Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

VIRTUAL TOUR AT FAMILIARIZING PRESCHOOLERS WITH THE HOMETOWN

Lukyanova O.L. 1
1 Branch of the state budgetary educational institution of higher education "Stavropol state pedagogical Institute"
In the modern educational process of particular value are virtual tours of his native city, they allow at any time of the year to find themselves in any corner of the city, which is usually not available because of the distance and weather conditions. Education of love for the native city is a long time and laborious process which should be begun with children as soon as possible. Acquaintance with the small homeland should be carried out systematically for a long time, using the support of visual perception, otherwise there will be no positive result, will lose interest in the study of his native city. On many issues children need to explain, explain, show. We used a set of methods, including analysis, synthesis of psychological and pedagogical literature on the problem of research, formalization, axiomatic method. In the course of empirical research we used comparative and generalizing analysis, conversation, questionnaire. Results and scientific novelty. Received new psychological and pedagogical information about the use of virtual tours while making the acquaintance of the senior preschool children with the hometown, shows the possible ways of using virtual field trips in educational process of preschool educational institutions. Practical significance. Shows the possible ways of using virtual field trips in educational process of preschool educational institutions, the system of the virtual tour can be used in practice of preschool educational institutions.
virtual tour
preschool education
patriotism
hometown
the educational process

В веке компьютерных технологий ежеминутно появляется новое изобретение, которое помогает познавать окружающий мир, каждый раз еще более интересное и более простое в использовании. Нам, педагогам, необходимо идти в ногу со временем, следить за достижениями науки и техники, использовать свое педагогическое мастерство, чтобы сделать учебно-воспитательный процесс познавательным, интересным, разносторонне развивающим и воспитывающим.

Мы считаем, что особую ценность представляют собой виртуальные экскурсии по родному городу, хотя в педагогических науках данная тема разработана недостаточно. Виртуальные экскурсии по родному городу помогают сформировать у детей любовь к малой родине, патриотизм, интерес к истории родного города, традициям, воспитывать доброту, человечность, чувство гражданственности. Виртуальные экскурсии по родному городу позволяют в любое время года очутиться в любом уголке нашего города, что обычно недоступно из-за удаленности и погодных условий.

Использование виртуальных экскурсий особенно актуально в дошкольных образовательных учреждениях, что позволяет реализовать главный принцип современной системы образования дошкольников – принцип развивающего образования, а также получить визуальные сведения о местах, недоступных для реального посещения, а педагогу – существенно повысить уровень информационно‐коммуникационной компетентности.

Цель исследования - теоретически обосновать методику проведения виртуальных экскурсий по родному городу.

Материал и методы исследования. Методологическую основу нашего исследования составляют труды отечественных психологов, педагогов, создавших предпосылки для комплексного подхода к решению задач развития дошкольников: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, К.Д. Ушинского и других. Обоснованием нравственно–патриотического воспитания дошкольников занимались Н.В. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, проблему знакомства с родным городом в различных аспектах изучали Т.Н. Антонова, Т.И. Оверчук, Князева, С.А. Козлова и др.

Нами был использован комплекс методов, включающих:

  • анализ, синтез психологической и педагогической литературы по проблеме исследования,
  • системный подход,
  • формализацию, аксиоматический метод,
  • сравнительный анализ, беседу, анкетирование.

Результаты исследования и их обсуждение

Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников должна быть основана на возрастных возможностях и психологических особенностях детей этого возраста. В старшем дошкольном возрасте целесообразно формировать нравственные чувства на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний.

В воспитании патриотизма большое значение имеет эмоциональное отношение окружающих людей в действительности друг к другу, это в дальнейшем станет помощью в формировании морально-нравственных чувств ребенка. Изначально патриотизм проявляется в привязанности ребенка к родным и знакомым людям, к своему дому, привычному коллективу сверстников. Так, в основе любви к родине лежит чувство любви и симпатии к окружающим, сопереживания, выражения доброты, ласки, заботы по отношению к родным людям. С взрослением ребенка растет и чувство любви, взаимопомощи и заботы к другим людям [1].

Ребенок с детства должен иметь опыт эмоциональных поступков и переживаний. Это может быть радость от помощи больной маме, от того, что накормил голодного щенка, и прочее. Таким образом, ребенок приобретает эмоциональный опыт, который важен для дальнейшего полноценного развития, в частности для формирования патриотизма.

Любой уголок нашей родины неповторим, уникален по своей природе, национальному колориту, истории. И об этом должны знать дети, беречь и понимать. К примеру, родной город Пятигорск является одним из красивейших городов нашей страны, является курортным городом. В настоящее время он активно преображается: становится чище, появляются новые памятники архитектуры, благоустраиваются парки и скверы с новыми клумбами и фонтанами, создаются детские площадки. Мы, педагоги, обязаны показать детям красоту города, обратить внимание на уникальность, научить бережно относиться к природным богатствам, привить чувство гордости [2].

Воспитание любви к родному городу – это продолжительный по времени и трудоемкий процесс, который следует начинать с детьми как можно раньше. Осуществлять этот процесс необходимо без принуждения, систематично. Чувство патриотизма связано с развитием нравственных чувств, развитием духовности, обретается каждым ребенком индивидуально в свои сроки. Одним из важных обстоятельств является наличие у воспитателя патриотических чувств и любовь к малой Родине, так как дети тонко чувствуют отношение к понятиям и материалу говорящего, а поступки и чувства педагога являются образцом поведения для детей.

В старшем дошкольном возрасте дети должны знать город, в котором они живут, несколько достопримечательностей и особенностей города. В этом возрасте дети тренируются рассказывать о том, где они гуляли на выходных с родителями, какие достопримечательности видели, что им особенно понравилось, удивило. Воспитатель должен ненавязчиво исправлять речевые ошибки, помогать формулировать мысль, подсказывать интересные подробности, обращать внимание на детали в достопримечательностях, в погодных условиях [3].

Эффективной формой использования информационных технологий в детском саду является виртуальная экскурсия. С помощью виртуальных экскурсий мы можем побывать в любом уголке нашего города, и не один раз, в любое время года. Виртуальная экскурсия позволяет детям наглядно увидеть в любое время то, о чем рассказал воспитатель, посетить любой уголок родного города: музеи, парки, площади, памятники архитектуры.

Провести виртуальную экскурсию можно разными способами: фотопутешествие, видеопутешествие, видеоэкскурсия. С помощью виртуальных экскурсий у детей расширяется словарный запас, развивается познавательный интерес, связная речь, наблюдательность и мышление.

Виртуальные экскурсии вносят в образовательный процесс разнообразие, зрелищность, доступность для усвоения, они являются эффективной и интересной формой преподнесения материала. Использование виртуальных экскурсий основано на педагогических принципах научности и наглядности в обучении. В отличие от обычной экскурсии виртуальная имеет ряд достоинств, например, при составлении виртуальной экскурсии педагог имеет возможность выбрать именно доступный и интересный по возрасту материал для ознакомления, продумать и изменить последовательность знакомства с объектами. Другим достоинством является возможность повторного просмотра. К тому же погодные условия не мешают проведению такой экскурсии. Актуальность данного вида экскурсии в том, что можно увидеть недоступные для посещения места и с недоступных ракурсов [4].

Виртуальная экскурсия требует от педагога более продолжительной предварительной подготовки. Мы изучили предложенные в методических рекомендациях алгоритмы разработки виртуальных экскурсий и предлагаем в нашем исследовании следующий алгоритм, который необходим для успешного применения данной формы работы:

  1. Определение темы, целей и задач виртуальной экскурсии.
  2. Выбор источников для преподнесения экскурсионного материала.
  3. Выбор и изучение сведений об экскурсионных объектах.
  4. Составление виртуального маршрута экскурсии, сканирование фото, иллюстраций, подготовка видеоматериалов.
  5. Определение техники, необходимой для проведения виртуальной экскурсии.
  6. Подготовка к экскурсии, написание текста, расставление материалов в определенном порядке.
  7. Проведение виртуальной экскурсии.

При ознакомлении детей с родным городом воспитатель должен придерживаться основных дидактических принципов: историзма, гуманизма, наглядности, развивающего обучения, интеграции, дифференциации в обучении.

Так, при изучении вводной темы «Мой город Пятигорск» дети должны познакомиться с основными достопримечательностями родного города. Виртуальная экскурсия поможет запомнить основные достопримечательности, их название, как выглядят, понять масштабы города, его основное назначение. С помощью виртуальных экскурсий мы прививаем интерес к изучению родного города, прививаем любовь к городу, культуре, традициям. В учебном процессе виртуальные экскурсии позволяют добиться высоких результатов, делают занятия более интересными, качественными, зрелищными.

Создание виртуальной экскурсии требует основательной предварительной подготовки. Сначала необходимо узнать, что интересно детям, где они хотели бы побывать, что хотят увидеть, можно совместно составить маршрут виртуальной экскурсии. После этого надо определить цели и задачи экскурсии, подобрать необходимую литературу, изучить рассматриваемые объекты, подготовить видео- и фотоматериалы, звуковое сопровождение. Далее идет сложная работа над содержанием экскурсии, написанием текста.

Виртуальная экскурсия состоит из обязательных частей: вступительная беседа, основная часть, итог. Вступительная беседа должна содержать новые интересные сведения по теме, она должна заинтересовать детей предметами, с которыми они познакомятся в ходе экскурсии, настроить на получение новых сведений. Во вступительной беседе и в ходе экскурсии мы ставим перед воспитанниками проблемные вопросы, которые активизируют познавательный интерес. Основным методом восприятия нового материала, как и в ходе обычной экскурсии, является наблюдение [5].

К подготовке к виртуальным экскурсиям необходимо подключать родителей воспитанников. Например, при подготовке к теме «Кем работают родители» нельзя обойтись без помощи родителей. Можно попросить родителей сделать небольшие презентации о своей работе или подготовить фото- и видеоматериалы. Так, вся группа сможет побывать на работах у своих родителей, узнать, чем занимаются жители родного города [6].

При составлении текста виртуальной экскурсии необходимо соблюдать определенные требования к построению. Текст должен быть кратким, лаконичным, соответствовать показываемым фото- и видеоматериалам. В виртуальные экскурсии можно включать игровые приемы, конкурсы, викторины, соревнования, что позволит разнообразить экскурсию, сделать ее еще более интересной, увлекательной и эмоционально насыщенной. В ходе экскурсии можно в фоновом режиме включать музыкальное сопровождение, можно в качестве примера использовать классическую или народную музыку, соответствующую возрасту детей, это усилит эффект образовательного воздействия на эмоциональное восприятие нового материала.

Предварительная работа с родителями подскажет новые интересные темы для изучения, с помощью родителей можно найти новый материал по теме виртуальных экскурсий, обычно родители с желанием участвуют в поиске интересного материала для экскурсий, принося много интересных фотографий, видеоматериалов с видами города, а также семейные материалы. В результате такой работы воспитатели могут создать фото- и видеотеку. Это поможет в определении тематики виртуальных экскурсий, облегчит труд воспитателя в подборе материала.

Проведение виртуальной экскурсии необходимо начинать со вступительной беседы, в ходе которой воспитатель объясняет детям тему и цели, а также заинтересовывает их, настраивает на получение определенных сведений о предметах или объектах, которые будут рассматриваться на экскурсии.

Для активизации деятельности детей во время просмотра виртуальных экскурсий педагоги используют прием постановки проблемных вопросов по теме и содержанию экскурсии, таким образом, активизируется познавательная активность дошкольников. Основным методом в ходе виртуальной экскурсии должно оставаться наблюдение.

В ходе экскурсии необходимо сначала познакомить детей с объектом в целом, рассмотреть его, определить свойства. Использование художественного слова улучшает и облегчает восприятие, это могут быть загадки, пословицы, стихотворения и прочее. От целостного восприятия объекта мы должны пойти к углубленному изучению его частей, системному анализу. Для качественного анализа объекта необходимо использовать вопросы разного типа: нацеливающие внимание, активизирующие мышление, стимулирующие воображение. На протяжении всей экскурсии важно поддерживать различными методами, способами и приемами познавательную и интеллектуальную активность детей. Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость.

На каждой экскурсии или после нее следует проводить небольшую практическую работу, в ходе которой дети могут изготовить что-то своими руками. Например, сквер из пластилина или нарисовать курортный парк цветными карандашами. После экскурсии можно сделать выставку работ, чтобы это увидели и родители воспитанников.

В конце виртуальной экскурсии необходимо подвести итог, сделать выводы и обобщения проделанной работы, выслушать пожелания детей о том, что еще они хотят узнать, понравилась ли им экскурсия.

Экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Целью констатирующего этапа было выявление исходного уровня ознакомления с родным городом, определение эффективности работы по ознакомлению с родным городом на занятиях в старших группах дошкольного образовательного учреждения. Мы получили результаты, которые позволяют определить уровень ознакомления с родным городом воспитанников старшей группы дошкольного образовательного учреждения. Определение уровня ознакомления с родным городом мы проводили двумя методами: беседой с детьми и анкетированием родителей.

Результаты диагностики позволили сделать вывод о том, что педагоги ведут работу по ознакомлению воспитанников с окружающим миром, но следует улучшить организацию работы, повысить познавательный интерес учащихся к ознакомлению, что будет способствовать повышению их интеллектуального и творческого потенциала, заинтересует изучением родного города [7].

В ходе формирующего эксперимента мы провели работу по ознакомлению старших дошкольников с родным городом с помощью виртуальных экскурсий с целью формирования представлений о городе Пятигорске, интереса к истории и современности родного города, воспитания патриотизма, нравственности, гражданственности, толерантного отношения к представителям других национальностей.

После формирующего этапа мы провели сравнительный анализ уровня ознакомления детей до проведения эксперимента и после. Мы определили, что количество детей со средним уровнем ознакомления с родным городом значительно возросло. Основное количество детей после формирующего эксперимента обладает средним уровнем ознакомления с родным городом, многие - высоким. В ходе проведения контрольного этапа мы выяснили, что дети в достаточной степени владеют историческими сведениями о городе Пятигорске, знают достопримечательности, известных людей города, виды транспорта, улицы, выучили свой адрес, знают районы города и прочее. Дети стали чаще с родителями гулять в различных местах в городе, родители приобрели литературу о городе и используют ее, чтобы рассказать детям интересные факты из истории и легенды о городе, стали часто беседовать с детьми о городе. Сравнительный анализ позволил определить эффективность проделанной работы и подтвердить гипотезу исследования.

Заключение

Виртуальная экскурсия позволит познакомить детей с различными животными, которые встречаются в нашей природной зоне. В ходе обычной экскурсии это недоступно для детей, а простое рассматривание картинок полноценного представления о животном не дают. Такое знакомство повышает интерес к познанию окружающего мира, развивает интеллект, обогащает социальный опыт, способствует развитию ключевых компетенций, способствует применению полученных знаний в жизни.

В ходе повторных экскурсий дети могут выступать в роли экскурсоводов, это позволяет качественно закрепить знания, развивает связную речь и повышает интерес.

Систематическая, продуманная работа по ознакомлению с родным городом поможет обогатить знания детей об окружающем мире, об исторических и природных особенностях города, позволит пробудить познавательный интерес к изучению города, будет содействовать воспитанию любви и гордости за выдающихся людей, простых тружеников, которые живут и трудятся во благо города. Целенаправленная работа в этом направлении станет основой для формирования истинного патриотизма.