Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ANTHROPOLOGICAL APPROACH TO THE MODELING OF PROFESSIONAL PROMOTING THE FORMATION OF STUDENTS’ SELF-EXPRESSION CULTURE

Omelchenko E.A. 1
1 Novosibirsk State Teachers’ Training University
Modern professional training that implements the requirements of federal state educational standards of higher education 3 ++ should be focused on the formation of such groups of universal competences as teamwork and leadership, communication, intercultural interaction. The success of the relevant activities of teachers depends on many factors, among which the creation of conditions for self-expression by the learners, the promotion of their self-expression culture take a significant place. After all, they determine the peculiarities of human interaction in the team, the implementation of communication in oral and written forms, ability to present oneself and the results of own activities. In the article, from a theoretical point of view, the author’s views on the understanding of the self-expression culture and the process of its formation in the student age are presented, that have a positive effect on the attainment by students of competences that are necessary for a future professional. On this basis the conclusion is made about expediency of modeling of professional training oriented on formation of students’ self-expression culture. The solution of this problem is presented with the use of anthropological approach. The author on the basis of systematization, generalization, theoretical analysis describes the content of stages and levels of training modeling, focused on the formation of students’ self-expression culture with its practice. The result is the presented theoretical basis, allowing researchers to practically build, to construct specific training models that meet modern requirements.
students’ self-expression culture
the formation of students’ self-expression culture
professional training
modeling of professional training
anthropological approach

Современная профессиональная подготовка в вузах осуществляется в соответствии с ФГОС ВО 3++. Этот стандарт в числе групп универсальных компетенций содержит такую, как самоорганизация и саморазвитие. Формирование соответствующих знаний, способов деятельности и личностных характеристик предполагает, что студенты постепенно становятся способны «управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни» [1, с. 8].

Саморазвитие в педагогике часто рассматривается как развитие человеком собственных физических и умственных сил на основе самоорганизуемой деятельности. Оно начинает осуществляться под действием разных факторов, среди которых немаловажную роль играет присущая человеку с рождения и требующая обязательного удовлетворения потребность в самовыражении.

«Самовыражение – рефлексивный способ воплощения личности в мире, самоорганизованный процесс и самоорганизованная деятельность, направленная на познание индивидом самого себя и окружающего мира, демонстрацию им своего внутреннего мира, чувств, эмоций, способностей, намерений, устремлений» [2, c. 277].

Мы в своих исследованиях исходим из представлений о том, что самовыражение – один из способов демонстрации человеком результатов, достигнутых путем саморазвития [3; 4]. Следовательно, в ходе профессиональной подготовки в вузе желательно не только создавать условия для успешного саморазвития обучающихся, но и обеспечить их инструментами, позволяющими научиться использовать развитые способности, возможности в отношении себя, других людей, будущей профессиональной деятельности.

В этом случае речь начинает идти не о произвольно осуществляемом самовыражении, а о таком, в котором учитываются его последствия, его влияние на все, что окружает человека, соблюдение в нем норм культуры общества и профессиональной деятельности. С педагогической точки зрения появляется необходимость рассматривать культуру самовыражения. Изложенные выше положения приводят к мысли о построении модели соответствующей профессиональной подготовки.

Цель исследования: теоретическое описание возможностей применения антропологического подхода к моделированию профессиональной подготовки студентов, ориентированной на становление культуры самовыражения.

Материалы и методы исследования

Достижение поставленной цели осуществлялось с использованием таких методов, как систематизация научных данных, обобщение, классификация, теоретический анализ источников. Методы применялись к опубликованным материалам, содержащим сведения о профессиональной подготовке студентов, о моделировании, подходах к реализации этого процесса, о культуре самовыражения и ее становлении. Методологическую основу составили идеи антропологического подхода к исследованию педагогических явлений.

Результаты исследования и их обсуждение. Построение модели профессиональной подготовки, которая была бы ориентирована на становление культуры самовыражения студентов, исходит из взгляда на нее как на пластичное личностное образование, которое позволяет человеку успешно проявлять себя в разных видах деятельности, функционировать в обществе и характеризуется совокупностью социально значимых ценностных ориентаций, способами получения сведений о себе и окружающем мире, демонстрируемыми в процессе самораскрытия и самопрезентации с помощью вербального и невербального проявления эмоций, чувств, переживаний, отношений, настроения и т. д., особенностей осуществления и рефлексии собственной активности.

Нами установлено, что ее становление в студенческом возрасте является процессом непрерывных, циклично и спиралевидно разворачивающихся во времени качественных или количественных изменений, связанных с дополнением системы ценностных ориентаций обучающихся профессионально значимыми, с обретением способов познания сферы будущей профессиональной деятельности, осмыслением себя и своего места в ней, поиском наиболее подходящих способов осуществления самораскрытия и самопрезентации в условиях учебно-профессиональной и профессиональной деятельности, с выражением эмоций адекватно не только своему состоянию, но и требованиям профессиональной деятельности, с развитием рефлексивных умений на содержании учебно-профессиональной и профессиональной деятельности.

Мы также учитывали, что в педагогических исследованиях, проводимых на современном этапе развития научного знания (А.А. Мишин, А.А. Тонких, Т.А. Туманцева, Е.А. Уваров, Л.И. Уколова, И.Л. Фельдман, А.В. Филиппов, А.Я. Флиер, В.С. Флусова и др.), принято исходить из идеи целесообразности осуществления «мягких» воздействий на педагогическую систему, «помогая ей обрести новое качество, выбрав один из возможных вариантов развития» [5, с. 34]. В связи с этим разрабатываемые в настоящее время модели профессиональной подготовки строятся на основе поиска и использования внутренних тенденций развития образовательных систем. В них педагогический процесс управляется преподавателями через советы и рекомендации, через самоуправление. В таком представлении профессиональная подготовка является созданием условий, в которых становятся возможны процессы приобретения знаний самими обучающимися в результате их активной учебно-профессиональной деятельности, построенной на самоорганизации. Тогда при выборе дальнейшей профессиональной траектории обучающиеся сумеют сориентироваться на один из собственных путей развития, на свои ценностные предпочтения, в которых будут присутствовать и ценности будущей профессиональной деятельности.

Кроме того, построение интересующей нас модели предполагает осуществление действий в соответствии с тремя этапами (по В.И. Загвязинскому, И.П. Лебедевой, Ю.И. Тарскому и др.):

Первый этап: выделение характеристик, свойств, которые являются значимыми для становления культуры самовыражения студентов в ходе профессиональной подготовки.

Второй этап: непосредственно моделирование, основанное на учете условий, определяющих качественное своеобразие системы профессиональной подготовки, ориентированной на становление культуры самовыражения обучающихся.

Третий этап: анализ полученной модели, совершенствование ее частей, элементов, осмысление целесообразности и адекватности моделируемому явлению. На этом этапе желательно «выделение элементов, из которых образована модель, их внутренней организации и способов взаимодействия, функций, выполняемых моделируемой системой, путей ее возникновения и перспектив развития» [6, с. 33].

Моделирование профессиональной подготовки считаем необходимым осуществлять с отражением трех уровней:

а) методологического – все, что связано с формированием у студентов мировоззрения, миропонимания;

б) теоретического – подходы к обеспечению освоения обучающимися основ и норм профессиональной деятельности с учетом особенностей, предпочтений, стремлений студентов и преподавателей;

в) практического – технологии, методики, методы, средства овладения профессиональными знаниями и умениями, ориентация на развитие необходимых в профессии сфер личности.

Особенности реализации каждого из представленных этапов и уровней зависят от выбранных подходов к моделированию профессиональной подготовки. В рамках данной статьи остановимся на антропологическом (К.Ю. Брешковская, С.И. Высоцкая, Е.В. Декина, М.Е. Дуранов, С.Н. Захарова, И.С. Ломакина, С.В. Пазухина, Т.Д. Скуднова и др.), который предполагает видение каждого студента и преподавателя как свободной, независимой, самостоятельной, активной личности, имеющей потенциал в продвижении к саморазвитию, в т. ч. к повышению уровня развития профессиональных компетенций и профессиональной компетентности. Подход связан со становлением «самости» личности, пониманием человека как существа открытого, развивающегося, постоянно находящегося в абсолютном движении самосозидания, что важно в рамках проводимого нами исследования. «В антропологическом подходе присутствует мировоззренческая, гносеологическая, теоретическая, практическая ориентация на человека как главную цель и ценность» [7, с. 18]. С этой точки зрения Е.И. Исаев подчеркивает, что «процесс образования строится на основе самоопределения личности в сфере определенной культуры. Процесс подготовки – процесс инструментального оснащения, освоения норм, образцов, правил осваиваемой деятельности» [8, с. 82].

Кроме того, мы учли, что реализация антропологического подхода в профессиональном образовании возможна, например, при создании условий для активной деятельности обучающихся на основе участия в образовательном процессе, при обеспечении преемственности между ступенями образования и совершенствовании программ профессиональной подготовки (по И.Н. Зайцевой [9]).

Результаты теоретического анализа и обобщения содержания этапов и уровней моделирования в отношении применения антропологического подхода к разработке модели профессиональной подготовки, ориентированной на становление культуры самовыражения студентов, показаны в таблице.

Содержание этапов и уровней моделирования профессиональной подготовки, ориентированной на становление культуры самовыражения студентов

(с применением антропологического подхода)

Этапы моделирования

Уровни моделирования

Методологический

Теоретический

Практический

Первый

(выделение, выбор характеристик, значимых для становления культуры самовыражения)

Выделение и обоснование компонентов культуры самовыражения студентов, этапов ее становления, факторов, влияющих на этот процесс.

Использование в каждом случае акцента на особенностях видения преподавателей и студентов в антропологическом подходе

Выбор наиболее приемлемых технологий, методик, методов, которые желательно применять в работе со студентами для содействия становлению культуры самовыражения.

Определение условий, положительно влияющих на формирование системы ценностных ориентаций обучающихся, соответствующей их представлениям и требованиям профессиональной деятельности.

Предусмотрение возможностей для осуществления рефлексии относительно осваиваемой профессии, своего места в ней, образа как будущего профессионала

Отражение в модели применения методов воспитания, формирования, развития, обучения, содействующих становлению культуры самовыражения обучающихся

Второй

(моделирование с учетом условий, определяющих своеобразие профессиональной подготовки)

Предусмотрение выбора или самостоятельного построения обучающимися траекторий освоения учебных дисциплин.

Обеспечение предоставления вариантов саморазвития, самовыражения, демонстрации культуры самовыражения.

Учет пожеланий студентов, работодателей, преподавателей к содержанию профессиональной подготовки

Выделение в содержательном блоке модели, отражающем непосредственно содержание профессиональной подготовки, в качестве одной из линий вопросов, связанных с культурой самовыражения, ее становлением у представителей разных профессиональных групп.

Теоретическое описание и конструирование теоретических проектов образовательной среды вуза, представляющей студентам возможности для самовыражения не только в учебной, но и во внеучебной деятельности.

Предусмотрение наличия учебно-методического и научно-методического обеспечения процесса профессиональной подготовки, ориентированного на становление культуры самовыражения студентов.

Предусмотрение вариантов использования индивидуального и дифференцированного подходов в осуществлении профессиональной подготовки

Графическое изображение в модели методов, способов, форм, средств организации деятельности студентов на занятиях, во время педагогической практики, во внеаудиторное время, ориентированной на самовыражение, на становление культуры самовыражения. Внесение в учебные планы профессиональной подготовки дисциплин, в явном виде ориентированных на знакомство студентов со спецификой культуры самовыражения в определенной сфере деятельности.

Демонстрация в модели наличия в обращении у студентов и преподавателей учебно-методических пособий, раскрывающих теоретические и практические вопросы, связанные с разными аспектами культуры самовыражения

Третий

(анализ модели)

Анализ наличия в модели элементов, ориентирующих студентов на осмысление себя, будущей профессиональной деятельности, самовыражения и культуры самовыражения в профессии

Осмысление модели в целом и ее частей для выяснения наличия ориентации на возможности, интересы обучающихся и преподавателей, на обеспечение для них максимально комфортных условий, возможностей демонстрации и совершенствования своей культуры самовыражения

Анализ модели для понимания того, насколько использованные технологии, методики, методы, средства способствуют достижению цели построения модели, того, в какой степени учтены интересы обучающихся и преподавателей

 

Модель профессиональной подготовки, которая получится с применением антропологического подхода, позволит отразить индивидуальный и дифференцированный подходы, что в последние годы мало используется, в частности, в высшем образовании. Она может быть одним из источников для построения индивидуальных траекторий освоения студентами учебных дисциплин.

Содержание материала представленной таблицы позволяет заметить, что основополагающими аспектами содержания профессиональной подготовки становятся вопросы, изучение которых открывает обучающимся возможности формировать, дополнять свое мировоззрение взглядами на сферу будущей профессиональной деятельности, на свое место в ней, позволит научиться находить варианты успешного самовыражения в профессии, совершенствования культуры самовыражения.

Выводы. Учитывая вышесказанное, приходим к заключению, что построение модели, основанной на антропологическом подходе, позволит предусмотреть реализацию субъектности обучающихся в ходе профессиональной подготовки, даст возможность обеспечить им участие в построении содержания образования. Это окажет содействие появлению в их мировоззрении собственной линии взглядов на сферу будущей профессиональной деятельности, повысит уровень личностного понимания ее сути, обеспечит варианты выбора предпочитаемых способов выполнения. Освоение нормативных оснований профессии постепенно найдет отражение в особенностях самовыражения обучающихся и, к завершению профессиональной подготовки, станет одной из характеристик их культуры самовыражения. В результате выбранная и осваиваемая профессиональная деятельность становится неотъемлемой частью их жизни.

Описанные варианты содержания этапов и уровней моделирования профессиональной подготовки с применением антропологического подхода создают теоретическую основу для практического построения соответствующих моделей и их реализации в вузах.