Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

IMPLEMENTATION OF TECHNOLOGIES FOR COOPERATION OF SCHOOL AND FAMILY

Chelpachenko T.V. 1
1 FGBOU VO "Orenburg state pedagogical University"
Предметом статьи является исследование и обоснование актуальности реализации технологий сотрудничества семьи и школы в условиях современного многомерного социума. Сравнительный анализ ведущих дефиниций позволил дать четкие и логичные характеристики понятий «сотрудничество», «технологии сотрудничества». Выявление педагогического потенциала семьи позволит образовательной организации включить родительскую общественность в процесс управления школой без навязывания и назидания. Автор рассматривает методы и формы, включенные в технологии сотрудничества с родителями, которые способствуют изучению современной семьи, осуществлению совместного планирования, рефлексии. Определены ценностные ориентиры, выводящие сотрудничество семьи и школы на новый уровень созависимости, ответственности каждого за собственные успехи и неудачи, разносторонней деятельности, самооценки работы каждого по результатам деятельности. Проанализированы проблемы и риски современной семьи во взаимодействии со школой: загруженность родителей, усталость, нежелание разобраться в проблемах ребенка, восприятие школы как закрытого общественного института, не всегда готового идти навстречу семье. Решение обозначенной проблемы автор видит в изменении духовно-нравственной позиции всех субъектов воспитательного процесса, переориентации с позиции «нам должны» на позицию «сделаем это вместе».
The subject of the article is the study and justification of the relevance of the implementation of technologies of cooperation between family and school in the modern multidimensional society. Comparative analysis of the leading definitions allowed us to give clear and logical characteristics of the concepts of "cooperation", "technology of cooperation". Identification of the pedagogical potential of the family will allow the educational organization to include the parent community in the process of school management without imposing and edification. The author considers the methods and forms included in the technology of cooperation with parents, which contribute to the study of the modern family, the implementation of joint planning, reflection. The value orientations bringing cooperation of a family and school to a new level of co-dependence, responsibility of everyone for own successes and failures, versatile activity, self-assessment of work of everyone by results of activity are defined. The problems and risks of the modern family in interaction with the school are analyzed: the workload of parents, fatigue, unwillingness to understand the problems of the child, the perception of the school as a closed public institution, not always ready to meet the family. The author sees the solution of this problem in the change of spiritual and moral position of all subjects of the educational process, reorientation from the position of "we must" to the position of "we will do it together".
technology of cooperation
interaction of family and school
methods and forms of joint activities

Современная семья является одним из ведущих педагогических институтов, способствующих формированию личности ребенка, актуализации его творческого потенциала, развитию нравственной составляющей. Именно в семье подрастающее поколение приобретает первый опыт социализации, получает уроки нравственности, здесь формируется характер, расширяется кругозор, закладываются основополагающие жизненные позиции. Поэтому одной из основных задач школы как общеобразовательной организации, ее педагогов и психологов, является установление положительных взаимоотношений между школой и семьей, разработка новых технологий, форм и методов работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, организации педагогического сотрудничества, привлечения внимания родителей к ребенку и раскрытие последствий негативных отношений в семье.

Целью данного исследования является критический анализ современного уровня реализации технологий сотрудничества школы с семьей. Выявление потенциала различных форм взаимодействия субъектов образовательного процесса в сотрудничестве с семьей и минимизация рисков, возникающих в данном процессе.

Материал и методы исследования. Методами исследования, использованными в данной статье, являются сравнительно-сопоставительный анализ научных источников, систематизация и обобщение, мониторинг практической деятельности педагогов-воспитателей и классных руководителей образовательных организаций Оренбурга. В качестве источниковой базы для написания работы послужили научные статьи, монографические исследования ученых (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин, В.Г. Рындак), нормативно-правовые документы, регламентирующие взаимодействие семьи и школы на современном этапе развития общества (Закон РФ «Об образовании в Российской федерации», Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»).

Результаты исследования и их обсуждение. Одним из важных принципов реализации технологии взаимодействия с родителями в школе является совместное, взаимообусловленное воспитание и развитие школьников, вовлечение родителей в общеобразовательный процесс. Таким образом осуществляется социализация обучающихся, создаются условия для накопления разностороннего социокультурного опыта школьников. При разработке системы учебно-воспитательной работы образовательной организации необходимо учитывать возможности трех компонентов образовательного процесса: самого процесса обучения, внеурочной деятельности и их взаимосвязи с системой дополнительного образования и с социальной средой.

Преимущественное значение в этой связи будет уделяться тому, как будут отобраны педагогические технологии сотрудничества общеобразовательной организации с семьей в воспитании ребенка. В процессе совершенствования технологий сотрудничества  общеобразовательной организации с семьей формируются взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние педагогов и родителей.

Специфика реализации технологий сотрудничества общеобразовательной организации с семьей остается не до конца изученной. Проведенные научные исследования, в которых рассматриваются вопросы технологий и личностно ориентированного подхода к образованию, дефиниции «сотрудничество», «педагогическое сотрудничество», основываются на работах философов, психологов, педагогов (Ш.А. Амонашвили, В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Г.К. Селевко, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Г. Рындак и другие) [1-4]. В ряде работ вопросы сотрудничества общеобразовательной организации с семьей рассматриваются как достаточно длительный, многофакторный процесс, непосредственно влияющий на личность растущего человека.

В научных трудах разработаны направления и технологии организации сотрудничества семьи и школы (М.Н. Попова, М.М. Прокопьева); рассмотрена роль социального взаимодействия школы и семьи в процессе социализации ребенка (В.Н. Иванов, Н.С. Олексюк, Т.Н. Петрова). Анализ данных, полученных в ходе проведенных исследований, позволяет утверждать, что целостное развитие и воспитание личности ребенка невозможно осуществить без эффективного сотрудничества общеобразовательной организации с семьей, и основы этого воспитания должны закладываться именно в школьной среде.

В ходе анализа научных источников нами определена сущность понятий:

- «сотрудничество», которое рассматривается как определенный тип взаимоотношений между людьми в процессе организации. Сотрудничество проявляется в совместных усилиях, кооперации двух сторон; оно будет осуществимо при условии возникновения духовных связей, нравственного единства;

- «технология сотрудничества общеобразовательной организации с семьей» - это совокупность этапов взаимодействия педагогов и родителей, которая в своем содержательном наполнении отличается демократической составляющей, признанием равенства субъектов общения и отношений, партнерских моделей взаимодействия в отношениях педагога, воспитанников и родителей. Все субъекты образовательного процесса в ходе реализации технологий сотрудничества совместно вырабатывают цели, определяют содержание мероприятий, которые будут проводиться, оценивают проделанную работу, осуществляют рефлексию, при этом вступая в отношения сотрудничества и сотворчества.

Педагогический потенциал общеобразовательной организации в контексте сотрудничества с семьей выявлен на основе принципов педагогического сотрудничества, что способствует определению мотивов, интересов родителей и педагогов, направленных на совместную деятельность; помогает оказанию педагогической поддержки родителям; создает условия для индивидуального, группового и коллективного взаимодействия педагогов и родителей в ходе сотрудничества; способствует накоплению и обогащению опыта совместной коллективной творческой деятельности; создает условия для использования приобретенных знаний, опыта деятельности на практике; способствует приобретению опыта неформального общения, взаимодействия, партнерства; помогает использованию ресурсов социума для установления межличностных взаимосвязей.

Мы предлагаем описание этапов реализации технологии сотрудничества общеобразовательной организации в контексте взаимодействия с семьей:

1 этап – предварительное диагностирование (заочное и очное знакомство с родителями, предварительная диагностика в форме анкетирования, тестирования, собеседования, интерактивных форм общения: сайты, форумы, мессенджеры и др.);

2 этап – организация и подготовка к перспективному планированию будущего сотрудничества (работа в группах, мозговой штурм, деловые игры и др.);

3 этап – практическая реализация технологии сотрудничества на основе использования различных форм деятельности;

4 этап – подведение итогов и диагностирование родителей;

5 этап – прогностическое осмысление достигнутых результатов с возможностью корректировки планов, прогнозов на перспективу.

В педагогической науке и практике на протяжении длительного периода развития общества не прекращается поиск наиболее оптимальных, гуманистически ориентированных методов, форм и средств взаимодействия системы воспитания с семьей. Поскольку технологии в их педагогическом аспекте уже прочно вошли в среду общеобразовательной организации, появилась потребность исследовать их в контексте выстраивания различных вариантов сотрудничества с семьей. В контексте исследуемой проблемы нам необходимо рассмотреть обособленно понятия «технология» и «сотрудничество», чтобы выявить логические взаимосвязи между ними и обосновать феномен «технологии сотрудничества».

В педагогической науке термин «технология» имеет многозначную трактовку. Проблематика научного обоснования технологий сотрудничества нашла отражение в трудах В.П. Беспалько, П.И. Пидкасистого, Г.К. Селевко, В.А. Сластенина, С.А. Смирнова и др. [5].

Совокупный анализ дефиниции «технология» позволяет сделать вывод о многогранности данного научного явления, вариативности его содержания, алгоритма реализации. Ведущим фактором в трактовке педагогической технологии будет тот аспект, который автор изберет в качестве регулятива (механизма реализации) самой технологии. Это может быть метод (прием), само протекание процесса, проектировочная составляющая, модель человеческих взаимоотношений и так далее.

Пути повышения эффективности процесса образования в его широком контексте (включая обучение, воспитание и развитие) всегда искали представители мирового педагогического сообщества. Уточним, что «сотрудничество» нами будет рассматриваться как определенный тип взаимоотношений между людьми в процессе организации деятельности.

Понятие «сотрудничество» в практике деятельности школ распространилось в связи с таким явлением, как «педагогика сотрудничества». Это оригинальная система авторских педагогических взглядов, а также общественно-педагогическое движение, зародившееся в отечественной педагогике в 80-90-е годы ХХ века.

Это было движение, ставшее альтернативой официальной педагогике, зачастую носящей в тот период авторитарный характер. Участники педагогики сотрудничества отличаются глубокой гуманистической направленностью на реализацию духовно-нравственной составляющей педагогики. Ведущими идеями педагогики сотрудничества стали: пересмотр отношений между педагогом и учащимися в контексте субъект-субъектной модели; гуманизация образовательного процесса (очеловечивание отношений); признание прав и свобод ребенка; понимание семьи как самостоятельного субъекта образовательного процесса; гуманитаризация содержания образования; демократизация среды общеобразовательных организаций на основе предоставления права выбора технологий обучения и воспитания; развитие самоуправления обучающихся.

Педагогика сотрудничества как общественное движение была призвана решить проблемы выстраивания взаимоотношений субъектов образования в плане изменения стратегии: от субъект-объектных отношений перейти к субъект-субъектным, то есть к взаимодействию на основе сотрудничества педагога, ребенка и семьи. Такая модель представляла новый гуманистический вектор развития российской педагогики и выступила основой развития и распространения альтернативных методов, форм обучения и воспитания. На основе идей педагогики сотрудничества зародились такие новаторские педагогические системы, как «школа самоопределения» А.Н. Тубельского, гуманно-личностная воспитательная система Ш.А. Амонашвили, блочно-модульное обучение на основе опорных сигналов по В.Ф. Шаталову и другие.

Так как мы рассматриваем специфическую систему воспитательных отношений в тандеме семьи и школы, где воспитание и обучение рассматриваются как процесс реализации воспитательных отношений, то сотрудничество здесь выступает как показатель высокого уровня развития этих отношений. Сотрудничество проявляется в совместных усилиях, кооперации двух сторон – педагогов и родителей. Подобное сотрудничество будет осуществимо при условии возникновения духовных связей.

И хотя сотрудничество – это процесс многоаспектный, вариативный, в определенной степени творческий, в педагогике закрепилось понятие «технологии сотрудничества» как наиболее успешная альтернатива традиционным методам, которые используются в процессе взаимодействия общеобразовательной организации и семьи.

В своем содержательном наполнении технологии сотрудничества могут быть представлены демократической составляющей, признанием равенства субъектов общения и отношений, партнерских моделей взаимодействия в отношениях педагога, воспитанников и родителей. Все субъекты образовательного процесса в ходе реализации технологий сотрудничества совместно вырабатывают цели, определяют содержание мероприятий, которые будут проводиться, оценивают проделанную работу, осуществляют рефлексию, при этом вступая в отношения сотрудничества и сотворчества. Имеющиеся сегодня в педагогической науке и практике технологии сотрудничества преломляются в опыте деятельности конкретного педагога, так как сложившиеся условия их реализации прямо и косвенно взаимообусловлены различными факторами. Кроме того, многие технологии педагогического сотрудничества между собой тесно связаны. Например, личностно ориентированная технология сотрудничества школы и семьи (Е.В. Бондаревская) ставит в центр всей образовательной системы школы личность воспитанника, позволяет создать такие психолого-педагогические комфортные и безопасные условия, которые сглаживают и предотвращают конфликтные ситуации, создают условия для гармоничного обучения, воспитания и развития, реализации природных талантов и способностей. Личность учащегося в подобной технологии становится не только приоритетным субъектом, она выступает в качестве цели слаженной работы всей образовательной системы.

Возможно в подобных случаях объединение родителей в небольшие группы (по 3-5 человек), создание таких ситуаций, в которых каждый может принять участие в обсуждении не только результатов деятельности их собственного ребенка, но и, что становится особенно важным, результатов деятельности детей, чьи родители присутствуют в данной группе. Поэтому родители слабоуспевающих учеников заинтересованы в разъяснении причин такой неуспеваемости и поиске ответов на возникающие у них вопросы. Родители и педагоги совместно заинтересованы в том, чтобы все члены сложившихся групп тщательно разобрались в различных педагогических ситуациях, возникающих в их классе, утвердились в собственном понимании проблем и вопросов, дошли до самой их глубины.

На протяжении последних десятилетий в педагогической науке и практике были разработаны такие технологии сотрудничества школы и семьи, которые дают результаты в формате позитивных взаимоотношений всех субъектов данного процесса. Как качественное приращение происходит повышение самооценки ребенка, а это напрямую способствует раскрытию его творческого потенциала и формированию нравственного багажа. Уверенность семьи в поддержке образовательной организации позволяет использовать все педагогические возможности в полной мере.

Технология сотрудничества школы и семьи выступает в качестве одной из технологий личностно ориентированного воспитания, которая основана на следующих позициях:

- созависимость;

- ответственность каждого за собственные успехи и неудачи;

- совместная разносторонняя деятельность;

- общая самооценка и оценка работы каждого по результатам деятельности.

В свою очередь, мы должны учитывать, что педагогическое сотрудничество с семьей осуществляется в изменившихся социальных, культурных условиях. Сегодня произошли существенные трансформации института семьи, изменились ее ценности (наблюдается их размытость, появление псевдоценностей; предоставление излишней свободы подрастающему поколению, не всегда подкрепленной моральными принципами и рамками, зачастую – проявления асоциального поведения как самих родителей, так и их детей), социокультурная среда характеризуется наличием ряда негативных факторов, к сожалению, отрицательно влияющих на развитие личности: СМИ, Интернет, социальные сети, неформальные группировки и негативно настроенные общественные организации [6; 7].

Среди родителей, чьи дети приходят в школу, также наблюдается резкое различие в социальных установках и жизненных целях. Стремление заработать, чтобы обеспечить нормальное существование своим детям, приводит к излишней занятости и, как следствие – к постоянной усталости и социальной депрессии. Родители зачастую испытывают тревожность, растерянность и очень часто просто игнорируют свои воспитательные функции. Современные дети также подвержены влиянию различных стрессовых факторов, таких как вынужденное раннее взросление, невнимание со стороны родителей, многоуровневая дезадаптация, подростковый нигилизм.

Участие родителей в управлении общеобразовательной организацией может осуществляться в деятельности родительского комитета (попечительского совета) школы или класса, участии в работе совета школы, других общественных объединений, которые могут быть вовлечены в работу школы.

В практической деятельности общеобразовательной организации используются различные методы и формы сотрудничества с родителями. Это могут быть коллективные, групповые и индивидуальные варианты. Они нацелены на приобретение психолого-педагогических знаний, повышение духовно-нравственной культуры родителей, укрепление связей, направленных на сотрудничество общеобразовательной организации и семьи, укрепление ее воспитательного потенциала, а также включение родителей в образовательно-воспитательную деятельность школы.

Современные родители должны знать основы психологии, медицины, права; владеть педагогическими знаниями и опытом деятельности, быть компетентными в вопросах педагогического общения, осведомленными в области тех основных образовательных и дополнительных развивающих программ и методик воспитания, которые используются педагогами. В ходе педагогического сотрудничества укрепляется духовное и ценностно-нравственное сознание родителей, их понимание собственной роли в воспитании детей, уровень ответственности за все происходящее в их жизни [8].

Психолого-педагогическое просвещение родителей позволяет помочь им осмыслить их роль в семье, освоить стиль общения с детьми и впоследствии научиться использовать конкретные педагогические приемы. Выдающиеся педагоги А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский придавали большое значение педагогическому просвещению родителей. В.А. Сухомлинский разработал и внедрил в педагогический процесс Павлышской средней школы целостную систему обучения и просвещения родителей, бабушек и дедушек. В его школе работали в разные периоды: школа для родителей, школа для пап, школа будущих родителей. Родители учились проявлять любовь по отношению к своим детям, уважать их мысли, интересы и потребности. Они старались включать детей в трудовую деятельность, ценить их домашний труд, компенсировать их вклад в общее дело различными формами поощрения.

Основными методами, способствующими изучению семьи и семейных отношений, являются:

- педагогическое наблюдение;

- беседа (индивидуальная, групповая или коллективная, например на родительском собрании);

- анкетирование (очное или заочное);

- тестирование (очное или заочное);

- анализ продуктов интеллектуальной деятельности детей (рассказов, рисунков о семье).

Перед началом проведения родительских лекториев следует продумать подготовительную работу. Сначала необходимо провести анкетирование, затем организовать микроисследование (изучить состав и особенности семей, их бытовые условия, материальные ресурсы). Этому может способствовать изучение подобранной педагогом, классным руководителем доступной для родителей научно-методической литературы. Также педагоги могут обращаться за помощью к специалистам (врачи, психологи, учителя-предметники и другие) и пригласить их для совместной деятельности [9; 10].

Заключение. Таким образом, проведенный анализ, систематизация и обобщение материалов позволяют судить о достаточно высокой организации и эффективности взаимодействия родительской общественности и школы. У родителей проявляется заинтересованность к содержанию образовательного и воспитательного процесса; они хотели бы активнее принимать участие в интерактивных беседах, диалогах, дискуссиях, диспутах, в том числе организованных по их инициативе. Педагогам-практикам и классным руководителям необходимо больше приводить примеров из жизненного опыта, увеличивать количество форм работы, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира, тем самым поддерживать стремление родителей к индивидуальным контактам с педагогом; повышать активность родителей при анализе педагогических ситуаций, решении задач и обсуждении проблемных и дискуссионных вопросов.