Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE USE OF ACTIVE LEARNING METHODS IN ELECTRONIC INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A MEANS TO IMPROVE LEARNING EFFICIENCY OF STUDENTS OF TOURISM TRAINING PROGRAMME

Marus Y.V. 1 Kovalenko E.V. 1 Geraschenko I.P. 1
1 Omsk State Pedagogical University
The article considers the reasons for the need of using the active learning methods in the process of teaching theoretical economic disciplines with the use of electronic information educational environment on the example of Omsk State Pedagogical University. The article substantiates the relevance of the research topic for the present-day education system in Russia. The role of personal activity of students in the course of studying the economic disciplines as the main factor in achieving learning goals, as well as changes in the teacher’s role and the nature of interaction between the teacher and the students in the application of active learning methods and electronic information educational environment have been studied. The role of active learning methods in motivation and activation of cognitive interest of students of Tourism training programme has been revealed. The connection between the introduction of active learning methods using electronic information educational environment and the requirements of the Federal State Education Standard is shown. The techniques of introduction of active learning methods, as well as the techniques of application of active learning methods in electronic information educational environment for each stage of studying the theoretical economic disciplines are considered. Examples of application of active learning methods of economic disciplines to students of the 43.03.02 Tourism training programme are given. The basic elements of electronic information educational environment on the example of Omsk State Pedagogical University are analyzed. The scheme of elements of electronic information educational environment has been made. The influence of electronic information educational environment on the level of competences formation of students of the 43.03.02 Tourism training programme has been analyzed.
economic theory
disciplines
active learning methods
motivation
activation of cognitive activity
electronic information educational environment
competence
tourism

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, учитывающих требования профессиональных стандартов к выпускникам, требует от выпускников бакалавриата направления подготовки 43.03.02 «Туризм» не только навыков, соответствующих их профессиональной деятельности, теоретических знаний своей специализации и некоторого опыта применения полученных знаний на практике, но и высокого уровня экономической грамотности, умения ориентироваться в объективной экономической ситуации, проявления инициативности в работе, наличия творческого подхода к поставленным профессиональным задачам, умения принимать эффективные решения в нестандартных ситуациях, а также стремления к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.

Основная идея подготовки бакалавров согласно профессиональным стандартам состоит в том, чтобы увеличить не только профессиональный, но и интеллектуальный потенциал страны и общества, направить процесс обучения в высшей школе на формирование компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций, определенных профессиональным сообществом. Задача вуза сегодня – готовить не узких специалистов, а тактиков и стратегов, способных эффективно управлять, прогнозировать, принимать серьезные управленческие решения в своей профессиональной сфере деятельности. С решением такой задачи может справиться только хорошо продуманная система обучения, которая позволит че­ловеку (обучающемуся и преподавателю в равной мере) раскрыть, приумножить и применить свои способности [1]. Все это говорит о необходимости внедрения активных форм обучения, предполагающих формирование и развитие творческого подхода к решению задач как теоретического, так и практического характера.

Цель исследования. Провести анализ возможностей электронной информационно-образовательной среды вуза по реализации активных форм обучения для повышения результативности обучения студентов направления «Туризм».

Материалы и методы исследования. Активные формы обучения – это совокупность методов, приемов и инструментов, использующихся в процессе преподавания и обеспечивающих активную и разнообразную мыслительную и практическую деятельность обучающихся в процессе освоения учебного материала. Наиболее успешная реализация активных форм обучения возможна через использование элементов электронной информационно-образовательной среды вуза. Активные формы обучения отличаются гибкостью, многие из них эффективно используются с обучающимися разных возрастных групп и в разных условиях. Но применение активных форм обучения независимо от возрастной группы объекта обучения, состава целевой группы и условий обучения подчинено одной цели – зародить и развить мотивационный интерес, который будет направлен на более результативное изучение дисциплины. Роль мотивированности в успешном обучении действительно значительна. Проведенные теоретические и эмпирические исследования показали, что роль мотивации в результативности обучения значительнее, чем уровень интеллекта обучающегося, а отсутствие мотивации становится основной причиной учебной неуспешности на всех этапах обучения. Высокая мотивированность может компенсировать недостаточно высокие интеллектуальные и познавательные способности обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не действует – высокие способности без учебной мотивации не обеспечивают значительных успехов в обучении.

Результаты исследования и их обсуждение. На основании наблюдения, изучения и анализа процесса и результатов обучения можно заключить, что особенную актуальность мотивация к познанию приобретает при обучении экономическим дисциплинам студентов неэкономических профилей, когда экономические знания не являются определяющими с точки зрения будущей профессии обучающегося, но являются необходимыми для формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций у будущих руководителей подразделений и организаций в области практической деятельности. Так, у обучающихся направления подготовки «Туризм» зачастую снижены интерес и мотивация к изучению теоретических экономических дисциплин, экономической теории, основ предпринимательства и бухгалтерского учета в частности. При этом экономические дисциплины выступают необходимой базой для дальнейшего обучения управленческим дисциплинам для образовательных программ, направлений, связанных с организацией туристской деятельности [2]. Поэтому выявление наиболее эффективных для формирования познавательного интереса обучающихся вуза активных форм обучения в преподавании экономических дисциплин и их активное применение в процессе преподавания является залогом повышения эффективности восприятия обучающимися экономических знаний на протяжении всего обучения в вузе.

Методология активизации познавательной деятельности в обучении исследовалась в разное время многими авторами. Предлагались самые разные варианты активизации познавательной деятельности: увеличение объема информации, ее уплотнение; создание особых психологических условий; усиление контрольных форм; широкое использование технических средств, однако в реалиях современного общества активное обучение – одно из наиболее перспективных направлений современного обучения, отвечающее требованиям молодого поколения [3].

Активные формы обучения, применяющиеся в преподавании экономической теории и других экономических дисциплин, предполагают систему взаимодействия между преподавателем и обучающимися, которая направлена преимущественно не на изложение преподавателем готовых знаний с последующим их запоминанием и воспроизведением обучающимися, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности при равноправном направляющем участии преподавателя в процессе обучения. Этот подход, согласованный с новыми стандартами, обеспечивает целостность и преемственность восприятия обучающимися экономических знаний, что обеспечивает успешность в изучении последующих экономических и управленческих дисциплин [4].

Первая ступень обучения экономическим дисциплинам будущих бакалавров направления подготовки 43.03.02 «Туризм» подразумевает формирование знаний, необходимых для понимания природы экономических процессов, места и роли экономики в профессиональной жизни людей, основных экономических закономерностей, а также связи микро- и макроэкономических явлений. Первая ступень объективно требует большего количества лекционных занятий с применением традиционных способов обучения. Но уже на этом этапе можно применять активные формы обучения, направленные на формирование стремления понять, запомнить информацию, излагаемую преподавателем, овладеть способами применения полученных знаний на практике, и активизацию интерпретации, связанную со стремлением постичь смысл изучаемого, установить связи между различными категориями, овладеть способами применения знаний в измененных условиях реальных и практических ситуаций [5].

Следующая ступень обучения предполагает углубление знаний экономических теорий и изучение прикладных аспектов, изучение видов и форм предпринимательской деятельности, формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях, профессиональную ориентацию и овладение экономическими навыками, позволяющими эффективно взаимодействовать с окружающей экономической действительностью и другими субъектами экономической жизни. На этой ступени с помощью активных форм обучения необходимо сформировать творческую активность, стремление к самостоятельному поиску решения учебных проблем, интенсификации познавательного интереса в отношении экономической жизни региона и страны. Это лучше всего реализуется через обучение экономическим дисциплинам с применением практических заданий в электронной информационно-образовательной среде вуза.

Выявлено, что при применении активных форм обучения качественно меняется характер взаимодействия преподавателя и обучающихся вуза. Это становится возможным при активном использовании электронной информационно-образовательной среды, которая является основной коммуникационной площадкой участников образовательного процесса в соответствии с ФГОС ВО. При этом каждый студент в соответствии с требованиями ФГОС ВО в течение всего периода обучения обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, как на территории вуза, так и вне ее [6].

Рассмотрим возможности электронной информационно-образовательной среды на примере Омского государственного педагогического университета и их влияние на формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов направления подготовки бакалавров 43.03.02 «Туризм» в рамках экономических дисциплин.

Элементы электронной информационно-образовательной среды, сформированной в Омском государственном педагогическом университете, представлены на рисунке.

Центральным звеном электронной информационно-образовательной среды является образовательный портал. Образовательный портал ОмГПУ обеспечивает возможность доступа к учебным планам, рабочим программам дисциплин и практик. На портале размещаются учебные курсы дисциплин, в которых отражаются результаты текущей и промежуточной аттестации обучающихся, таким способом обеспечивается выполнение требований ФГОС ВО по направлению обучения 43.03.02 «Туризм».

Для оценки успеваемости студентов на образовательном портале ОмГПУ используется автоматизированная балльно-рейтинговая система [7]. С помощью функционала образовательного портала и внешних интернет-сервисов преподаватель имеет возможность разрабатывать электронные образовательные ресурсы, встраивая их в свой курс, которые оцениваются автоматически, с внесением баллов в электронный журнал, а также внедрять активные формы обучения, повышая их гипермедийность, интерактивность и коммуникативность, что для современного студента является одним из главных мотивационных факторов, влияющих на повышение интереса к обучению и способствующих формированию компетенций на уровне не ниже продвинутого.

Функционал образовательного портала ОмГПУ позволяет создавать ресурсы, организующие различные формы активного взаимодействия между участниками образовательного процесса, например интерактивные задания, рабочие тетради, базы данных, семинары, лекции с обратной связью в виде комментариев, рецензий, обсуждений и мониторингом работы обучающихся. Элементы образовательного портала «Опрос» и «Обратная связь» используются как вспомогательные ресурсы при интерактивном взаимодействии преподавателя и студентов. Автоматизированные тесты с различными типами вопросов служат для самоконтроля и контрольного оценивания знаний и умений студентов. Коммуникативность обеспечивается организацией работы чатов, блогов, форумов и вебинаров. Коллективное взаимодействие возможно через элементы: глоссарий, вики, форумы или внешние интернет-сервисы [8].

Электронная информационно-образовательная среда ОмГПУ

Для внедрения активных форм интерактивного взаимодействия при обучении экономическим дисциплинам больше всего подходят интернет-сервисы, позволяющие создавать ментальные карты, временные ленты, онлайн-доски и социальные сервисы по созданию интерактивных заданий. Ментальные карты можно использовать для структурированного представления теоретической экономической информации. Временные ленты эффективно использовать при изучении истории экономической или управленческой мысли. Виртуальные интерактивные онлайн-доски можно использовать при создании коллективных документов, проведении деловых игр или при проектировании в реальном времени экономических объектов. Социальные сервисы по созданию интерактивных заданий (типа Learningapps.org) эффективно использовать при работе над исследовательскими проектами [9].

Опыт обучения экономическим дисциплинам студентов направления подготовки «Туризм» показывает, что для повышения эффективности образовательного процесса, повышения мотивационной составляющей обучения занятия необходимо строить посредством оптимального сочетания традиционных и активных форм с широким использованием интерактивных возможностей электронной информационно-образовательной среды вуза. Традиционные лекции хорошо сочетаются с интерактивными аналогами, глоссарием и коллективными ментальными картами. Семинарские занятия проходят эффективнее, если использовать интерактивное экспресс-тестирование, онлайн-доски и социальные сервисы по работе с интерактивными заданиями. Для подготовки к занятиям помогают чаты, форумы, онлайн-доски и другие социальные сервисы, встроенные в курс экономических дисциплин на образовательном портале [10].

Выводы. В процессе преподавания экономических дисциплин для неэкономических специальностей, в том числе туристских направлений подготовки, важную роль играет включенность преподавателя в образовательный процесс каждого обучающегося; индивидуальный подход повышает заинтересованность как в конечном результате изучения дисциплины, так и в промежуточных результатах в ходе обучения. Значительно помогает реализовать такой подход использование электронной информационно-образовательной среды, которая обеспечивает возможность не только внедрения интерактивных элементов в виде тестирования, глоссария, лекций и семинаров, но и включения в образовательный процесс интернет-сервисов, форумов, чатов и блогов. Только при условии создания и эффективного использования такой многосторонней электронной информационно-образовательной среды можно говорить о полноценной подготовке бакалавров в соответствии со ФГОС ВО и профессиональными стандартами.