Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INTEGRATION OF BUSINESS, PRODUCTION AND HIGHER EDUCATION SYSTEM OF CONVICTS IN PENAL COLONIES OF THE URAL REGION

Molchanov N.A. 1 Verbitskaya N.O. 1
1 Ural state forestry engineering University
11714 KB
The article considers one of the key tasks of the concept of the Federal target program «development of the penal system (2017-2025)» for the employment of persons released after serving sentences. The level of education of convicts, which significantly affects the correction of socialization in the period of serving the sentence. The diagram of correlation of violations of regime requirements by convicts in correctional colonies of the Ural region in percentage relation to the level of education is considered. The analysis of business integration with the placement of high-tech equipment, technological flows in the production areas in the penal colonies, based on both Federal and regional legal documents. Convicts-students of remote technologies at the University receive a unique experience and practical training on high-tech equipment and production flows placed by the business community. It is noted that the production practice has the task of strengthening and deepening the knowledge gained by convicts-students in the study of special and General technical disciplines, as well as for the development of engineering qualifications for management and work on highly intelligent equipment and production processes. In this regard, the development and implementation of models of integration of higher education with production business processes is an important step. Isolation and close integration of business processes with the regime features of correctional colonies create an almost ideal environment for the formation of qualifications based on educational competencies.
convicted students
business integration
high-tech equipment
distance education of convicts
industrial practice

Одной из социально-экономических проблем России является высокий уровень неработающих осужденных людей. В Концепции федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017–2025 годы)» отмечается, что эта проблема создает большие трудности для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при решении задач по трудоустройству лиц, освободившихся после отбывания наказаний. Значительный перерыв в трудовой деятельности и отсутствие профессиональных навыков у этой категории граждан затрудняют их трудоустройство, создают социальную напряженность в регионах и приводят к росту рецидивной преступности [1].

Цель исследования

Одна из задач современной уголовно-исполнительной системы России – подготовить осужденных к жизни после освобождения, что является одним из путей преодоления высокого уровня рецидивной преступности. Решение этой задачи вызывает объективную потребность поиска наиболее эффективных направлений, форм, средств и методов работы с осужденными в местах лишения свободы.

Цель данной статьи – представить образовательный подход к решению задачи ресоциализации осужденных молодых людей, объединенный с процессом получения профессии и адаптации к высокотехнологичной производственной среде.

Материал и методы исследования

В последнее время наряду с духовно-нравственными, религиозными направлениями работы с осужденными усиливается роль образования в пенитенциарных учреждениях. Общие наблюдения за характером поведения осужденных показывают, что обучающиеся осужденные совершают значительно меньше нарушений режима содержания в исправительной колонии (ИК), в отличие от лиц, не охваченных процессом обучения. Уровень образования осужденных значительно влияет на коррекцию социализации в период отбывания наказания, а также в постпенитенциарный период. На рисунке 1 представлены данные о нарушении режимных требований осужденными в соответствии с имеющимся у них образовательным уровнем [2].

Рис. 1. Соотношение нарушений режимных требований осужденными в ИК лесного сектора Уральского региона в процентном отношении и уровня образования
(по состоянию на 01.05.2018 г.)

Большое значение в контексте рассматриваемой проблемы имеет предоставление осужденным возможности получения профессионального и высшего образования. В настоящей статье рассматриваются преимущества модели высшего профессионального образования осужденных, интегрированного с производственными бизнес-структурами исправительных колоний. Такой подход к внедрению высшего образования в пенитенциарные учреждения дает преимущество близости и включенности образовательного процесса в производство. Это не просто дает возможность обеспечить производственные цеха исправительных колоний квалифицированными кадрами, но и создает устойчивую жизненную мотивацию осужденных к приобретению профессиональных компетенций и в итоге желание и возможность трудоустройства.

Внедрение экспериментальной модели по предоставлению услуг высшего инженерного образования осужденных в ИК Уральского региона проходит с 2014 г. и осуществляется «Центром инновационных технологий инженерного образования» (далее – ЦИТИО) Уральского государственного лесотехнического университета (УГЛТУ). Важной задачей в организации учебного процесса и профессионально-производственной подготовки являются отбор и применение таких технологий и методов обучения, которые бы способствовали быстрому и рациональному освоению знаний, умений, навыков осужденными-обучающимися.

Четырехлетний опыт обучения осужденных показал, что дистанционный характер образовательного процесса ориентирован в основном на обмен учебной информацией между осужденным-обучающимся и преподавателем (с непосредственным участием фасилитатора – сотрудника воспитательного отдела, работающего с дистанционными учебными программами сервера электронной библиотеки университета). Для практического обучения специалиста лесной отрасли традиционная образовательная подготовка дополняется интеграцией в реальные производственные процессы.

Подготовка инженерных кадров связана с практическими занятиями на производственных высокотехнологичных процессах мебельного и деревообрабатывающего производства (с непосредственным участием тьютора – сотрудника производственного отдела исправительного учреждения, выполняющего роль наставника при прохождении производственной практики осужденного-обучающегося непосредственно на производственных участках исправительного учреждения). С нормативно-правовых позиций процесс взаимодействия бизнес-сообщества и пенитенциарной системы по внедрению передовых технологий на производственные площадки исправительных колоний регламентирован Соглашением о сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и Федеральной службой исполнения наказаний (заключенным в г. Москве 22.11.2016 г. № 363). Этот документ определяет механизмы вовлечения субъектов предпринимательской деятельности в организацию производств на территории учреждений уголовно-исполнительной системы, стимулирующих участие в производственно-хозяйственной деятельности исправительных учреждений [3].

Взаимодействие с бизнес-сообществом Уральского региона, производственными структурами различных форм собственности с целью привлечения инвестиций, внедрение новых технологий, высокотехнологичного оборудования в развитие производственно-хозяйственной деятельности исправительных учреждений и создание новых высококвалифицированных рабочих мест для осужденных составляют важнейшие направления работы учреждений уголовно-исполнительной системы [4].

Вышеуказанная нормативно-правовая база позволяет интегрировать бизнес-процессы на площадках Центра трудовой адаптации осужденных исправительных колоний с системой высшего образования осужденных в части прохождения производственных практик, освоения инженерных квалификаций для управления и работы на высокотехнологичном оборудовании и в производственных процессах.

В реализации модели интеграции бизнеса с системой профессионального и высшего образования на производственных площадках исправительных колоний Свердловской области участвуют организации, внедряющие технологические потоки, оборудование деревоперерабатывающего направления: ИК-54 – высокотехнологичное оборудование (поточная линия «Скарабей») по производству древесных топливных гранул (пеллет); ИК-3 – ленточнопильный станок «Тайга-400», «Тайга-500»; ленточная пилорама «Алтай-3», двухвальный многопильный станок «Акула 2М», дисковая пилорама углового пиления ТПУ, торцовочный станок ТС-3, станок горбыльно-перерабатывающий ГРАД 4М; ИК-24 – производство европоддонов, комплексная линия сборки поддонов PalletPro; ИК-10, ИК-13 – поточная линия по производству мебели.

Результаты исследования

Отраженная на рисунке 2 замкнутая система исправительных учреждений с внедрением в нее компонентов бизнеса, передовых технологий, высокоинтеллектуального технологического оборудования и IT-технологий высшего дистанционного образования осужденных в рамках системы «университет – исправительная колония» дает уникальный опыт подготовки инженеров для лесной отрасли. Социально-экономическое партнерство уголовно-исполнительной системы, бизнеса и производства Уральского государственного лесотехнического университета мы рассматриваем как форму активного взаимодействия разноведомственных учреждений для получения социального эффекта для конкретной категории людей [5].

Рис. 2. Интеграция бизнеса, производства и системы высшего образования осужденных в исправительных колониях

Исходя из требований ФГОС ВО по направлению 350302 «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств» подготовка высококвалифицированных инженеров в отрыве от современного производства, науки и техники практически невозможна. Особую роль здесь играет непрерывная производственная практика – важнейшая и неотъемлемая часть профессионального становления будущих инженеров, формирования у них деловой инициативы, расширения кругозора, приобретения первого опыта производства.

Важным аспектом профессионального инженерного развития осужденных-обучающихся в предложенной нами схеме интеграции бизнеса, профессионального и высшего образования на производственных площадках исправительных колоний является возможность моделировать профессиональные компетенции, необходимые рабочему и инженеру в мебельном и деревообрабатывающем секторе лесной отрасли в соответствии с ФГОС (рис. 3).

Рис. 3. Схема интеграции бизнеса, профессионального и высшего образования на производственных площадках исправительных колоний, формирующей профессиональные компетенции осужденных-обучающихся

Комплексный подход к освоению компетенций в схеме интеграции бизнеса, профессионального и высшего образования на производственных площадках исправительных колоний необходим осужденному-обучающемуся в формировании рабочих и инженерных квалификаций, направление которых ориентировано для деревообрабатывающего и мебельного сектора лесной отрасли.

Заключение

Образовательные возможности схемы высшего инженерного образования, интегрированного с бизнес-процессами для изолированных от общества лиц, обусловлены следующими позициями.

1. Получение образования, ориентация в поле профессиональных квалификаций проходит практически без возникновения психологического барьера в общении в условиях ограничения свободы как со стороны осужденного, так и со стороны преподавателя.

2. Географические и отраслевые границы реализации такого образования достаточно велики и позволяют расширить поле социально-реабилитационных возможностей для большого количества осужденных молодых людей.

3. Образование опирается на активное формирование информационных, профессиональных компетенций осужденных-обучающихся, ими приобретаются навыки самоорганизации и самоактуализации, ранее утраченные личностью, что становится достижимой реальностью возвращения к социально-конструктивной жизнедеятельности в постпенитенциарный период [6].

Производственная практика имеет своей задачей закрепление и углублений знаний, полученных осужденными-обучающимися при изучении специальных и общетехнических дисциплин. Приобретение опыта практической работы по специальности в качестве операторов лесоперерабатывающих машин, станков мебельной сборки, станочников на основном технологическом оборудовании или дублера мастера, технолога цеха, получение навыков инженерной и организаторской работы в коллективе, ознакомление с передовыми методами решения конкретных производственных задач, возникающих в процессе функционирования предприятия и его отдельных структурных подразделений, способствует формированию статуса рабочих и инженерных кадров в российской пенитенциарной системе.

Интеграция высшего образования осужденных с производственными бизнес-процессами дает возможность не только полноценной реализации требований ФГОС в отношении формируемых компетенций высшего образования. Важным дополнением являются высокотехнологичные квалификации различного уровня: от рабочих до квалификаций линейного инженера. В этом отношении реализуемая модель высшего образования осужденных является еще и моделью согласованного формирования квалификаций и компетенций по образованию. Вступление в силу в 2017 г. Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» поставило перед системой образования новые задачи расширения традиционных связей производственной практики с обучением [7]. В этой связи разработка и реализация моделей интеграции высшего образования с производственными бизнес-процессами является важным шагом. Замкнутость и тесная интегрированность бизнес-процессов с режимными особенностями исправительных колоний создают практически идеальную среду для формирования квалификаций на основе образовательных компетенций. Следующим шагом должен стать анализ правовых и организационных возможностей прохождения осужденными молодыми людьми процедур независимой оценки квалификации на базе существующих в ИК высокотехнологичных производств.