Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROBLEMS OF FORMING PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS OF ECONOMIC SPECIALTIES

Khakhonova N.N. 1
1 Rostov State University of Economics
The development in 2005 of the national project «Education», which recognized the priority task of reorganizing the quality of Russian education, as well as the Concept of the Federal Target Program for the Development of Education for 2006–2010, identified the need to implement a competently-oriented approach to education in universities. In the composition of the competencies mastered by students in the learning process in universities, professional competence occupy a special place, because The main problem of the graduate is his employment. The article discusses the features of the formation of professional competencies (for example, the training of economists) in Russia. Analysis of the requirements of employers to graduates of economic universities has allowed to identify the problems faced by graduates in employment, and in turn helped to identify the problems of modern higher education. The study was conducted in relation to the preparation of students in the direction of «Economics» direction «Accounting, analysis and audit». According to the author, the main reason for the existing problems is the «gap in expectations» in the availability and quality of professional competencies obtained by students as a result of studies in higher education with competences actually mastered by students. According to the results of the study, three groups of problems were identified and the author's proposals for their solution were developed.
professional competence
higher education
economic personnel

Одной из важнейших проблем не только России, но и мирового сообщества является проблема кадрового обеспечения, соответствующего требованиям современной экономики. Следует признать, что в нашей стране этот вопрос был признан актуальным почти 15 лет назад. Так, в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 гг., разработанной с целью реализации национального проекта «Образование», указывалось, что успешность развития содержания и технологий обучения во многом связана с тем, насколько эффективно будет сокращаться нарастающее несоответствие между качеством образования и предъявляемыми к нему требованиями работодателей. Данное отставание в первую очередь выражается в отсутствии адекватной реакции системы профессионального образования на потребности рынка труда.

В целях решения данной проблемы была проведена реформа профессионального образования, оптимизированы способы и технологии организации образовательного процесса на основе компетентностно-ориентированного подхода [1]. Другими словами, в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 гг. была признана необходимость формирования в системе высшего профессионального образования в первую очередь профессиональных компетенций.

Решению поставленной задачи должна была также содействовать формируемая в стране система профессиональных стандартов (ПС), получивших официальный статус в конце 2012 г. К настоящему времени разработано и утверждено более 1260 профессиональных стандартов, в том числе 37 ПС по экономике и финансам, содержащих состав и характеристику трудовых функций и необходимых для их осуществления профессиональных компетенций (знаний, умений и действий).

Однако, несмотря на целый ряд мер, предпринятых Министерством науки и образования РФ, качество российского образования продолжает постоянно критиковаться работодателями и органами государственного управления. В частности, премьер-министр РФ Д.А. Медведев в феврале 2018 г. отметил, что в среднем по стране три четверти выпускников находят работу. Такие цифры по стране нас не могут устраивать, потому что есть с этим проблема, государственная проблема – трудоустройство выпускников [2].

Меняющиеся условия жизни и ведения бизнеса, внедрение цифровизации не только экономической, но и частной жизни ставят перед руководством хозяйствующих субъектов ряд вопросов (в частности, как обеспечить профессиональное соответствие работников уровню возникающих задач, требующих своего решения). В этих условиях вполне ожидаем интерес работодателей к выпускникам вузов. На первый взгляд кажется, что именно вчерашние студенты – сегодняшние претенденты на имеющиеся вакансии не должны иметь проблем с трудоустройством. Именно у них как выпускников вузов должны быть актуальные, полные, современные знания по выбранной профессии. Именно от них работодатели вправе ожидать внедрения в практику передовых технологий цифровой экономики, использования IT-технологий, владения современными программами обработки информации и оптимизации бизнеса.

В действительности же именно выпускникам вузов очень сложно найти работу. Именно по этой причине в Указе Президента от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» одной из важнейших задач вновь была определена необходимость формирования эффективной системы подготовки кадров, в том числе через цифровые технологии. Для выполнения задач, определенных в Указе Президента РФ, Правительство РФ разработало ряд национальных проектов, посвященных решению проблем высшей школы, в их составе проекты «Образование» и «Наука».

Целью исследования являются выявление и анализ проблем формирования профессиональных компетенций студентов экономических специальностей в процессе реформирования системы высшего образования.

Материал и методы исследования. Эмпирической базой исследования послужили: Федеральный закон от 29.12.2012 (в ред. от 06.03.2019) № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указ Президента России В.В. Путина от 07.05.2018  № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ВО) и высшего профессионального образования (ВПО), профессиональный стандарт «Бухгалтер», утвержденный Приказом Минтруда России от 21.02.2019 № 103н [3], а также ряд исследований, посвященных проблемам подготовки бухгалтеров в системе высшего образования РФ, авторов В.Г. Гетьман [4], Н.А. Каморджанова и А.А. Солоненко [5], Я.В. Соколов [6] и др.

В ходе исследования использовались теоретические методы (анализ, синтез, классификация) и эмпирические методы (наблюдение, сравнение, анкетирование).

Объектом исследования является процесс формирования профессиональных компетенций у студентов экономических специальностей на примере направления подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Результаты исследования и их обсуждение. Непосредственно занимаясь аттестацией профессиональных бухгалтеров на получение аттестата ИПБ России, мы на протяжении 2016–2018 гг. проводили анкетирование главных бухгалтеров хозяйствующих субъектов в г. Ростове-на-Дону по вопросам возможности трудоустройства выпускников учетно-экономического факультета РГЭУ (РИНХ). В результате анализа данных анкет было установлено, что в условиях внедрения в практику требований профессионального стандарта «Бухгалтер» работодатели ожидают от выпускников не только наличия теоретических знаний в области бухгалтерского учета, отчетности, налогообложения и внутреннего контроля (проверяемых путем тестирования или собеседования), но и демонстрации практических навыков заполнения первичных документов, ведения учетных регистров, формирования показателей бухгалтерской и налоговой отчетности (деклараций) с использованием соответствующих программ автоматизации.

Проведенный сравнительный анализ полученных результатов анкетирования профессиональных бухгалтеров с трудовыми функциями, предусмотренными профессиональным стандартом «Бухгалтер», позволяет сделать вывод об их идентичности. Рассмотрим более подробно трудовые функции, возложенные на бухгалтера, выполнение которых предусмотрено в профессиональном стандарте «Бухгалтер», в таблице 1.

Таблица 1 

Распределение трудовых функций по уровням квалификации [3]

Код

Обобщенные трудовые

функции

Уровень квалифи­кации

Трудовые функции

А

Ведение бухгалтерского учета

5

1.                Принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта

2.                Денежное измерение объектов бухгалтерского учета и текущая группировка фактов хозяйственной жизни

3.                Итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни

 

Рассмотрим состав и содержание профессиональных компетенций, определенных в ПС «Бухгалтер», для функции: принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта, которые должен продемонстрировать претендент на занимаемую должность (табл. 2).

Таблица 2 

Наиболее значимые действия, перечни необходимых умений и знаний для должности «бухгалтер» [3]

Трудовые действия

Необходимые умения

Необходимые знания

Трудовая функция: принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта

1.                  Составление (оформление) первичных учетных документов.

2.                  Прием первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта.

3.                  Выявление случаев нарушения ответственными лицами графика документооборота и порядка представления в бухгалтерскую службу первичных учетных документов и информирование об этом руководителя бухгалтерской службы.

4.                  Проверка первичных учетных документов в отношении формы, полноты оформления реквизитов.

5.                  Систематизация первичных учетных документов текущего отчетного периода в соответствии с учетной политикой.

6.                  Составление на основе первичных учетных документов сводных учетных документов.

7.                  Подготовка первичных учетных документов для передачи в архив.

8.                  Изготовление копий первичных учетных документов, в том числе в случае их изъятия уполномоченными органами в соответствии с законодательством РФ.

9.                  Обеспечение данными для проведения инвентаризации активов и обязательств экономического субъекта в соответствии с учетной политикой экономического субъекта

1.                  Составлять (оформлять) первичные учетные документы, в том числе электронные документы.

2.                  Владеть приемами комплексной проверки первичных учетных документов.

3.                  Пользо­ваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой.

4.                  Обеспечи­вать сохранность первичных учетных документов до передачи их в архив

1.      Основы законодательства РФ о бухгалтерском учете, об архивном деле. Общероссийский классификатор управленческой документации.

2.      Практика применения законодательства РФ по вопросам оформления первичных учетных документов.

3.      Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта, регламентирующие порядок составления, хранения и передачи в архив первичных учетных документов.

4.      Порядок составления сводных учетных документов в целях осуществления контроля и упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни.

5.      Основы информатики и вычислительной техники

 

В ПС «Бухгалтер» содержится аналогичная расшифровка по всем 8 трудовым функциям. На первый взгляд, представленный комплект действий, умений и знаний, требуемых от бухгалтера по данной трудовой функции, кажется вполне логичным. Казалось бы, берем требования ПС «Бухгалтер» за основу и разрабатываем соответствующий учебный план, который сможет обеспечить выполнение выпускником всех трудовых функций, предусмотренных стандартом, но поступить таким образом оказывается невозможно, поскольку порядок подготовки экономиста и состав формируемых компетенций определяются образовательными стандартами, разрабатываемыми Министерством науки и высшего образования.

На наш взгляд, постоянная разработка новых поколений федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ВО) и высшего профессионального образования (ВПО); жесткий контроль за соблюдением указанных в них компетенций и невозможность изменения их формулировок в целях приведения их в соответствие с требованиями ПС, разработка и постоянное изменение требований к фондам оценочных средств, описываемых преподавателями по каждой рабочей программе дисциплин, и иное – все это не нацелено на реальное формирование профессиональных компетенций у студентов.

Подтвердить данный вывод может информация, приведенная в таблице 3, содержащая выявленные нами три группы проблем во взаимодействии рынка труда и сферы образования.

Таблица 3

Проблемы взаимодействия рынка труда, выпускников и сферы образования, связанные с формированием профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»


Проблемы в сфере труда

Проблемы выпускников при трудоустройстве

Проблемы в сфере образования

– появились ПС «Бухгалтер»,

«Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер»;

«Внутренний аудитор»;

«Аудитор», определяющие требования к уровню образования и стажу работы претендента на должность;

– изменились трудовые функции, ранее определяемые должностными инструкциями;

– требования о прохождении аттестации в ЦОК

 

-        конкуренция на рынке труда и отсутствие гарантированного трудоустройства «молодого специалиста»;

-        ограниченные представления об избранной профессии;

-        непонимание взаимосвязи профессий и неиспользование возможностей расширенного поиска вакансий. Например, выпускник направления «Экономика» профиля «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» может претендовать на вакансии не только бухгалтера, финансового аналитика или помощника аудитора, но и внутреннего контролера, внутреннего аудитора, финансиста, налогового инспектора и др.;

-        получение степени магистра не по профилю избранной профессии (например, юриста, финансового менеджера, логистика и т.п.), не позволяющее расширить и углубить профессиональные навыки в области бухгалтерского учета;

-        отсутствие взаимосвязи между возможными должностями (согласно ПС «Бухгалтер») и достижениями в процессе обучения;

-        психологические проблемы, связанные с завышенной самооценкой выпускников вузов, высокие требования (ожидания) к размеру заработной платы, предлагаемой должности, функциональным обязанностям и т.п.

 

-           многолетняя подготовка по утвержденным программам с разработанным методическим обеспечением, не учитывающая изменение трудовых функций в процессе обучения;

-           формальные подходы к ежегодной корректировке учебных планов и учебно-методического обеспечения, заключающиеся в обновлении списка литературы и т.п.;

-           дисциплины учебных планов не ориентированы на формирование у обучающихся понимания специфики избираемой профессии (например, курсы «Микроэкономика», «Эконометрика», «Математический анализ и линейная алгебра» разработаны и преподаются в одинаковом формате для всех профилей по направлению подготовки «Экономика»);

-           сокращение часов, предусмотренных для прохождения производственной практики, не позволяет студенту получить реальное представление о выбранной профессии;

-           неразвитость адаптивного и персонализированного обучения;

-           чрезмерное использование офлайн-технологий в учебном процессе отрицательно сказывается на уровне знаний;

формальное использование электронной образовательной среды формальные подходы к возможности выбора студентом вариативных дисциплин, опирающиеся на необходимость обеспечения нагрузки преподавателей с учетом контингента обучающихся

 

-        неумение оформить «грамотное» резюме и раскрыть свои знания в процессе собеседования, неадекватность поведения и отсутствие реакции на неутешительные результаты тестирования

-           разрешение свободного посещения занятий студентам, устроившимся на работу, позволяет им к моменту окончания вуза получить стаж, но, несомненно, снижает уровень их подготовки

необходимость соблюдения требований профес­си­ональ­ных стандартов к уровню знаний, умений,

действий

-           поверхностное понимание сути выбранной профессии и непонимание необходимости получения практических навыков для ее выполнения. Например, выпускник, освоивший порядок ведения учета в программе «1С», оказывается не в состоянии самостоятельно заполнить первичный документ, предложенный работодателем;

-           получение за годы обучения теоретических знаний по изучаемым дисциплинам;

-           требования по формированию портфолио приводят к участию во всевозможных конкурсах, олимпиадах, конференциях, не имеющих прямого отношения к избранной профессии

 

-           в программах обучения формально учитывается содержание профессиональных компетенций из соответствующих ПС;

-           курс на омоложение состава преподавателей привел к сокращению специалистов пенсионного возраста, зачастую обладающих значительным преподавательским опытом;

-           курс на сокращение преподавателей (увеличение нагрузки на ставку) привел к сокращению совместителей, преподавателей-практиков, имеющих реальное представление о необходимом уровне знаний и умений выпускников;

-           сокращение часов, предусмотренных для прохождения производственной практики, не способствует формированию профессиональных компетенций;

-           формальный подход к прохождению практики, подготовке и защите отчета практически без посещения предприятий

 

Анализ выделенных нами проблем в сфере труда и сфере образования позволяет сделать вывод, что отсутствие прямого взаимодействия между ними отрицательно сказывается на судьбах молодых специалистов. Невозможность работать по полученной специальности из-за несоответствия полученных знаний и опыта требованиям профессиональных стандартов после окончания вуза по данной специальности, необходимость прохождения дополнительного экзамена в центрах оценки квалификации (ЦОК) для получения свидетельства о квалификации и подтверждения профессионального соответствия, несомненно, подрывают престиж высшего профессионального образования.

В 2018 г. Министерство образования и науки Российской Федерации Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» было преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. В своем интервью «Российской газете» от 13.02.2019 министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков, комментируя основные моменты плана деятельности министерства на период 2019–2024 гг., сказал: «Безусловно, повышение качества образовательных программ – абсолютный приоритет для системы профобразования. Надо приблизить учебные программы к запросам рынка труда. Выпускники вузов должны получить уровень компетенций, который позволит им быть конкурентоспособными. Вот что принципиально важно» [7].

В целях решения поставленной задачи на основе проведенного исследования проблем формирования профессиональных навыков в процессе обучения студентов-экономистов считаем возможным выделить ряд проблем, требующих скорейшего разрешения.

  1. Постоянное изменение образовательных стандартов (ГОС ВО, ФГОС ВПО, ФГОС ФО 3+, 3++ и др.), расширение состава компетенций, ужесточение требований по детализации этапов и критериев их освоения, необходимость формирования различных по структуре и содержанию фондов оценочных средств (ФОС) не способствуют повышению качества образования. Необходимо остановить процесс постоянной переработки образовательных стандартов, сократить число всевозможных формальных критериев качества образования, предполагающих изменение структуры и требований к содержанию РПД и ФОС; разработать и утвердить единую для всех вузов страны структуру данных документов; раскрыть используемые Министерством науки и высшего образования критерии, используемые в процессе аккредитации вузов (отдельных направлений, программ) и обеспечить их неизменность на протяжении ряда лет; разработать процедуру предварительного публичного обсуждения предполагаемых корректировок [8].
  2. Продекларированный курс на обязательное формирование профессиональных компетенций никак не просматривается в учебных планах (УП) бакалавриата и магистратуры в области подготовки бухгалтера, которые содержат повторяющиеся дисциплины (микроэкономика, макроэкономика, эконометрика и др.), причем эти дисциплины включены в базовую часть УП; более того, количество профессиональных дисциплин в УП лишь незначительно превышает количество общеобразовательных дисциплин; жесткое определение периодичности прохождения практики не позволяет эффективно использовать ее возможности. Необходимо расширить права образовательных учреждений в формировании базовой и вариативных составляющих УП, сроков и форм прохождения практик, позволив вузам самостоятельно определять перечень и состав профессиональных компетенций, осваиваемых студентами в бакалавриате и магистратуре, исходя из требований соответствующих профессиональных стандартов.
  3. Для обеспечения требуемого уровня освоения профессиональных компетенций студентами необходимо расширение состава практикующих преподавателей, по этой причине следует отказаться от установления в ФГОС каких-либо рамок по соотношению количества преподавателей, состоящих в штате вуза, и совместителей.
  4. Чрезмерное увлечение внедрением онлайн и офлайн технологий в учебный процесс не всегда оправданно. Электронный курс, вебинар, круглый стол не всегда может заменить «живое» профессиональное общение между преподавателем и студентом, что активно способствует профессиональному развитию.

Заключение. Формирование профессиональных компетенций, соответствующих требованиям профессиональных стандартов, у студентов в процессе обучения в вузе должно стать обязательным результатом реформирования системы профессионального образования. Несомненно, этот процесс может стать успешным лишь при объединении всех усилий со стороны Министерства науки и высшего образования РФ, руководства вузов, а также практиков и при непосредственном участии преподавателей профильных кафедр.