Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EDUCATION IN DIGITAL ENVIRONMENT: PRESERVATION OF HEALTH

Safronova A.N. 1 Verbitskaya N.O. 1 Molchanov N.A. 1
1 FGBOU VO "Ural State Forest Engineering University"
Education in the education system plays a decisive role in the social formation of the younger generation. How to protect a child from the effects of external provocations that destroy psychological and physical health in a modern information society is the most important task of educational organizations.Today, electronic technologies are individually mass impact on humans. Internet sites, forums, social networks become conductors of socially destructive provocations that unite users into their online communities, and then initiate destructive behavior in real life. The role of communication of modern society in the digital space requires not just an introduction to the educational process of information technologies, but also a restructuring of the entire educational work, a radical update of the content of methods and means of education. We believe that the prospect of the development of educational activities in the digital space is the organization of a virtual educational environment of an educational organization, which can provide remote, intensive educational work based on the constant interaction of the teacher with the students and the students. Using the example of the structure of a virtual educational environment, it is shown how the forms and content of educational interaction aimed at preserving students' health are changing. We consider the cognitive, value, activity and behavioral components necessary components of the content of educational interaction.
education
digital space
health preservation
socially destructive provocations

Современные цифровые технологии несут в себе источник грандиозного прогресса. Они являются интегральной возможностью реализации способностей человека, обеспечивают коммуникативное равенство, интерактивность социального обмена. Вместе с тем разнородное интернет-пространство несет в себе и ряд негативных провокационных влияний, способствующих разрушению как психического, так и физического здоровья человека. В этой связи в системе образования становятся актуальными вопросы воспитания молодого поколения в цифровом пространстве.

Усложнение и динамичность социальных процессов в обществе, влияние происходящих общественных изменений на повседневную жизнь делают молодых людей все более зависимыми от потока информационных сообщений. Все меньше данных, необходимых для организации своей жизнедеятельности, он может получить, основываясь только на своем повседневном опыте. Все больше необходимой социальной информации молодое поколение получает из интернет-ресурсов. В них, помимо конструктивных информационных воздействий, молодой человек может подвергнуться социально разрушающим провокациям, набирающим популярность и активность в интернет-пространстве. Социально разрушающую провокацию мы представляем как целенаправленно спланированный процесс деструктивного изменения сознания молодого человека с целью деформации ценностно-смысловой сферы, что ведет к дестабилизации социализации личности молодого человека (алкоголизация, наркотизация, компьютерные игры, группы смерти и пр.).

Государство предпринимает определенные шаги к модернизации цифрового образования, внося коррективы в законодательство и разрабатывая федеральные целевые программы. Относительно организации образовательного процесса в цифровом пространстве разработаны государственные стандарты. Однако воспитательный процесс остается на сегодняшний день под управлением только образовательных организаций.

При погружении в цифровое пространство у молодого человека возникает целый ряд новых ожиданий и интересов, мотивов и целей, потребностей и установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с новым жизненным полем цифрового взаимодействия. Виртуальная среда несет в себе огромный образовательный, развивающий потенциал. При этом не следует упускать из внимания воспитательные, личностно формирующие воздействия, которые могут носить самый различный и порой непредсказуемый характер. Целенаправленное деструктивное воздействие, запущенное как компонент виртуального пространства, может нанести непоправимый вред психическому и социальному здоровью как взрослых, так и молодых людей. Противопоставлением этим явлениям должна стать целенаправленно формируемая педагогически обоснованная цифровая воспитательная среда. Цель настоящей статьи - рассмотреть здоровьесберегающую функцию такой среды, направленную на формирование навыков самосохранения здоровья при погружении в виртуальное интернет-пространство.

Материалы и методы исследования

Специфика коммуникации в интернет-среде рассматривалась М.И. Бочаровым, Ю.Г. Коротенковым, А.В. Мудриком, Т.В. Регером, С.А. Смирновым и др. Однако проблема воспитания в цифровом пространстве в аспекте здоровьесбережения требует особого внимания.

К позитивным составляющим применения средств коммуникации в цифровом пространстве в воспитательных целях можно отнести следующие позиции:

- привычность виртуального пространства сети интернет как среды для современного молодого поколения;

- разнообразие форм коммуникации (опросы, форумы, голосования, персональные сообщения, видеосвязь и др.);

- интерактивность взаимодействия преподавателя и обучаемого (обучающихся между собой);

- активность участников посредством новостей, участие в обсуждениях, размещениях тематических блогов и пр.

Для нейтрализации негативного влияния социально разрушающих провокаций на молодое поколение виртуальная воспитательная среда должна иметь здоровьесберегающую направленность. Для этого необходимо наполнить содержание воспитательной деятельности соответствующими компонентами. Жизненные установки здоровьесбережения в процессе их формирования становятся частью личности развивающегося молодого человека и предопределяют его готовность к противодействию социально разрушающим провокациям информационного общества.

Научный анализ позволил нам определить содержательное наполнение воспитательного процесса в виртуальной среде, представленное ценностным, когнитивным, деятельностным и поведенческим компонентами.

Ценностный компонент направлен на мировоззренческое осмысление социальной и личной значимости самосохранения здоровья, устойчивое стремление к сохранению и укреплению своего здоровья.

Когнитивный компонент определен совокупностью знаний и представлений о причинах и условиях влияния социально разрушающих провокаций в информационном обществе, умений адаптировать полученные знания к конкретной ситуации социальной провокации, знаний основ здорового образа жизни, стремлений углублять и расширять свои знания.

Деятельностный компонент способствует формированию адекватной оценки окружающей действительности, умения применять полученные знания и приобретению навыков распознавания социально разрушающих провокаций.

Поведенческий компонент воспитательной деятельности направлен на включение обучающегося в практику здоровьесберегающей деятельности, социальную ответственность, формирование умения избегать социально разрушающих провокаций современного общества.

Вышеназванные компоненты отражают отношение личности к собственному здоровью и безопасности, когда обучаемый осознает последствия социально разрушающих провокаций.

Организация виртуальной воспитанной среды в цифровом пространстве требует рассмотрения новых методологических подходов. Таким представляется информационно-средовой подход. Средовой подход позволяет нам рассматривать воспитательный процесс в цифровом пространстве как совокупность взаимоотношений субъектов воспитания, как способ организации самой воспитательной среды и оптимизации влияния ее на обучающегося.

Информационный подход представляет собой способ изучения информационного аспекта педагогического процесса [1]. Информация в традиционном понимании представляет собой сведения, которые находятся в постоянном обороте, собираются, хранятся, перерабатываются, передаются и используются системой. В основной образовательной деятельности информация отбирается, систематизируется и регулируется федеральными государственными образовательными стандартами [2]. В воспитательной деятельности информация менее определена, поэтому информационный подход в нашем исследовании определяет принципы работы с информацией в воспитательном процессе. Информационно-средовой подход позволяет определить объектную, функциональную и субъектную ориентацию воспитательной среды вуза.

Объектный компонент информационно-средового подхода заключается в целенаправленном многомерном динамичном развитии пространственного наполнения воспитательной среды, которое обеспечивается информационными ресурсами и компьютерными средствами. Функциональная составляющая информационно-средового подхода заключается в обеспечении продуктивной информационной деятельности и повышении эффективности информационных взаимодействий при использовании современных информационных технологий. Субъектная составляющая целей информационно-средового подхода заключается в ориентации на повышение информационной культуры и социальной активности субъектов информационного взаимодействия в системе образования [3].

Таким образом, информационно-средовой подход является основой управления процессом воспитательной деятельности в виртуальной среде.

Объектная специфика связана с особенностями содержания воспитательного процесса в виртуальной воспитательной среде. Функциональная специфика связана с процессом обеспечения воспитательной деятельности и непрерывного обновления способов ее осуществления в виртуальной среде.

Реально-виртуальная воспитательная среда вуза понимается нами как специально организованная среда, динамическим компонентом которой яв­ляется виртуальная реальность единого информационного образовательного пространства, обеспечивающая коммуникационное взаимодействие субъектов воспитательной системы вуза с целью формирования у обучающихся жизненных навыков здоровьесбережения и способствующая интеграции этих навыков в реальной жизни.

Рассмотрим структуру модели виртуальной воспитательной среды на рисунке 1.

Рис. 1. Структура модели виртуальной воспитательной среды

Структурная модель виртуальной воспитательной среды имеет внешнее и внутреннее наполнение. Внешнее наполнение определяет воспитательные цели, принципы, задачи, функции, условия, технологии и результат. Элементы внешнего наполнения служат основой для организации модели виртуальной воспитательной среды и определены положениями информационно-средового подхода. Внутреннее наполнение модели включает: обучающихся и преподавателя, как субъектов воспитания; взаимодействие субъектов воспитания; средства коммуникации, методику воспитания. Внутренние элементы являются обеспечивающими функционирование модели виртуальной воспитательной среды.

Воспитательная здоровьесберегающая деятельность в виртуальной среде может обеспечиваться такими информационными ресурсами, как официальный сайт вуза, социальные сети, электронная почта и т.п.

Продуктивное использование современных информационных технологий является функциональной составляющей в обеспечении воспитательной деятельности в виртуальной среде. Содержание воспитательной деятельности определено ценностным, когнитивным, деятельностным и поведенческим компонентами. Реализуется воспитательная деятельность воспитательной методикой.

Субъектами взаимодействия в нашем исследовании являются обучающиеся и преподаватель. Взаимодействие субъектов обеспечивается активным включением в воспитательный процесс на основе субъект-субъектных отношений, что отражает:

- осознание личной причастности субъекта к воспитательной деятельности по здоровьесбережению в условиях влияния социально разрушающих провокаций;

- понимание воспитательной деятельности как совместной для достижения общей цели;

- партнерские отношения между субъектами воспитательной деятельности.

Следуя основам субъект-субъектных отношений, деятельность преподавателя и студентов основана именно на постоянном взаимодействии.

Опираясь на современные подходы и собственные исследования, мы проверили выдвинутые нами предположения на базе Уральского государственного лесотехнического университета (далее – УГЛТУ). В исследовании приняли участие 150 студентов. На основе анализа исследований в области воспитательной деятельности и обозначенных компонентов социально значимых навыков самосохранения здоровья нами выбраны ценностный, когнитивный, деятельностный, поведенческий критерии.

В качестве методов диагностического исследования были выбраны многофакторный опросник личности Р. Кеттела [4], опросник М. Рокича «Ценностные ориентации» [4], опросник «Сформированность компонентов становления здорового образа жизни у обучающихся» А.Г. Носова [5]. Каждый критерий оценивался по шкале от 1 до 3 баллов: низкий уровень оценивается в 1 балл, средний – в 2 балла, высокий – в 3 балла. Исходя из показателей, мы можем вывести формулу для определения среднего балла уровня сформированности социально значимых навыков самосохранения здоровья.

Результаты исследования

Организация исследования проходила в два этапа. На первом этапе изучался начальный уровень сформированности социально значимых навыков самосохранения здоровья у студентов УГЛТУ. Итоги начального среза экспериментальной работы нашего исследования показали, что большинство студентов имеют низкий уровень (44%) или средний уровень (53,4%) сформированности социально значимых навыков самосохранения здоровья. Студенты не достаточно обладают знаниями о проблеме самосохранительного поведения в условиях информационного общества и недостаточно информированы о последствиях воздействия социально разрушающих провокаций на здоровье, не обладают навыками распознавания и избегания социально разрушающей ситуации.

После проведения диагностического исследования со студентами проводились воспитательные мероприятия, которые включали активные коммуникативные методы с применением средств Интернета [6]. Затем проводился итоговый диагностический срез с использованием тех же методик, что и на первом уровне диагностики. Результаты итогового среза продемонстрировали положительную динамику показателей социально значимых навыков самосохранения здоровья, что вызвано реализацией разработанной нами методики и организацией реально-виртуальной воспитательной среды вуза (рисунок 2).

Рис. 2. Результаты диагностического исследования студентов УГЛТУ на уровень сформированности социально значимых навыков самосохранения здоровья в условиях реально-виртуальной воспитательной среды вуза

Проведенное нами исследование продемонстрировало значимость предлагаемых воспитательных мер по формированию социально значимых навыков самосохранения здоровья средствами реально-виртуальной воспитательной среды вуза.

Заключение

Для формирования социально значимых навыков самосохранения здоровья у учащихся необходимо создавать на базе учебного учреждения виртуальную воспитательную среду, включающую индивидуальное социально-информационное пространство учащихся. На основе созданной воспитательной виртуальной среды, используя педагогические и психологические методы и средства, образовательная организация формирует у обучающихся содержательные, ценностные и поведенческие компоненты здоровьесбережения:

- посредством укрепления системы ценностного отношения к самосохранению здоровья;

- через формирование у учащихся представления о формах и последствиях социально разрушающих провокаций современного общества;

- осуществление осмысленных действий в условиях виртуальной среды на основе распознавания и избегания социально разрушающих провокаций современного общества.