМ представлены оценочные средства для проведения промежуточной аттестации по всем разделам, включая каждый подраздел модуля, а также перечень примерных тем и заданий для промежуточной и итоговой аттестации студентов. Учебно-методическое обеспечение программы ППМ (теория и практика) представлено по каждому подразделу, включая список основной и дополнительной литературы за последние 5 лет, а также перечень электронных ресурсов.

Текущий контроль осуществлялся во время практических и семинарских занятий. По каждому разделу модуля проводилась проверка выполнения студентом заданий в рамках самостоятельной работы.

Методическое сопровождение освоения программы ППМ представлено студентам на портале электронного обучения, оно содержало специальную подборку электронных образовательных ресурсов по модулю, набор учебных заданий, инструкции по их выполнению, требования к представлению заданий, систему оценивания, учебную литературу и другой справочный материал. Так, например, самостоятельная работа по подготовке презентации. Цель задания: развитие способностей к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, интерпретации содержания нормативных правовых актов в сфере образования в виде мультимедийных презентаций; формирование ресурсно-информационной базы для осуществления практической деятельности. Описание задания: мультимедийная презентация – средство отображения информации. Умение хорошо презентовать свою деятельность – одно из самых продуктивных средств привлечения внимания к своей работе. Выполнение учебной задачи по составлению мультимедийной презентации включало следующие этапы: 1) подготовить ответы на предложенные по теме занятия вопросы; 2) подготовить не более 10 слайдов в редакторе Power Point по теме занятия;  3) оформить работу в соответствии с требованиями ГОСТ Р 6.30-2003 и ГОСТ Р 7.05-2008. Критерии оценки: глубина проработки материала; правильная структурированность информации; наличие логической связи изложенной информации; грамотность и полнота использования источников; соответствие оформления общепринятым требованиям и соблюдение сроков выполнения работы.

Данная программа ППМ (теория) реализовывалась на протяжении 3 лет по следующим разделам: Раздел 1. Введение в психолого-педагогическую деятельность. Раздел 2. Теория и практика психолого-педагогического сопровождения детства (на 1-м курсе). Раздел 3. Основы психолого-педагогической деятельности в образовательных системах. Раздел 4. Психолого-педагогическое сопровождение детей школьного возраста (второй год обучения). Раздел 5. Современные тенденции развития психолого-педагогической деятельности. Раздел 6. Психолого-педагогические основы управления образовательными системами (третий год обучения – 3-й курс).

Программа ППМ (теория) сопряжена с реализацией программы «Психолого-педагогический модуль» (практика). Это означало, что студенты в течение всего трехлетнего периода изучения ППМ, получая теоретические знания на лекционных и практических занятиях, один раз в неделю проходили рассредоточенную практику на базах школ города Москвы. Так, например, в 1-м семестре, изучая Раздел 1. Введение в психолого-педагогическую деятельность, студенты знакомились с образовательной организацией Филевский Центр образования № 2101 города Москвы (изучали историю становления организации, документацию, знакомились с педагогами, наблюдали за организацией и проведением уроков некоторых педагогов, анализировали особенности современного образования обучающихся и сравнивали с предыдущими эпохами, выделяя ключевые различия и др.) и на практических занятиях по ППМ (теория) обсуждали выполненные в ходе практики задания по своему подразделу. Задания на практику составлялись преподавателем того подраздела, который реализовывался в этот период.

Так, например, в рамках изучения первого раздела подраздела 1.4 Общая педагогика студенты получили на практику следующее задание: взять интервью или побеседовать с 2–3 учителями начальной школы и выяснить, каковы особенности их работы. По результатам беседы написать эссе: «Педагог начальной школы» объемом 1 страница печатного текста с 1 межстрочным интервалом.

В ходе практики студенты выполняли эти задания и на аудиторных занятиях разбирали их, тем самым осуществлялась связь теории с практикой, был сформирован ряд компетенций: способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции, способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные, личностные различия, способность к самоорганизации и самообразованию, готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности, способность осуществлять обучение, воспитание, развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся, готовность к обеспечению охраны и жизни обучающихся, способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития.

За весь трехлетний период изучения психолого-педагогического модуля студентам – один день в неделю аудиторные занятия по пятницам по 3 пары и один день в неделю (вторник) практика на базах разных школ города Москвы – была предоставлена возможность прохождения производственной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, цель которой состояла в закреплении и углублении теоретической подготовки студентов и приобретении практического опыта профессиональной деятельности в сфере образования через включенное наблюдение за особенностями становления и личностного развития обучающихся на разных этапах реализации образовательной деятельности, дискретное участие в образовательных процессах и мероприятиях, формирование первичных навыков научного психолого-педагогического исследования. Отчет по практике оформлялся и представлялся каждым студентом в форме индивидуальной книжки на итоговой конференции по практике по окончании каждого семестра, т.е. по окончании изучения каждого раздела модуля. А на установочной конференции студенты проходили инструктаж в условиях университета и далее в условиях места прохождения практики, потом получали план-график заданий прохождения практики, который включал перечень заданий на предстоящий этап практики, сроки выполнения заданий, критерии оценивания заданий на семестр. Медицинские книжки студенты готовили самостоятельно и приносили куратору практики за неделю до начала прохождения практики.

Согласно исследованиям ученых Ю.А. Маркарьян, Л.Н. Харченко, учебная практика обеспечивает условия для профессионально ориентированной актуализации и активизации личностного потенциала студентов в приобщении и приобретении идеологических и ценностно-смысловых ориентаций, освоении нового опыта практической деятельности [2, 3, с. 60].

Учебная практика направлена на фактическое ознакомление бакалавров с практикой осуществления профессиональной образовательной деятельности по обеспечению личностного развития детей (разного возраста в условиях образовательных организаций); с практикой текущего функционирования образовательных организаций, всеми направлениями и видами работ; с современными информационными технологиями для решения разнообразных задач образования в реальных условиях образовательной организации; с изучением потребностей и возможностей профессиональной деятельности педагогических работников, жизненного цикла организации, особенности менеджмента организации; с современными педагогическими и образовательными технологиями в обеспечении качества процесса и качества результата образования при рациональном использовании ресурсов. Общая трудоемкость практики ППМ на каждый раздел, то есть семестр, составляла 3 зачетные единицы – 108 часов.

Как показал опыт, применение студентами полученных знаний на практике возможно при освоении методического модуля образовательной программы ППМ, при прохождении производственной практики и при подготовке студентов бакалавриата к государственной итоговой аттестации.

Материал и методы исследования. Опрос, обобщение педагогического опыта. По результатам опроса студентов двух групп в количестве 31 человека, проведенного по окончании реализации ППМ на предмет содержания и организации программы данного модуля, было выявлено, что все студенты высказали положительное мнение о том, что данный ППМ представлен разнообразно и интересно, так как изучены разные разделы и подразделы, касающиеся педагогики, возрастной психологии, управления, научно-исследовательской деятельности, инклюзивного образования и иного, что расширило их представление об образовании в целом; предоставлена возможность проверки теоретических знаний на разных базах практик (Филевский Центр образования 2101 города Москвы, ГБОУ города Москвы Школа № 2097), что позволило студентам сравнить традиции школ, воспитательные системы и иное, а также попробовать себя в роли учителя-предметника подготовить и провести ряд уроков для обучающихся начальной, средней, старшей школы). Студентами отмечено, что со стороны педагогов и администрации баз практик всегда было доброжелательное и внимательное отношение к студентам, педагоги были настроены на сотрудничество и помощь по разным возникающим вопросам, ответы на которые были получены своевременно; отмечен высокий уровень профессионализма в организации и проведении мероприятий Благотворительного фонда «Благосфера», Центра толерантности, в научно-практических конференциях в рамках изучения ППМ как со стороны организаций, так и со стороны преподавателей модуля. Студенты выразили желание продолжить дальнейшее обучение у преподавателей кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой, а, следовательно, сориентированы на обучение в магистратуре.

Итогом реализации ППМ (теория и практика) было проведение круглого стола «Развитие научно-исследовательской деятельности студентов в условиях образовательной среды педагогического университета» в рамках изучения Раздела 6. Психолого-педагогические основы управления образовательными системами, подраздела 6.3. «Основы научно-исследовательской деятельности в образовании», результатом которого стал печатный сборник материалов круглого стола, включающий статьи студентов. Целью круглого стола явились обобщение теоретических знаний, полученных в ходе аудиторных занятий, а также обсуждение содержания результатов практической деятельности студентов в рамках прохождения педагогической практики по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской работы.

Подготовка к круглому столу была направлена на работу с научной литературой, на развитие аналитических способностей у студентов, научно-исследовательских навыков, способности к самоорганизации и самообразованию. Студентам было предложено из любого подраздела психолого-педагогического модуля выбрать тему сообщения, обосновать ее актуальность, раскрыть содержание и показать связь с реализацией в современных условиях образовательной среды.

Участие студентов в работе круглого стола позволило проявить индивидуальные деловые качества, совершенствовать навыки публичного выступления, раскрыть творческий потенциал, использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования, продемонстрировать уровень коммуникативной компетентности, общей культуры, приобрести навыки исследовательской деятельности, совершить первые шаги к самостоятельному научному поиску, расширяя познавательный интерес, формируя вкус к научным открытиям [4, с. 3].

В рамках круглого стола рассмотрены вопросы психологии развития личности ребенка из раздела модуля «Психология развития», обсуждены отдельные аспекты по реализации здоровьесберегающих технологий в образовании из подраздела модуля «Здоровьесберегающий компонент в образовании», проанализированы и обобщены отдельные технологии управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся на этапах общего и профессионального образования из подраздела модуля «Основы педагогического менеджмента» и др. [4].

Такая форма проведения круглого стола вызвала особый интерес у студентов. В качестве эксперта круглого стола были назначены студенты из других групп, в обязанность которых входило задавать вопросы по окончании каждого выступления, а также формулировать достоинства и недостатки представленного материала по критериям, разработанным преподавателем. С критериями и регламентом выступления студенты были ознакомлены заранее, за месяц до начала проведения круглого стола. Вопросы, касающиеся тем выступлений студентов, могли задавать выступающим все присутствующие, а также предлагать советы, рекомендации по доработке темы.

В связи с вышеизложенным, на наш взгляд, следует согласиться с мнением Л.Н. Харченко о том, что именно профессиональная компетентность преподавателя является ключевым и системообразующим фактором и одновременно может использоваться в качестве критерия оценки процессов развития и саморазвития вуза, эффективности его деятельности [5, с. 18; 6, с. 25].

Результаты исследования и их обсуждение. Опыт реализации программы Психолого-педагогического модуля (теория и практика) на бакалавриате педагогического направления во взаимодействии с базами практик является одним из компонентов оптимизации образовательной среды педагогического университета, направленным на практико-ориентированную подготовку студентов бакалавриата, создание условий для освоения ими нового опыта практической деятельности [7–9]. Содержание программы ППМ необходимо дополнять заданиями в связи с происходящими изменениями в общеобразовательных организациях, например с учетом внедрения МЭШ (Московская электронная школа) и РЭШ (Российская электронная школа). Следует учитывать мнение студентов о месте прохождения практики (например, с учетом месторасположения базы практики рядом с местом жительства студентов для столицы). Таким образом, совершенствование содержания программы Психолого-педагогического модуля позволит оптимизировать образовательную среду педагогического университета, так как подготовка будущего педагога направлена на адаптацию к условиям будущей профессиональной деятельности в социуме, а также на формирование профессиональной компетентности посредством создания образовательной среды, которая способствует побуждению студентов к реализации стратегических задач развития образования [10]. 

Выводы. Таким образом, реализуя программу ППМ применительно к бакалавриату, мы пришли к выводу о том, что оптимизация образовательной среды педагогического университета возможна и необходима за счет овладения обучающимися целым спектром компетентностей будущего педагога, таких как когнитивная, мотивационная, этическая, социокультурная, поведенческая и иные, которые направлены на развитие, саморазвитие личности каждого. Поэтому считаем, что сформировать компетентности, т.е. навязать их студенту, нельзя. Можно только создать соответствующие условия для овладения ими.

Использование различных форм обучения, ориентированных на субъектную позицию студентов (проблемные, рефлексивные, дискуссионные и др.), призвано организовать субъект-субъектное взаимодействие преподавателей и студентов, педагогов школ и студентов, обеспечивающее опережающую направленность на процесс строительства будущего.

Экспериментальным фактором оптимизации образовательной среды педагогического университета является социокультурная образовательная среда, для которой характерны: открытость, интегративность и целостность, информационная насыщенность, полипрофессиональная направленность. Такая среда выступает важным фактором социализации личности, способствующей адаптации ее к жизненным реалиям, а, следовательно, является одним из средств оптимизации образовательной среды педагогического университета в целом.