Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROJECTS OF PATRIOTIC EDUCATION IN THE INTERNET-ENVIRONMENT AS AN ACTUAL FORM OF WORK WITH STUDENTS YOUTH

Lyaukina G.A. 1
1 Kazan State Power Engineering University
The article is devoted to the problem of social significance of Patriotic education projects, their state support, the search for new forms of work with students in the field of education and youth policy in order to form the qualities of a citizen-patriot of his homeland. Taking into account that modern students actively use social networks in daily communication and are ready to use their potential in the process of education, the author introduces the concept of "social network tools" and suggests its use in Patriotic education of University students. The above confirms the relevance of the stated topic. The author aims to identify the specifics of social network technologies and the introduction of social network tools in the Patriotic education of University students. The material for the study were Internet sites, local pages of Patriotic orientation in social networks. The main method used is the method of projects, the specificity of Internet projects and Patriotic projects is shown. The author conducted a comparative analysis of the official sites of Patriotic orientation, their web pages in popular social networks, as well as pages in social networks of local student projects. the Use of Internet technologies allows to make Patriotic activities more visible and open to all, to create Internet databases and implement Internet projects, i.e. to increase the mobility of the activity component of Patriotic education.
patriotic education
projects
internet environment
socio-network technologies
socio-network tools

Одной из наиболее значимых социальных задач в России в настоящее время стало активное возрождение системы патриотического воспитания на всех ступенях образования. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» значительное внимание уделено усовершенствованию форм и содержания патриотического воспитания молодежи. Практически во всех образовательных организациях высшего образования утверждены локальные нормативные акты и методические рекомендации в сфере патриотического воспитания обучающихся. В то же время процесс гражданско-патриотического воспитания в вузе, в частности применяемые практические методы и технологии его осуществления, недостаточно соответствует запросам современных студентов.

В настоящее время в практике образования и воспитания молодежи активно применяется социальное проектирование, которое успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи. Социальное проектирование – это индивидуальная или коллективная (групповая) деятельность, целью которой является позитивное преобразование социальной среды и условий обитания доступными средствами. Особенностями социальных проектов являются следующие аспекты: цели должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов, количественная и качественная их оценка существенно затруднена; сроки и продолжительность проекта зависят от вероятностных факторов; расходы на проект, как правило, трудно определяемы и требуют бюджетного финансирования.

Риски в реализации социальных проектов связаны с большой неопределенностью достижения их результатов. В силу того что социальные проекты нередко бездоходны, но при этом решают важные социальные задачи, значительная часть проектов осуществляется в рамках государственной политики. Грантовая поддержка оказывается в целях повышения конкурентоспособности российской молодежи посредством увеличения числа молодых людей, обладающих набором важнейших компетенций: способностью генерировать инновации, наличием предпринимательских навыков, ответственным социальным поведением, активным участием в общественной жизни, умением управлять проектами.

Таким образом, данное исследование является актуальным, поскольку позволяет представить перспективы внедрения социосетевого инструментария в патриотическое воспитание студентов вузов.

Рассмотрев многообразие проектов, поддерживаемых государством по итогам различных грантовых конкурсов, а также используемые для осуществления этих проектов интернет-технологии, в том числе их продвижение в социальных сетях, автор ставит целью исследования выявление специфики социосетевых технологий и внедрение социосетевого инструментария в патриотическое воспитание студентов вузов.

Материалы и методы исследования. Материалом для исследования послужили интернет-сайты крупнейших государственных грантодателей, а также локальные страницы в социальных сетях с открытым доступом, отражающие реализацию социально значимых проектов патриотической направленности.

Основным используемым методом является метод проектов, который можно рассматривать как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определенным практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [1, с. 66]. В образовании различают определенные виды проектов: исследовательские, творческие, игровые, информационные и практико-ориентированные. Проекты патриотического воспитания по сфере деятельности могут быть образовательными (патриотические формы, школы актива, тематические викторины и др.), исследовательскими (историко-краеведческие, архивно-музейные, поисковые и т.п.), творческими (в форме фестивалей патриотической песни, фольклорных праздников и т.п.), военно-спортивными («Зарница», квесты, спартакиады и т.п.), игровыми и др.; а также отличаться по масштабам – мегапроекты, малые проекты, микропроекты [2].

В последнее время все чаще говорят об интернет-проектах. Однако в применении к социальным проектам, в том числе к проектам патриотического воспитания, интернет-проект – это форма отражения практико-ориентированной деятельности запланированного или реализуемого проекта вне зависимости от масштабов реализации, позволяющая оперативно предоставлять информацию и получать обратную связь, регулировать и контролировать ход выполнения проекта. Кроме того, применены метод теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, нормативных документов и интернет-источников, регламентирующих вопросы патриотического воспитания, и частные эмпирические методы (беседы, фокус-группы).

Результаты исследования и их обсуждение

Использованные методы позволяют получить следующие результаты. Обобщая ряд определений, можно сформулировать, что «проект – это последовательная деятельность, направленная на достижение нового результата с ограничением времени и учетом определенных ресурсов». При этом под методом проектов пронимается совместная продуктивная деятельность руководителя и команды или преподавателя и обучающихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы. Метод проектов предоставляет возможность студентам активно проявить не только общественные, но и личные интересы, приобрести навыки планирования и организации деятельности, реализовать творческие способности, развить индивидуальные творческие стороны личности.

Планируемый срок реализации проекта крайне важен на всех этапах. Различают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные проекты. Этапы жизненного цикла проекта традиционно следующие: разработка уникальной концепции проекта; планирование всех этапов проекта; составление бюджета по статьям расходования средств; представление на конкурс на соискание гранта или другой финансовой поддержки; предварительный контроль; этапы реализации проекта; коррекция по итогам мониторинга показателей; завершение проекта. Типовая структура описания проекта выглядит следующим образом: название – краткое и уникальное, раскрывающее суть проекта; описание проблемы, на решение которой проект направлен; цель проекта; задачи проекта, выполнение которых направлено на достижение цели; содержание деятельности (календарный план с мероприятиями); срок реализации проекта; ожидаемые результаты проекта (количественные и качественные показатели); ресурсы, партнеры проекта; детализированная смета расходов, возможно, с указанием собственных и привлеченных средств и ресурсов; возможные риски проекта.

Cайт Президентских грантов [3] на сегодня представляет основной информационный портал государственной поддержки некоммерческих проектов. Фонд является единым оператором грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества с 3 апреля 2017 г., при этом система государственной грантовой поддержки некоммерческих организаций существует с 2006 г. Проанализировав на данном сайте все проекты по направлению «Молодежные проекты», признанные победителями по оценке экспертов и получившие финансовую государственную поддержку, автор выявил следующую тенденцию. Лишь только по направлению «Молодежные проекты» за период 2017–2018 гг. из федерального бюджета на реализацию 456 проектов выделено 845,568 млн руб., из них на проекты патриотической направленности – 68,67 млн руб., при этом количество патриотических проектов в 2018 г. – 22, а в 2017 г. – лишь 15. Все это в свою очередь подчеркивает актуальность патриотического воспитания молодежи и поддержку данных проектов со стороны государства. Значительное большинство реализованных проектов охватывают направление «Военно-патриотическое воспитание», далее – проекты поддержки поискового движения, на следующем уровне – этнографические и краеведческие проекты. Причинами актуальности данных тем являются недостаточная военно-спортивная подготовка в средней школе и возрождающийся интерес к службе в рядах Вооруженных Сил РФ, а также меры, принимаемые по информированию молодежи о роли советских войск в разгроме немецко-фашистских захватчиков и необходимости увековечивания памяти без вести пропавших воинов. Путем оценки проектов на соответствие целям и задачам среди победителей конкурса можно выделить 37 проектов патриотического направления, среди которых в 28 проектах студенты выступают участниками целевой группой или волонтерами.

Федеральное агентство по делам молодежи ежегодно объявляет конкурс на предоставление грантов некоммерческим организациям на проведение мероприятий по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации. Оператором выступает ФГБУ «Роспатриотцентр». В конкурсе патриотических проектов могут принимать участие общественные и религиозные организации (объединения), фонды, государственные, муниципальные учреждения, бюджетные учреждения, автономные некоммерческие организации, ассоциации (союзы) и другие организации в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В текущем 2019 г. определены 42 проекта – победителя конкурса из 418 поступивших заявок, представляющих 73 субъекта Российской Федерации, на их реализацию выделено 43,5 млн руб. [4].

Согласно действующему федеральному законодательству, кроме государственных учреждений, образовательных организаций, грантополучателями могут выступать как некоммерческие общественные организации, так и физические лица в возрасте до 30 лет [5]. Во Всероссийском конкурсе молодежных проектов, объявляемых Росмолодежью, одним из важных поддерживаемых направлений является «патриотическое воспитание», в том числе номинация «Патриотическое воспитание и межкультурные коммуникации» в конкурсе среди вузов. В настоящее время участие и победы в грантовых конкурсах и проектная деятельность являются ключевыми показателями деятельности организаций высшего образования по выполнению задач государственной молодежной политики.

Одним из существенных современных требований к реализуемым проектам выступает информационная открытость. С появлением сети Интернет возможности в проведении проектов стали заметно шире, они реализуются в открытости и доступности; в расширении географии участников; оперативном размещении фото- и видеоматериалов, иных тематических файлов; обеспечении публичности хода реализации проекта и т.п. Поэтому информационное сопровождение на сайтах или в социальных сетях отныне становится одним из обязательных условий реализации проектов-грантополучателей. В этой связи показательным является одно из требований Росмолодежи к отчетам о реализации проекта – «обеспечить информационное сопровождение о победе в конкурсе и реализуемых мероприятиях через официальные сайты образовательной организации, а также через социальные сети студенческих объединений Вконтакте, Facebook, Instagram с использованием хештегов #Росмолодежь, #МолодежьРоссии, #АктивнаяМолодежь, #МолодежныеПроекты и т.д.» [5].

В настоящее время набирает обороты тенденция развития патриотических проектов-порталов (таких как «Патриот России», «Георгиевская ленточка», «Знаем и любим Россию», «Живая история» и т.д.). В рамках данных проектов пользователям предлагаются интернет-ресурсы учебно-методического обеспечения по всем традиционным направлениям историко-патриотического просвещения, которые в свою очередь содержат значительный арсенал современных мультимедийных средств обучения.

Анализируя интернет-ресурсы, отражающие реализацию проектов патриотической тематики, можно сделать вывод, что патриотизм формируется с их использованием в студенческой среде путем применения следующих приемов: массового сетевого информирования (тематическое информирование с целью актуализации у молодежи интереса к истории и культуре страны); создания положительных примеров (героических фактов и т.д.); создания системы мотивации студентов для участия в социальной практике; модерации дискуссий с целью выражения гражданской позиции участников; организации тематических опросов, анкетирования, выявляющих личное отношение респондента к актуальным темам; вовлечения в целенаправленную деятельность патриотических организаций, инициируемые ими акции и мероприятия.

Для получения авторской формулировки понятия «социосетевые технологии» проведен контент-анализ данного понятия, представленный отечественными исследователями (см. [6–10], на основании которого автор определяет социосетевые технологии как специализированные ресурсы сети Интернет, представляющие возможности для взаимодействия пользователей и создания совместного контента с помощью сервисов, представляемых данным ресурсом. Одним из подвидов социальных сетевых технологий считаются социальные сети, включающие такие их разновидности, как блоги и мессенджеры.

Потенциал социальных сетей шире, чем просто оперативное информирование и обратная связь: он дает возможность модераторам (руководителям проектов, педагогам, студенческим лидерам, кураторам, тьюторам) управлять проектом с использованием предоставляемых данным интернет-ресурсом программных возможностей. По нашему мнению, интегрирование социосетевых технологий в теорию и практику педагогической деятельности патриотической направленности реализуется по трем направлениям: обеспечение нормативно-правового и методического сопровождения патриотического воспитания студентов с использованием социосетевых технологий; разработка и реализация интернет-проектов с участием студенческого актива (проведение Школ актива, создание веб-страниц общественных организаций, создание и продвижение веб-страниц патриотических проектов); реализация программы подготовки кураторов групп, руководителей проектов к использованию социосетевых технологий в формировании компетенций гражданственности и патриотизма через программу повышения квалификации.

С использованием перечисленных подходов в практике воспитательной деятельности Казанского государственного энергетического университета в 2016–2018 гг. были реализованы проекты по созданию веб-страниц 9 студенческих общественных организаций вуза по вовлечению студентов и кураторов академических групп в мероприятия, проекты и акции патриотической направленности. Кроме того, в целях апробации специально созданы веб-страницы «ВКонтакте»: профильной патриотической смены «Я – в России, Россия – в нас!», поискового отряда вуза «Поисковая тропа», патриотического проекта на татарском языке «Яз Гузяле», конкурса песен на родных языках народов России «Амадины» и др.

Использование технологии проектной деятельности в сочетании с социосетевыми технологиями в патриотическом воспитании молодежи предполагает высокую результативность, если студенты сами выступают в роли организаторов и модераторов страниц патриотической направленности в социальных сетях. Так, например, в поддержку финалисток проекта на родном языке «Яз Гузяле – Весенняя красавица», организованном студенческими организациями вуза, в интернет-голосование были вовлечены 10,5 тысяч человек, хотя изначально количество участников проекта оценивалось в 500 человек.

Сравнительный анализ официальных сайтов патриотической направленности, их веб-страниц в популярных социальных сетях, а также страниц в социальных сетях локальных студенческих проектов позволяет нам сделать следующие выводы:

– официальные патриотические сайты обладают очень высоким охватом аудитории, в первую очередь благодаря яркому оформлению, богатому структурированному содержанию, широкому использованию педагогических методик и приемов, регулярной модерации; в то же время благодаря удобному интерфейсу содержат переходы в социальные сети «Вконтакте», «Фейсбук», «Инстаграм», «Ютюб», «Твиттер»;

– соответствующие страницы в социальных сетях дают возможность видеть количество просмотров, отзывов, репостов, анализ посещаемости; поддерживать обратную связь с молодежью;

– локальные страницы в социальных сетях на примере вуза подчеркивают адресность проводимой воспитательной деятельности;

– исходя из используемой виртуальной среды, масштаба запланированной деятельности и конкретных педагогических задач модератор имеет возможность варьировать набором социосетевых технологий воздействия на аудиторию и педагогических методик и приемов. В то же время педагогическое управление в этой сфере допускает индивидуальный подход педагога-организатора в выборе форм и методов воздействия на студентов с опорой на профессиональные компетенции, гражданскую позицию и творческие инициативы.

Заключение. Рассмотренные в настоящей статье социальные проекты являются на сегодня востребованной и эффективной формой работы со студенческой молодежью. Проекты патриотического воспитания – это социальные проекты, отвечающие целям и задачам формирования качеств гражданина-патриота. Проекты, реализованные в интернет-среде, наибольшим образом соответствуют интересам молодежи. Безусловно, проекты тем эффективнее, чем больше опираются на интересы молодежи, профессионализм модератора (руководителя проекта), подготовку актива, планирование и корректировку результатов.

Использование социосетевых технологий создает условия для видимости и открытости патриотической деятельности широкому кругу пользователей сети Интернет, позволяет реализовывать интернет-проекты, что в свою очередь способствует повышению мобильности деятельностной составляющей всего комплекса мероприятий патриотической направленности (в том числе, что немаловажно, позволяет увеличить охват молодежи как участников социальных проектов и программ). Намеченные при этом воспитательные цели достигаются организаторами за счет того, что студенты открывают для себя новые знания, приобретают необходимые навыки, самостоятельно делают выводы, определяют степень вовлечения в коллективную совместную деятельность, осваивают возможности и информационную культуру социосетевых ресурсов.