Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CHARACTERISTICS OF THE PERIOD OF TITRATION OF THE DOSE OF WARFARIN IN PATIENTS WITH FIBRILLATION OF PRECURITIES

Golubeva I.A. 1 Nagovitsyn R.S. 1 Eltsova O.V. 1
1 Federal institute «Glazovsky State Pedagogical Institute. V.G. Korolenko»
At the present stage of development of society, the priority direction in the formation of the future teacher is not only his professional training, but also the formation of the communicative potentials of the individual. The purpose of the research is to develop a complex of various forms of work in extracurricular activities of students and experimentally prove the effectiveness of its implementation in the formation of the communicative competencies of the future teacher. Based on experimental methods with the use of diagnostic tools based on B. Bloom's classification, the author's modification determined the levels of formation of communicative competence in terms of the group “ability to prepare and implement team design and research activities of a student and a learner” for each competence by an activity and reflective indicator. 76 students of 4 courses in the direction of “Pedagogical education” (with two training profiles) and non-philological training profiles were selected for the study. The implementation of a complex of various forms of work in extracurricular activities reliably significantly contributes to the formation in students of the ability to work in a team, tolerantly perceive social, cultural and personal differences, as well as their readiness to interact with participants in the educational process. Systematic implementation of such forms as brainstorming, communication trainings, project activities affect the ability of future teachers to organize cooperation of students, maintain their activity, initiative and autonomy, and develop creative abilities.
communicative competence
student
complex of various forms
extracurricular activities
teacher education

Одной из ключевых проблем современного общества, в частности жизнедеятельности современной молодежи, является систематическое сокращение различных аспектов «живой» коммуникации. Повсеместное распространение различных видов гаджетов, социальных сетей исключает подрастающее поколение из процесса группового взаимодействия и коммуникации. Виртуальное общение с помощью гаджетов в социальных сетях чаще всего осуществляется в паре «один на один», и когда подросток попадает в коммуникацию с группой сверстников или представителей других возрастов, он не может реализовать общение на должном и необходимом для развития культуры и в целом цивилизации соответствующем уровне.

В связи с этим значимое внимание в настоящее время должно быть посвящено системе профессиональной подготовки будущих педагогов, которая, несомненно, наполняется новыми направлениями, основанными на увеличении внимания к развитию коммуникативных компетенций обучающихся – будущих учителей. Такая технология является основным аспектом профессиональной подготовки выпускника педагогического направления, который сможет при реализации будущей профессиональной деятельности свободно осуществлять коммуникации с различными субъектами образовательно-воспитательного пространства школы, включая взаимодействие с учениками, родителями, коллегами и администрацией любой образовательной организации (лицеи, гимназии, специальные школы и т.п.) [1].

Цель исследования: разработать комплекс разнообразных форм работы во внеучебной деятельности студентов и экспериментально доказать эффективность его внедрения при формировании коммуникативных компетенций будущего педагога.

Материал и методы исследования. В различной научной литературе осуществлены предпосылки для формирования коммуникативных компетенций обучающихся в исследованиях классиков отечественной педагогики Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского. В научных трудах обоснованы такие вопросы, как влияние разнообразных форм и методов внеучебной воспитательной деятельности на процесс социализации обучающихся различных образовательных организаций [1; 2]; ключевые направления профессионально-педагогической деятельности во внеаудиторное время обучающихся образовательных организаций [3; 4]; формирование организационных способностей и коммуникативных качеств обучающихся во внеурочной деятельности [5-7]; обоснованы теоретико-методические основы сопровождения личности в образовательно-воспитательном пространстве [8-10].

Образовательно-воспитательное пространство любой образовательной организации включает в себя две синергетически связанные составляющие: образовательную и воспитательную. В контексте формирования коммуникативных способностей и качеств следует отметить, что именно воспитательное пространство, в частности внеучебная среда, является ключевым компонентом для совершенствования и развития блока коммуникативных компетенций [11; 12]. Особенность представленной среды определяется свободой выбора самостоятельной деятельности студентов, реализации различных направлений досуговой деятельности [13]. Однако реализацию специально организованной, систематизированной внеучебной деятельности по формированию коммуникативных компетенций с обучающимися образовательной организации невозможно осуществить без помощи разнообразных, эффективных, на наш взгляд, форм и методов работы, таких как дискуссии, диалоги, специально организованные беседы и инновационные и нетрадиционные формы (мозговой штурм, коммуникативный тренинг, различные виды организации проектов и научный Stand–up или Science Slam) [5].

Реализация дискуссии как формы организации внеучебной деятельности содействует эффективному решению ряда проблем, решаемых обучающимися в первой половине дня. Диалог и беседа как основные составляющие содержания внеучебной деятельности реализуются через специально отобранный банк вопросов, на которые обучающиеся образовательной организации должны отвечать непосредственно в процессе диалога [4]. Мозговой штурм рекомендуется реализовывать как с педагогами, так и со студентами на разнообразных социокультурных, научных и воспитательных мероприятиях во внеучебное время студентов. При проведении мозгового штурма поощряется активная дискуссия и высказывание любой идеи. Все предложенные в течение мероприятия инновационные и нетрадиционные идеи фиксируются для последующего их анализа и синтеза группой специалистов-экспертов [2].

Следует отметить следующую форму внеучебной деятельности - коммуникативный тренинг, который направлен на формирование навыков вступать в коммуникацию. Системная реализация данной формы под руководством наставника или тьютера побуждает обучающегося к стимулированию активизации коммуникации, к деятельному оппонированию, к пояснению позиций субъектов общения, их предложений и высказываний. Данная форма ориентирована прежде всего на восприятие и понимание мнения окружающих, их суждений, правильности обоснования собственной позиции, в частности при решении различных психолого-педагогических ситуаций и задач [9].

Предлагая разнообразные формы внеучебной деятельности, нельзя не включить в систематизированный процесс воздействия деловые коммуникационные игры и проектную деятельность. Правильно организованные коммуникационные игры и различные виды проектной деятельности обучающихся, в частности в специальных клубах или научных студенческих обществах, позволяют приблизить студента к активной мыслительной коллективной деятельности, которая необходима ему в решении различных психолого-педагогических задач. Коммуникация в проектной деятельности всегда является активным процессом, ориентированным на усовершенствование педагогических умений и коммуникативных компетенций [8].

Нетрадиционной формой формирования коммуникативных компетенций можно назвать такую форму, как научный Stand–up или Science Slam. Вместо занятий лекционного характера обучающимся предлагается презентовать свои идеи, суждения и достижения в определенный промежуток времени перед аудиторией без лишних терминов и трудных для понимания теорий. У обучающегося появляется возможность проверить свои индивидуальные организаторские, коммуникативные и ораторские навыки и способности. Только лишь открытый диалог и демонстративное отстаивание своей позиции позволит студенту, который выбрал для своей жизни профессию под формулой «человек-человек», повысить свое профессиональное мастерство. На наш взгляд, такая инновационная форма работы особенно полезна для системной и разноплановой подготовки будущего учителя и в целом любого специалиста образовательно-воспитательной организации. Адаптируя материал для школьников различных возрастов, реализуя свою образовательно-воспитательную деятельность в урочное и внеурочное время, педагог должен уметь довести материал до учащихся в интересной и мотивирующей форме с помощью специальных информационных и интерактивных технологий [13].

Таким образом, профессиональная деятельность любого педагога различной образовательной организации, включая систему дополнительного образования, физкультурно-спортивных, творческих специальностей и искусства, связана с правильно организованной коммуникацией. Высокий уровень коммуникативной компетентности позволяет учителю препятствовать воздействию психолого-педагогических нагрузок и способствует интенсивному межличностному общению. Лишь компетентный в коммуникационном аспекте педагог сможет эффективно реализовать педагогическую деятельность в свете новых стандартов и федеральных требований с учетом системно-деятельностного и компетентностного подходов. Системная и целенаправленная ориентация на включение в свою профессиональную деятельность различных нетрадиционных, интерактивных и информационных форм и методов во внеучебной деятельности образовательной организации позволит оптимизировать процесс формирования и совершенствования коммуникативных компетенций будущего педагога.

Для экспериментального выявления эффективности реализации предложенного выше комплекса разнообразных форм работы во внеучебной деятельности студентов в образовательно-воспитательном процессе высшего учебного заведения, в течение 2017-2018 гг. нами проведена исследовательская работа. Определены для исследования 76 студентов 4-х курсов по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки). Следует отметить, что для исследования выборку респондентов составили обучающиеся не филологических профилей подготовки (Начальное образование, Дошкольное образование, Дополнительное образование, Коррекционная педагогика, Физическая культура, Безопасность жизнедеятельности). В экспериментальной группе 36 студентов из различных 3 академических групп (ЭГ) использовался разнообразный комплекс форм внеучебной деятельности в Центре студенческих инициатив, в которую входили данные респонденты.

Студенты контрольной группы 40 студентов из различных 4 академических групп (КГ) участвовали во внеучебной деятельности фрагментарно и не систематично в течение 2017-2018 учебного года в различных подразделениях управления по воспитательной и социальной работе. Идентичность выборки студентов для эксперимента обоснована тем, что студенты проходили обучение по абсолютно одинаковой образовательной программе без языковых учебных предметов в 7-8 семестрах. Для сравнения результатов исследования в ЭГ и КГ взяты данные сформированности комплекса коммуникативных компетенций у студентов в 7 и 8 семестрах по высокому, выше среднего, среднего и низкого уровням в аспекте реализации деятельностного и рефлективного индикаторов [2]. Комплекс коммуникативных компетенций будущего педагога объединен в группу «способностью подготовить и реализовывать командную проектно-исследовательскую деятельность учащегося и обучаемого» (ОК-5,6, ОПК-5, ПК-6,7,11).

На основе экспериментальных методов с привлечением диагностического инструментария на основе классификации Б. Блума в авторской обработке были выявлены уровни сформированности по каждой из шести предложенных компетенций, определенных для исследовательской работы в аспекте высокого, выше среднего, среднего и низкого показателей. Тестирование состояло из двух частей (деятельностный индикатор по 1-3 ступеням и рефлективный индикатор по 4-6 ступеням) [14]. Деятельностный индикатор состоял из 3 кейсов заданий: 1-й кейс - 60 тестов; 2-й кейс – 30 тестов (выбор правильного ответа из 3–4 возможных с обязательным обоснованием указанного варианта); 3-й кейс – 15 заданий (практический показ полученных умений). Ключ к данному показателю: (положительные ответы в 1-м кейсе) + (положительные ответы во 2-м кейсе)*2 + (положительные ответы в 3-м кейсе)*4. Продвинутый уровень – более или равно 145 баллам; базовый уровень – более 115, но менее или равно 144 баллам; пороговый уровень – более 85, но менее или равно 114 баллам; недостаточный уровень – менее или равно 84 баллам.

Рефлективный индикатор состоял также из 3 кейсов заданий: 4-й кейс – 8 детальных отчетов-анализов; 5-й кейс – 4 эссе на тематику в области педагогической деятельности в образовательной организации; 6-й кейс - 2 проекта в области педагогической деятельности в образовательной организации. Ключ: (положительные развернутые отчеты–анализы в 1-м кейсе) + (развернутые эссе во 2-м кейсе)*2 + (обоснованные проекты в 3-м кейсе)*4. Продвинутый уровень – более или равно 20 баллам; базовый уровень – более 14, но менее или равно 19 баллам; пороговый уровень – более 10, но менее или равно 14 баллам; недостаточный уровень – менее или равно 10 баллам [15].

Реализация специальных диагностических и мониторинговых процедур предполагала оценивание респондентов по двум учебным отметкам в аспекте оценивания уровня сформированности коммуникативных компетенций в аспекте группы «способности подготовить и реализовывать командную проектно-исследовательскую деятельность учащегося и обучаемого» по каждой из выявленных компетенций по деятельностному и рефлективному индикатору. Результаты анализа средних показателей респондентов в ЭГ и КГ по данным показателям сформированности компетенций (ОК-5,6, ОПК-5, ПК-6,7,11) после 7 и 8 сессий в КГ и ЭГ представлены на рис. 1-2.

Рис. 1. Показатели мониторинговых показателей сравнения средних данных испытуемых по деятельностному индикатору

Рис. 2. Показатели мониторинговых показателей сравнения средних данных испытуемых по рефлективному индикатору

Выводы. Для выявления достоверности исследовательской работы и реализации эксперимента была реализована математико-статистическая проверка по Т-критерию Стьюдента (при р=0,01), которая подтвердила значимую достоверность различий только: по деятельностному показателю сформированности компетенций ПК-6 и ПК-7; по рефлективному показателю сформированности компетенций ОК-5, ОК-6 и ПК-6.

Таким образом, на основе обработки зафиксированных математико-статистических данных реализованного экспериментально-сравнительного исследования между средними арифметическими показателями студентов по данным показателям сформированности компетенций (ОК-5,6, ОПК-5, ПК-6,7,11) после 7 и 8 сессий в КГ и ЭГ средних оценок у обучающихся КГ и ЭГ, полученных за 7 и 8 экзаменационные сессии, по предложенным для исследования учебным предметам выявлено:

- реализация авторской разработки во внеучебной деятельности образовательной организации более значимо содействует формированию у обучающихся способности реализовывать профессиональную деятельность совместно в группе, а также проявлению толерантности;

- незначительное положительное влияние внедрение данных форм работы во внеучебной деятельности студентов оказывает на способность студентов к самоорганизации и самообразованию в связи с тем, что процесс формирования коммуникативных компетенций обучающихся не напрямую связан с данными показателями. В этом аспекте особо следует отметить, что студент, обладающий высоким уровнем коммуникации, не всегда собран, организован и самодостаточен в образовательно-воспитательном процессе как в учебное, так и во внеучебное время;

- для формирования способности реализовывать комплексные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования и совершенствования владением основами профессиональной этики и речевой культуры применение разнообразных форм работы во внеучебной деятельности студентов достоверно не эффективно для формирования коммуникативных компетенций будущего педагога. Это, в свою очередь, подтверждает ориентацию деятельности учителя на включение других форм и методов реализации образовательно-воспитательного процесса для формирования блока данных компетенций.

В заключение отметим, что реализация разнообразных нетрадиционных и интерактивных технологий в образовательно-воспитательном процессе подготовки учителей особо актуальна для модернизации системы высшего образования в ракурсе эффективности их внедрения для формирования коммуникативных компетенций будущего педагога. Однако эффект инноваций зависит от системного внедрения разнообразных форм, поэтому их реализация в процессе профессиональной подготовки должна привносить во внеучебный процесс возможность достижения желаемого результата. Данное исследование носит не завершающий характер, дальнейшая исследовательская работа в этом направлении будет ориентирована на теоретико-методический поиск, обоснование и экспериментальное исследование новых интерактивных и нетрадиционных форм формирования коммуникативных способностей и компетенций студентов различных образовательных организаций с помощью психолого-педагогических квестов и специальных тематических экспедиций.