Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROBLEMS OF YOUTH EXTREMISM: THEORETICAL ASPECTS

Zabirov R.V. 1 Ivanchuk O.V. 2
1 Helicopter squadron of military unit 881794
2 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation
Nowadays the problem of youth extremism prevention is one of the priorities of governmental and law enforcement bodies due to the large-scale distribution of extremist ideologies among young people by means of internet sources. Obviously, educational institutions of higher and professional education should intensify the discipline work in the given field, that is pay special attention to patriotic education and form skills of extremism confrontation. This requires to: 1). Find out the meaning of the term “extremism” in regulatory and educational literature in order to draw out the features of the given notion and to specify the measures of its prevention in an educational institution; 2). Identify the youth population most affected by extremist ideologies; 3). Identify the most effective means for youth extremism prevention in an educational institution; 4). Find out whether information educational environment of an educational institution can be the means of youth extremism prevention; 5). Implement preventive measures in the educational process and estimate their efficiency. In the given article, we consider implementation of two first stages of our research, aimed at revealing the vocabulary and defining the youth population most affected by extremist ideologies.
Extremism
youth extremism prevention in an educational institution

Неоспорим тот факт, что проявления экстремистских фраз, текстов, действий и акций стали часто встречающимися явлениями в современном обществе на сегодняшний день. Экстремистские проявления направлены на ущемление прав и свобод представителей религиозных сообществ, национальных меньшинств, политических и общественных объединений и выражаются в актах вандализма, агрессивных проявлениях, противоправных действиях. Вспышки экстремизма регистрируются на территории нашей страны не только в крупных городах России, но и на периферии. Поэтому все чаще граждане обращаются в правоохранительные органы с просьбой предпринять действия, направленные на пресечение и профилактику экстремизма. Очевидно, что крайне необходимо оперативное реагирование всех структурных подразделений государственной, правовой, общественной системы профилактики и противодействия вовлечению молодого поколения в деятельность различного рода экстремистских и террористических организаций, «купирование возникающих угроз и разворачивание системы упреждающих мер» [1].

Политическими деятелями, работниками правоохранительных органов, органов власти и образовательных организаций выражается озабоченность фактами вовлечения в экстремистскую деятельность молодого поколения. Современные молодые люди стали активно интересоваться проблемами общественной и политической жизни страны и региона проживания. Они вольны иметь различные морально-этические, общественно-политические взгляды, но, к сожалению, для их обоснованного выбора не обладают достаточным багажом и жизненным опытом. Поэтому, как показывают исследования Ю.Н. Зеленова, молодое поколение является категорией людей, находящихся в «межкультурной зоне», в которой «испытывает сильные психологические переживания, попадая в группу риска, наиболее подверженную манипулированию» [2].

Цель исследования

Очевидно, что профилактика экстремизма среди молодого поколения должна являться одной из первостепенных задач правоохранительных органов, органов государственной власти и образовательных учреждений любого уровня образования. В настоящее время накоплен определенный опыт в решении данной проблемы (С.Н. Негмирова [3], А.А. Харченко, О.В. Заслонкина, О.Н. Дровникова[4], Л.А. Апанасюк [5], О.А. Селиванова [6] А.А. Карапетян [7] и др.). Однако, на наш взгляд, расширение масштабов вовлечения молодого поколения средствами информационно-коммуникационных технологий, среды Интернет, социальных сетей требует поиска более эффективных мер профилактики экстремизма среди молодого поколения нашей страны. В связи с вышесказанным целью нашего исследования является поиск современных и эффективных подходов профилактики молодежного экстремизма в образовательной организации средствами информационных коммуникационных технологий.

Материал и методы исследования

В ходе исследования нами были применены теоретические методы исследования: частотный анализ агитационных, радикально настроенных текстов, встречающихся в социальных сетях и в сети Интернет, с целью выявления их особенностей и использования полученных результатов для разработки методических рекомендаций; статистический анализ, направленный на выявление возрастных, гендерных особенностей молодых людей, учувствовавших в различного рода экстремистских актах, акциях и ином, их социально-экономических мотивов; анализ нормативно-правовой документации и научно-педагогической, методической литературы в вопросах педагогики и методологии воспитательной деятельности образовательных организаций, направленных на воспитание у обучаемых патриотизма и формирование навыков противодействия экстремизму.

Объектом исследования является процесс профилактики молодежного экстремизма и противодействия терроризму в образовательной организации.

Предметом исследования являлась информационно-образовательная среда (ИОС) образовательной организации как средство профилактики молодежного экстремизма и противодействия терроризму.

Результаты исследования и их обсуждение

Для достижения цели нами последовательно решался ряд задач, в данной публикации раскроем кратко некоторые из них. Первоначально мы посчитали важным уточнить, что понимается под термином «экстремизм» и какие направления его проявления наблюдаются в настоящее время в обществе. Так, согласно определению данного понятия в справочной литературе «экстремизм» (от лат. extremus – «крайний») понимается как «приверженность к крайним взглядам и мерам (преимущественно в политике)» [8].

Существует множество мнений ученых о понимании данного термина, среди которых можно выделить определения с акцентом на наличие «крайних взглядов и мер» либо с акцентом на «активную деятельность». Например, В.Ю. Голубовский трактует термин «экстремизм» как убежденность крайними взглядами и мерами, отрицание существующих традиционных государственных норм морали и правил поведения со стороны отдельных личностей или групп личностей. Похожее определение формулируется в исследовании
Н.Н. Афанасьева. Автор считает, что под данным термином следует понимать «приверженность к крайним толкованиям», основанием которых является не только нетерпимость к иной точке зрения, но и отсутствие чувства меры в ее проявлении. Как правило, человек оперирует искаженными и гипертрофированными представлениями о действительности. Такое «сочетание» и приводит к выражению несогласия на языке агрессии и насилия [9].

Другая точка зрения отмечается в исследованиях Н.Г. Барышникова [10],
А.Х. Валеева [11], С.М. Ситяева, С.В. Яричук [12] и иных, согласно которым насилие в его крайних проявлениях и агрессивных формах и есть экстремизм. Однако авторы подчеркивают, что применение насилия иногда необходимо «для разрешения различных экстремальных ситуаций и допустимо при самообороне, в условиях пресечения преступлений и правонарушений и т. д.)» [10]. Подобной точки зрения придерживаются и А.Ю. Головин, Т.А. Аристархова. Так, под термином «экстремизм» они понимают «определенную деятельность», направленную на жесткое утверждение и навязывание своих взглядов, идеи и суждений [13].

Соглашаясь с М.В. Верстовой, В.В. Верстовым, можно говорить о широком и узком понимании данного термина. Так, к экстремизму в широком смысле можно отнести наличие крайних или радикальных убеждений и взглядов, в узком – проявление несогласия с принятыми в обществе политическими взглядами и правовыми нормами, морально-этическими ценностями, выраженное в стремлении разбалансировать общественно-политическую стабильность [14].

Таким образом, экстремизмом можно назвать такие действия, которые основываются на крайне радикальных взглядах и мерах и проявляются в высшей степени воздействия физического и морального насилия и морального принуждения, экономического давления и т.д.

Отдельно отметим, что понятие экстремизма раскрывается и в нормативно-правовой документации. Так, согласно ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» данное понятие включает в себя: «насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации»; подстрекательство к социальной, расовой, национальной или религиозной розни, основанное на превосходстве по соответствующим признакам человека или группы лиц и ущемляющее права, свободу и законные интересы человека; ущемление свободы человека, заключающееся в «воспрепятствовании осуществления гражданами их избирательных прав <…>, соединенные с насилием либо угрозой его применения; <…> массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения и т.п.» [15].

Таким образом, анализ определений понятия «экстремизм», сформулированных в научно-исследовательской и нормативно-правовой литературе, позволяет выделить основные признаки данного понятия, а именно:

1) наличие идеологии (взглядов, морально-этических принципов), отличающейся от той, что реализуется в данном обществе и государстве;

2) отсутствие политической, экономической, этнической, конфессионной толерантности;

3) проявление путем нарушения установленных правовых норм;

4) максимально возможная открытость и массовость распространения экстремистских идей;

5) наличие религиозного, исторического, экономического «обоснования» применения насильственных мер в отношении человека, не разделяющего экстремистские убеждения;

6) демонстративное противостояние и пренебрежение принятыми в обществе нормами морали и этики.

Выявление основополагающих признаков экстремизма позволяет государственным и правоохранительным органам разрабатывать механизмы профилактики и ликвидации экстремистской деятельности.

Отдельно хотелось бы отметить, что молодежный экстремизм, по утверждению психологов (К. В. Злоказова, Р.Р. Муслумова [16], П.Е. Суслонова [17], Е.В. Косоруковой [18], О.И. Белого [19] и др.), отличается не только проявлением максимального несогласия с существующими взглядами и нормами, но и  идеологией, основанной на принципе агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Молодежный экстремизм не приемлет инакомыслия и нетерпим к  представителям иных молодежных организаций, групп людей, принадлежащих к другим национальностям, религиозным конфессиям и т.п.

Каковы же возрастные рамки и социальный статус участников молодежных экстремистских группировок, организаций и участников экстремистски направленных акций? Для ответа на данный вопрос нами было осуществлено социологическое исследование, в рамках которого автором лично посещались различные митинги и собрания, проводимые организациями такого рода, а также использовались данные правоохранительных органов за последние 3 года и судопроизводства, а также данные демографического анализа участников террористической группы «Аль-каида» (запрещена на территории Российской Федерации), проведенного американским исследователем М. Сейнджманом [20]. Обобщение результатов позволило сформулировать следующие выводы:

1) возрастная категория участников такого рода организаций и мероприятий – это молодые люди, возраст которых от 16 до 27 лет;

2) около 70% всех опрошенных являются учащимися средних профессиональных учебных заведений, 18% – студентами высших учебных заведений и 15% – безработными и нигде не обучающимися молодыми людьми;

3) 95,6% не имеют постоянного источника дохода;

4) 50% участвовавших в опросе имеют средний уровень интеллекта (IQ), 43,6% – пограничный уровень IQ и только 6,4% – хорошую норму развития интеллекта;

5) круг интересов у большинства крайне ограничен, как правило, заключается в удовлетворении своих потребностей.

Как показывает анализ, участников экстремистских организаций и акций в возрастной категории старше 30 лет весьма немного. По мнению ряда авторов (Д.С. Глухарева [21],
Л.В. Баевой [22] и др.), одной из причин участия молодых людей в организациях и движениях данного типа является необходимость экстремальности в отношениях и ощущениях. Как правило, юношеский максимализм проявляется достаточно категорично на фоне «поиска не только своего места в обществе, но и поиска себя как личности, отличной от другой массы молодежи» [21]. Молодой человек, подросток, ощущая себя частью общества, пытается занять достойную, по его мнению, для него позицию. Однако на своем жизненном пути он может натолкнуться на массу непреодолимых преград, в связи чем в сознании молодого человека возникают противоречия между собственными интересами, потребностями, желаниями и амбициями и возможностью их реализации, а также между правами и обязанностями [23].

Как правило, после завершения процесса социализации как обретения своего места в обществе необходимость экстремальности в сознании молодого человека снижается, но ряд неудач в значимых для личности событиях может являться своеобразным толчком к проявлению скрытой экстремальности.

Отдельно хотелось бы отметить полученные результаты исследования в отношении мотивированности и наличия/отсутствия цели участия молодых людей в экстремистских организациях или мероприятиях. Так, цель участия могут сформулировать только члены инициативной группы, остальные участники являются ведомыми или таким образом заполняют досуговое время. Как провести свободное время молодому человеку, ограниченному в финансовых возможностях? Ответ, как правило, очевиден: он выбирает «прогулки» по сети Интернет и общение в социальных сетях, а также посещение различных бесплатных мероприятий, «о проведении которых информация размещается также в информационном пространстве» [24].

Выводы

Таким образом, обобщая полученные данные, нельзя не согласиться с Л.В. Баевой в мнении о том, что столь масштабное распространение молодежного экстремизма в мире и в России, в частности, является следствием культурной деградации молодого поколения, снижения уровня его образованности, потери связей с исторически сложившимися ценностями, как религиозными, так и национальными, «криминализации сознания в условиях социально-экономического кризиса и политической неопределенности» [25]. Несомненно, почвой для культивирования экстремистских взглядов и действий, выраженных в проявлении агрессии, насилия и утверждении таким способом своего статуса в обществе, являются низкий уровень образования и культуры молодых людей, наличие нежелания творить и саморазвиваться, а также «наличие комплекса нереализованных потребностей и собственных идей» [25].

«В связи с тем, что молодежные экстремистские движения в России в последние годы приобрели значительное число членов, а основным направлением борьбы с молодежным экстремизмом продолжает оставаться профилактика» [23], то воспитательная работа профессорско-преподавательского состава образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования должна быть направлена на профилактику молодежного экстремизма и регламентирована выявленными признаками понятия «экстремизм». В этой связи мы посчитали необходимым выяснить, как ведется в образовательных организациях воспитательная работа по профилактике и противодействию экстремизма среди молодежи. Важность данного вида воспитательной деятельности обосновывается следующими фактами. Во-первых, в настоящее время увеличиваются границы и масштабы молодежной экстремистской деятельности по сравнению с 1990-ми годами, когда данные проявления могли быть зафиксированы лишь локально. Во-вторых, широкое распространение экстремистских взглядов становится возможным по причине доступности интернет-ресурсов. Так, в последние годы в Российской Федерации популярность приобрели социальные сети («Одноклассники», «Вконтакте», «Фэйсбук», «Твиттер» и др.) По данным Росстата только в социальной сети «Вконтакте» зарегистрировано около 59% всего населения России. Отдельно отметим, что в данной социальной сети Министерством юстиции Российской Федерации зачастую блокируются встречающиеся материалы экстремистской направленности в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». С этой целью нами был осуществлен констатирующий этап педагогического эксперимента на базе более чем 10 учебных заведений среднего профессионального образования и 5 образовательных организаций высшего профессионального образования. В ходе эксперимента мы акцентировали внимание на наличии/отсутствии следующих широко известных профилактических действий, которые могут быть реализованы в образовательной организации:

1) проведение мероприятий по формированию основ правовой культуры у обучаемых в области защиты прав и свобод человека;

2) воспитание толерантного и терпимого отношения к любому члену общества независимо от его национальности, вероисповедания, социального происхождения, убеждений и взглядов;

3) обеспечение досуга молодежи.

Результаты педагогического эксперимента оказались далеко неутешительными. По собственной оценке деятельности в плане профилактики экстремизма среди молодежи сотрудниками образовательных организаций работа ведется в большей степени формально и признается ими неудовлетворительной. Каждая из образовательных организаций имеет планы воспитательной работы, в которых указаны подобного рода профилактические мероприятия, но общая работа сводится, как правило, к выпуску плакатов и стендов антиэкстремистской направленности. К сожалению, констатируются факты отсутствия какой-либо деятельности по организации досуга молодежи.

Таким образом, вышесказанное позволяет сформулировать следующие выводы:

1) в настоящее время нет однозначного понимания термина «экстремизм», однако существующие определения понятия позволяют выделить признаки экстремизма, а, следовательно, разработать систему мер по его профилактике;

2) молодежный экстремизм в настоящее время расширяет свои территориальные границы, носит более агрессивный характер;

3) в образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования работа по профилактике молодежного экстремизма, как правило, ведется формально.

Данные выводы подтверждают актуальность и значимость нашего исследования и предполагают решение задач, направленных на поиск наиболее эффективных средств для профилактики молодежного экстремизма в образовательной организации, установление возможности использования информационно-образовательный среды образовательной организации как средства профилактики молодежного экстремизма, внедрение профилактических мер в воспитательный процесс и оценку их эффективности.