На всех этапах развития спортивной науки ведется поиск оптимальных методик организации тренировочного процесса. Исследования в тяжелоатлетическом спорте проводились по всему спектру проблем, связанных с методикой тренировки, техникой выполнения упражнений, воспитанием специальных скоростно-силовых качеств, методами контроля физического состояния спортсменов и подготовкой к соревнованиям. В результате накоплен огромный научный материал, на котором основана система многолетней тренировки в тяжелой атлетике [1–3].
Узловой структурной единицей тренировочного процесса является отдельное тренировочное занятие. И от того, как будет построено отдельное занятие, как оно будет взаимосвязано с остальными тренировками в недельном микроцикле, зависят направленность и содержание микроциклов и соответствующее им строение мезо- и макроцикла, и как производное от этого – спортивный результат. В связи с этим выявление особенностей любого процесса или явления в прошлом, определение его характеристик в настоящем помогут спрогнозировать тенденцию его изменения в будущем. Подобное исследование весьма актуально в тяжелой атлетике, где очень высока конкуренция за мировое лидерство.
Цель исследования – выявить тенденции изменения тренировочного процесса тяжелоатлетов начиная с 1950-х гг. и по настоящее время.
Материал и методы исследования. Цель исследования достигалась посредством обобщения и анализа научно-методической литературы и анализа дневников спортсменов.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате исследования установлено, что с момента первого выступления штангистов СССР на XV Олимпийских играх в Хельсинки (1952 г.), где они выиграли две золотые медали, и до настоящего времени соревновательные результаты ведущих тяжелоатлетов мира существенно увеличились. Бытует мнение, что тяжелая атлетика достигла своего пика в середине 1980-х гг., однако на играх XXXI Олимпиады в Рио-де-Жанейро в 2016 г. было побито несколько, казалось бы, несокрушимых мировых рекордов. Сделали это тяжелоатлеты из Китая, Ирана, Казахстана, Грузии.
Задачей тяжелоатлета являются однократный подъем штанги максимального веса и ее фиксация над головой на прямые руки. Решение данной задачи сопряжено с приложением наибольшего усилия к снаряду за минимальный временной интервал.
Современная тяжелая атлетика – это сложный координационный скоростно-силовой вид спорта. По данной причине особое внимание в тренировочном процессе тяжелоатлетов уделяется развитию силы и быстроты. Связь между этими физическими качествами наиболее тесная и неоднозначная – развитие одного заметно влияет и на развитие другого, но не во всех случаях. Это происходит при повышении уровня максимальной силы, необходимой для преодоления большого внешнего сопротивления с большой скоростью. И работа над увеличением максимальной силы в условиях преодоления небольшого внешнего сопротивления не влияет на скорость движения. Наряду с улучшением физических качеств тяжелоатлеты должны постоянно совершенствовать гибкость, улучшать координацию движений и развивать ловкость. Эти качества напрямую влияют на успешность выполнения соревновательных упражнений.
В процессе развития тяжелой атлетики менялись правила проведения соревнований, изменялось понимание тренеров о рациональной технике выполнения соревновательных упражнений [4–6]. Существенные изменения претерпели в связи с этим методики подготовки спортсменов, в частности на предсоревновательном этапе, и представления теоретиков и практикующих специалистов об оптимальных нагрузках для квалифицированных тяжелоатлетов.
В 1956 г. в Советском Союзе был издан учебник «Тяжелая атлетика» [7], его автором стал Н.И. Лучкин. Автор рекомендовал тяжелоатлетам любой квалификации проводить 3 тренировки в неделю, реже 4, с перерывом в один день между ними. Такие рекомендации относительно режима тренировок объясняются тем, что до середины 1960-х гг. считалось нормой, если спортсмен совмещал тренировки с другим видом деятельности, например с работой на производстве. А.Н. Воробьёв [8] в 1981 г. приводит данные, согласно которым до 1973 г. ведущие тяжелоатлеты тренировались 3–5 раз в неделю, а начиная с 1973 г. распространение получил ежедневный 2-разовый режим тренировок. Автор напрямую связывает данные изменения с исключением из соревновательной программы тяжелоатлетических соревнований упражнения «Жим» и переходом спортсменов с троеборья на подготовку в двоеборье.
Классические модели тренировок в тяжелой атлетике, применяющиеся до настоящего времени [3, 9, 10], по сравнению с современными методиками последних лет [11, 12] не предполагают повышения интенсивности тренировочного процесса. Современные же методики подготовки тяжелоатлетов направлены на увеличение интенсивности тренировочного процесса. Повышение интенсивности достигается за счет увеличения веса в соревновательных упражнениях (рывковых и толчковых) до уровня предельных весов, а также увеличения количества подходов на эти упражнения с сохранением достаточных объемов тренировочной нагрузки.
В ходе исследования выявлено увеличение количества тренировочных занятий у квалифицированных спортсменов. Такая тенденция отразилась и на объемах тренировочной нагрузки, повлекшей за собой ее существенное увеличение [1]. Доказано, что эффективность подготовки тяжелоатлета зависит от поднимаемого веса и средств тренировки. Подготовка тяжелоатлета, имеющего большой спортивный стаж, по сравнению с новичком отличается использованием небольшого числа специализированных средств подготовки, но при этом отмечаются большой объем и интенсивность тренировочных нагрузок. Конкретный этап подготовки диктует необходимость учета тренировочной нагрузки в соответствии с функциональным состоянием спортсмена [11]. Тренировка с околомаксимальными весами имеет большую эффективность, однако может вызвать перенапряжение, как следствие – травмы и другие негативные последствия для спортсмена.
Необходимость повышения тренировочных нагрузок у тяжелоатлетов в условиях жесткой конкуренции на крупнейших соревнованиях стала одним из факторов омоложения основного состава сборной команды Советского Союза и других стран. В начале 1970-х гг. обычным возрастом первого года занятий тяжелой атлетикой считается 16 лет [8].
Л.С. Дворкин [1] в книге «Тяжелая атлетика» излагает методику подготовки юношей с 12–15-летнего возраста. Согласно современным программам подготовка тяжелоатлетов в ДЮСШ начинается в возрасте 10 лет.
Изменения в тренировочном процессе квалифицированных тяжелоатлетов коснулись и направленности нагрузок. Практически до нуля свелись беговые занятия, а также упражнения из других видов спорта, которые не соответствуют технике соревновательных движений или отдельным фазам соревновательных движений в тяжелой атлетике. До 1970-х гг., в частности, тяжелоатлетам рекомендовался бег, в том числе и на длинные дистанции. Достаточно большой объем тренировочной работы предлагалось делать в упражнениях с гирями и гантелями [7].
К середине 1970-х гг. полностью сформировалось понятие об основных группах тяжелоатлетических упражнений, которые следует выполнять для достижения высокого результата в соревновательном двоеборье. Основные группы упражнений классифицируются следующим образом: рывковые, толчковые, тяги (рывковые и толчковые), приседания [3].
Наряду с объемами и направлением тренировочных нагрузок исследователи обратили внимание и на их относительную величину. В 1964 г. А.Н. Воробьёв вводит в терминологию тренировки по тяжелой атлетике понятие «интенсивность нагрузки» [8].
Ряд крупных специалистов в области тяжелоатлетического спорта уделяли большое внимание вопросам планирования объема и интенсивности тренировочных нагрузок в
1970–1980-е гг. В своих работах А.Н. Воробьёв, Р.А. Роман [8, 9] обобщили и систематизировали имеющуюся к тому времени информацию по данной теме. Они подчеркивали важность распределения нагрузки в годичных, месячных и недельных периодах, мезоциклах и микроциклах, причем особое внимание уделялось периоду подготовки к соревнованиям.
Мнение данной группы ученых о подготовке к стартам отличалось от принятого ранее понятия о соревновательном периоде, в котором было принято выделять тренировочные циклы. Количество циклов соответствовало количеству ответственных состязаний в календарном году [7]. Цикл при этом включал в себя 4 этапа, каждый из которых характеризовался выполнением упражнений, отличных от тех, которые выполнялись на предыдущем этапе. Различия между этапами, которые касались средств и методов тренировки, объяснялись тем, что на каждом из них последовательно решались разные тренировочные задачи. Ученые в 1950–1960-е гг. рекомендовали продолжительность каждого этапа от 2 до 6 недель, при этом подготовка к соревнованиям у квалифицированных тяжелоатлетов должна была доходить до 6 месяцев.
А.Н. Воробьёв, Р.А. Роман [8, 9] в свою очередь сходились во мнении, что период подготовки к соревнованиям должен иметь продолжительность 2–3 месяца, и на всем его протяжении для успешной подготовки к соревнованиям наибольший объем нагрузки должен быть распределен между основными группами тяжелоатлетических упражнений. Месяц, в котором есть соревнования, принято было называть соревновательным (или предсоревновательным), месяц, предшествующий соревновательному, обозначался как подготовительный. Ученые стали активно использовать понятие «мезоцикл»: подготовительный (базовый), соревновательный (предсоревновательный), под которым подразумевали месячный цикл подготовки.
Уровень нагрузки за мезоцикл, характер распределения тренировочной работы по микроциклам, зонам интенсивности и иное в соревновательном месяце имеют важное значение для прогнозируемой успешной подготовки квалифицированных тяжелоатлетов к стартам [12, 13]. Этап подготовки к ответственным соревнованиям следует отнести к числу сложных проблем.
А.Н. Воробьев [8] приводит количественные и качественные параметры тренировочной нагрузки в рывке и толчке в 2-месячном подготовительном периоде. Исследователи разрабатывают подготовительный и соревновательный мезоциклы. Понятия о подготовительном периоде, названиях мезоциклов в этом периоде и задачах, решаемых в каждом из них, актуальны до настоящего времени [1].
Большое внимание в работах ведущих ученых уделялось вопросам распределения нагрузки по недельным циклам внутри мезоциклов. Были разработаны типовые схемы такого распределения. При этом микроцикл с величиной нагрузки 30–35% от месячной величины было принято называть ударным, или ударно-развивающим, а при величине нагрузки от 25 до 34% – развивающим. Микроцикл с величиной нагрузки 20–24% назывался поддерживающим [8]. В настоящее время в теории и практике тяжелой атлетики наибольшее распространение получили понятия втягивающего, ударного, восстановительного и соревновательного микроциклов [1].
Каждому типу микроциклов присущи свои особенности в плане объема и интенсивности нагрузок, распределения основных упражнений и их количества за тренировку.
Нагрузка в тяжелой атлетике, как и во многих видах деятельности, характеризуется внешней и внутренней стороной. Внешняя сторона определяет количественную и качественную стороны нагрузки, действующей на организм спортсмена. Внутренняя сторона нагрузки показывает степень реакции организма на внешнюю нагрузку. Нагрузка определяется такими характеристиками, как режим мышечной деятельности, объем нагрузки, величина отягощения, и другими факторами. Но в основном определяют нагрузку на тренировке два фактора – объем и интенсивность.
Отметим некоторые особенности этих двух характеристик нагрузки. По мере увеличения в подготовке спортсмена такой характеристики, как объем, спортсмен постепенно повышает уровень своей тренированности и начинает входить в спортивную форму. И, чем больший выполнен объем тренировочной работы, тем на большем временном промежутке спортсмен сохраняет свою спортивную форму. Другая характеристика – интенсивность нагрузки, она определяет время вхождения в спортивную форму и продолжительность ее сохранения. Чтобы быстрее войти в спортивную форму, от спортсмена требуется увеличение не объема, а интенсивности нагрузки. Чем больше интенсивность, тем меньше понадобится времени спортсмену для вхождения в спортивную форму. Но находиться в спортивной форме спортсмен в этом случае будет непродолжительное время.
Для того чтобы спортсмен быстрее входил в спортивную форму и находился в ней длительное время, необходимо увеличивать параметры как объема нагрузки, так и ее интенсивности. Способы увеличения интенсивности нагрузки довольно разнообразны, но в основном сводятся к следующим факторам: постепенное увеличение массы отягощения, увеличение внешнего сопротивления и различные варианты работы с отягощением (количество подходов, количество повторений в подходе, время выполнения, увеличение скорости выполняемых упражнений и т.д.) [1, 8].
Увеличение объема нагрузок должно проходить постепенно и иметь вариативный характер в виде волнообразности, ступенчатости или скачкообразности. При этом учитываются возраст спортсмена, его уровень физической, технической, психологической и теоретической подготовленности. Вариативность предусматривает изменение нагрузки не только в длительном временном промежутке (мезоцикл и более), но и в микроциклах, а также и в одном тренировочном занятии. Кроме этого, вариативность определяет не только различные варианты построения нагрузки, но и различную комбинацию средств тренировки. Они должны быть достаточно разнообразными, даже несмотря на то, что у высококвалифицированных спортсменов их объем минимален.
Например, спортсмен с большим стажем занятий не способен к интенсивному росту результатов вследствие привыкания организма к сильным, но однообразным раздражителям. Своевременное изменение нагрузки, перевод ее в вариативный характер может повлиять на сохранение темпов развития мастерства спортсмена, при этом для организма устанавливается оптимальный уровень спортивной подготовки.
Процесс увеличения нагрузки в тренировочном процессе тяжелоатлетов продолжается и в настоящее время. В связи с тем, что объемы нагрузок достигли предельных значений, это обстоятельство заставляет тренеров идти по пути интенсификации тренировочного процесса.
Заключение. Принимая во внимание вышеназванные особенности тренировочного процесса, а также его изменения, можно констатировать, что в тренировочном процессе тяжелоатлетов отмечаются следующие тенденции:
- рост спортивных результатов;
- обострение соревновательной конкуренции за высшие спортивные титулы и расширение географии завоеванных медалей;
- повышение роли и объема специальной физической подготовки в тренировочном процессе;
- доведение технического мастерства до совершенства;
- интенсификация учебно-тренировочного процесса, так как параметры времени, затрачиваемого на тренировку, и объема нагрузок приблизились к предельному биологическому уровню человека;
- уменьшение времени на подготовку штангистов высокой квалификации вследствие непрерывного совершенствования методик и технологии обучения;
- индивидуализация подготовки в рамках заданных параметров тренировочной нагрузки по времени, количеству тренировок в день и количеству тренировочных дней.