Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TO THE QUESTION OF THE IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL-REGIONAL COMPONENT IN THE CONTENT OF MUSIC EDUCATION IN THE SCHOOL

Burlak O.A. 1
1 Federal state educational institution of higher education Omsk State Pedagogical University
In a modern multicultural, multinational state, such as the Russian Federation, the question of including national-regional content in the educational process as the basis for the formation of the personality of a citizen of such a state is reasonably and extremely urgent. The federal state educational standard specifies the problem of regional content of lessons, the requirements for this content are put forward. Music education in a multicultural, multi-ethnic society is an integral part of the process of shaping the civic position of the younger generation, educating the personal qualities of citizens of a democratic state. At music lessons in a general school, it seems possible to solve the problem of students being introduced to the national-regional culture through familiarizing children with music, traditions, customs, holidays of national groups of the region, as well as revealing aspects of interaction, interpenetration of different cultures, familiarizing with national cultural values. Moreover, the introduction of national-regional content in the educational process must begin with elementary school and continue in secondary school, as well as form the desire of students to educate themselves in this direction throughout their lives. In the program "Omsk musical chronicle" an attempt was made to develop the content of music lessons with the national-regional component of the Omsk region, the logic, the sequence of familiarizing children with the national-regional content. In addition, the program contains methodical recommendations and musical material for music lessons with a national-regional component.
multicultural education
music education
regionalization of education
national-regional component of education
educational content
music lesson
national school
national-ethnic culture of the region
multicultural literacy.

Исторически наше государство сложилось многонациональным и поликультурным, поскольку на территории Российской Федерации проживает больше количество национальностей, каждая из которых обладает своим языком, традициями, обычаями и, несомненно, культурой. Сегодня зачастую мы сталкиваемся с тем, что инонациональные группы, пытающиеся строить взаимоотношения со своими соседями в нашем многонациональном государстве, озадачены вопросами выживания, сохранения своей культуры, интеграции её в общероссийскую культуру, не меньше коренного населения любого из регионов Российской Федерации. То есть в настоящее время вопрос становится уже не просто о том, как жить вместе, а о том, как жить вместе, не утрачивая идентичности различий.

Для современной России характерен рост конфликтов на этнической почве [1]. Поликультурное образование, являясь неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития, должно способствовать защите самобытности этнических сообществ, став основой развития гуманитарных, надэтнических принципов устройства современного общества [2].

Это, несомненно, нужно учитывать в процессе воспитания и образования подрастающего поколения, внедряя в предметы общеобразовательной школы национально-региональный компонент как основу для обеспечения изучения национальной, культурной специфики каждого из регионов Российской Федерации. Именно такое обучение, ориентированное на изучение национального искусства, традиций и культуры как своей нации, так и других национальностей региона, особенностей национального характера и менталитета разных народов региона, должно стать основой для формирования личности истинного гражданина многонационального, поликультурного государства. В образовательный процесс, организованный с учётом многонациональности нашего государства, необходимо включать так называемые социально-этнические компоненты культуры, которые могут выступать в качестве национально-региональных компонентов содержания образования.

Цель исследования. В связи с обозначенной выше проблемой видится необходимым изучение специфики включения национально-регионального содержания в процесс музыкального образования, определение принципов, формулировка рекомендаций, а также разработка содержания уроков музыки с национально-региональным компонентом в общеобразовательной школе.

Материал и методы исследования. Национально-региональную систему образования в поликультурном, многонациональном государстве нужно выстраивать с ориентиром на национальные традиции, особенности, менталитет наций, проживающих на территории региона; идеи развития национальной культуры, опыт народной педагогики в формировании созидательного взгляда, любви к родному краю. Помимо этого, в учебном процессе нужно учитывать и этнокультурный фактор, создавая в нём условия для изучения особенностей культуры разных народов своего региона, развития толерантных отношений между жителями региона, принадлежащих к разным нациям, вере.

В отечественной литературе поликультурным называют образование, ориентированное на приобщение подрастающего поколения к «…этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе толерантного сознания, формирования готовности жить в многонациональном мире» [3]. Культура должна трактоваться как исторически передаваемая система символов, ценностей, норм [4].

Внедрение национально-регионального компонента в современной общеобразовательной школе осуществляется на всех предметах, в том числе и на предмете «Музыка», начиная с начальной школы. В процессе музыкального образования учителю необходимо, опираясь на национально-региональный музыкальный материал, формировать музыкальную культуру школьников, их национальное самосознание, национальную идентичность. Исходя из этого, учителю-предметнику необходимо создать определённые условия для освоения школьниками истории возникновения и развития национальной музыки в регионе проживания, а также основ культуры и традиции национальностей своего региона.

Национально-региональный материал, включаемый в уроки музыки общеобразовательной школы, решает как образовательные, так и воспитательные задачи – он способствует формированию личности школьников, знающих историю и традиции своего региона, осознающих, в условиях сохранения своей национальной индивидуальности, свою принадлежность к многонациональному, поликультурному обществу, сложившемуся в нашей стране.

Эта мысль просматривается в ФГОС основного общего образования, где отмечается необходимость формирования национальной идентичности современного школьника в качестве одной из задач основной образовательной программы. Требования ФГОС к структуре основной образовательной программы определяют цели, содержание, организационные моменты включения компонента образовательной программы, несущего национальные, региональные и этнокультурные особенности программы, то есть национально-регионального компонента. Согласно ФГОС в разделах образовательной программы, в её структуре и содержании должны быть предусмотрены возможности реализации национально-регионального компонента с целью знакомства школьников с особенностями региона своего проживания, создания основы для изучения национальных, региональных, а также этнокультурных основ культуры народов своего региона и страны в целом.

Кроме того, в ФГОС отмечается, что «Пояснительная записка» основной образовательной программы должна содержать сформулированные задачи реализации национально-регионального компонента образования, а также в ней должны быть обозначены принципы и основы содержания работы по включению в уроки информации о национальных, региональных, а также этнокультурных особенностях того или иного региона.

В «Планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы», согласно ФГОС, требуется отражение требований к уровням освоения как образовательной программы в целом, так и национально-регионального компонента в частности, что, в свою очередь, потребует от раздела программы «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы» определения и конкретизации универсальных учебных действий, обеспечивающих освоение обучающимися особенностей региона – как национальных, так и региональных, а также этнокультурных.

В Содержательном разделе основной образовательной программы по каждой предметной области, согласно требованиям ФГОС по введению национально-регионального компонента, необходимо определить возможности постижения особенностей родного региона.

Раздел «Учебный план» для раскрытия содержания образования обозначает количество учебных часов, отведённых для освоения программы, в число которых входят часы, отведённые для изучения национально-регионального компонента.

Помимо этого, следует обратить внимание, что во ФГОС отмечается значимость постижения обучающимися национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона не только в урочной, но и во внеурочной деятельности [5].

К сожалению, хочется отметить, что на сегодняшний день в научно-методической литературе можно наблюдать лишь первые попытки внедрения понятий «национально-региональный компонент образования», «национально-региональные особенности образования».

Исходя из имеющейся на сегодняшний день информации, можно прийти к выводу, что реализация национально-регионального компонента должна опираться на постижение обучающимися национальных, региональных, этнических, культурных особенностей региона проживания, в том числе и специфики региональной музыкальной культуры.

Сказанное выше определяет проблему научного поиска, ведущегося в научной и методической литературе. Учёные и учителя-практики изучают особенности региона, в котором обучаются дети, а также этнопедагогику, этнопсихологию. Однако, несмотря на это, можно констатировать: сегодня проблема реализации национально-регионального компонента на уроках музыки в общеобразовательной школе изучена и разработана крайне слабо.

Таким образом, сегодня вопрос регионализации музыкального образования в общеобразовательной школе в опоре на национально-региональную культуру является чрезвычайно актуальным. Учителя музыки, ведущие работу в этом направлении, совершают попытки обогащения знаний детей, приобщая их к социальным и личностным ценностям культуры национальных групп региона, способствуя, тем самым, принятию детьми национально-региональных особенностей как данности, как основы для построения взаимоотношений в поликультурном, многонациональном обществе. Кроме того, работа учителей направлена на раскрытие специфики культурных проявлений, что способствует воспитанию уважения, чувства сопричастности к культуре различных национальных групп региона, нашей страны в целом и, если рассматривать этот вопрос ещё шире, различных национальных культур в мире.

Результаты исследования и их обсуждение. Овладение этнокультурным музыкальным опытом способствует осознанию школьниками места родной культуры в культурном разнообразии мира. Ценности, заложенные в различных культурах, должны стать основой для формирования личности, воспитанной в духе добрососедства, толерантности на различных уровнях общения – межличностном, международном.

Хотелось бы отметить ценность создания в музыкально-педагогическом процессе условий, при которых учащиеся могли бы получить возможность войти в диалог с носителями различных национальных культур региона, испытывая, таким образом, несмотря на существующие различия, чувства соучастия, симпатии, единства переживаний, стремления сотрудничать. В процессе приобщения школьников к истории, искусству, традициям своего региона дети получают возможность осознать общекультурные закономерности. Осознание школьниками себя частью своей национальной группы, своей этнической группы и, шире, гражданином своего многонационального государства, многонационального мира способствует гуманизации воспитательного и образовательного процесса, так как это чувство основывается на осознании самобытности своей культуры и её роли в общегосударственной и общемировой культуре.

Итак, пониманию обучающимися общемировой культуры как сложной системы, основанной на тесном переплетении разнообразных культур и традиций, но при общности языка эмоций, чувств, переживаний, способствует организованное учителем на уроке музыки диалогическое познание действительности.

Активные методы обучения и воспитания, используемые учителем – творческий поиск, дискуссия, ролевая игра, разработка проектов, групповая или индивидуальная самостоятельная работа, – должны способствовать решению задач организации поликультурного образования. В этом случае идеи поликультурного образования, принятые детьми как знания в процессе активной деятельности на уроке и во внеурочное время, обретут для них личностное значение, повысится вероятность того, что они станут близкими и понятными школьникам по смыслу.

Модернизация содержания образования, основанная на ориентире на новые потребности регионов российской Федерации, несомненно, требует гибкости, последовательности. Разработка содержания образования, основанного на национально-региональном компоненте, должна учитывать специфику региона.

В Омской области в последнее время можно проследить стремление к увеличению научных поисков в области народной, национальной культуры, а также в сфере образования, в частности музыкального. Однако, несмотря на это, до сих пор не разработано содержание национально-регионального компонента музыкально-эстетического образовательного и воспитательного процесса.

На решение данной проблемы направлена программа «Омская музыкальная летопись», содержащая разработки уроков музыки, проведение которых предполагается в рамках основной программы по музыке. Авторами предполагается реализация программы в процессе задействования части урочного времени, отводимого базисным учебным планом на реализацию национально-регионального компонента в процессе общего образования. В программе отражено одно из основных направлений реформирования современного процесса образования – включение в его содержание национально-регионального компонента как основы для формирования, воспитания личностных качеств подрастающего поколения [6].

Построение программы основано на принципах, сформулированных Натой Крыловой в своей книге «Культурология образования». Данных принципов пять: культуросообразности, культуроемкости, продуктивности, поликультурности, социокультурности образования [7].

Включение данных принципов в содержание музыкального-эстетического образования и воспитания при внедрении в него национально-регионального компонента способствует освоению школьниками новой информации как личностно ориентированной, национальной по форме, но поликультурной по существу [8]. Иными словами, современному учителю музыки необходимо, опираясь на обозначенные выше принципы, отойти от простого знакомства детей с образцами национально-региональной музыки, с музыкально-историческими фактами, а также со стереотипами взаимодействия с носителями уникальной национально-региональной музыкальной культуры. Во главу угла для педагогов должна ставиться задача культурного развития личности обучающегося, то есть необходимость научить своих учеников самостоятельно обогащать собственный духовный опыт, стремиться к такому обогащению, а также научить детей применять свои знания, умения и навыки на протяжении своей жизни.

Результаты апробации программы «Омская музыкальная летопись» позволяют говорить о её эффективности.

Заключение. Итак, процесс формирования гражданственности – это сложный и длительный процесс, начинать который необходимо с начальной школы и продолжать на протяжении всей школьной жизни, с ориентацией на всю дальнейшую жизнь истинного гражданина поликультурного государства.

Для младших школьников в силу возраста характерна открытость для получения новых знаний, изучения своей культуры, языка, музыки, национальных и региональных особенностей региона проживания. Данный возраст является благоприятным для формирования эстетического вкуса, национального характера, интереса к постижению культурных, в том числе и музыкальных, традиций своего народа, а также народов, живущих по соседству. Но данная работа, несомненно, требует продолжения, расширения и углубления в старших классах общеобразовательной школы, так как в более старшем возрасте качества личности, заложенные в начальной школе, необходимо актуализировать, углублять, обогащать, совершенствовать.

На сегодняшний день не возникает сомнений в необходимости повсеместного включения в содержание образования в многонациональном, поликультурном обществе национально-регионального компонента, а также его значимости в процессе формирования личности гражданина Российской Федерации. Помимо этого, современные реалии продолжают констатировать факт слабой разработанности содержания национально-регионального компонента по предмету «Музыка» в общеобразовательной школе. Реализация национально-регионального компонента по музыке в общеобразовательной школе продолжает требовать интенсивной разработки, уточнения цели, задач, функций, содержания, технологий и прочих нюансов введения этого значимого, можно сказать, неотъемлемого компонента общего образования. В программе «Омская музыкальная летопись», разработанной для уроков музыки в общеобразовательных школах Омской области, сделана попытка решения данных проблем.