Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ORGANIZATION IMAGEFORMULA ACTIVITIES IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Baisheva M.I. 1 Matchitova K.S. 1
1 North-Eastern Federal University of MK Ammosov
The article is devoted to the problem of image formation of preschool educational organization to improve the quality of teaching activities and competitiveness in the field of educational services. In the article image-forming activity is defined as activity on improvement of quality of educational services and professional competences of subjects of education by results of which the image of the educational organization in the professional environment and society is created. The authors substantiate the functions, directions, pedagogical conditions of image-forming activity as a new type of activity in preschool education. In conclusion, the pedagogical conditions for the development of image-forming activity of Doo are defined: the creation of a favorable psychological climate within the team and interpersonal interaction between the subjects of the educational process; the provision of pedagogical space for the success of professional self-realization and satisfaction of professional and personal needs; generalization and dissemination of experience of teachers, planning and forecasting of prospects of development of Doo in all areas of pedagogical activity and communication in the field of education, interaction with public organizations. The monitoring showed that the implementation of meaningful image-forming activities in the DOE contributes to the enrichment of the content and quality of teaching activities, effectively improves and improves the professional competence of teachers, managers in the educational process and interaction with parents and the public.
formation
image doo
direction
function imagefilename
pedagogical conditions

Реализация цели и задач «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [1] требует выхода образовательных организаций на качественно новый этап развития. В таких условиях конкурентоспособными оказываются те образовательные организации, которые предоставляют высокие уровни качества образования и воспитания детей.

Изучение и анализ практической деятельности дошкольных организаций по данной проблеме показывают недопонимание руководителями и педагогическими коллективами значимости нового вида педагогической деятельности. В детских садах основное внимание уделяется внешним показателям имиджеформирования. Многие педагогические коллективы еще не осознали, что имиджеформирование является важным фактором повышения качества профессиональной деятельности.

Выявленное положение дел в дошкольном образовании послужило причиной поиска и осмысления феномена имиджеформирующей деятельности как фактора развития и нового педагогического явления.

Понятие «имидж» исследователями трактуется с разных позиций. К примеру, в «Энциклопедическом словаре» имидж определяется как целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации и рекламы.

Имидж образовательной организации как педагогическая категория фактически не пояснен. По утверждению О.Ю. Сухиной, имидж организации – это подготовка сознания к действиям, выполнение которых побуждает внешние стимулы и внутренние психологические процессы [2].

В педагогике достаточно содержательно рассмотрены отдельные структуры имиджеформирующей деятельности: стиль педагогической деятельности, состояние психологического климата в коллективе и психологического комфорта между педагогами, детьми и родителями, дизайн, дресс-код, внешняя атрибутика. В этом отношении требуется определение имиджа, его содержания и функций как фактора усовершенствования качества образовательной деятельности, повышения профессиональных компетенций педагогов в обучении, воспитании, развитии личности, а также в квалифицированном психолого-педагогическом сопровождении семьи.

Следует подчеркнуть, что имиджеформирующая деятельность образовательных организаций – это специфический и профессиональный вид педагогической деятельности руководителя и целого коллектива по созданию и позиционированию себя в обществе, на рынке образовательных услуг.

Нарастающая конкурентоспособность на рынке образовательных услуг все более актуализирует проблему имиджеформирования как фактора стимулирования и развития профессиональной деятельности образовательных организаций. Тем не менее сегодня имеется достаточно противоречий по проблеме:

- образовательные организации всецело осознают необходимость развертывания имиджеформирующей деятельности как нового вида деятельности в образовательном процессе, но ещё недостаточна разработанность её теоретико-методологических и методических основ для внедрения в практику;

- современные дошкольные образовательные организации нуждаются в педагогах, способных управлять имиджеформирующей деятельностью, но педагогические вузы недостаточно уделяют внимание подготовке компетентных специалистов по данному направлению.

Цель исследования: обоснование теоретико-методологических предпосылок и методических основ имиджеформирующей деятельности дошкольной образовательной организации (ДОО).

Научная новизна исследования заключается в обосновании теоретико-методологических и методических основ имиджеформирующей деятельности ДОО: внутренних и внешних факторов, функций, условий, направлений и содержания.

Методология и методы исследования

Методологическое рассмотрение проблемы имиджеформирования в педагогике и ее научное обоснование предусматривают интегративный характер исследования. Это связано и с тем, что изучаемая проблема сама по себе является сложным и многоплановым процессом.

Сравнительно-логический, количественный и качественный анализ проведенного нами исследования показывает, с одной стороны, отсутствие выстроенных концептуальных идей и системы работы дошкольных образовательных организаций по имиджеформированию. С другой - педагоги выражают необходимость научного обоснования концептуальных и процессуальных основ эффективного имиджеформирования в ДОО и оказания методической помощи педагогам и всем субъектам образовательной деятельности в школах и детских садах.

Основные методы исследования: анализ научных исследований; изучение психолого-педагогической документации, анализ планов профессиональных и общественных объединений, участвующих в государственно-общественном управлении ДОО; анкетирование педагогов и родителей воспитанников, наблюдение за детьми в сензитивных видах деятельности, общении и взаимодействии с взрослыми, сверстниками; педагогический эксперимент и количественно-качественный анализ результатов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Имиджеформирующая деятельность определяется нами как деятельность по усовершенствованию качества образовательных услуг и профессиональных компетенций субъектов образования, по результатам которой создается образ образовательной организации в профессиональной среде и обществе.

Безусловно, участниками имиджеформирующей деятельности дошкольных образовательных организаций выступают заведующие детскими садами, все категории педагогов и воспитанники.

Объектом изучения имиджеформирования в дошкольной образовательной организации является процесс развития профессиональных компетенций руководителя и всех субъектов образовательной деятельности.

Предмет исследования - педагогические условия имиджеформирующей деятельности дошкольных образовательных организаций в целях повышения качества образовательной деятельности и позитивного позиционирования себя в конкурентоспособной среде.

Суть имиджеформирующей деятельности заключается в самоактуализации организацией содержания и результатов педагогической деятельности, позиционировании собственного идеального образа в конкурентоспособной образовательной среде и обществе. Фрэйзер П. Сайтел утверждает, что обсуждение деятельности организации в обществе должно состояться при честном и открытом диалоге [3, с. 35].

О.Г. Тринитатская и С.В. Бочаров считают, что «положительный имидж новой школы должен опираться на её индивидуальность, то есть неповторимое лицо коллектива в предметной и социокультурной среде… Основная цель должна заключаться в обеспечении, воспитании и развитии способных, одаренных и талантливых детей в соответствии с мировыми и национальными критериями, создании условий для интеллектуального, духовного и профессионального развития личности» [4, с. 4]. Достижения этой цели в исследовании эксплицированы принципами гуманизации и демократизации образовательного процесса, т.е. «утверждения человека как высшей социальной ценности, организации учебно-воспитательного процесса на основе партнерства педагогов и учащихся, открытости и вариативности обучения, активизации познавательной деятельности учащихся, формирования положительной мотивации к обучению и единства обучения и воспитания» [4].

Позитивный имидж во внутреннем плане характеризуется профессиональной компетентностью руководителя и педагогов, качеством образовательной деятельности, высоким уровнем личностных взаимоотношений между субъектами в образовательном пространстве. По утверждению С.В. Гамовой, «личность педагога - один из основополагающих факторов, формирующих имидж ДОУ» [5, с. 21]. Безусловно, имидж формируется не только под воздействием носителя имиджа, но и всеми теми, кто заинтересован в достижении позитивных результатов в имиджеформирующей деятельности коллектива.

В исследованиях часто выделяют две функции имиджа: «позиционирование образовательной организации и побуждение к действию» [6, с. 521]. В этом отношении мы особо выделяем следующие функции имиджеформирующей деятельности дошкольных организаций: определение миссии, цели, задач организации; контроль и прогнозирование дальнейшего развития имиджеформирующей деятельности; стимуляция развития и ситуации успеха педагогической деятельности ДОО в конкурентоспособной среде; информирование и реклама деятельности, опыта, традиций коллектива; исследовательская как поиск инновационных форм, методов имиджеформирующей деятельности; рефлексия – оценка и творческое применение достижений в имиджеформирующей деятельности в новых условиях.

В имиджеформирующей деятельности дошкольных образовательных организаций нами определены и реализованы следующие направления работы:

- развитие корпоративной и этической культуры коллектива и его руководителя. Безусловно, от имиджа руководителей и корпоративной культуры во многом зависит желание сотрудничать с образовательной организацией. В этом контексте профессионализм, компетентность, работоспособность, высокая нравственность, демократический стиль руководства – всё это составляет суть неподдельного авторитета коллектива;

- создание внешней атрибутики и рекламы деятельности. К внешней атрибутике относятся: флаг, герб, гимн, эмблема, сайт, визитка и др.;

- заявление открытости, самодостаточности и достоверности проводимой педагогической деятельности ДОО. Суть данного направления заключается в участии детей в творческих конкурсах, воспитателей - в профессиональных конкурсах, грантах, выставках, фестивалях педагогических идей и проектов, проведении мониторинговой деятельности по повышению качества образования, в усовершенствовании компетентности сотрудников, ведении ЗОЖ, в постоянно действующих и инновационных формах работы с родительской и педагогической общественностью и др.;

- создание современного стиля-дизайна ДОО: неповторимости стиля в групповых помещениях, музыкальном и спортивном залах, создание единого стиля в холле и коридорах; разбивка зимних садов, создание архитектурно-ландшафтных объектов и др.

В ходе исследования выявлены и теоретически обоснованы, экспериментально проверены:

- структурно-функциональная модель формирования позитивного имиджа и комплекс педагогических условий её реализации: осознание актуальности, цели имиджеформирующей деятельности в конкурентоспособной среде;

- осознанность и принятие педагогами имиджеформирующей деятельности как инновационного вида профессиональной деятельности;

- инновационные подходы к дидактическим основам формирования позитивного имиджа ДОО;

- организация мониторинговой деятельности и анализ факторов, которыми обусловлены формирование имиджа, степень осознания субъектами образовательного процесса потенциала имиджеформирующей деятельности и собственных возможностей в улучшении и влиянии на изменение имиджа ДОО.

В разработанной модели формирования позитивного имиджа дошкольной образовательной организации нами выделены следующие структурные компоненты:

- цель;

- подходы и принципы;

- структурные компоненты;

- результат;

- оценка.

Согласно модели имиджеформирующая деятельность осуществлялась:

- по внешнему имиджу: создание дресс-кода и собственной уникальности ДОО, оформление дизайн-стиля детского сада, работа со СМИ (в сети Интернет);

- по внутреннему имиджу: имидж заведующей, корпоративно-имиджевая культура педагогов во взаимодействии с субъектами образовательной деятельности, образ-портрет воспитанников и выпускников ДОО, их имиджевая культура.

Нами установлено, что по своей структуре имиджеформирующая деятельность включает следующие системообразующие компоненты:

- целевой – создание идеального образа ДОО для субъектов образовательной деятельности;

- организационно-деятельностный – разработка, апробирование и обоснование эффективных педагогических условий формирования позитивного имиджа ДОО;

- результативный – получение устойчивых позитивных результатов по имиджеформированию;

- оценочный и прогностический – изучение, оценка результатов имиджеформирующей деятельности, коррекция пробелов и прогнозирование перспектив развития деятельности.

Имиджеформирующая деятельность дошкольной образовательной организации должна основываться на аксиологическом, функциональном, личностно ориентированном, комплексном подходах, а также на принципах: преемственности, креативности, амплификации, культуро- и идеалосообразности.

Заключение

В исследовании нами уточнены и обогащены основополагающие направления и некоторые функции имиджеформирующей деятельности дошкольных образовательных организаций.

Проведенный мониторинг по управлению имиджеформированием в ДОО (в начале эксперимента) указывал на конструирование его в целом по внешним показателям, что недостаточно было для эффективного управления и усовершенствования качества данного вида деятельности.

В этом отношении результаты проведенного исследования констатируют, что реализация содержательной имиджеформирующей деятельности в ДОО способствует обогащению содержания и качества педагогической деятельности, эффективно повышает и усовершенствует профессиональную компетентность педагогов, руководителей в образовательном процессе и взаимодействии с родителями, общественностью.

Таким образом, содержательным проведением имиджеформирующей деятельности ДОО обусловлены:

- усовершенствование качества педагогической деятельности, образовательных услуг;

- повышение профессиональной компетентности педагогов, руководителей и обслуживающего персонала;

- расширение сферы взаимодействия с субъектами образовательной деятельности и общественностью;

- улучшение корпоративной этики и культуры сотрудников, психологического климата внутри коллектива;

- определение приоритетов и стратегии инновационного развития ДОО.