Главная цель современного экологического образования заключается в формировании личности с экоцентрическим типом экологического сознания.
Экологическое образование и воспитание – это специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, обеспечивающий становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности.
Все эксперты в области педагогики и системы образования согласны с мыслью о том, что век нанотехнологий должен представлять человек, владеющий интегральной экологической компетенцией, которая позволит ему применять предметные и надпредметные знания для решения проблем окружающей среды [1].
Перед нами встал вопрос, каким образом можно повысить эффективность экологизации школьного образования, способствовать формированию экологического сознания и стимулировать подростков на экологическую деятельность? Исходя из этого, была поставлена цель исследования: повышение уровня экологического сознания у подростков.
Рассматривая сущность и особенности формирования экологического сознания у детей подросткового возраста, прежде всего, следует ознакомиться с определением понятия «сознание». Под сознанием понимают специфическую форму жизнедеятельности человека, некий продукт его взаимоотношений с окружающей действительностью. Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий или предположении результатов, всё перечисленное обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека [2]. Если сознание имеет свою определенную специфику, направленность, которая, например, связана со своеобразным отражением мира дикой природы или конструктивно-творческим его преобразованием, то оно будет носить название экологическое сознание [3].
Целью экологического образования и воспитания является формирование системы знаний, взглядов и убеждений, интеллектуальных и практических умений и навыков, ценностных ориентаций, нравственно-экологических качеств, обусловливающих становление и развитие у школьников ответственного отношения к окружающей природной среде [4].
Как отмечает Н.С. Николаева, при планировании процесса по формированию экологического сознания, прежде всего, следует учитывать специфику возраста школьников, а также особенности их психического и личностного развития [5].
В последнее время всё более популярным среди людей становится организация общественно активных (инициативных) групп. Одним из наиболее ярких феноменов гражданской активности является организация волонтёрских объединений. Волонтёрская (добровольческая) деятельность – это форма добровольного социального служения, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на разных уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан. Школьные общественные объединения обладают рядом значимых воспитательных и образовательных возможностей: открытость обществу; создание условий для личностного роста и самосовершенствования; формирование нравственных ориентиров и ценностей; овладение полезными умениями; организация условий для сплочения участников [6].
Как отмечает Х.Т. Загладина, в школах в значительной степени стала оцениваться эффективность образования не только по способности решать интеллектуальные задачи, но и по уровню овладения опытом решения реальных практических дел, по участию детей и подростков в волонтёрской деятельности [7]. В школьном подростковом возрасте важным является появление возможности реального действия в социуме, появление практического персонального опыта у учащихся. Поэтому необходимо создание творческих площадок, в которых учащийся может осуществлять интересующую его деятельность [8].
Для достижения поставленной цели наша работа состояла из следующих этапов:
1) опрос школьников 8–9 классов для выявления показателей сформированного уровня экологической культуры;
2) входное тестирование потенциальных участников волонтёрского отряда с целью получения первичных показателей когнитивного компонента экологического сознания;
3) организация и работа в волонтёрском отряде для повышения уровня экологического сознания участников;
4) заключительное тестирование участников отряда.
Материалы и методы исследования. В ходе исследования было опрошено 146 школьников 8-9 классов. Для определения сформированности уровня экологической культуры учащихся подросткового возраста мы выбрали методику Е.В. Асафовой, с помощью которой можно выявить уровень сформированной экологической культуры, а также экологической образованности, экологического сознания, экологической деятельности [9]. В работе волонтерского отряда приняли участие 11 добровольцев.
Проанализировав полученные данные опроса учащихся 8–9 классов, мы выяснили, что из 146 опрошенных около 28% учеников обладают низким уровнем сформированной экологической культуры, 68% имеют средний уровень и около 4% опрошенных обладают высоким уровнем сформированной экологической культуры.
Низкий уровень экологической образованности имеют 24% опрошенных подростков, средний уровень 74%, и только 2% опрошенных показали высокий уровень экологической образованности. По нашему мнению, низкий уровень экологической образованности может говорить о том, что у школьников имеются фрагментарные представления и знания в данной области, которые, к сожалению, не реализуются в повседневной жизни или творческой работе. Наряду с этим подростков, показавших средний и высокий показатель уровня сформированной экологической культуры, можно охарактеризовать как имеющих единство системы интересов и представлений в области экологии и реализацию полученных знаний в повседневной, а возможно и научно-исследовательской деятельности. Однако стоит отметить, что при этом необязательно у них также на высоком уровне могут быть показатели экологического сознания и экологической деятельности, ведь речь в первую очередь идёт о теоретических понятиях, закладываемых при обучении в школе.
Из 146 опрошенных подростков у 20% выявлен низкий уровень сформированного экологического сознания, у 61% ? средний уровень, а у 19% ? высокий уровень. Из данных результатов можно сделать вывод о том, что у большинства школьников, имеющих средний уровень сформированного экологического сознания, экологические ценностные ориентации и установки могут не всегда реализовываться в поступках. У школьников, имеющих высокий уровень, сформирована система убеждений и установок, которые могут побуждать к совершенствованию себя в экологической деятельности. У школьников с низким уровнем сформированного экологического сознания всё вышеперечисленное не проявляется в повседневной жизни.
Изучение уровня сформированной экологической деятельности показало, что около 87% опрошенных нами подростков имеют низкий уровень, что означает пассивность личности и неучастие в мероприятиях, связанных с изучением экологической проблематики. У 13% опрошенных сформирован средний уровень, который может характеризоваться достаточно активным участием в экологических мероприятиях, что основано на активной жизненной позиции личности. Ни один из участников опроса не показал высокого уровня сформированной экологической деятельности.
По нашему мнению, в сложившейся ситуации создание на базе школы волонтёрского отряда экологической направленности будет способствовать экологизации школьного образования, а также повышению экологического сознания у подростков.
На основании изученного материала и полученных данных нами была разработана рабочая программа волонтёрского отряда. Деятельность осуществлялась по двум направлениям: научному и эколого-просветительскому. Работа по каждому волонтёрскому направлению выполняла определённые функции, которые способствовали формированию экоцентрического типа сознания у волонтёров.
Научное направление включало в себя: углубленное изучение флоры и фауны Дальнего Востока, современных экологических проблем, исследовательскую деятельность при поддержке учителей и работников заповедника «Комсомольский», написание по полученным материалам проектов, научных статей и представление их на конференциях.
Экологическое просвещение включало в себя: организацию и проведение мероприятий, акций, уроков, флешмобов, анкетирование населения, взаимодействие со СМИ и подобную деятельность, которая способствовала информированию жителей города всех возрастных категорий об экологических проблемах и возможных путях их решения. По нашему мнению, такой дифференцированный подход даёт школьнику, желающему вступить в волонтёрский отряд, возможность выбора работы по интересующему направлению.
Отряд состоял из одиннадцати школьников в возрасте 14–15 лет, которые заинтересовались возможностью попробовать себя в роли экологических волонтёров. Они посещали организационные сборы, познавательные лекции, обучающие занятия по научной, просветительской деятельности и работе со СМИ, сами разрабатывали и проводили занятия на экологическую тематику. Также участникам предложили пройти тест-опрос на первом и заключительном мероприятиях, результаты которого отражали когнитивный компонент экологического сознания.
План работы волонтёрского отряда.
1. Организационный сбор.
Цель: знакомство потенциальных участников и куратора отряда, информирование о спектре возможностей осуществления волонтёрской деятельности, планирование дальнейшей работы.
2. Познавательная игра: «Путешествие по заповедным островам».
Цель: формирование обобщенного представления об особо охраняемых природных территориях (ООПТ) Хабаровского края, привлечение внимания волонтеров к проблеме охраны природы.
3. Познавательная лекция: «По страницам Красной книги».
Цель: расширение знаний об исчезающих видах растений и животных Хабаровского края.
4. Обучающее занятие по формированию базовых навыков полевых исследований.
Цель занятия: знакомство волонтёров с деятельностью научных сотрудников заповедников.
Оборудование: определители растений, гербарий.
5. Обучающее занятие по эколого-просветительской деятельности.
Цель занятия: формирование у волонтёров навыков эколого-просветительской деятельности для населения разных возрастных категорий.
6. Обучающее занятие по работе со СМИ.
Цель: формирование навыков проведения PR-компании и эффективного взаимодействия с местными представителями массовой информации.
7. Проведение занятия экологической направленности для школьников младших классов «Час Земли».
Цель: формирование ответственного отношения школьников младших классов к природным ресурсам.
Результаты и обсуждение. Уровень когнитивного показателя экологического сознания у волонтёров по результатам входного и итогового тестирования отражены на рисунке. До проведения тематических мероприятий полученные баллы лежат в диапазонах 19-30 баллов ? низкий уровень и 31-46 баллов ? уровень ниже среднего. Ни у одного из участников не было выявлено среднего и высокого уровня когнитивного показателя экологического сознания. Результаты итогового тестирования волонтёров показали, что все полученные значения лежат в диапазоне от 50 баллов и выше. У многих волонтёров показатель лежал в диапазоне 50-70 баллов ? средний и выше среднего уровень. Также были участники, показавшие значения, лежавшие в диапазоне 71-89 баллов ? высокий уровень экологических знаний.
Динамика изменений когнитивного компонента до и после мероприятий
Таким образом, если работа с учащимися будет направлена на организацию общественно-полезной деятельности в природной среде, то можно говорить о том, что это может стать движущим фактором для формирования экоцентрического типа экологического сознания. Результаты нашей работы показали, что правильная и продуманная организация волонтёрского отряда экологической направленности на базе школы может стать эффективным средством или дополнительным инструментом при формировании экологического сознания у учащихся подросткового возраста.
Для успешного развития добровольческого движения экологической направленности в общеобразовательной школе нами были подобраны следующие методические рекомендации:
1) любая волонтёрская организация должна иметь координатора (куратора) – ответственное лицо, имеющее опыт работы в общественных организациях, отвечающее за привлечение и обучение новых добровольцев и проведение работы в целом;
2) обязательно около 3-4 раз за учебный год куратору отряда следует проводить информационную кампанию по привлечению новых учащихся в волонтёрский отряд;
3) куратор совместно с участниками отряда должен сформировать цель работы своей организации, поставить задачи для достижения данной цели и рассмотреть более эффективные пути решения этих задач;
4) для развития у волонтёров управленческих навыков надо постоянно посещать обучающие занятия, мастер-классы, принимать участие в составлении плана работы и организации тематических мероприятий;
5) внедрение иерархической системы и распределение должностей для участников отряда является одним из эффективных стимуляторов добровольческой деятельности – участники отряда приобретают определённый статус, который при желании могут изменить. Такой подход к работе повышает у учащихся самооценку, чувство ответственности, а также ощущение своей важности и нужности в деле, которым он начал заниматься.
В процессе работы нами сделаны следующие выводы:
1. На сегодняшний день во многих общеобразовательных школах города Комсомольск-на-Амуре экологическому образованию уделяется мало внимания. Этому свидетельствует выявленный в ходе опроса низкий уровень сформированной экологической культуры у школьников подросткового возраста.
2. Низкий уровень экологической культуры может привести к полному отсутствию экологических ценностных ориентаций и установок, а также безответственному отношению в плане сбережения окружающей среды.
3. Существующие методы и средства, направленные на формирование и повышение экологического сознания учеников, надо постоянно комбинировать и применять как инструменты для эффективной экологизации школьного обучения.
4. Одним из современных средств, которое в настоящее время не самое популярное среди педагогов, но при этом действительно эффективно способствует повышению уровня экологического сознания школьников подросткового возраста, является организация волонтёрского отряда на базе общеобразовательной школы.