Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STRATEGIC DIRECTIONS OF MODERN MOREOVER, WE HAVE

Mosina O.A. 1 Akhtaov R.A. 2
1 Kuban state university
2 Federal State Budget Institution of Higher Education Adyghe State University
In this article, the authors raise the problem of determining the leading directions of geront education, contributing to the development of the potential and creative potential of the elderly. In this regard, the most significant is the analysis of the positions of domestic specialists, covering the problems of interaction between the state and society with the elderly. Special attention of the authors is focused on the issues covering the possibilities of self-realization of an elderly person in the modern world. In this paper, the authors offer their vision of building a system of geront education by determining its strategic directions, principles, and target orientation. Presents a description of the current system moreover, we have: focused on engagement with students as builders, distributors and editors moreover, we have; focus on solving actual problems in life, adjustable daily situation and potrebnostyam request. Separate education of the elderly, will present the orientation of the authors on the intensification of internal and external resources moreover, we have that trigger as the implementation of the regulatory framework and the enrichment of individual personal resources of the surveyed, are included in the education process. The results and conclusions of this article expand knowledge about the methodological and potential of gerontology and are aimed at its improvement.
the elderly people education
cognitive and educational needs
personal resources
gerontophilia.

Современная ситуация общественного развития характеризуется тенденциями регулирования социальных отношений на всех стратификационных уровнях. В связи с новыми демографическими тенденциями общественного старения российское государство предпринимает ряд мер, направленных на создание таких условий, которые способствуют координации взаимо­действия общества с пожилым населением, межпоколенному согласию.

Сокращение количества населения трудоспособного возраста в совокупности с растущим населением пожилого возраста диктуют новые условия развития рынка труда и подготовки кадров. Человеческие ресурсы становятся все более востребованными, что детерминирует трансформацию системы образования, которая должна обеспечить профессиональную подготовку и социально-психологическую адаптацию всем возрастным категориям населения с учетом динамично меняющегося социума.

В данных условиях особую актуальность приобретают вопросы развития системы образования, отвечающей современным вызовам. Изменение законодательной базы в образовательной сфере наглядно отражает трансформационные процессы. Принятые Государственной думой и Правительством России Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года [1], Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [2] гарантируют обучение в течение всей жизни (статьи 2, 3). Статья 5 уточняет необходимость расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования на различных уровнях и направленности в течение всей жизни.

Таким образом, создается активное поле для реализации комплексной системы геронтообразования. Развитие такой системы активно поддерживается первыми лицами государства. Президент России В.В. Путин и премьер-министр Д.А. Медведев в выступлениях на различных уровнях отмечают необходимость рационального использования свободного времени людьми пожилого возраста: «…нужно пользоваться тем, что остается кроме работы, – это и творческие увлечения, общение, занятия спортом» [3], а также удовлетворения духовных потребностей личности, прежде всего – потребности в образовании.

Целью представленного исследования является определение стратегических направлений геронтообразования в контексте развития потенциальных возможностей и творческого потенциала людей пожилого возраста.

Материал и методы исследования. Материалы исследования, отраженные в данной статье, являются значительными для развернутого изучения нового направления в системе российского образования. Методологическими основами послужили работы института образования Н.Н. Ашпиной (2011), В.В. Гаврилюк (2017), М.А. (Зыскиной 2013), А. В. Сутула (2011), С.И. Змеёва (2015), А.В. Копыловой (2014),
А.И. Кукуева (2010), Н.В. Лебедевой (2016).

В ходе исследования были использованы следующие группы методов:

– теоретические: анализ психолого-педагогической и социологической литературы по проблеме исследования;

– аналитические: нормативное прогнозирование, которое предусматривает анализ развития геронтообразования в системе, логический анализ прогнозируемой ситуации развития геронтообразования.

Результаты исследования и их обсуждение

Активное регулирование со стороны государства образовательной сферы объясняется необходимостью модификации ментальных установок российского общества в отношении людей старшего поколения. Государственная деятельность обусловлена активными социально-возрастными стигмами, пролонгированными во времени и транслируемыми молодым поколениям. До настоящего времени бытует представление в общественном сознании о пожилом человеке как о ретрограде в отношении инноваций, овладении новой информацией, способности к обучению и переобучению.

Этому способствуют такие научные позиции, как геронтологическая
Э. Я. Штернберга, в которой основная характеристика процесса старения связывается со снижением психической активности, проявляющимся в сужении объема восприятия, затруднении сосредоточения внимания, замедлении психомоторных реакций и пр. [4].

Созвучна с заявленными научными взглядами и точка зрения Г.М. Брюгмана, который утверждает, что в старости «потери преобладают над приобретениями» и «одним из основных направлений психогеронтологии является изучение различных способов приспособления к этим потерям и влияния этих способов на удовлетворенность жизнью» [5].

Указанные позиции отчасти разделяет Э.Ф. Зеер, который соединяет переход к пожилому возрасту со временем угасания профессионального развития личности и переживания ряда кризисов: потери профессиональной деятельности и социально-психологической адекватности. Также и М.В. Ермолаева рассматривает процесс старения как «заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества» [6]. Как «заключительную фазу в развитии человека, в которой этот процесс происходит по нисходящей жизненной кривой» показывают пожилой возраст исследователи Р.С. Яцемирская и И.Г. Беленькая.

Не отрицая наличия старения организма, данное исследование переводит фокус проблемного поля в позитивную плоскость. Наличие снижения психофизической активности в пожилом возрасте не умаляет значимости продолжения индивидуально-личностного обновления, что позволяет акцентировать внимание на возможных формах и средствах их перспективного развития.

Анализ значимых в современном социально-педагогическом дискурсе работ в области образования людей пожилого возраста позволяет сделать вывод о том, что пока не существует реальной стратегии развития геронтологического пространства, которая бы способствовала слому старых стереотипов относительно пожилого возраста и снижению уровня эйджизма.        Общество в целом остается на традиционных позициях по отношению к людям старшего возраста. Их воспринимают как беспомощных, слабоумных, несамостоятельных. Сами пожилые люди в своем большинстве также не выходят за рамки социальных стигм и поэтому поддерживают контролирующие или опекающие формы поведения относительно себя.

В то же время исследователи отмечают необходимость модифицировать социальную среду с целью удовлетворения потребностей не только растущего в численности пожилого населения, но и остальных членов общества.

Такие российские ученые, как Е.Р. Ярская-Смирнова, А.Ю. Слепухин и иные, считают, что российскому обществу необходимо готовиться к «новым вызовам», и эта готовность отражена, по нашему мнению, в том числе в научной педагогической литературе, констатирующей наличие формирования новых феноменов внутри образовательного пространства [7].

Вопросы формирования образовательного пространства для лиц пожилого возраста стали актуальны как никогда прежде, так как именно в наше время происходит переход к стратегической программе образования «через всю жизнь». При этом осмысление практики реализации – «учения через всю жизнь»дало жизнь новой идее о необходимости развития личности в пожилом возрасте.

Данный посыл инициировал утверждение о том, что определять образование необходимо как фактор развития личности, условие ее производственной деятельности, насыщения и расширения духовной жизни, развития самосознания и умственного развития, а также как фактор, способствующий общению через развитие речи, расширение круга общения и пр. При этом возможности инклюзии пожилых людей в существующее образовательное пространство неоднозначны.

Вопросы возникают по всем образовательным направлениям: организации, которые должны предоставлять образовательные услуги, режим обучения, содержание образовательных программ, критерии оценки результатов обучения и т.д. Часть поставленных вопросов требует незамедлительного решения, и в первую очередь это касается вопросов приоритетов развития сферы геронтообразования.

Отметим, что внешние ресурсы геронтообразования, выполняющие функции превенции и защиты, инициирующие реализацию нормативно-правовой базы, а также регламентирующие межведомственное взаимодействие в процессе образования людей пожилого возраста, достаточно сформированы для того, чтобы образовательная деятельность людей пожилого возраста была реализована в современных условиях.

При этом внутренние ресурсы, на которые возлагаются функции адаптационные и интеграционные, нуждаются в актуализации и развитии. В первую очередь это касается геронтов, включенных в образовательный процесс, которые должны фигурировать в нем в качестве компоновщиков, реализаторов и редакторов геронтообразования.

Исходя из вышеизложенного долгосрочной целью развития геронтообразования являются активизация индивидуально-личностного потенциала людей пожилого возраста и их интеграция в социально-производительный социум.

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд соответствующих задач. Среди первоочередных: необходимо установить потребностные ориентиры людей пожилого возраста. Обозначенные установки определяют направленность образовательных программ для граждан старшего поколения в соответствии с их образовательными и познавательными запросами.

Следовательно, характеристику современной системы геронтообразования нельзя назвать законченной, она находится только на начальном этапе своего формирования, однако обозначить ее ведущие характеристики уже представляется возможным.

  1. Специфика деятельности – направлена на взаимодействие с обучающимися в качестве векторных ориентиров.
  2. Мотивация обучающихся – стимулируется решением актуальных жизненных проблем.
  3. Применение знаний – регулируется ежедневной ситуацией и потребностным запросом.
  4. Организация учебной деятельности – характеризуется самоуправлением.
  5. Участие в процессе обучения – активно-деятельностное, практико- ориентированное.

Считаем, что в данных условиях одним из факторов формирования эффективной системы геронтообразования является своевременное обеспечение образовательных организаций, включенных в процесс обучения людей пожилого возраста, достоверной информацией о познавательных и образовательных потребностях населения старше трудоспособного возраста. Это связано с тем, что успехи обучения геронтов в значительной мере определяются их индивидуально-психологическими и мотивационными приоритетами или возможностями. Данный посыл можно обозначить как магистральный при определении допустимых индикаторов, которые могут служить достоверными маркерами необходимого и достаточного объема информации о состоянии субъекта образования, с одной стороны, и позволят судить об эффективности непосредственно самой системы геронтообразования – с другой.

Опираясь на мнения специалистов различных отраслей знаний, проводящих исследования в области геронтопедагогики (М.Э. Елютина, М. В. Ермолаева, М.А. Зыскина), мы можем определить как узловые следующие позиции:

1) творческие способности;

  1. социальное самочувствие;
  2. стремление к изменению.

Дефиниция «творческие способности» во многом предопределяется тем содержанием, которое тот или иной исследователь вкладывает в его понимание. Очевидно, что для понимания необходимо определиться с двумя понятиями: творчество и развитие. Развитие в данном контексте рассматривается как наличный потенциал личности, определяющий ведущие направления образовательной деятельности, так как невозможно строить образовательные траектории на том поле, где развитие в пожилом возрасте уже невозможно.

В унисон к пониманию развития творчество возможно рассматривать как деятельность обучающихся «…по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение», что детерминирует понимание результата образования как построение мышления, приводящее к новому отношению к действительности.

Критерием оценки развития творческих способностей будут выступать диагностируемые процессы, активизирующие творческую продуктивность: готовность к обучению, мотивация к обучению.

Критерий «социальное самочувствие» является наиболее сложным, так как четкое его определение дается относительно конкретных целей отдельных авторских исследований. Рядом авторов социальное самочувствие идентифицируется с нравственным состоянием общества, его морально-эстетической (духовной) сферой, следовательно, не может быть зафиксировано какими-либо статистическими показателями или величинами, так как они существуют только в сознании отдельных людей и, соответственно, в их личных мнениях.

Анализ различных подходов к пониманию дефиниции «социальное самочувствие» позволил автору исследования делать вывод о возможности критериального измерения двух его показателей: оценка лицом пожилого возраста своего социального положения и представление пожилого человека о своем будущем.

Стремление к изменению – мощный мотивационный фактор. Стремление к изменению детерминируется внутренним конфликтом неудовлетворенности собой в обществе и характеризуется ожиданием как новых впечатлений, так и событий в жизни. Когда личности удается отследить происходящие с ней ожидаемые изменения, мотивация деятельности усиливается. Актуализация данного мотива способна активизировать общественно полезную деятельность. Диагностическому измерению в данном ракурсе поддаются критерии уровня социальной независимости, самоутверждения и социальной значимости.

Специфика развития потенциальных возможностей людей пожилого возраста заключается в том, что стимулировать их возможно только в индивидуальном порядке, самостоятельно. Традиционные педагогические факторы (социально значимые взрослые, педагоги и пр.) в старшем возрасте не могут выступать в качестве ведущих. В то же время для раскрытия личностного ресурса необходима надлежащая социальная среда, способствующая образовательной и социальной активизации пожилого человека.

Организация такой развивающей среды есть ключевой императив геронтологической образовательной системы. Ее востребованность во многом будет зависеть от того, насколько содержание образования будет отвечать запросам и возможностям людей пожилого возраста.  Наиболее оптимальным является выбор, соответствующий решению актуальных жизненных задач и проблем, интеллектуальному и эмоциональному уровню развития пожилых обучающихся.

Конституирующими элементами структуризации геронтообразования как компонента матричной структуры системы российского образования при этом являются:

  • мониторинг внешней среды, влияющей на целеполагание и реализацию образовательного процесса;
  • диагностика субъектов образовательной среды;
  • анализ информационного обеспечения образовательной среды;
  • определение потенциальных возможностей пожилых обучающихся.

Выводы

Таким образом, становится возможным сделать вывод о том, что стратегические направления развития системы геронтообразования носят дуальный характер, обусловленный как внешними, так и внутренними факторами. Развивающая среда, представляющая комплекс внешних факторов развития геронтообразования, должна актуализировать и конкретизировать конструирование целей, задач и функциональную наполненность недавно созданного образовательного направления, а потенциальные возможности нового субъекта образования выступают гарантом процессов самосовершенствования, интеграции в социум, развития общественно полезной деятельности у людей пожилого возраста. Научная перспектива исследования дальнейшего развития геронтообразования в настоящий момент должна сфокусироваться на его концептуальных основах, способных оказать влияние как на интеграцию пожилых людей в общественную систему, так и на актуализацию их социального потенциала посредством стимулирования развития личностного ресурса.