Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ANALYSIS OF RESULTING QUALITY OF METHODOLOGICAL WORK IN A SCHOOL FUNCTIONING IN ADVERSE SOCIAL CONDITIONS

Davydenko A.A. 1 Permyakova V.V. 2
1 Kuzbass Regional Institute of Advanced Training and Retraining of Educators
2 MBOU "School number 32"
The increasing relevance of the methodological support of the activities of pedagogical teams of schools operating in adverse social conditions is due to their orientation towards self-management, self-realization, independence and awareness of their own ways of working, understanding their experience and understanding the need for continuous development. The activity of executives and pedagogical workers makes it possible to detect internal motivation for the development of professional competence, purposefully and meaningfully formulate professional difficulties that translate into educational inquiries for their subsequent satisfaction. In a school that operates in adverse social conditions, methodological work is of particular importance for solving the tasks of developing the professionalism of teachers. The high importance of methodological work for such a school is due to the fact that it ensures the continuity of methodological support at the regional level, at the municipal level and at the school level. The resulting quality of the methodological work identified: a variety of forms of its organization, focus on eliminating the actual professional difficulties of teachers, orientation of the content of methodological work to the requests of teachers, preservation of established traditions, support activity and interest of all members of the teaching staff in the methodological activities. The article discusses the results of the methodical work of the school for 3 years.
methodical work
methodical support
the development of professionalism
a school operating in adverse social conditions
the teaching staff

Методическая работа в школе представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на профессиональное развитие и на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом. Целью методической работы в любой школе является совершенствование профессионализма педагогов. Понятие «профессионализм» предполагает как психолого-педагогические, методические, предметные, дидактические знания и умения, так и личностный потенциал педагога, включая совокупность его убеждений, установок и профессиональных ценностей [1]. В статье рассматриваются неблагоприятные социальные условия функционирования школы, с которыми связаны особенности методической работы в данных школах, охарактеризованы условия, при которых методическая работа будет результативной. Сравнительные данные об уровне профессиональной компетентности педагогов стали индикатором результативности методической работы за 3 года. Оценка результативности методической работы осуществляется с помощью таких инструментов, как анализ документов, анализ продуктов деятельности педагогов (публикаций, электронных образовательных ресурсов, методических материалов) и опросные методы (беседа, анкетирование). Полученные данные после переработки и трансформации могут быть использованы педагогическими коллективами школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, для совершенствования методической работы в перспективе.

Цель исследования: проанализировать результативность методической работы по развитию профессионализма педагогического коллектива школы, функционирующей в неблагоприятных социальных условиях.

Материал и методы исследования

Исследование проведено на материалах по итогам методической работы МБОУ «Школа № 32» Полысаевского городского округа за 3 года.

В качестве методов исследования выбраны теоретический анализ литературы, изучение и анализ документов; систематизация; анализ; эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование.

Результаты исследования и их обсуждение

Цель и задачи методической работы школы, функционирующей в неблагоприятных социальных условиях, должны быть актуализированы в соответствии с положениями государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 [2]. Методическая работа в школах Кемеровской области, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, реализуется с учетом регионального плана мероприятий «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях», утвержденного приказом Департамента образования и науки Кемеровской области от 29.12.2017 г. № 2434 [3].

Для школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, которые располагаются в городском округе, характерны такие особенности, как:

  • низкий социально-экономический статус семей обучающихся (сказывается на самоустранении семей от воспитания детей и повышении безнадзорности, проявлений поведенческих проблем обучающихся);
  • ограничение кадровых ресурсов (обусловлено старением педагогических кадров и недостаточной заинтересованностью в работе молодых специалистов, высоким риском текучести кадров);
  • низкий уровень учебной мотивации обучающихся (следствием чего является их низкая академическая успеваемость).

Перечисленные особенности по отдельности встречаются в любой школе, однако в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, они проявляются в комплексе, что определяет особую потребность педагогических коллективов данных школ в методической поддержке [4]. Отметим, что педагогические коллективы данных школ не могут изменить такие социальные условия, как социально-экономический статус семей обучающихся. Однако усилия педагогических коллективов должны быть направлены на преодоление профессиональных затруднений педагогов, связанных со спецификой социальных условий, и на рациональное использование имеющихся ресурсов методической работы для профессионального развития.

Так, например, анализ анкетирования педагогов данной школы показал доминирующие профессиональные затруднения педагогов:

  • в работе с обучающимися, имеющими проблемы в поведении и обучении;
  • в процессе формирования у обучающихся умения учиться самостоятельно;
  • в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся;
  • во взаимодействии с семьями обучающихся;
  • в использовании новых образовательных технологий.

На основании выявленных профессиональных затруднений педагогического коллектива школы были определены требующие усиления направления методической работы:

  • информационно-методическое (обеспечение педагогов необходимой информацией по вопросам организации работы с обучающимися, имеющими проблемы в поведении и обучении, посредством разнообразной методической продукции – методических рекомендаций, памяток, инструкций и т.д.);
  • организационно-методическое (обогащение методического арсенала педагогов средствами организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся, формирование у них умения учиться самостоятельно, взаимодействие с семьями обучающихся через комплекс методических мероприятий – семинаров, круглых столов, мастер-классов и т.д.);
  • консультативно-методическое (оказание помощи в устранении конкретных профессиональных затруднений методического характера отдельных педагогов, в том числе по вопросам повышения познавательной активности обучающихся и их учебной мотивации).  

Рассмотрим условия, при которых, с нашей точки зрения, методическая работа будет результативной по степени значимости для школы, функционирующей в неблагоприятных социальных условиях.

  1. Использование данных об образовательных результатах обучающихся и сведений о деятельности каждого педагога. Педагогический коллектив регулярно организует обсуждение результатов всероссийских проверочных работ, итогов промежуточной аттестации и сравнивает качество преподавания учебных предметов. В частности, в методической работе данные об образовательных результатах обучающихся используются для выявления вопросов, которые вызывают трудности у обучающихся, что позволяет организовать соответствующую работу с педагогами. Затем для повышения образовательных результатов обучающихся педагоги делятся на открытых уроках с коллегами приемами использования заданий всероссийских проверочных работ. Регулярное отслеживание результатов деятельности каждого педагога как на уровне методических объединений, так и педагогического коллектива в целом позволяет оказывать адресную методическую помощь педагогам.
  2. Содействие взаимообучению и взаимному информационному обмену между педагогами [5]. В педагогическом коллективе поддерживаются традиции методической работы, которые способствуют стабилизации кадрового состава. Так, в школе ежегодно в рамках практической части тематических педагогических советов проводятся серии открытых уроков (в 2018 г. в практической части педагогического совета «Пути повышения качества образования» открытые уроки провели 9 педагогов из 15). Личный пример руководителя и заместителей руководителя способствует серьезному отношению педагогов к выполнению технических заданий в процессе освоения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации. Обсуждение выполненных технических заданий на различных школьных методических мероприятиях способствует оперативному внедрению в практическую деятельность через взаимообучение полученных знаний, умений и навыков по профилактике неуспеваемости, повышению учебной мотивации и взаимодействию с семьями обучающихся.
  3. Соответствие выбранных форм методической работы кадровому составу школы и запросам педагогов. В зависимости от кадрового состава и запросов педагогов в практику методической работы школы могут быть включены постоянно действующие семинары, проблемно-ориентированные семинары, семинары-практикумы, психолого-методические семинары, методические недели, семинары с приглашением научных сотрудников, круглые столы, дискуссии, мастер-классы, а также работа педагогического коллектива над единой методической темой и самообразование. Запросы педагогов могут быть определены с помощью специально разработанных педагогическим коллективом диагностических карт профессионального роста, которые заполняются учителями по результатам четвертей. Карты профессионального роста позволяют педагогам рационально выбрать необходимые формы работы и обеспечивают адресность методической работы в соответствии с профессиональными затруднениями. Полученные материалы помогают администрации школы осуществлять анализ деятельности педагогов, совершенствовать систему их стимулирования в соответствии с результатами работы, организовать процесс профессионального развития педагогов на индивидуальной и дифференцированной основе через сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм методической работы.
  4. Рациональное использование возможностей организаций дополнительного профессионального образования (муниципальной методической службы, регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования) [6]. Педагогический коллектив школы принимает активное участие в городских методических неделях, интерактивных практикумах и командных марафонах по вопросам профилактики эмоционального выгорания педагогов и повышения их мотивации к профессиональному развитию. Постоянно действующие и проблемно-ориентированные семинары на региональном уровне способствовали не только активному освоению педагогами современных образовательных технологий, но и повышению сплоченности педагогического коллектива при выполнении коллективных практических заданий.   Активное участие педагогов в специально организованных методических мероприятиях на разных уровнях позволяет им скорректировать свою деятельность и преодолеть значительную часть профессиональных затруднений, оказывающих негативное влияние на результат работы педагогического коллектива школы в целом.
  5. Внедрение в систему методической работы информационно-коммуникационных технологий и интернет-ресурсов. Практика показывает высокую результативность участия педагогов в деятельности интернет-сообществ, педагогических советов в интерактивной форме, онлайн-консультациях, внеурочных занятиях и внеклассных мероприятиях в рамках видеоконференцсвязи, интернет-форумов и вебинаров. Демонстрируемый опыт профессиональной деятельности коллег перерабатывается и внедряется в практику педагогами школы. Педагоги школы после обсуждения рекомендуют лучшие методические материалы к размещению в региональном депозитарии электронных образовательных ресурсов и/или региональном сетевом профессиональном сообществе педагогических коллективов школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
  6. Методическая поддержка молодых педагогов. В системе методической работы школы, функционирующей в неблагоприятных социальных условиях, следует предусмотреть методические мероприятия, способствующие профессиональному становлению молодых специалистов, так как именно в данных школах высок риск оттока молодых педагогов, их закрепление на рабочем месте сопряжено с трудностями в работе с контингентом обучающихся и их семьями. Методическая поддержка может быть организована не только для вступающих в профессиональную деятельность молодых педагогов, но и для педагогов, приступающих к работе после длительного перерыва (например, вышедших из декретного отпуска). При подготовке и проведении методических мероприятий для молодых педагогов следует ориентироваться прежде всего на совершенствование методики преподавания предмета, освоение современных образовательных технологий и отработку навыков работы со школьной документацией. В рамках Школы молодого учителя могут быть организованы индивидуальные консультации. Методическая работа с молодыми специалистами помогает им получить квалификационную категорию и результативно принимать участие в профессиональных конкурсах. Все перечисленное способствует закреплению молодых педагогов в школе.

Все рассмотренные условия способствовали повышению результативности методической работы в школе, функционирующей в неблагоприятных социальных условиях. За 2017–2019 гг. в школе повысился уровень профессионализма педагогов:

  • 94% педагогических работников имеют высшее образование (был – 71%);
  • 45% (ранее было 18 человек, 36%,) педагогов имеют высшую и 45% – первую квалификационные категории;
  • 63% педагогов школы – активные участники процедуры областной сертификации, а 30% успешно прошли ее.

Одна из важнейших задач методической работы – обобщение передового педагогического опыта, что выступает действенным способом морального поощрения педагога и самовыражения методического мастерства учителей в направлениях, важных для общих целей школы. Педагогический коллектив проявляет достаточно высокую публикационную активность (более 50 публикаций).

Заключение

Результативность методической работы является индикатором развития профессионализма педагогического коллектива школы, функционирующей в неблагоприятных социальных условиях. Результативность методической работы обеспечивается посредством использования данных об образовательных результатах обучающихся и сведений о деятельности каждого педагога; адекватного выбора форм методической работы; рационального использования возможностей организаций дополнительного профессионального образования; внедрения в методическую работу информационно-коммуникационных технологий и интернет-ресурсов; содействия взаимообучению и взаимному информационному обмену между педагогами; организации методической поддержки молодых педагогов.

В школе, функционирующей в неблагоприятных социальных условиях, усиления требуют направления методической работы:

  • по развитию профессионализма педагогов в работе с обучающимися, имеющими проблемы в поведении и обучении;
  • по совершенствованию навыков педагогов формирования у обучающихся умения учиться самостоятельно;
  • по повышению готовности педагогов к организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся;
  • по развитию способности педагогов взаимодействовать с семьями обучающихся;
  • по овладению педагогами новыми образовательными технологиями.

Вполне очевидно, что основные отличия в организации методической работы в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, связаны с ее содержательным наполнением.