Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODERN METHODS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF MEDICAL STUDENTS

Maltseva A.N. 1, 1
1 Kursk State Medical Universuty
The article presents a modern view of the pedagogical process in a medical University using the latest electronic technologies, analyzes the effectiveness of this approach to the study of the material, gives its characteristics, provides a comparative description with the traditional, academic form provides examples of the use of new technologies in the practice of teaching in a medical University. The use of interactive technologies included to achieve educational goals and objectives. Raising the level of competence of a modern student, his professional qualification is necessary to improve the level of teaching. All this is possible at the present stage due to the introduction into the learning process on the Internet, using various types of interactive technologies, remote interaction of direct and reverse between the teacher and the student, in-depth self-study of the material. Modern e-learning methods in medical School can improve the quality of education, as the use of active learning, the latest educational technologies increases the activity and independence of the student in the study of the material. The in-depth study of the thematic material in the medical University, dictates the use of modern electronic technologies that allow students to provide full and free contact with extensive volumes of reference data, monitoring changes in the content of the material in accordance with new scientific achievements of the world scale. Interactive teaching methods in medical School can improve the quality of education, as their use increases the percentage of independent work of students in the development of the material. In the world of computerization, the development of interactive technologies and large-scale application in the educational process contains a huge potential for the formation of a new graduate of the medical University of high professional level.
modern teaching methods
educational technologies
efficiency of education

Современное развитие информационно-коммуникационных технологий оказало значительное влияние на формирование педагогического процесса в вузе. Педагогический процесс медицинского вуза имеет особую специфику. Применение активных форм обучения в преподавании медицинских дисциплин обусловлено тем, что студенты должны не только получить определенные знания, но и уметь применять их в конкретной практической ситуации [1]. Электронные технологии – это прежде всего активные формы обучения, которые сегодня широко внедряются в процесс обучения. Большое значение в активизации процессов обучения имеет комплексное и целенаправленное использование технических средств, однако главное в учебном процессе – активность студента, желание стать профессионалом. Активные методы охватывают все виды аудиторных занятий со студентами [2].

Цель: обобщение опыта использования современных интерактивных методов преподавания в Курском государственном медицинском университете для формирования у обучающихся профессиональной компетенции, с помощью которой возможно достичь более высокого уровня учебного процесса.

Задачи: подготовка современных специалистов, способных квалифицированно применять знания в условиях практической деятельности.

Материал и методы исследования. В ходе исследовательской работы использовались теоретические и эмпирические методы, т.е. анализ и синтез содержания научных источников, соответствующих теме и проблематике исследования, методы графического представления информации, а также анализ эффективности аудиторных и внеаудиторных интерактивных форм обучения, применяемых в процессе обучения студентов Курского государственного медицинского университета.

Результаты исследования и их обсуждение. Современная тенденция в стратегии профессионального образования – прежде всего широкое внедрение в учебный процесс активных форм обучения, которые охватывают все виды аудиторных и внеаудиторных занятий со студентами [3]. Смысловая нагрузка современной педагогической подготовки направлена главным образом на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности [4].

В классическом варианте обучения в ходе лекций, практических и семинарских занятий основным действующим лицом являлся преподаватель, который строит ход изучения темы, т.е. тему занятия. Обучающийся – пассивный слушатель. Для мониторинга уровня знаний при классической форме обучения использовались такие оценочные средства, как теоретический опрос, тестирование, решение ситуационных задач, индивидуальное задание. У педагога были временные ограничения, т.е. за определенное время рассмотреть как можно больший объем учебного материала. В настоящее время задачей высшей школы является не просто подготовка специалиста, а высококвалифицированного профессионала, способного принимать решения быстро и адекватно в нестандартной ситуации, совмещающего практическую деятельность с исследовательской работой. Максимальное выполнение поставленной цели требует решения задач с внедрением современных новейших форм обучения в медицинском вузе. Перспективной задачей вуза является развитие и внедрение высоких технологий в научную, педагогическую и клиническую деятельность на всех этапах профессионального образования врачей [5].

Современные электронные методы обучения в медицинском вузе позволяют повысить качество образования, так как применение активных видов обучения, новейших образовательных технологий повышает активность и самостоятельность обучаемого при изучении материала. Интерактивное взаимодействие способствует личностно ориентированному подходу в образовании, предполагая самообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и преподаватель, и обучаемый являются субъектами учебного процесса [6]. В процесс обучения включаются разного рода электронные технологии. Сегодня занятие в медицинском вузе строится следующим образом: наряду с академической базовой формой применяются интерактивные варианты подачи знаний, такие как электронные справочники, электронные словари, электронные библиотеки. Как профессорско-преподавательский состав, так и обучающиеся используют различные поисковые системы в подготовке к занятиям. В процессе актуализации изучаемого материала применяются  следующие интерактивные технологии: электронные презентации, онлайн-журналы, интернет-ресурсы по акушерству и гинекологии, акушерско-гинекологические веб-сайты. Широкое использование в педагогическом процессе электронных образовательных ресурсов является важным сегментом медицинского вуза. Например, видео- и аудиоматериалы, мультимедийные технологии позволяют ярче отразить содержание разделов изучаемого материала. Глубокое изучение тематического материала в медицинском вузе диктует необходимость применения современных электронных технологий, позволяющих предоставить обучающимся полный и свободный контакт с обширными объемами справочных данных, мониторирование изменений содержания материала в соответствии с новыми научными достижениями мирового масштаба. Система общего и профессионального образования, несмотря на ярко выраженную потребность в более широком внедрении высоких образовательных технологий, сама по себе является катализатором процесса информатизации общества, инструментом формирования информационной культуры человека, подготовки профессионалов новой формации [7]. По результату социологического опроса 78% профессорско-преподавательского состава, говоря о важности и актуальности использования современных электронных технологий, считают базовую академическую форму обучения в медицинском университете главнейшей.

Анализируя научные источники, можно сказать, что развитие инновационной деятельности – это важное направление современного мирового образования. Инновационная деятельность вуза – это внедрение новых форм и методов образовательных технологий. По данным социологического опроса (75% опрошенных) основная цель инновационных форм преподавания – это повышение уровня или качества образования, по данным 25% опрошенных – это дополнительное развитие обучающегося и обучаемого. Анализируя использование преподавательским составом КГМУ инновационных методов, можно утверждать, что существует прямая зависимость применения активных форм преподавания от возраста преподавательского состава. Так, максимальное использование инновационных методов при обучении отмечается у преподавателей в возрасте от 30 до 50 лет (78%). Педагоги в возрасте от 50 до 60 лет в 20% занятий применяют инновационные формы,  в возрасте от 60 до 70 лет –  лишь в 2% (диаграмма 1).

По мнению социального опроса, современный вуз – это постоянное использование интерактивных форм обучения. Так, в Курском государственном медицинском университете сегодня в 100% используются инновационные методы обучения.

Диаграмма 1. Использование инновационных методов обучения КГМУ

Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса рассматривается как возможное средство интенсификации и обогащения образовательного процесса в рамках реализации ФГОС в соответствии с запросами отдельной личности и возможностями образовательного учреждения [8–10].

 Кафедра акушерства и гинекологии последипломного образования Курского медицинского университета также внедрила интерактивные технологии в образовательный процесс. В частности, в преподавании дисциплин акушерско-гинекологического профиля в рамках аудиторных занятий акцент делается на использовании таких вариантов интерактивных форм, как лекция-конференция, круглый стол, анализ конкретных ситуаций. Участие в лекции-конференции позволяет обучающимся не только изучить материал темы, но и приобрести такие навыки, как работа в команде, умение отстаивать собственную точку зрения с применением аргументов, а также анализировать мнения коллег. Для подготовки используются такие технологии, как презентация, электронные учебники, рассылка по электронной почте вопросов и необходимых источников для подготовки, форум, тестирование [11–13]. Высокоэффективная связь преподавателя и обучаемого в педагогическом процессе не только повышает уровень организации учебного процесса, но и в большей степени формирует коммуникативные компетенции обучающихся.

Диаграмма 2. Варианты информационных технологий в учебном процессе КГМУ

Электронные технологии, используемые при дистанционном обучении, делятся на три большие категории: неинтерактивные (печатные материалы или бумажные носители, аудио-, видеоносители), средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа), видеоконференции – развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям [14]. В период с 2016 г. по 2018 г. в преподавательской деятельности широко используются презентации, тестирование, увеличился процент организации форумов и телеконференций (диаграмма 2). Существует несколько форм занятий дистанционного обучения через компьютерные телекоммуникации: веб-занятия (веб-форумы, дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы); чат-занятия (применение чат-технологий); телеконференции (использование электронной почты) [15].

 В медицинском вузе дистанционное обучение обрело все более широкое применение. Так, на кафедре акушерства и гинекологии ФПО практикуется изучение части лекционного материала, а то и целого курса в виде дистанционного обучения. Такая форма стимулирует самостоятельную работу студентов, формирует навыки самообразования, развивает мобильность и ответственность, которые необходимы современным специалистам. Электронные технологии повышают творческий потенциал студента. Дистанционное обучение – это возможность сделать процесс обучения более ярким и динамичным, оно позволяет формировать более глубокие знания. Данный вид обучения способствует созданию единого информационно-образовательного пространства через интернет-технологии, прямой и обратной связи преподавателя и обучаемого. Дистанционное обучение в медицинском университете является частью очного образования и относится к виду самостоятельной работы обучающихся.

В Курском государственном медицинском университете стало традиционным использовать тестовый компьютерный контроль, который позволяет в доступной форме дать скрининговую оценку знаний обучающихся. Для определения усвояемости изучаемого материала на практических занятиях кафедры предлагается тестирование для определения исходного уровня знаний по данной теме и в конце изучения. Результаты говорят сами за себя – применение интерактивных форм обучения повышает качество и успеваемость обучающихся, что отражается в рейтингах студента.

Диаграмма 3. Уровень исходных и конечных знаний обучающихся КГМУ

В настоящее время имеются активные формы занятия дистанционного обучения, такие как веб-конференции, чат-занятия, внедрение которых в учебный процесс пока менее востребовано.

 Характерная черта современного образования  – это индивидуальный подход к обучению, мотивации, активности, самостоятельности обучающегося. Особенностями современного медицинского образования являются увеличение процента самостоятельной работы в процессе обучения, широкое использование интерактивных форм обучения. Одной из форм самостоятельной работы медицинского вуза может быть симуляционное обучение – важный сегмент обучения в медицинском вузе. Данный вариант преподавания максимально приближен к реальным практическим ситуациям, необходим для углубленного применения теоретических знаний студентов на практике. Применение наряду с традиционной формой обучения указанных интерактивных методов способствует совершенствованию профессионального уровня на основе постоянного расширения числа клинических ситуаций, развивает логическое и образное мышление.

 В дополнение к теоретическим и практическим вопросам, которые находятся в открытом доступе на сайте кафедры акушерства и гинекологии ФПО, существует база тестовых и ситуационных задач по различным разделам медицины в КГМУ, которые решаются после углубленного изучения теоретического материала. Важность решения ситуационных задач заключается в том, что обучающиеся имеют возможность на основании базы теоретических знаний самостоятельно использовать их в практической ситуации. Решение задач по ходу практических занятий дает возможность развивать коммуникативную составляющую образования, так как позволяет обучающемуся в процессе решения отстоять свою точку зрения, предложить свою тактическую и терапевтическую схему, а преподаватель регулирует ход диалога и комментарии коллег. Используемые преподавателями кафедры акушерства и гинекологии ФПО КГМУ при изложении материала электронные технологии придают образовательному процессу более яркую, динамичную окраску, что  усиливает интерес обучающихся к изучению предмета. Современные электронно-образовательные технологии являются одним из востребованных методов при подготовке высококвалифицированных кадров в сфере медицины, способных свободно владеть различными способами коммуникации.

Интерактивные методы в процессе обучения студентов являются серьезным вызовом традиционной форме образования. Полная замена традиционного обучения на электронные методы в медицинском университете невозможна, поскольку внедрение интерактивных методов позволяет всего лишь повысить уровень компетентности современного специалиста, создает расширенные возможности для доступа к научно-практическим достижениям мирового уровня, способствует личностному развитию, повышению профессиональной квалификации. Следовательно, главнейшая задача медицинского вуза – обучение специальности в операционных, родильных залах, палатах, т.е. прямой контакт с пациентом. Информационные технологии необходимы для укрепления связи и взаимодействия преподавателя и обучающегося.

Выводы. Современный метод преподавания в Курском государственном медицинском университете с использованием информационных технологий свидетельствует об эффективности, необходимости и огромной перспективе применения в процессе обучения электронных технологий. По мере развития информационно-коммуникационных технологий возрастает число сторонников внедрения в процесс обучения электронных методов. Интерактивные методы обучения в Курском государственном медицинском университете позволяют повысить качество образования, так как их применение увеличивает процент самостоятельной работы студентов при освоении материала. Мировая компьютеризация, развитие интерактивных технологий и масштабное их применение в образовательном процессе содержат огромный потенциал для формирования нового выпускника медицинского университета высокого профессионального уровня, способного использовать в своей практической деятельности современные электронные технологии.