Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CRITERIA AND LEVELS OF FORCEDNESS OF THE READINESS OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE FOR COMPETITIVE ACTIVITY IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING

Yambaeva N.V. 1
1 The Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education "Mari State University"
In the presented article the concept of readiness of future teachers of physical culture to competitive activity is considered. Criteria and indicators of the preparedness of future teachers of physical culture to competitive activity are defined and presented in detail. Readiness as an integrated specialist quality is the most important requirement for quick adaptation to professional activities, continuous professional growth and continuous professional development. Sustainability of motivation to perform a competitive activity, as well as a system of pedagogical and sports knowledge, contribute to improving the quality of training future teachers of physical culture and the professional orientation of their interests. The main task of participating in competitions involves the manifestation of the physical, technical, tactical and psychological capabilities of the participant, and the type of sports chosen does not play a significant role, but correlates with the quality of the competitive struggle and the results obtained. The sports result is closely connected with the optimization of the athlete's training process (general and special physical training, psychological resistance to external stimuli), which dictates the urgent need to deepen research on these aspects of competitive activity in the chosen sport. A significant role is played by the study of the causes that hinder or help to achieve high sports results. The construction of readiness of future teachers of physical culture of sport and tourism in the field of competitive activity presented by us helps to correctly assess the quality of training. In our opinion, the criteria for assessing the formation of competitive activity are: informational, cognitive, motivational, value, activity, operational, evaluative. Three levels of formation of readiness of future teachers of physical culture to competitive activity (high, medium, low) are defined.
pedagogical diagnostics
professional preparedness
competitive activitie.

Актуальность темы. На современном этапе развития физической культуры и спорта подготовка специалистов этой области не мыслима без качественных изменений структуры, содержания организационных форм подготовительного процесса.

Концептуальный подход к совершенствованию процесса подготовки предусматривает коренные изменения в системе высшего профессионального образования. Этот подход нашел свое отражение в изменении федерального государственного образовательного стандарта, а также учебных планов и основных образовательных программ, учитывая переход на двухуровневую ступень образования.

Это позволило нам поставить перед собой задачу совершенствования подготовки будущих специалистов в их дальнейшей профессиональной деятельности [1-3].

Опираясь на мнение многих авторов в сфере профессиональной подготовки будущих учителей в педагогических высших учебных заведениях, можно считать, что профессиональная подготовка педагога физической культуры направлена на формирование личности, а также на развитие общей и профессиональной культуры будущего специалиста, что станет основой его профессионального роста [1, с. 37].

На сегодняшний день значение физической культуры и спорта усиливается во всех областях социальной жизни, включая систему образования. Инициативное и сознательное отношение обучающихся к образовательному процессу, стремление их к интегрированному восприятию различных аспектов его, определяют успешность результирующих показателей и способствуют творческому подходу к решению насущных задач [2; 3].

Такой подход способствует расширению выбора средств, улучшающих социально-психологические, функционально-морфологические и личностные качества будущего педагога. Что же касается будущего учителя физической культуры и спорта, в основе деятельности которого является стремление к соревновательной активности, эти качества приведут к стремлению физического самосовершенствования, укреплению уверенности в своих силах и повышению профессиональной подготовленности [3; 4].

Целью данного исследования является определение критериев и уровней сформированности готовности будущих педагогов физической культуры и спорта к соревновательной деятельности в процессе профессиональной подготовки.

Материал и методы исследования. Поставленная цель была выполнена нами с использованием таких методов, как:

- теоретический, включал в себя анализ научно-методической литературы и специальных источников по предмету исследования, а также передовой опыт отечественных и зарубежных авторов;

- эмпирический, в который входило наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы со студентами и преподавателями общеобразовательных школ города Йошкар-Олы.

Результаты исследования и их обсуждение. Исследовательская работа проводилась нами на территории ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». Вся работа, включающая в себя экспериментальное исследование, проводилась со студентами-бакалаврами факультета физической культуры, спорта и туризма очной формы обучения.

В системе спорта высших достижений определение «соревновательной деятельности» признается одним из центральных. Расшифровка этого определения базируется на общей теории и методике данной деятельности, а именно в ее структуре и видах, которые равным образом рассматриваются неоднозначно.

Демонстрация возможностей спортсмена в разных видах спорта, качества технических приемов, двигательных действий, психологической устойчивости и тактических приемов, как индивидуальных, так и командных, с помощью конкурентной борьбы и полученных результатов - и является сущностью соревновательной деятельности.

Кроме того, в соревновательной деятельности, особенно протекающей в течение нескольких соревновательных дней, особую роль играет качество восстановительного периода, что значительно улучшит конечный результат [4; 5].

Соревновательная деятельность напрямую связана с определенной последовательностью решения вопросов подготовки участников. В частности, большое внимание уделяется качественному отбору в секцию избранного вида спорта, определению средств и методов и тщательному текущему, оперативному и заключительному контролю.

Спортивный результат является оценкой правильности выполнения всех выше перечисленных этапов и будет способствовать достижению высокого уровня воспитанника в участии предполагаемых состязаний [4; 5].

Качество профессиональной подготовки будущих специалистов в области физической культуры и спорта оценивается по результатам соревновательной деятельности, позволяющим дифференцированно подходить к индивидуальным достижениям и составлять их рейтинг.

Профессиональная готовность к педагогической деятельности состоит из совокупности специальных требований, которыми должен обладать будущий учитель физической культуры и спорта [4, с. 66].

«Готовность» является результатом коррелирующих связей между теоретической концепцией и интерпретацией таких категорий, как «феномен и компоненты» [4; 5].

На состояние готовности влияют три основных компонента: педагогический, медико-биологический и психологический. Еще до недавнего времени считалось, что соотношение данных компонентов должно быть как 3:2:1. Однако наши исследования показали, что такое соотношение нередко приводит к стагнации, а иногда к деградации показателей профессиональной подготовленности будущих педагогов в области физической культуры.

На наш взгляд, это связано с недостаточным вниманием к психологическому компоненту, особенно в аспекте мотивационной составляющей и повышении уверенности в оптимальном результате проделанной работы.

Значительное увлечение медико-биологическим компонентом не всегда приводило к решению искомых задач. Это связано с тем, что обращалось внимание на прямое действие медикаментов и игнорировалось при этом косвенное и даже патологическое, что чаще всего оценивалось как применение допинга.

Профессионально-педагогическая подготовка формируется на основе интеграции знаний, умений, профессионально значимых личностных качеств будущего специалиста.

Интеграция перечисленных компонентов в соотношении 3:2:3 способствует наиболее значимым результатам в процессе быстрой адаптации к профессиональной деятельности, постоянного профессионального роста и непрерывного профессионального развития [6; 7].

По мнению Сластенина В.А. [7, с. 345], готовность к педагогической деятельности состоит из психологической, научно-теоретической, практической, психофизической и физической готовности, которые являются основой профессиональной деятельности будущих учителей физической культуры и способствуют улучшению результатов в соревновательной деятельности.

Эти же положения нашли свое подтверждение в диссертационном исследовании Белявской И.Б. [8, с. 53]. Автор, таким образом, определяет значимые показатели для будущих специалистов в своей готовности к педагогической деятельности. Будущий педагог в своей трудовой деятельности должен быть мотивирован на постоянное повышение уровня своих знаний, навыков и умений и быть заинтересованным в предстоящей профессии.

Немаловажным критерием, по мнению Белявской И.Б. [8, с. 61], является уровень понимания своей серьезности в результате педагогической деятельности, так как будущий педагог по физической культуре несет ответственность за достижения цели своих подопечных учеников не только в росте физических и общих показателей, но и в результатах соревновательной деятельности.

Многие ведущие ученые (П.Ф. Каптерев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.В. Кузьмина и другие) в своих работах уделяют особое внимание такому аспекту, как личностные качества будущего специалиста. Личность преподавателя, точнее его авторитет перед учениками, играет роль в достижении цели и задач обучения (образовательная, воспитательная, оздоровительная) и играет роль в воспитании учащихся. Все это проявляется в профессиональной компетентности педагога [8; 9].

Рассматривая понятие «готовность к педагогической деятельности» будущих специалистов в процессе их профессионального роста, подразумеваем наличие знаний не только в теоретической и практической подготовке, но и в организаторских способностях, а также в психологической устойчивости к выполнению определенных действий, а также иметь положительную мотивацию для реализации поставленных задач в педагогическом процессе. Данная взаимосвязь будет способствовать успешному процессу подготовки к дальнейшему самостоятельному выполнению профессиональной деятельности [8; 9].

По качеству сформированности готовности будущих учителей физической культуры к соревновательной деятельности можно выделить следующие критерии:

  1. Информационно-познавательный критерий предусматривает умение анализировать данные по истории физической культуры и спорта, соревновательной деятельности, о методах подготовки будущих учителей физической культуры, роли педагогических знаний в работе учебных заведений. Умения использовать в своей предстоящей педагогической деятельности формы, методы, принципы и закономерности, применяемые отечественными и зарубежными исследователями.
  2. Мотивационно-ценностный критерий предусматривает целеустремленность будущих педагогов к повышению профессионального роста за счет интенсивности самообразования, умения преодолевать трудности на пути повышения результатов в соревновательной деятельности. Могут быть использованы с целью мотивации как материальные, так и моральные стимулы, что способствует повышению психологической готовности к личностному росту и устойчивости в конкурентной борьбе. Овладение новыми профессиональными качествами, преодоление педагогических стереотипов явится благодатной почвой для появления внутренней самоудовлетворенности и послужит значительной устойчивости и готовности к преодолению спортивных неудач.
  3. Оценочный критерий готовности будущих педагогов физической культуры к соревновательной деятельности формируется по мере повышения качественного анализа полученных результатов, разбора ошибок и достижений спортсменов в процессе проведения состязаний и использования полученных выводов с целью положительного прогноза возможных достижений. Умение контролировать процесс соревновательной деятельности, а также своевременно проводить коррекцию методов и приемов подготовки способствует качественной корреляции прилагаемых физических, психологических, морально-волевых усилий и полученных результатов.
  4. Операционный критерий предусматривает умение оперативно реагировать на актуальную информацию, новые методы планирования и организации самостоятельной активности, правильность выполнения приемов и методов, направленных на достижение поставленных целей в области соревновательной деятельности, своевременно выявлять недостатки тех или иных методов и их коррекцию, что способствует оптимизации соревновательной и профессионально-педагогической деятельности будущих учителей и качественному внедрению результатов соревновательной деятельности в свою профессионально-педагогическую деятельность.
  5. Деятельностный критерий характеризуется комплексом умений и навыков будущих педагогов физической культуры самостоятельно планировать мероприятия по поиску новых способов и методов организации и реализации спортивной деятельности, современных форм взаимодействия с учениками, вариативному подходу к методам самосовершенствования и самообразования в данной области и улучшению корреляции внедрения новых форм с полученными результатами деятельности.
  6. Данные критерии и их показатели являются основой комплексной оценки сформированности готовности будущих педагогов к соревновательной деятельности, что позволяет будущим педагогам физической культуры качественно контролировать свою деятельность. Наши разработки представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии и их показатели готовности будущих учителей к соревновательной деятельности

Критерии

Показатели

Информационно-познавательный

- педагогические знания о методах, формах, принципах и закономерностях, применяемых отечественными и зарубежными исследователями;

- базовые знания, необходимые для организации соревновательной деятельности учащихся

Мотивационно-ценностный

- овладение новыми профессиональными качествами;

- сформированность мотивов участия в соревновании

Оценочный

- качественный анализ полученных результатов в соревновательной деятельности;

- умение контролировать процесс соревновательной деятельности

Операциональный

- оперативно реагировать на актуальную информацию;

- наличие навыков планирования и организации соревновательной деятельности

Деятельностный

- вариативный подход к методам самосовершенствования и самообразования;

- поиск новых способов и методов организации и реализации спортивной деятельности

 

Вышеизложенные показатели и их критерии используются для оценки степени подготовки специалистов в физической культуре к соревновательной деятельности и позволяют составить их рейтинг, для которого необходимо определить их уровень (низкий, средний, и высокий).

Уровни подготовки будущих учителей физической культуры к соревновательной деятельности и их показатели представлены в таблице 2.

Таблица 2

Степень подготовки будущих учителей физической культуры к соревновательной деятельности

Уровни

Показатели

Низкий

- недостаточное воспроизведение информации в соответствии с заданием;

- пропуски студентов на занятиях по спортивным играм;

- отсутствие навыков работы с обработкой показателей соревновательной деятельности;

- отсутствие знания выполняемых практических действий;

- цель работы не достигается;

- низкая ответственность за выполненную работу

Средний

- неполное формирование навыков соревновательной деятельности;

- недостаточный интерес к поиску и обработке информации;

- недостаточное использование элементов анализа на основе знаний о соревновательной деятельности

Высокий

- свободно и осмысленно владеть умениями, знаниями и навыками использования технологий проведения мероприятий в области соревнований в будущем;

- свободно преодолевать и нестандартно применять знания в предстоящих ситуациях;

- свободно ориентироваться в специализированной и научно-методической литературе;

- свободно применять творческие умения к выполнению заданий

 

Заключение. Таким образом, выявленные нами динамические изменения критериев и уровней сформированности готовности соответствуют структуре профессионально-педагогической деятельности специалистов и могут быть использованы для оценки готовности будущих учителей к соревновательной деятельности.